Недоросль Митрофанушка (по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль») | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн
Тщетно звать врача к больным неисцельно.
Д. Фонвизин. Недоросль
Фонвизин жил во времена жестокого угнетения народных масс, в эпоху расцвета крепостничества и привилегированного положения дворян, в век самодержавного произвола российской монархии. Великий драматург был представителем передовых кругов дворянского общества и смело критиковал пороки времени в своих произведениях. В этом плане вершиной творчества Фонвизина стала его бессмертная комедия «Недоросль», в которой, как одна из самых главных, затрагивается проблема воспитания молодежи.
В образе Митрофанушки в комедии дано сатирическое обличение подрастающего поколения крепостников, погрязших в своем невежестве. Современники драматурга отмечали, что образ недоросля наделен правдивыми и типическими чертами, что делает его не только смешным, но и страшным своей реальностью.
Кто же такой Митрафанушка? Судя по тому, что он еще гоняет голубей и его опекает няня Еремеевна, с которой строго спрашивают за каждый шаг «дитяти», можно предположить в нем малолетнего ребенка. Но Митрофану уже шестнадцать лет, и, познакомившись с ним поближе, мы узнаем, что он — духовно бедный человек. Сладко поесть, вволю поспать — это все, что его интересует. В том, что касается выгоды, Митрофан очень наблюдателен, ведь живой пример родителей всегда у него перед глазами. «Не трудись по-пустому, друг мой», — говорит сыну мать, и Митрофан честно ленится, где только это возможно.
Семья Скотининых-Простаковых всегда славилась тем, что ученых людей у них в роду не было: «Без наук люди живут и жили». Однако после петровских реформ дворянским сынкам-недорослям без образования стало невозможно не только поступить на государственную службу, но и жениться. Поэтому Митрофан вынужден заниматься с учителями. Однако что это за учение! Вот уж действительно, «через воспитание разумели они одно питание». Митрофан, по наущению матери, учится лишь для виду, поэтому и жалуется его учитель Цыфиркин: «Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет». Правильно говорят, что «голова его гораздо слабее брюха». Особенно убедительно Фонвизин демонстрирует нам умственное убожество Митрофана на «экзамене». Недоросль после нескольких лет учения уверен, что слово «дурак» прилагательное, «потому что оно прилагается к глупому человеку».
Потакание любым желаниям «дитяти», весь уклад домашней жизни воспитывают из Митрофана грубого деспота, невежественного крепостника. Не зря говорит Стародум, что «невежда без души — зверь». Жестокость, властность и грубость проявляет недоросль на каждом шагу не только по отношению к крепостным, но и к домашним. Он «лается», а не разговаривает с учителями, называя одного из них «гарнизонной крысой», старую свою няню Еремеевну обзывает «старой хрычовкой». Да мало ли, на что может «разгневаться дитя»?!
«Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит», — говорит Простакова. Да уж, очень «матушкин сынок» привык кататься на чужой шее. Он привык, чтобы его кормили, одевали, оберегали от опасности. Его несамостоятельность порой ставит его в неловкое положение, но всегда под рукой мама, няня, учитель.
Митрофан труслив, он даже не может защититься от нападок дяди, а просит помощи у старенькой няни: «Мамушка! заслони меня». Материал с сайта //iEssay.ru
Предыдущий опыт научил Митрофана, что не ум важен в людях и не душа (что это такое — недоросль и слыхом не слыхивал), а общественное положение. Поэтому в его поведении столько лести и лицемерия. В зависимости от смены занимаемого людьми положения меняется и отношение к ним Митрофана. Даже мать не жалеет он и теряет к ней интерес, лишь только у нее отбирают власть: «Да отвяжись, матушка, как навязалась». С этими словами любимый сын легко и просто отказывается от матери в тяжелую для нее минуту.
Имя Митрофана после выхода комедии в свет стало нарицательным, им называют грубых, глупых, ленивых, невежественных людей. А ведь таких и в наше время предостаточно. Значит, и сегодня комедия Фонвизина остается актуальной, заставляет нас думать, наблюдать и делать выводы.
- что касается учителей митрофана
- цыфиркин учитель биография из фонвизина недоросль
- недоросль митрофанушка и дурак
- Недоросль правдив
- эпиграф к произведению недоросль фонвизина
Краткое содержание «Недоросля» (по действиям)
Действие 1
Госпожа оценивает пошитый для Митрофанушки кафтан и отмечает, что одежда ему не по размеру. Ругает портного Тришку, который говорит, что самоучка, и шить умеет плохо. В ответ Простакова оскорбляет его за «скотские рассуждения» и требует позвать мужа.
Супруг ничего сказать не смеет. Жена недовольна. Она срывается с криком на няню сына Еремеевну, спрашивая, почему «дитя» не накормлено. Кормилица неуверенно замечает, что мальчик съел пять булочек. Мать считает, что няня жадничает. Митрофанушка жалуется на плохой сон, в котором бедная маменька отбила руки, пока наносила удары по нерадивому папеньке.
Тарас, прибывший брат Простаковой,сообщает о своих намерениях жениться на богатой сиротке Софье. Она осталась без родных, а дядюшка – в Сибири. Ей принадлежит это имение, и пора породниться с девушкой. Ему нравится идея, что на её плодородных землях можно развести немало свиней.
Приходит сама «невеста» с посланием от дяди. Простакова просит чиновника Правдина зачитать его: она грамоте не обучена. Митрофанушка тоже не умеет читать, писать. Из письма узнают, что Софье досталось наследство. Госпожа тут же заявляет, что девушке нужен жених.
В деревню прибывают солдаты.
Действие 2
С солдатами приезжает и офицер Милон. Он приставлен к господам для дачи на них характеристики. Он приходит навестить Правдина. Чиновник называет хозяина поместья дураком, а его жену – злой фурией. Милон замечает Софью – девушку, в которую влюблён. Они были в разлуке и потеряли друг друга, но вот нашлись.
Софья жалуется возлюбленному, что госпожа задумала выдать её за своего сына. Сообщает, что не смогла дать решительного отказа, сославшись на то, что выбор будет зависеть от Стародума. Милон ревнует. К беседе присоединяется Скотинин, тоже намеревающийся сделать Софью женой. Он расписывает свои достоинства, выгодно отличающие его от племянника.
При появлении Митрофана дядя набрасывается на него с кулаками, Еремеевна пытается разнять их. Пришедшая вскоре Простакова винит женщину, что та плохо защитила ребенка от драчливого Скотинина.
Действие 3
Прибывает Стародум. Беседует с Правдиным. Из диалога понятно, что он – человек высокого достоинства, чести, ценит духовное выше материальных благ. Считает, что образование – хорошо, но душа превыше всего.
Встречается с Софьей и сообщает, что приехал освободить её. Стародум – умудренный опытом человек, многое повидал и понял, что чины должны быть заслужены, а не выпрошены. Даёт совет племяннице: она вправе сама выбирать, за кого идти замуж, – из любого сословия и положения.
Бранящиеся Простакова с Тарасом изначально хамят, а потом привечают Стародума и начинают заискивать, льстить ему. Неожиданно дядя говорит, что заберёт Софью, поскольку у него уже имеется кандидат на роль её супруга. Скотинин и его сестра наперебой хвалятся: Тарас – за себя, Простакова – за сына. Госпожа приводит учителей в доказательство, что, мол, Митрофанушка обучается.
Простакова заставляет сына немного проявить усердие в учебе, на что тот отвечает: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Учитель Вральман убеждает госпожу, что сыночку и так есть, что показать.
Действие 4
Стародум учит Софью распознавать лжецов и пройдох вроде Простаковых
Дядя говорит о важности добродетельных поступков, совестливых, и что следует остерегаться зависти. Порой внешне пристойный, умнейший человек оказывается настоящим чудовищем внутри
Дядя знакомится с Милоном, не подозревая, что именно его ему советовали выдать за Софью. Стародум рад встрече с офицером, а после племянница признаётся, что влюблена в него. Обстоятельства сложились благополучно.
Стародум резко отвергает кандидатуру Скотинина, когда тот настойчиво заявляет о себе. Митрофанушка тоже спешит блистать талантами. Но его познания совершенно нелепы и неверны. Отказ ждёт и его.
Но госпожа идёт на отчаянный шаг – похищает невесту.
Действие 5
Правдин сообщает, что имение Простаковых переходит под государственную опеку, а крепостные – под защитой от насилия и тирании хозяйки. От такого известия она падает в обморок. Её планы по похищению тоже срываются – Еремеевна сознаётся, что должна была выкрасть Софью по указу госпожи. Девушка спасена Милоном.
Вскрывается правда: Простакова не платила учителям, накопила долги, а Вральман оказывается бывшим кучером Стародума, но не педагогом.
Стародум с Софьей прощаются и уезжают. Простакова плачет, сетуя, что теперь вся надежда у неё на сыночка. Митрофан призывает её отвязаться. Правдин корит его за грубость и отправляет служить в армию. Митрофанушке всё равно куда. Стародум напоследок о Простаковой: «Вот злонравия достойные плоды!»
Воспитание Митрофанушки
Характеристику главного героя хорошо дополняет воспитание, которое дали ему родители. Отец и мать души не чают в сыне, любовь матери к сыну носит больной и уничтожающий личность мальчика характер.
Фонвизин специально использует «говорящие» имена и фамилии, чтобы подчеркнуть качества персонажей. Имя Митрофана означает «похожий на мать».
Характером сын действительно пошел в мать. Юноша – подлый, любит ябедничать и жаловаться: «я опять нажалуюсь матушке».
Мнение отца Митрофана не интересует, он запугивает отца матерью. Жестокий и бессердечный мальчик, когда во сне видит, что матушка бьет отца, жалеет мать, а не отца.
Митрофан – настоящий маменькин сыночек. Мать вырастила сына беспомощным к взрослой жизни, мелочным, заурядным. Юноша не умеет любить, готов только притворяться, что любит, ради корыстных целей.
Родители избаловали сына: «пока Митрофанушка еще в недорослях, пока его и понежить».
Положительные герои
Стародум
Черты характера и взгляды:
честен: не приемлет лжи и подлости в личных отношениях и в работе: «Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно…»;
благонравен: верит, что это важно во все времена: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
считает мудрость главным качеством для правителя: «Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо
Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости»
считает, что образование – путь к благонравию: «Я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих – благонравие».
считает честность основой воспитания: «Я друг честных людей. Это чувство вкоренено в мое воспитание…».
считает чинопочитание неприемлемым: «Я говорю без чинов. Начинаются чины – перестает искренность…».
Стародум – герой-резонёр: транслирует мысли Фонвизина о нравственности, важности воспитания и образования, государственном устройстве.
Герой-резонер – герой литературного произведения, который напрямую выражает взгляд автора, характерен для классицизма, в особенности – для драматических произведений.
Теперь следующий положительный герой.
Правдин
Черты характера и взгляды:
- честный наместник: приезжает к Простаковым, чтобы проследить за порядком в поместье, ему поручено «взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди…».
- имеет схожие со Стародумом взгляды, но более идеализированные.
Например, посмотрим на реплики героев из диалога «о великом государе»:
Правдин. Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать…Стародум. А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных!
Мы видим, что оба героя негативно относятся к крепостному праву. Однако Правдин убежден, что владение крестьянами — большое зло, которому нет оправданий и которое должно быть полностью искоренено. Стародум же мыслит реалистичнее: он придерживается схожей позиции, но отмечает, что всем свойственно заблуждаться. В том числе и дворянам, и правителям.
Софья
Знакомимся с Софьей — сиротой, племянницей Стародума.
Черты характера и взгляды:
- воспитанна, во всем слушается дедюшку: «Ваши наставления, дядюшка, составят все мое благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна. Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам повиноваться».
- разделяет взгляды Стародума: «Ваше изъяснение, дядюшка, сходно с моим внутренним чувством, которого я изъяснить не могла. Я теперь живо чувствую и достоинство честного человека и его должность».
Интересно узнать, кого же полюбила наша замечательная Софья?Приветствуем Милона!
Милон
Черты характера и взгляды:
- бесстрашен, что отмечает Стародум: «Я слышал, что вы были в армии. Неустрашимость ваша…».
- скромен:«В мои лета и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди».
- взгляды на нравственность: «И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостию человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать» – отвага и бесстрашие возможны не только на поле боя, говорить правду – такой же высоконравственный поступок.
Мы познакомились с положительными героями «Недоросля», а теперь самое время заглянуть на «темную сторону». Посмотрим на отрицательных персонажей комедии Фонвизина.
Митрофан и мать
Митрофан типичный маменькин сынок.
Благодаря матери Митрофан абсолютно не приспособлен к жизни. Зачем забивать голову проблемами и заботами, когда есть слуги и мать, ради него готовая на все. Ее опека и собачье обожание раздражали. Материнская любовь не находила отклика в его сердце. Он вырос холодным, бесчувственным. В финальной сцене Митрофан доказал, что мать ему безразлична. Он отказывается от родного человека, стоило ему услышать, что она лишилась всего. Бросившись к нему в надежде получить поддержку, женщина слышит грубое:
Корысть, желание разбогатеть быстро и не прилагая усилий стали его кредо. Эти черты тоже передались от матери. Даже свадьба с Софьей была с подачи маман, желающей выгодно пристроить непутевого сына.
Современные Митрофанушки — кто они
Имя фонвизинского Митрофанушки давно стало нарицательным. Почему это случилось? Почему его образ актуален до сих пор? Все дело в возрасте героя и его воспитании.
Фонвизин прекрасно преподал урок молодым людям на будущее. Через малолетнего героя показал, какое будущее ждет переставшего развивать свой ум и кругозор человека. Что происходит, когда забываешь и игнорируешь общественные морали и человеческие ценности, не уважаешь окружающих.
Такие «митрофанушки» сплошь и рядом, их количество не уменьшается с каждым поколением. Эти люди вступают во взрослую жизнь неподготовленными к ней. Их потребности только физиологические, а духовное развитие не развивается вовсе. Такие люди проживают целую жизнь впустую, не считая бездельничество и тунеядство изъяном.
Второстепенные герои
Также в комедии есть и второстепенные герои. Это слуги: Еремеевна с Тришкой и учителя Митрофана: Цыфиркин, Кутейкин и Вральман.
Поговорим о слугах.
Рассматривая сюжет комедии, мы уже упомянули эпизоды, в которых присутствуют Тришка и Еремеевна.
Но вот о чем мы пока совсем не сказали — о разнице между Еремеевной и Тришкой.
А теперь посмотрим на учителей.
«Алиса в стране чудес»: что скрывается под масками учителей?Смотрите! В кустах прошмыгнул белый пушистый комочек. Да-да, затем мы упали в кроличью нору и оказались (не упадите со стула от неожиданности!) в Стране Чудес.Зачем, спросите вы. Все ради одного эпизода из фильма Тима Бертона «Алиса в Стране Чудес».Красная королева имеет очень низкий рост и огромную голову. Это раздражает ее (в общем-то, не только это). Слуги, чтобы снизить напряжение, используют накладные части тела, тем самым не смущая Королеву своей «идеальностью». В один момент все эти наклеенные дефекты — «маски» отпадают и приводят королеву в бешенство. Герои «Недоросля» тоже кое-что скрывают. Учителя, на самом деле, не являются учителями. Да-да, такое вот разоблачение.Преподаватели в комедии — малообразованные и невежественные люди. Посмотрим, что скрывалось под их «масками»:— Цыфиркин — отставной офицер;— Кутейкин — дьячок, бросивший учебу на первом курсе;— Вральман — бывший кучер Стародума. |
А теперь коротко о каждом из учителей.
Цыфиркин:
- учитель математики
- честный; не берет денег у Простаковой, потому что знает, что ничему не научил Митрофана: «Дал мне Бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет…»
Кутейкин:
- учитель грамоты
- в речи использует много церковнославянской лексики
- сам бросил учебу в семинарии на первом курсе: «Из ученых, ваше высокородие! Семинарии здешния епархии. Ходил до риторики, да, Богу изволившу, назад воротился…» (риторика – предмет на первом курсе, значит, он перестал учиться тогда)
- плохой учитель: «Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. По сесть час, кроме задов, новой строки не разберет»
Вральман:
- учитель французского и других наук
- фамилия на иностранный манер, потому что герой выдает себя за иностранного учителя
- на самом деле – обманщик; раньше был кучером у Стародума: «с умными лютьми не сфясыфайся».
Слайд 10 Простакова – типичная крепостница. То, как она
обращается со своими слугами, свидетельствует о её властности и жестокости,
слуги для неё не являются людьми, поэтому она позволяет их унижать и подавлять, а порой и истязать физически. Да и своего мужа Простакова ни во что не ставит
Речь Простаковой говорит об её ограниченности, необразованности, слова она как правило произносит неправильно, пословицы искажает, как хочет.
Простакова льстива к том, от кого надеется получить выгоду; её льстивые словечки сразу разгадывает умный Стародум, поэтому иронизирует над ней.
Простакова не воспитывает своего сына, а только портит Митрофана своей слепой любовью, потаканиями его лени и разгильдяйству. Митрофан не может поучиться у своей матери ни человечности, ни образованности, ни хорошей речи.
Система персонажей
Скоро мы увлечемся путешествием по комедии и знакомством с нашими героями! Но мы не должны забывать, что не с каждым из них стоит заводить дружбу, ведь среди героев есть положительные и отрицательные. Чтобы ничего не перепутать, посмотрим на небольшую табличку с распределением:
Положительные персонажи | Отрицательные персонажи | Воспитатели и слуги |
СтародумПравдинМилонСофья | ПростаковаПростаковСкотининМитрофан | ЕремеевнаЦыфиркинКутейкинВральманТришка |
Отрицательные персонажи в комедии – это члены семьи Простаквых-Скотининых, поместные дворяне. Они изображены в соответствии с комической традицией.
Так, основное средство их изображения – это сатира: автор стремится обличить невежд, выявить пороки и несостоятельность их мышления.
Кроме этого, для создания их образов используется ряд специфических приемов: говорящие фамилии, указывающие на их отрицательные качества, речевая характеристика, показывающая безграмотность и грубость героев через просторечную и сниженную лексику.
Положительные персонажи изображены в соответствии с трагической традицией.
Так, их диалоги посвящены социальным вопросам и отражают положительную программу автора: в них речь идет о просвещенном монархе, о назначении дворянина, о браке и семье, о воспитании молодого поколения. Кроме этого, они противостоят обществу, находятся в неразрешимом конфликте с ним.
Воспитатели и слуги
Категория воспитателей и слуг специально выделена отдельно. Несмотря на их пороки: некоторые оказались плохими учителями, а Еремеевна помогала в краже Софьи, автор, в силу их социальной принадлежности, освобождает этих героев от ответственности и не относит к отрицательным персонажам.
Мы не должны забывать, что для Фонвизин ставил своей целью изобразить дворянство, показать его миссию и его пороки (вспомним, что классицизм говорил только о представителях высших сословий, интерес к простым людям в литературе зародится позже!).
Именно поэтому воспитатели – условно, средство, с помощью которого можно показать жестокость и глупость дворян, а также выразить сочувствие зависимым от них слоям населения. .
Теперь, когда мы разобрались, что ждать от каждого из героев, можем спокойно начинать наше знакомство.
В каком значении слово «история» употребляет Митрофан?
- Действительность в ее развитии
- Наука о развитии общества
- Ход развития, движения чего-то (история нашей дружбы)
- Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества
- Наука о развитии какой-нибудь области знания
- Рассказ, повествование (разг.)
- Происшествие, преимущественно неприятное, скандал (разг.) – Вот так история!
Кстати, фамилия «Вральман», имя Адам Адамыч, имя Хавронья (искаженное имя «Февронья») – «говорящие», характеризующие человеческие качества и учителя, и рассказчицы, что тоже создает комический эффект. Митрофан – греческое имя, в переводе означает «похожий на мать».
Род занятий Хавроньи – скотница («работник, ухаживающий за домашним скотом»). Слова «скот», «скотский» постоянно звучат в речи Простаковой как бранные, презрительные. Можно представить, какие «истории» рассказывала Хавронья.
Простакова уговаривает любимого сыночка не упрямиться, а себя показать
(«себя показать» — фразеологический оборот, обозначающий проявление своих качеств и способностей в полной мере).
Просит сына ради выгоды отвечать на все вопросы.
Он может рассказать выдуманный сон о побоях, которыми награждает безответного отца любимая матушка, нагрубить няньке, которая вскормила его. А вот в науках – не преуспел. Но не потому, что не может. Скорее всего, не хочет.
Просьба матери взывает у него негодование: «Пристали, как с ножом к горлу». Этот фразеологический оборот обозначает добиваться чего-нибудь «настойчиво, неотступно, навязчиво» и имеет маркировку «просторечный».
Просьбу Митрофан воспринимает как оскорбление. Ведь он испытал настоящие муки учения.
«Зачем нужна наука география?»
Стародум замечает, что знание географии поможет сориентироваться поездке.
Простакова: «Да извозчики-то на что? Это их дело. И наука не дворянская».
Выражение стало крылатым.
В довершении высказывания Простаковой звучит «коронная» фраза: «… то вздор, чего не знает Митрофанушка».
Цель эпизода: показать меру невежества породы Скотининых, неграмотных в прямом значении этого слова: не умеют читать и писать.
В заключительном монологе-саморазоблачении Простакова признается в самых сокровенных мыслях. Ее фраза – «Без наук люди живут и жили» — для нас не является неожиданной. Ведь мы, читатели, видели, что обучение Митрофана формально. Учителя ничего не дали недорослю. Да и сами многого не знают и не понимают. Науки в список ценностей Скотининых не входят.
Страшен Митрофан? Смешон? Безобиден? Опасен?
Обратимся к реплике Митрофана: «За людей приниматься?» Читай: с крепостными расправляться?
Достойный потомок Скотининых. Не только будущий, но и настоящий жестокий крепостник.
Пафос комедии – сатирический
В основе комедии лежит художественный прием, который называется антитеза (противопоставление, контраст) – просвещенные добродетельные дворяне (Стародум, Правдин) и невежественные злонравные помещики (Простакова, Скотинин) противопоставлены друг другу.
А.Л.Мурзина, заслуженный учитель Каз. ССР,
учитель-методист НП СОШ «Лицей «Столичный
Анализ эпизода «Экзамены Митрофанушки»
Автор использует следующие приемы создания комического эффекта:
- Сарказм – язвительная насмешка, высшая степень иронии и сатиры.
- Гротеск – нарушение жизнеподобия; абсурдное и алогичное сочетание художественных деталей и образов.
- Ирония – скрытый смех.
- Гипербола – преувеличение.
- Уподобление – использование сравнения при создании комического. Прием уподобления человека домашним животным для сатирического осмеяния невежества в комедии «Недоросль».
Комизм этой фразы в том, что Митрофан вообще не учится, ищет разные предлоги, чтобы избавиться от уроков и учителей.
Несоответствие – что Простакова говорит о сыне и что есть на самом деле.
Митрофан
Главный герой комедии. Сын Простаковых. Недоросль. Подросток шестнадцати лет от роду. Маменькин сынок. Привыкший, что мамаша и ее окружение выполняют любое желание по щелчку пальца, и не дай бог, кто ослушается юного господина. Избалованный, эгоистичный юноша. Любит деньги. Не уважает старших. Никчемный молодой человек. Учеба для него тяжкий труд. Не по зубам ему гранит науки. Ленив. Зато предложение жениться вызвало у парня неподдельный интерес. Вот бы такое рвение да в нужное русло. Невежественен и глуп.
Стародум
Невежда без души – зверь.
Для прихотей одного человека всей Сибири мало.
Прямое достоинство в человеке есть душа. Без нее просвещеннейшая умница – жалкая тварь.
Честный человек должен быть совершенно честный человек
Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила.
Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
Правдин
Государственный служащий. Чиновник. Честный, порядочный человек. Занимается тем, что подвергает наказанию помещиков, отличающихся жестокостью по отношению к крепостным.
Софья
Дядюшка! Истинное мое счастье то, что ты у меня есть. Я знаю цену.
Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных.
Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки! Бессовестные мои свойственники.
Читала теперь книжку… французскую. Фенелона, о воспитании девиц.
Милон
Вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещенным.
Я влюблен и имею счастие быть любим.
Судья, который, ни убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой.
В мои леты и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди.
Простакова
Дворянка по происхождению. Мать Митрофанушки. Не любит людей и супруга. При любом удобном случае дает мужу понять, что он никто в доме. Женщина командир. Необразованна. Невоспитанна. Отличается особой жестокостью по отношению к крепостным. Злая, грубая баба. Души не чает в единственном сыне. Питает страсть к деньгам. Ради наживы и выгоды пойдет по головам. Хитра и коварна. Именно она придумала план, как обвести вокруг пальца сиротку и женить на ней сынка. Будущее Митрофана для Простаковой на первом месте. Все для него любимого, но сам сынок вряд ли в состоянии оценить по достоинству всепоглощающую материнскую любовь и заботу.
Простаков
Муж Простаковой. Полностью соответствует фамилии. Этакий простачок. Подкаблучник. Пассивный, безвольный мужчина. Привык, что в доме всем рулит жена. Всегда старается угодить ей, иначе можно попасть под горячую руку супруги, а она у нее тяжелая. Самому не раз приходилось получать оплеухи от женушки. Любит сына. В душе гордится единственным наследником. Правда, непонятно, какие могут быть причины для гордости, если сын, кроме презрения ничего вызывать не может.
Простакова
Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка.
Век живи, век учись, друг мой сердешный!
Без наук люди живут и жили.
А я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится.
Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи.
Правдин
Прямое достоинство в человеке есть душа.
Я родился в Москве, ежели вам то знать надобно, а деревни мои в здешнем наместничестве.
Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, кому они написаны.
Притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно.
Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры.
Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.
Я прошу извинить меня, что вас оставлю.
Когда же у вас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от вас будет худой покой.
Скиньте, пожалуйста, сон Митрофанушки. Фонвизин «Недоросль»
Ответ оставил Гость
Одну из главных ролей в комедии играет сын незнатных дворян Простаковых-Митрофанушка.Название произведения дано именно в его честь. Митрофанушка воспитан изболованным ребёнком.Мать,глупая и злая женщина,ничего ему не запрещала.Он мог делать,что душе его угодно.Митрофану было шестнадцать лет,но матушка не собиралась отдавать его на службу до двадцати шести лет. Простакова,хоть и была сама безграмотной,считала,что человек должен получить образование,поэтому наняла своему безнадёжному сыну учителей.Но сколько они ни трудились,ни старались,как был Митрофанушка глупым,так таким и остася.Цыфиркин и Кутейкин напрямую заявляли Простаковой,что из её сына ничего путного не выйдет.А вот Вральман притворялся,что Митрофан делает успехи,чтобы заполучить милость госпожи. Но Митрофанушка был не только глупым,но и очень злым,грубым,трусливым подростком.Например,няня Митрофана,Еремеевна,любили его,как своё родное дитя.Всячески защищала его.Но Митрофан,подобно своеё матушке,отплатил ей грубостью.И при этом ,бедная Еремеевна никогда не отказывала в помощи мальчику,хотя это не входило в её обязанности.
Оцени ответ
Слайд 8Примеры речи ПростаковойТришке — «скот», «мошенник», «воровская харя», «болван»; Еремеевне
— «бестия», «каналья», «собачья дочь».Стародуму — «благодетель». «Что у крестьян
ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не сможем».«Плуты, воры, мошенники! Всех велю прибить до смерти.»Г-жа Простакова (Тришке). -А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься? (Бесцеремонность и грубость)Г-жа Простакова (бросаясь обнимать Софью). Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя! Я вне себя от радости! Теперь тебе надобен жених. Я, я лучшей невесты и Митрофанушке не желаю. То-то дядюшка! То-то отец родной! Я и сама все-таки думала, что бог его хранит, что он еще здравствует. (Лицемерие и заискивание)Г-жа Простакова. На него, мой батюшка, находит такой, по-здешнему сказать, столбняк. Иногда, выпуча глаза, стоит битый час как вкопанный. Уж чего-то я с ним не делала; чего только он у меня не вытерпел! Ничем не проймешь. Ежели столбняк и попройдет, то занесет, мой батюшка, такую дичь, что у бога просишь опять столбняка. (Бестактность и самоуверенность в своей власти над всеми)Г-жа Простакова. (Еремеевне)А ты разве девка, собачья ты дочь? Разве у меня в доме, кроме твоей скверной хари, и служанок нет? Палашка где? (Деспотизм)
Слайд 9Сделаем выводыКак же речь характеризует личность героя драматического произведения? Простакова, будучи
в девичестве Скотининой, проявляет животную сущность: «слыхано ли, чтоб сука
щенят своих выдавала? » Встречаются в ее грубой, часто примитивной речи и меткие пословичные выражения («как за язык подвешена» , «где гнев, тут и милость» , «повинную голову меч не сечет») . но главная отличительная черта речи Простаковой — частое употребление просторечий («первоет» , «деушка» , «арихметика» , «робенок» , «пота его и понежить» ) и вульгаризмов («…а ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши…») .Все это создает комические ситуации, в которые постоянно попадает Простакова. Однако смех пьесы не так уж и безобиден, поскольку обладательница такой речи – человек страшный в своей жестокости, грубости, а личная трагедия Простаковой не вызывает сочувствия