Литература

Конспект урока 5 класс жуковский спящая царевна презентация

Краткое содержание

Царь Матвей и царица на протяжении долгих лет жили счастливо, но не могли завести потомство. Однажды летом царица бродила около ручья, заливаясь горькими слезами из-за невозможности иметь детей. Речной рак сжалился над женщиной и предсказал ей в скором времени рождение ребенка. Действительно, вскоре в царском семействе произошло прибавление — родилась здоровая малышка. По этому случаю во дворце устроили роскошный пир.

На праздник пригласили 11 добрых фей, а злую волшебницу звать не стали, опасаясь, что она испортит торжество.

Когда пришло время одаривать малышку подарками, каждая фея наклонялась к ее кроватке и нашептывала что-то хорошее. Старуха сделала страшный подарок — она предрекла, что девушка в 15 лет уколется веретеном и умрет. Самая младшая фея спряталась за кроваткой и услышала страшное пожелание. Она решила сгладить ужасный подарок и сделала так, что принцесса не умрёт, а уснёт столетним сном вместе с другими обитателями королевства.

Царь Матвей, чтобы защитить дочь, издает указ, в котором запрещает использование веретен. Пятнадцать лет прошли быстро, девушка выросла красивой, доброй и любознательной. Однажды она познакомилась со старухой, которая жила в отдаленной местности и не знала о запрете. Женщина предложила обучить царевну рукоделию и начала заниматься с ней в удаленной башне дворца. Однажды девушка уколола палец иглой веретена и погрузилась в столетний сон. Вместе с ней заснули все жители королевства, которое быстро пришло в упадок.

Содержание сказки «Спящая царевна»

Близость литературной поэтической сказки Жуковского к фольклору

Для написания сказки Жуковский обратился к сюжетам двух народных сказок, французской и немецкой: «Красавица, спящая в лесу», обработанная Шарлем Перро и «Царевна-шиповник»», которую записали братья Гримм. Сюжетные линии переплетены и переданы Жуковским практически без изменений.

Когда в семье царя рождается долгожданный ребенок, на торжество приглашаются одиннадцать волшебниц, двенадцатую, страшную и злую, не зовут. Затаившая обиду чародейка наложила заклинание: девочка на 16 году жизни уколет руку веретеном и умрет «во цвете лет». Суть заклинания заключалась в том, что у царевны будут счастливые детские годы, но ей не суждено повзрослеть. Царь приказал, чтобы все веретена были уничтожены, запретил прясть и сеять лен для пряжи. Предсказание злой колдуньи все-таки сбылось, но лишь частично: одиннадцатая чародейка, не успевшая ничего пожелать новорожденной, вмешалась и смягчила колдовские чары. Царевна не умерла, а заснула на 300 лет, а вместе с ней и все во дворце.В назначенный час появился царский сын, восхищенный красотой царевны, целует ее, и девушка просыпается. Так в финале сказки представлено традиционное для сказочного жанра торжество добра над злом.

Стараясь сказке придать русские народные черты, Жуковский фей из сказки Перро заменил на чародеек, принцессу на царевну, короля на царя, дав ему русское имя Матвей. Написана сказка песенным сказовым языком, использовались сказочные словесные формулы и присказки: «жить да поживать», «что ни в сказке сказать, ни пером описать» и др. Как в русской сказке был написан зачин, концовка с описанием свадебного пира.Но, придерживаясь языковых особенностей и традиционной композиции народной русской сказки, Жуковский все же наполнил сказку духом романтизма, сохранив черты западноевропейских первоисточников.

Сказки А.С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт и писатель, автор множества произведений, включая несколько сказок. В его сказках часто присутствует художественный прием сновидения, который помогает создать особую атмосферу и раскрыть глубинные мотивы и образы.

Одной из самых известных сказок Пушкина, в которой используется прием сновидения, является «Сказка о царе Салтане». Главный герой, царевич Гвидон, видит во сне странный сон, в котором его брат, царевич Гвидон, становится царем, а сам Гвидон отправляется в далекое путешествие на чудесном корабле. Этот сон играет важную роль в развитии сюжета и позволяет открыть глубинные мотивы сказки.

В другой известной сказке Пушкина — «Сказка о золотом петушке» — также присутствует прием сновидения. Главный герой, Иван Царевич, видит во сне чудесного золотого петушка, который обещает ему помощь и направление в его путешествии. Этот сон помогает Ивану Царевичу достичь своей цели и стать настоящим героем.

Художественный прием сновидения в сказках Пушкина добавляет магического и загадочного настроения, раскрывает внутренний мир героев и помогает нам увидеть необычные события через призму сновидений. Это одна из причин, по которой сказки Пушкина до сих пор остаются популярными и увлекательными для читателей всех возрастов.

Сказка о рыбаке и рыбке

«Сказка о рыбаке и рыбке» — одна из самых известных сказок Александра Сергеевича Пушкина. В этой сказке автор использует художественный прием сновидения, чтобы создать загадочную и волшебную атмосферу.

Главный герой сказки — старенький рыбак, который каждый день ходит на реку ловить рыбу. Однажды он сидит на берегу и бросает сеть, но вдруг на поверхности воды появляется волшебная рыбка, которая обещает исполнить любое его желание, если он отпустит ее назад в реку. Рыбак соглашается и просит дом, чтобы не жить в хижине, а в удобном доме.

Следующим утром рыбак обнаруживает, что его хижина превратилась в красивый дом со всеми удобствами. Но ему уже это не нравится, и он отправляется к рыбке с новой просьбой — превратить дом в дворец. Рыбка снова исполняет его желание, и рыбак становится владельцем прекрасного дворца.

Однако рыбак вскоре устает от жизни во дворце и снова идет к рыбке с третьей просьбой — превратить дворец обратно в хижину. Рыбка, исполняя его желание, предупреждает рыбака о том, что это последний раз, когда она помогает ему.

Закончив сказку, Пушкин намекает на то, что человек никогда не остановится в своих желаниях и всегда будет стремиться к большему. Рыбак, не оценивая того, что уже имеет, продолжает искать счастья во внешних вещах

Это важное послание автора в сказке — ценить то, что у нас есть, и не забывать о реальных ценностях

Сказка о царе Салтане

В сказке о царе Салтане Александр Сергеевич Пушкин использует художественный прием сновидения. Этот прием позволяет писателю передать читателю некоторые события и эмоции через сны главных героев.

Сновидение в сказке о царе Салтане возникает у царицы, когда она узнает о предательстве сына и бывшей жены. Во сне царица видит колдуна, который приносит ей печальные новости о казни сына и устраивает красивый пир. Этот сон оставляет у царицы глубокое впечатление и влияет на ее последующие действия.

Сновидение является художественным приемом, который помогает автору передать важную информацию о событиях и эмоциях героев через символы и метафоры. Пушкин использует сон царицы, чтобы показать ее страхи, сомнения и надежды

Этот прием также создает загадочную и таинственную атмосферу в сказке, привлекая внимание читателя и вызывая его интерес

Кроме сновидения, в сказке о царе Салтане также присутствуют другие художественные приемы, такие как гипербола, олицетворение и символизм. Они помогают создать яркий и многогранный образ царя Салтана, его семьи и окружения.

В целом, сказка о царе Салтане является примером творческого использования художественных приемов, включая прием сновидения. Этот прием позволяет автору передать сложные эмоции и события через символы и метафоры, создавая удивительный и захватывающий мир сказки.

Сказки, в которых встречается художественный приём сновидение

Сновидение — это художественный приём, который используется в различных сказках для передачи информации или создания атмосферы загадочности и магии. Во время сновидения герои трансформируются, переносятся в другие миры или получают пророческие видения.

Одной из самых известных сказок, где используется художественный приём сновидение, является «Спящая красавица». В этой сказке принцесса Аврора падает в глубокий сон, после чего является пророческое видение о своем будущем. Такое сновидение оказывает ключевое значение для развития сюжета сказки.

В сказке «Алиса в Стране Чудес» логика сновидения становится центральной темой. Героиня попадает в странное и нелогичное место, где каждая встреча, каждая ситуация является частью её сновидения. Такое использование сновидения создаёт обратимость в реальность и фантазию.

Еще одним примером сказки с художественным приёмом сновидение является «Аладдин и волшебная лампа». Здесь главный герой путешествует по своим снам, где ему является могущественный джин и предлагает исполнить любое его желание. Сновидения становятся средством достижения счастья и исполнения мечты.

Сновидение, как художественный приём, позволяет авторам сказок воплотить магию, волшебство и пророчество. Они позволяют героям узнать о себе новое, путешествовать во времени и пространстве, а также создают особую атмосферу загадочности и фантазии.

Ответы@Mail.Ru: о чём говорится в рассказе жуковского спящая царевна

Жил был добрый Царь Матвей в согласии со своей Царицей, но детей у них не было. Однажды на берегу ручейка по встречался ей рак и сказал, что она родит дочь, так оно и вышло, девочка родилась не в сказке сказать, не пиром описать прекрасная. Царь созвал всех на обед. Было в царстве 12 золотых блюд, на которые должен быть положен обед, но одного не нашли и поэтому из гостей пригласили не 12 чародеек, а11- старуху не позвали. По окончании пира 10 чародеек рассказали, что красива и счастлива будет царевна. . будешь всем на радость ты. . Одиннадцатая не успела ничего сказать, как увидела не приглашенную старуху в ярости, шептала та, что до 16 лет все будет хорошо, а потом, уколовшись веретеном, умрет царевна! Но когда старуха исчезла 12 чародейка поправила, что не умрет, а заснет царская дочь. . и будет спать 300 лет. А потом очень долго будет жить ; Будут внуки веселить мать, отца До земного их конца! Царь загрустил и принял указ убрать всех прях из дворца и не выращивать лен. В 15 лет, царевна остается одна в царстве отец с матерью уехали прогуляться. Пошла девочка дворец осмотреть и забредает она в покои, где старушонка пряла…, дала царевне старуха веретено, та укололась и тот час же уснула…. царь с царицей вернувшись заснули у дворца и вся их свита и все, все заснуло мертвым сном во дворце и рядом с ним! Так 300 лет никто даже мимо не ходил. А в один весенний день витязь на охоту в лес со свитой пошел и отстал, встретил старика, который ему рассказал про царство и царскую дочь. . .Прошел царский сын во дворец увидев царевну, ее красоту не удержался и поцеловал ее и тут же проснулась спящая дева и весь дворец…! Свадьбу сыграли и было им счастье!

touch.otvet.mail.ru

См. также

Эта страница в последний раз была отредактирована 22 января 2021 в 11:09. Фокина Александра

В 1831 году летом в Царское село приехали Пушкин, Жуковский и Гоголь. В одном из разговоров между Пушкиным и Жуковским возник спор, кто сможет лучше написать сказку, которая более всего будет напоминать русскую народную. Оба принялись активно за работу. По рассказам Гоголя у обоих это выходило замечательно. Для своей сказки Жуковский скомбинировал сюжет сказки Шарля Перо и братьев Гримм. В результате его работы на свет появилась «Спящая царевна», которая действительно была очень близка к цели.

II. Для учебника под ред. М. Снежневской

  • Мифы Древнего Египта. «Великое путешествие солнечной Ладьи»
  • Мифы древних славян
  • Мифы Древней Греции. О происхождении мира и Богов. «Олимп», «Ночь, луна, заря и солнце», «Пигмалион»,  Подвиги Геракла.
  • Гомер «Одиссея» (отрывок из IX песни)
  • Сказки «Белая уточка», «Кот и лиса», «Коршун и кошка» (египетская сказка)
  • Легенды и предания: «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова»
  • А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
  • Х.К. Андерсен «Снежная королева»
  • С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
  • Е.Л. Шварц «Золушка»
  • П.П. Бажов «Каменный цветок»
  • И.А. Крылов «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Квартет», «Волк и ягнёнок», «Свинья под дубом», «Кукушка и петух»
  • М.Ю. Лермонтов. «Бородино»
  • А.В. Кольцов «Косарь», «Раздумье селянина», «Доля бедняка»
  • И.С. Тургенев «Муму»
  • Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
  • В.М. Гаршин «Сигнал»
  • Л.Н. Андреев «Кусака»
  • А.И. Куприн «Белый пудель»
  • А.С. Пушкин «Обвал», А.Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки», Ф.И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…». К.Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал…», Н.И. Рыленков «Все в тающей дымке…». (одно стихотворение наизусть)
  • К.Г. Паустовский. «Мещёрская сторона»
  • Е.И. Носов. «Тридцать зерен». «Как ворона на крыше заблудилась»
  • К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь…», О.Ф. Берггольц «Разговор с соседкой», С.С. Орлов «Тонкая российская берёза…». (Одно стихотворение о войне наизусть)
  • Р. Гамзатов «Журавли»
  • В.М. Шукшин «Жатва»
  • Ю.П. Казаков «Тихое утро»
  • В.А. Солоухин «Мститель»

Учебники и УМК по литературе в 5 классе

Список литературы будет зависеть от того, по какой программе обучаются в школе. Министерством науки на сегодняшний день одобрено три программы по литературе. Определить их можно по авторам учебников литературы:

  • Авторы В.Я. Коровина и др. Последняя редакция — 2014 г. Эта программа рекомендована для школ, работающих по ФГОС.
  • Учебник под ред. Г.С. Меркина.
  • Учебник-хрестоматия, где авторами указаны М.А. Снежневская, О.М. Хренова, под ред. Г.И. Беленького.
  • Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

В программах есть существенные различия. Поэтому удобнее предложить список литературы для каждой программы отдельно.

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

Пушкин с большим интересом изучал народное творчество, пытаясь познать стремления, идеалы и интересы народа. Он обращался к народной поэтической стихии, хранившей веками нравственные устои и традиционные представления о правде, добре и справедливости, народное понимание тайн законов бытия. Сочинение сказок в народном духе в творчестве Пушкина занимало особое место. За кажущейся простотой сюжетов сказок Пушкина в них скрыт глубокий смысл. Сказка, как мир вымысла и чудес, давала простор для разговора с читателем, возможность изложить нравственный кодекс, которому следовал сам поэт.

Пушкина восхищал народный язык своей напевностью и выразительностью, он стремился его сохранить, придавая ему своей литературной обработкой новые грани. Значительную роль в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»играет речевая организация. Автор, словно перевоплотившись в народного сказителя, повествует о событиях прошлого, прибегая иногда к описаниям внешности персонажей, деталей обстановки или рассуждениям. Литературный язык сказки близок к народному говору, включает элементы разговорного стиля и фольклорного сказа, различные архаизмы и историзмы, передающие дух старинного времени: «черница», «очи», «пожаловать», «кручиниться» и пр. Использованы характерные для народных сказок речевые обороты: «царь-отец», «путь-дорога», «ждет-пождет», «мед-пиво пил» и др.

Непринужденная повествовательная манера дополняется монологами и диалогами героев. Речь персонажей отлична от привычной сказочной, она является одним из средств обрисовки характера, раскрывает внутренний мир героев, объясняет их поступки.  Например, обращаясь к зеркалу,царица его называет то «свет мой», то «мерзкое стекло». Эти обращения говорят о вздорности и нетерпимости мачехи, нежелании слышать правду.

Пушкинские сказки стали наследницами народных сказок. Поэт, сохраняя фольклорную самобытность, придал прозаическому жанру сказки стихотворную форму. Он создал новый поэтический язык, используя в литературном языке слова из народной речи. Пушкин опоэтизировал обыденные вещи, которые ранее не принято было воспевать в поэзии, далекие от дворянской сферы народную культуру и быт. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» стала не только шедевром искусного словесного мастерства Пушкина, она глубока и поучительна по своей сути.

Словарь

Фабула – основа сюжета, история.

Кодекс – закон, норма.

Архаизм – слово, которое вышло из употребления, в современном языке у него есть синоним (Например, «очи» — «глаза»).

Историзм – устаревшие слова, обозначающие предметы или явления прошлого, не существующие в настоящем. (Например, «черница»).

Черница – так звали в народе монашек из-за черного одеяния.

Кручиниться – печалиться, горевать

Характеристика героев сказки

Роль художественно-выразительных средств

В сказке «Спящая царевна» почти нет развития действия, мало событий. Описание действия важнее самого действия, много места отведено созерцанию застывшего мира. В сказочном сюжете есть портрет спящей героини, описания картин всеобщего сна и просыпающейся природы. Жуковский стремился донести красоту и диковинность сказочного мира, используя понятный и выразительный язык. Изображая фантастические картины заколдованного дворца, автор описал не только людей, впавших в состояние сна, но и спящие предметы и явления, дано даже описание заснувшего огня в очаге и дыма над ним. Волшебство мира Жуковский передает при помощи различных изобразительно-выразительных средств. Выразительны метафоры: «блещут розы по кустам», «огонь, объятый сном», «светлой змейкой ручейки», «пламя сонное очей» и др. Используются сравнения: «расцвела, как майский цвет», «вспыхнул он, как от огня» и др. Описания насыщены эпитетами: «пышны гривы», «чудесен сон», «мухи сонные», «сон волшебный», «сонным пламенем», «чудный бор», и др.

Главная героиня сказки любопытна и неосторожна, потому и пострадала от колдовских чар. Юная царевна была необычайной красоты: с тонким станом, темноволосой косой и белоснежной кожей. Царевич, плененный такой необычайной красотой, не смог сдержаться и поцеловал девушку. Молодой юноша был отважен и любознателен, он не побоялся отправиться в лесную чащу на поиски заколдованного дворца, несмотря на рассказы встретившегося ему старика о том, что оттуда никто еще не возвращался. Но «неприступный, страшный бор» расступился перед суженым царевны, «как живой».

Царь Матвей добродушен и беззаботен, он привык решать проблемы легкомысленно, не задумываясь о будущем. Его жена – любящая и добрая женщина. Царь и царица прожили много лет «в согласье», омрачало их счастье только отсутствие детей. Но судьба вознаградила их за смирение и доброту: они стали любящими родителями для своей единственной дочери-красавицы. Будучи хлебосольными хозяевами, они поплатились за свою роковую оплошность, не пригласив на пир двенадцатую чародейку.

Все чародейки молоды и доброжелательны, кроме двенадцатой. Среди чародеек выделяются две: хромоногая обиженная старая колдунья, наславшая злые чары на царевну, и одиннадцатая добрая чародейка, смягчившая проклятие старухи. В сказке есть нетипичный для сказок образ волшебного рака-предсказателя, напророчившего царице счастье материнства.

Сюжет

У царя с царицей долго не было детей, а потом родилась долгожданная дочь. В честь рождения маленькой царевны начинается большой пир, на который пригласили 11 из 12 волшебниц, живших в царстве. Двенадцатая, которую не пригласили, обиделась. Когда волшебницы желали царевне всяких благ, явилась 12-я и предрекла смерть царевны в 15 лет от укола веретена. 11-я, которая не успела ничего пожелать, сказала, что это будет не смерть, а сон, длящийся 300 лет. Царь, испугавшись, запретил подданным вообще прясть и убрать из царства всё, что связано с прядением. В назначенном возрасте девочка всё-таки уколола палец веретеном и уснула, а с ней царь, царица и все подданные. Через 300 лет её разбудил поцелуем царевич, а с ней проснулись и все остальные. Царевич женился на царевне, и все жили долго и счастливо.

спящая царевна.doc — В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».

чатана в журнале «Европеец», 1832, под заглавием «Сказка о спящей царев­не». Сказка написана была в Царском Селе, так же как и «Сказка о царе Бе­рендее». Источником для нее послужили публикации и литературные обра­ботки западноевропейских — немецких и французских — сказок. Немецкую сказку под заглавием «Dornröschen» («Шиповник») опубликовали братья Гримм в указанном выше сборнике, а Жуковский напечатал перевод, оза­главленный «Царевна­шиповник», в журнале «Детский собеседник». Фран­цузский вариант сказки литературно обработал, под заглавием «La belle au boisdormant» («Красавица, спящая в лесу»), французский писатель Шарль Перро в своем известном сборнике «Contes de Fées» («Волшебные сказки»). Жуковский объединил оба варианта сказки. Прослушивание сказки. 2. Беседа по содержанию сказки. Вводные вопросы: ­ Дайте определение «литературная сказка» ­ Почему, на ваш взгляд, писатели продолжают обращаться к этому фольк­лорному жанру? ­ Действительно ли произведение Жуковского «Спящая царевна» ­ сказка? Докажите все мнение. ­ Обратимся к сюжету и композиции сказки. Найдите зачин и концовку, кратко перескажите сюжет, как он развивается (мотив нарушения запрета, действие магии злой колдуньи, чудесное пробуждение) Разговор о сказочных героях: ­ Кто герои сказки? У них есть имена? ­ Кто выступает в роли предсказателя? В чем необычность этого персонажа? ­ С помощью какой сказочной формулы описывается красота родившейся царевны? ­ Почему не пригласили на пир двенадцатую колдунью? Как вы представляе­те себе ведьму? ­ Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери? ­ Кем на самом деле была старушонка­пряха?

­ Прочитайте описание дворца, объятого сном.

znanio.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про сон и сновидения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: