Создание образов
Стоит рассматривать и способы формирования образов воображением.
- Агглютинация — образы создаются при соединении определенных качеств, частей отдельных объектов в одно целое. Примерами являются образы кентавра, русалки, избушки, которая стоит на куриных ножках. Данный способ применим и в техническом творчестве. Так создавались аэросани, гидросамолет, троллейбус и даже аккордеон.
- Акцентирование. Происходит деление отдельно взятых деталей какой-то части целого объекта. Данным приемом не редко пользуются карикатуристы, когда хотят подчеркнуть определенные черты.
- Гиперболизация. Происходит преуменьшение или преувеличение объекта, а также возможно смещение или изменение его отдельных частей. Данный способ широко применим в сказках, а также в былинах. Примеры: лилипуты и великаны, многоголовые драконы.
- Типизация — самый сложный способ. Пример, когда человек наблюдает картину, рисует в подсознании образ, который передан автором. При чтении книги, благодаря описанным чертам персонажа, человек представляет его внешность, характер, имеет возможность окунуться в его мир, время и окружение.
Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях
Воображение также связано и с реализацией наших волевых действий. Так, воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что — либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.
Деятельность воображения связана с работой коры больших полушарий головного мозга. Нередко этот когнитивный процесс соотносится преимущественно с активностью правого полушария. Однако следует признать, что для формирования образов воображения необходимо системное взаимодействие обоих полушарий, каждое из которых специализируется на выполнении определенных функций: правое полушарие обеспечивает целостность представления, соразмерность и композиционное единство, в нем принято усматривать материальный субстрат эстетических чувств; левое — делает возможным вербализацию представления, его детальное описание, т.е. поддерживает единство образа и слова, воображения и речевого выражения .
Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга.
Каковы же механизмы переработки представлений в воображаемые образы? Образы, возникаемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах. Исследования психологов позволили выделить несколько способов создания образов воображения:
1. Агглютинация — элементарная форма синтезирования образов, состоящая в соединении различных, часто не сочетаемых в повседневности качеств и частей предметов (русалка, кентавр).
2. Гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета (великан, гном), изменение количества его частей (трехголовый дракон).
3. Заострение, подчеркивание и усиление отдельных черт предмета (карикатура, шарж).
4. Схематизация представления, сглаживание различий, акцентирование сходства нескольких предметов.
5. Типизация — выделение существенного, воспроизводящегося в однородных фактах и однотипных ситуациях, воплощение этих существенных черт в конкретном образе .
Следует также отметить, что воображение из — за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, хорошо известно, что представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку представление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.
Существуют различные виды воображения. В основании для выделения видов воображения могут лежать: степень субъективного контроля, степень уникальности образа, особенности предмета представления и т.д.
Сновидения и галлюцинации как низший уровень воображения
Сновидения находятся на примитивном уровне воображения, под сновидениями понимают воссоздание спящим человеком различных образов. Сновидения приходят из бессознательного. Сновидения представляют собой нормальную работу мозга во время сна. Они являются достаточно сложными явлениями психики человека. Чаще всего их основа – опыт и переживания человека. Сновидения могут быть образами, которые всплывают из долговременной памяти.
Под галлюцинациями понимают образы, которые возникают в сознании человека без внешних причин и раздражителей. Галлюцинации могут быть вызваны приемом алкоголя или психотропных средств. Так же галлюцинации могут возникать из-за патологии в головном мозгу.
Галлюцинации делят на:
- истинные
- псевдогаллюцинации
Определение и виды
Воображение — процесс, во время которого создаются образы, которые являются новыми, но основаны на былом опыте. Данное определение имеет связь с фантазией и мышлением. При помощи воображения индивид можно представлять результаты поступков, правильно себя вести в непонятной ситуации.
По мнению физиологии воображение представляет собой процесс, при котором образовываются временные нейронные связи, является результатом деятельности головного мозга.
Воображение — это процесс, во время которого происходит мысленное преобразование действительности, появляется способность к созданию новых образов реальности при переработке смыслового интеллектуального практического и чувственного опыта. Оно может характеризоваться устойчивостью образов, их яркостью, новизной, широтой, оригинальностью и правдивостью.
Виды воображения в психологии представлены следующими формами:
- активное — человек прикладывает силу для вызова определенных образов в своем подсознании;
- пассивное — образы формируются без непосредственного участия человеческого мышления, не зависят от его желаний, в жизни не воплощаются.
Пассивный вид в свою очередь делится на:
- преднамеренный — образы, создаваемые воображением, не имеют общей связи с волей, которая была бы способна их осуществить;
- непреднамеренный — образы появляются, когда имеет место расстройство сознания, в момент дремоты, во сне.
Кроме того, различают типы воображения в зависимости от категорий, которые их объединяют.
- По предмету: образный; эмоциональный вид; словесно-логический.
- По типу труда: технический вид; художественный.
- В зависимости от образов: конкретный вид; абстрактный.
- По результатам: творческий вид — формирование образов, которые в настоящее время не существуют; воссоздающее воображение — когда мысленно воспроизводятся существующие образы.
Воображение необходимо людям для трудовой деятельности. Оно всегда имеет направленность на труд, практическую деятельность. Перед тем, как человек совершает поступок, он мысленно представляет свои действия и возможные результаты.
Способы развития творческого мышления
Существуют определенные методы, которые могут значительно повысить развитие творческого мышления.
Один из наиболее эффективных способов — это вовлечение в чтение литературы и просмотр научных фильмов, что позволяет значительно расширить кругозор и углубить знания в различных областях. Благодаря этому, мы получаем богатый запас материалов для творческих процессов, что является неоценимым
Кроме того, важно также активно запоминать и анализировать информацию, что способствует развитию критического мышления и поиск необычных решений. Применение этих методов обеспечит не только разнообразие и глубину мыслительных процессов, но и станет надежным стимулом для новаторства и оригинальности в творческом творчестве
Погрузитесь в мир фантазии и привнесите невообразимые изменения в воображаемые объекты. Представьте себе необъятное море, где звучат ритмичные звуки прибоя и чувствуется прохладный приморский бриз. Представьте, что вы нежно погружаетесь в воду, ощущая ее температуру, в то время как волны ласкают вашу кожу. Это лишь один из множества примеров. А как насчет груши? Представьте ее сочный аромат, очертания и размер, визуализируйте яркий цвет. Потрогайте этот воображаемый фрукт, почувствуйте его текстуру и гладкость на своей коже. Можете даже вообразить, что откусываете небольшой кусочек и наслаждаетесь его вкусом.
А как же насчёт вдохновения? Ведь оно может быть везде! Поищите источники вокруг себя, поговорите с друзьями, узнайте их взгляды и идеи. В групповых проектах творческих умов чудеса случаются – иногда такие идеи просто потрясающе уникальны и захватывают дух.
Предназначение и функции
Роль воображения представлена следующими моментами:
- возможность представлять реальность при помощи образов, умение их использовать;
- индивид в непредвиденном случае может формировать план действий;
- возможность регулировать эмоциональность отношений;
- регулировка процессов познания индивида.
Воображение позволяет выйти за пределы понимания человека, способствует предвидению будущего, оживляет прошлое.
Предлагаю Вашему вниманию функции воображения.
- Побуждение к активной деятельности при помощи привлекательного, яркого образа результата.
- Наличие определенных планов и способов осуществления задуманного.
- Психотерапия, эмоциональная саморегуляция, иллюзорное удовлетворение своих потребностей. На основе этой функции существует риск потери реальности. Частный пример замещения действительности образами из игр, последствие игромании.
- Умение регулировать свое поведение в нестандартных ситуациях, порой проблемных при помощи альтернативных поступков, новых образов, учитывая возможные последствия.
- Организация познания, моделирование, воссоздание объектов по детальному описанию, достройка не хватающих элементов.
Пассивное воображение
Как и другие познавательные процессы, воображение может быть произвольным, то есть целенаправленным и регулируемым нашим сознанием и волевыми процессами. Но есть и непроизвольное воображение, которое связано не с сознательной мыслительной деятельностью, а с процессами подсознания.
Степень неосознанности и непроизвольности воображения может быть разной. Думаю, все из нас переживали состояние, когда мысли, образы, представления появляются как бы сами по себе, независимо от наших желаний. Мысль свободно «блуждает в извилинах» головного мозга. В голове всплывают картинки, идеи, они комбинируются, видоизменяются, вызывают новые ассоциации. Иногда на каком-то этапе мы можем заинтересоваться спонтанно возникшей мыслью и взять контроль над процессом воображения.
В такой ситуации мы не только вполне способны управлять этим психическим процессом, но и отличаем его образы от реальных, то есть осознаем их фантастичность. Но бывают иные ситуации, когда воображение абсолютно спонтанно, непроизвольно и пассивно, то есть участие образов в какой-либо активной деятельности даже не предполагается.
Пассивное непроизвольное воображение
К этому виду воображения относятся сны и галлюцинации.
- Сны – это порождение здоровой психики, их видения – результат сложных процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Торможение позволяет активизироваться нашему подсознанию, где хранится огромное количество образной информации. На уровне подсознания образы переплетаются, перемешиваются, рождая новые комбинации, как в детском калейдоскопе. И такие необычные картины и замысловатые сюжеты становятся содержанием наших снов.
- Галлюцинации, в отличие от снов, являются порождением болезненных состояний, когда деятельность головного мозга нарушена. Это может быть бред во время тяжелой болезни, следствие алкогольного и наркотического опьянения или результат психических отклонений. Иногда галлюцинации возникают в ответ на сильные эмоциональные потрясения, когда у человека резко снижается уровень рационального контроля.
Несмотря на различия, эти два вида воображения объединяет неспособность человека контролировать их. Но есть виды пассивного, непродуктивного воображения, которые вполне осознанные и управляемые, хоть нередко возникают спонтанно и в определенной степени непроизвольно.
Пассивное произвольное воображение
К этому виду относятся два очень близких и похожих психических явления – мечты и грезы. Одна из важнейших функций воображения – прогностическая. Благодаря ей мы можем предвидеть развития событий в будущем, причем не только вероятные, но и маловероятные и даже совсем уж невероятные. Почему бы нет? Сила нашей фантазии такова, что мы способны навоображать себе что угодно: хоть принца на белом Мерседесе, хоть выигрыш в лотерею, хоть головокружительный успех на службе.
Не всегда воображаемое сбывается – принцев на всех не хватает. Но почему бы не помечтать?
- Мечты – это не просто фантазии, а образы желаемого будущего. Они могут быть в той или иной степени реалистичными, многие из них требуют определенных условий и приложения сил для своего осуществления, но вполне достижимы. А главное, даже будучи видом пассивного воображения, мечта побуждает человека к активности.
- Грезы, в отличие от мечты, к реальности отношения не имеют, это исключительно продукт нашего воображения, и, как правило, человек даже не предполагает что-то делать, чтобы грезы стали реальностью. Это пусть и приятное, но иллюзорное восполнение действительности.
Граница между мечтой и грезой очень зыбкая, иногда ее трудно заметить, но различия можно понять на простом примере. Девушка, читая книгу в жанре фэнтези, представляет себя на месте героини, попавшей в сказочный мир, где в нее влюбляются сразу три принца или темных властелина. Это греза. А если девушка думает, что она когда-нибудь тоже напишет и даже издаст подобную книгу, то это мечта. И при должных усилиях вполне осуществимая.
Какие функции выполняет сон
Сон выполняет несколько важных функций для нашего организма:
- Восстановление: Во время сна организм восстанавливает энергию, ремонтирует поврежденные клетки и ткани, а также восстанавливает иммунную систему.
- Консолидация памяти: Под влиянием сна происходит закрепление и организация информации, полученной в течение дня. Во время сновидений мозг структурирует и ассоциирует новые знания со старыми, что способствует более эффективному усвоению и запоминанию.
- Регуляция эмоций: Сон помогает организму обрабатывать и регулировать эмоции. Во время сна происходит снижение активности эмоционального центра мозга, что позволяет обработать негативные эмоциональные впечатления и придать им более рациональное значение.
- Физическое и психическое восстановление: Сон способствует расслаблению мышц, снижению уровня стресса и напряженности, а также повышению эффективности работы мозга и концентрации внимания.
- Укрепление здоровья: Регулярный и качественный сон помогает укрепить иммунную систему, снизить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, ожирения и других хронических заболеваний.
Все эти функции сна являются важной составляющей нашего общего физического и психического благополучия. Поэтому важно обеспечивать себе достаточное количество качественного сна
Особенности развития воображения детей дошкольного возраста
Воображение зависит от многих факторов: возраста, психического развития и особенностей развития (наличие каких-либо нарушений психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей общения; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от развития процесса обучения и воспитания. Опыт ребенка развивается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого
Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять-таки очень разное. Интересы ребенка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение ребенка работает иначе, чем у взрослого
Опыт ребенка развивается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять-таки очень разное. Интересы ребенка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение ребенка работает иначе, чем у взрослого.
Воображение играет большую роль в жизни ребенка, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и позволяет гораздо легче «уходить» от реальности. А главное — дети верят в то, что придумывают. Воображение позволяет ребенку познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира .
Растущая познавательная потребность малыша в значительной степени удовлетворяется с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Ребенок представляет себе лунный пейзаж, полет на ракете, тропические растения. Следовательно, воображение значительно расширяет границы его познания. Кроме того, оно позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, которые не встречаются в повседневной жизни
Например, в игре ребенок спасает своих товарищей во время шторма, отважно управляет кораблем. Такое «участие» обогащает его интеллектуальный, эмоциональный и нравственный опыт, позволяет глубже познать окружающую среду, природную, объективную и социальную реальность
Воображение ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но занимает большее место в его жизни.
Каковы этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?
До трех лет детское воображение существует внутри других психических процессов, в которых закладывается его основа. В трехлетнем возрасте происходит становление вербальных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом. Вначале воображение неразрывно связано с объектом, служащим внешней опорой. Так, в игре ребенок 3-4 лет не может переименовать предмет, если он не действует с ним. Действуя с ним, он представляет стул кораблем или кубик — горшком. Сам предмет — заменитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Именно игрушки и предметы-атрибуты подталкивают малыша к определенному сюжету игры (М. Г. Витязь). Например, увидев белый халат, он начинает играть в больницу; увидев весы, становится «продавцом». Постепенно воображение начинает основываться на предметах, совсем не похожих на предметы-заместители. Так, дети старшего дошкольного возраста используют в качестве игрового материала природные материалы (листья, шишки, камешки и т.д.) . Роль зрительных опор особенно очевидна при воссоздании художественного текста. Иллюстрация служит такой опорой, без которой дошкольник не сможет воссоздать события, описанные в сказке. У детей старшего дошкольного возраста слова текста начинают вызывать образы без зрительной опоры. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает.
В заключении
Откройте двери своего воображения с Alter — сервисом, который поможет вам найти идеального психолога для осуществления вашего самого смелого внутреннего путешествия. Верните себе внутреннюю гармонию и раскройте свой потенциал вместе с опытными профессионалами, готовыми сопровождать вас на каждом шагу вашей эмоциональной реабилитации. Позвольте Alter стать вашим проводником в мире исследования себя, где ваши мысли, чувства и воображение станут силой, которая поможет вам преодолеть любые преграды.
Безопасные и эффективные консультации психолога онлайн
Терапия с Alter — это анонимно, комфортно и безопасно, в какой бы точке мира вы ни находились. В нашей базе только проверенные специалисты, и вы можете не опасаться, что поиск психолога обернется разочарованием. Услуги подбора психотерапевта доступны круглосуточно, бесплатно и без регистрации. А если вам нужна срочная помощь — чат поддержки работает 7 дней в неделю, и наши специалисты готовы найти для вас сеанс в удобное время.
Активное и пассивное воображение
При непроизвольном воображении новые образы возникают под влиянием мало осознаваемых или неосознаваемых потребностей, влечений, установок. Такое воображение работает, как правило, когда человек спит, находится в сонном состоянии, в дневных грезах, в состоянии «бездумного» отдыха и тому подобное.
Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сны, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе является и деятельность воображения, разворачивающаяся в полусонном, сонном состоянии, например, перед засыпанием.
Со снами всегда было связано множество предрассудков и суеверий. Это связано с природой сновидений, которые представляют собой сочетание странных, небывалых, а иногда даже абсурдных, фантастических, нелепых картин и событий. Причина такой природы сновидений заключается в том, что сон является проявлением особой активности изолированных групп нервных клеток коры головного мозга в условиях, когда вторая сигнальная система заторможена. Торможение вторых сигнальных связей приводит к тому, что у спящего человека отсутствует критическое отношение к возникающим сновидениям. Возникают причудливые, хаотичные сочетания обрывков следов прежних впечатлений и переживаний. В.А. Крутецкий считал, что сны — это небывалая комбинация былых впечатлений .
Добровольное воображение — это процесс сознательного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Оно характеризуется осознанием не только цели, но и мотивов деятельности, ради которых человек вынужден продуцировать новые образы. Волевое воображение делится на воссоздающее и творческое.
Воссоздающее воображение характеризуется тем, что в его процессе субъективно создаются новые образы, новые для данного человека, а объективно они уже существуют, воплощенные в определенных культурных объектах. Воссоздание образа может происходить на основе словесного описания, восприятия образов в виде картин, схем, карт, чертежей, мысленных или материальных моделей.
Творческое воображение — это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Творческое воображение — это создание оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей. Образы творческого воображения формируются с помощью определенных операций. Е.А. Сошина выделила две такие операции, лежащие в основе продуктивной работы воображения: диссоциация и ассоциация .
Диссоциация — это подготовительная операция, в ходе которой прошлый чувственный опыт субъекта, те или иные впечатления подвергаются диссоциации и в них выделяются элементы, которые впоследствии войдут в новые комбинации. Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация — это первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации является существенным препятствием для творческого воображения.
Ассоциация — это создание целостного образа из элементов изолированных единиц образов. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частными и чисто случайными сходствами .
Визуальное воображение — это такое воображение, за которым стоит конкретный зрительный образ.
Абстрактно-логическое воображение — это такое воображение, за которым стоят абстрактные понятия, а также логические отношения.
Образное представление времени — продукт такого представления, которое может быть насыщено деталями, обобщено или схематизировано, изменено по яркости, дифференцировано.
Образное представление пространства — это такой образ, с которым можно производить следующие операции: мысленное вращение, преобразование масштаба, перемещение объектов, объединение составных частей, изменение пространственной ориентации, увеличение, группировка, деление и другие.
Воображение и стремление к достижению
Первые три года жизни ребенок пребывает под воздействием непосредственных впечатлений от предметов, доступных восприятию. Затем формируется воображение — возможность мысленно видеть отсутствующие предметы и ситуации манипуляций с ними, преобразовывать их, желать или пугаться.
С этого момента возникают две тенденции. Одна — упорно овладевать предметами, представленными в воображении — получить вожделенную игрушку, поход в зоопарк, любимое занятие. Другая — отказаться от достижения и обойтись воображением. Равновесие их зависит от семейной среды и уже сложившихся качеств личности малыша.