Анализ главы сон обломова (9 главы романа обломов гончарова)

«сон обломова» как образ пассивности и обреченности, анализ главного героя романа гонрчарова

Детство Обломова

В начале сна Обломов видит себя маленьким мальчиком, который находится в своем любимом доме – обломовке. В его душе обломовка предстает с особенным трепетом, нежностью, любовью. Он воспоминает все, что отзывается теплом в его сердце – красивые пейзажи, крестьянский быт, гармония и единение с природой, родительская любовь и ласка. В начале сна Обломову семь лет. Он вспоминает время, когда мир был интересен ему во всей красе. Во время дневного сна родителей мальчику были подвластны любые интересные для него вещи. но когда родители бодрствовали, он начинал вбирать ту самую обломовщину, примерять на себя законы барской жизни. Мальчик был полон энергией и интересом к миру, от которого на самом деле был изолирован. Этот мир представлялся ему таким, каким его описывала няня в своих сказках. Сама жизнь в обломовке была похожа на сказку – все любили его, баловали, лелеяли. Но сказка эта была монотонной. Его сердце было наполнено любовью к миру, которая требовала взаимности, но реальный мир оказался совсем не таким, каким его себе представлял маленький мальчик.

Что такое обломовщина

Рассказывая о детстве героя с помощью его сна, Гончаров помогает читателям проанализировать истоки текущего образа жизни Обломова и прямо отвечает, что погубило героя: виной всему «обломовщина».

Если критик Н. А

Добролюбов в знаменитой статье «Что такое обломовщина?» сосредоточил своё внимание на социальном явлении, свойственном крепостнической России 19 века («Началось с неумения надевать чулки, а закончилось неумением жить»), то Гончарова «обломовщина» волнует на более широком уровне — это явление, свойственное каждому русскому, а отчасти — любому человеку без привязки ко времени и пространству

Чтобы понять, что именно вкладывает автор в слово «обломовщина», важно посмотреть, каким эпизодом завершается «Сон Обломова». Маленького Илью, убежавшего из дома поиграть в снежки, ловят, закутывают в одеяло, поят чаем с малиной и 3 дня держат дома, когда ему полезно только одно: «опять играть в снежки»

Но потребностям Ильи никто не придаёт значения.

Обломова с детства берегли от трудностей жизни, пугали его «страшным оврагом», запрещали бегать и исследовать мир, взамен рассказывая причудливые сказки на ночь. В результате Илья вырос инфантильным мечтателем, который боится жизни.

Обломов подобен всем другим жителям Обломовки, причём не только дворянам, привыкшим, что к их услугам всегда «триста Захаров». Сам Захар недалеко ушёл от своего хозяина по укладу жизни и привычкам. Общий жизненный застой, тяготение к традиционному укладу сделали Обломова пассивным и бездеятельным.

Равно как в детстве Обломова, полученное письмо не могли прочитать 4 дня, а затем отложили в сторону, чтобы никогда на него не ответить, так повзрослевший Илья Ильич не может заставить себя написать письмо управляющему, чтобы решить проблемы в деревне, до последнего предпочитает затягивать с переездом.

Неотъемлемая часть Ильи Ильича — восточный халат, символ обломовской лени, которая поглощает героя целиком. Он кутается в одежду, как в детстве кутался в одеяло, создающее иллюзию защиты от ужасного «внешнего мира».

Анализ основных моментов

Илья Ильич Обломов долгое время проводит в постели, пребывая в состоянии полузабытья. Это состояние не только физического, но и морального заторможенности. Сон Обломова символизирует его отчуждение от реального мира и отсутствие стремления к деятельности и саморазвитию.

Обломов spспользует сон как способ избегания проблем и обязанностей. Он упускает возможности, предлагаемые жизнью, и оказывается в своих мыслях и собственных фантазиях. Это наивная иллюзия беззаботности и безмыслия, которая приводит к его моральному и физическому упадку.

Тем не менее, с годами сон Обломова приобретает иной смысл. Он становится символом утраты и понимания ушедших возможностей, неустойчивости времени и вертящихся в голове образов прошлого. Сон становится своего рода отражением внутреннего состояния Обломова – его жалости к себе и сожалению о сделанных выборах.

В результате, сон Обломова становится ключевым элементом романа. Он не только подчеркивает бездействие и пассивность героя, но и служит символическим образом утраты и покаяния. Таким образом, сон существенно влияет на характер развития сюжета и позволяет читателю глубже вникнуть в состояние и мысли главного героя.

Сравнение снов Обломова с другими литературными произведениями

Произведение Сон Значение и символика
Ромео и Джульетта Сон Ромео о смерти Предвестник горькой судьбы героя и предвещание его последнего дыхания в финале романа.
Мастер и Маргарита Сон Михаила Александровича о квартире с пятиугольным крышками Метафора разочарования в советской реальности и стремления к идеалам.
Алиса в Стране чудес Сон Алисы о падающем вниз Иллюстрация смещения и растерянности героини в незнакомом и странном мире.

Таким образом, сны являются универсальным литературным приемом, который помогает авторам передать определенные идеи и эмоции, а также обогатить повествование и символизм произведения.

Школа, не изменившая жизненную позицию

Сон Обломова погрузил его в школьные годы, где ему вместе со сверстником Андрюшей Штольцем отец последнего преподавал курс начальной школы. Учеба проходила в соседнем селе, Верхлеве. Илюша Обломов в ту пору был мальчиком лет четырнадцати, полноватым и пассивным. Казалось бы, рядом с собой он видел отца и сына Штольцев, деятельных, активных. Это был шанс для Обломова изменить свои взгляды на жизнь. Однако этого не случилось, к сожалению. Задавленная крепостничеством одна деревня оказалась похожей на другую. Точно так же, как и в Обломовке, тут процветала лень. Люди пребывали в пассивном, дремотном состоянии. «Мир живет не так, как Штольцы», – решил Ильюша и остался во власти лени.

Сочинение на тему сон Обломова

Сочинение на тему сон Обломова начну с того, что в этой главе рассказывается о человеке, живущем в комфорте. Он чувствует себя в безопасности и защищен от окружающего мира. Его сознание ничто не будоражит, ведь в данном мирке царит полная гармония. При этом его личное пространство располагается вдали от окружающего мира. Все, кто тут проживает, лишь со слов знают о другом мире. Жители Обломовки не задаются лишними вопросами. В их голове напрочь отсутствуют даже любая мысль.

Именно с помощью образа Обломовки автору удастся передать уклад жизни ее обитателей. У Обломова ей уделяется особое место. Он сидит и наблюдает за тем, что происходит во дворе. Изначально же герой представляется читателю талантливым и энергичным. Он активен и явно неглуп, весьма наблюдателен. Всю жизнь ему твердили о том, что он является истинным барином и владеет рабами.

Обломову нет никакого смысла трудиться. Абсолютно все за него выполняют слуги и крестьяне. Если же он, еще будучи ребенком, и хотел что-то сделать сам, его сразу же останавливали. Как только он выходил во двор, за ним мгновенно мчались няньки, оберегая мальчишку от возможной опасности.

То, каким является окружающий мир, Обломов узнавал лишь от няни. Некоторые из этих рассказов привели к возникновению явных страхов, связанных с внешним миром. Не удивительно, что чрезмерная опека, ограждение от реального мира, отразились на жизни Ильи в обществе. Даже важные для него события были обречены на крах. Ведь он не мог изменить навязанный с раннего детства жизненный уклад.

Роль сна Обломова при написании сочинения объяснить несложно. Он повествуется в виде своеобразной сказки. При этом с помощью именно этой главы в полной мере раскрывается образ главного героя. Сам же образ Обломовки является собирательным. Это своеобразное сонное царство, способное погубить все активное и живое.

Обломовка – крепостнический заповедник лени

Сон Обломова начинается с пребывания его семилетнего в родительской вотчине, деревне Обломовке. Этот маленький мирок находится на отшибе. Сюда не доходят новости, здесь практически не бывает приезжих с их хлопотами. Родители Обломова происходят из старинного дворянского рода. Поколение назад их дом был одним из лучших в округе. Жизнь била здесь ключом. Однако постепенно остыла кровь в жилах этих помещиков. Незачем трудиться, решили они, триста пятьдесят крепостных все равно принесут доход. К чему напрягаться, если жизнь все равно будет сытой и безбедной. Эта родовая лень, когда единственной заботой всего рода до обеда было его приготовление, а после него весь барский дом впадал в дрему, как болезнь, передалась и Илюше. Окруженный сонмом нянечек, спешащих выполнить любое пожелание ребенка, даже не давая ему подняться с дивана, живой и активный ребенок впитал отвращение к труду и даже забавам со сверстниками. Он постепенно стал вялым и апатичным.

Композиция романа

Роман впервые был напечатан только в 1859 году. Гончаров писал его медленно, убирая некоторые сцены, дополняя ключевые места. Произведение стало отражением исторической эпохи: была серьезно усилена цензура и люди чувствовали себя ненужными в такой атмосфере. Дворяне считали новые ценности недопустимыми и мелкими.

В первой части романа утро Ильи начинается с того, что он лежит на диване и принимает визитеров. К нему приходит слуга Захар, который кричит на Обломова, а тот на него. После появляются другие посетители — Волков, который заслуживает сочувствие героя. Этот человек распыляется на десять мест, постоянно куда-то ездит. По мнению Обломова, это не жизнь, каторга.

Следующим пришел Судьбинский, и он тоже получил сочувствие героя. Ведь тот был весь в работе и занимался карьерой. Илья не понимал такой подход. Были и другие посетители, и все они не вызывали восхищения у героя.

https://youtube.com/watch?v=oy5c6e9j7TU

В первой части появляется сон Обломова, значение и смысл его важен для понимания личности героя. Именно в этом отрывке раскрываются факторы, которые сформировали такие качества личности, как инфантильность, лень, апатия.

Во второй части начинается отсчет деградации Обломова. Даже общение со Штольцем и любовь к Ольге не мотивируют его. Кульминация романа наступает в третьей части. Герой делает предложение Ильинской, но не может выполнить ее просьбу и отправиться в деревню. Он расстается с любимой женщиной, предпочитая сохранить привычный жизненный уклад. Ухудшается его финансовое положение, и он вынужден переехать в бюджетную квартиру.

В заключительной части наступает развязка романа. Появляется «выборгская обломовщина», Илья женится на Агафье Пшеницыной и вскоре умирает. Он окончательно деградировал как личность. Перед смертью он воскликнет: «Есть же этакие ослы, что женятся!».

https://youtube.com/watch?v=7h9qzgnSCyk

История создания произведения

Гончаров писал роман на протяжении 12 лет. Премьерное представление состоялось в журнале «Отечественные записки» в 1859 году.

К работе писателя подтолкнули размышления Белинского об утраченном укладе жизни россиян. По представлению автора только в таких местах, как Обломовка еще остались люди с патриархальным сознанием. Нормы жизни передавались родителями от дедушек, а дедушки перенимали от прадедушек. И всякое проявление личной воли наполняло души ужасом и страхом…

В девятой главе «Сон Обломова» Гончаров живо отразил ускользающую эпоху. Глава выпускалась отдельным тиражом в журнале «Современник» в первый год создания романа.

Сон Обломова. Анализ IX главы первой части романа И. А. Гончарова «Обломов»

Обломов — произведение Гончарова, где автор отображает волнующие его проблемы, объясняя их причины, и пытаясь выразить свои убеждения и надежды. Свой роман Гончаров писал около десяти лет, а знакомит он нас с жизнью главного героя Ильей Обломовым, который стал ярким представителем дворянства 19 века. На тот момент таких Обломовых было много. Знакомясь с произведением, мы видим ленивого человека, полного апатии к жизни, человека, которому бы полежать на диване, а более ничего и не нужно. Почему герой такой? Этим вопросом задавался и сам Обломов в произведении Гончарова и здесь нужно обратиться к истокам, то есть к детству, чтобы понять характер человека. Тут на помощь приходит глава Сон Обломова. А чтобы познакомиться с сюжетом данной главы, предлагаем познакомиться с ее кратким содержанием.

Сон Обломова краткое содержание

Изучая произведение, в 9 главе под названием Сон Обломова мы переносимся в Обломовку, в то время, когда наш герой был маленький. В его сне мы знакомимся с описанием Обломовки. Для Ильи — это как рай на земле, где жизнь течет размеренно, где все протекает монотонно и однообразно, где мало кого заботят проблемы и вопросы о смысле жизни.

Далее в эпизоде Сон Обломова герой видит себя семилетним мальчиком, веселым, любознательным, энергичным. Он готов все изучать, экспериментировать. Ему бы бегать, резвиться и познавать мир, но не в Обломовке, где за каждым шагом ребенка следили, заботились о том, чтобы Илья не перенапрягался, где в любую минуту все сделают за него, ведь, для этого есть крепостные. Автор нас знакомит и с родителями Обломова, ленивыми, но в то же добрыми людьми. Из-за своей лени, хозяйство заброшено, их легко обворовать, ведь отец Обломова даже не знает, какие у него доходы

Мать Обломова лишь заботится составлением меню, ведь в Обломовке очень важно хорошо поесть, а потом поспать. Вот как раз во время обеденного сна Илья и приобретал полную свободу, когда мог заниматься всем тем, что ему запрещали

В следующем эпизоде Илья видит себя четырнадцатилетним парнем. Он учится в пансионате Штольца, где за него делает уроки Андрей Штольц. При этом родители Ильи ищут различные поводы, чтобы их ребенок не ходил на занятия, да и вообще они считают, что учеба не нужна, и знания в жизни не пригодятся. Мы видим, что Илья хочет развиваться, хочет познавать мир, но родители пресекают данные порывы и в итоге резвый парнишка превращается в ленивого дворянина.

Сон Обломова анализ

Делая анализ главы Сон Обломова, мы можем сказать, что роль сна Обломова, как и само значение сна, большая. Эта глава является полноценным произведением, которое дополняет роман Гончарова и дает возможность понять, почему Илья живет столь ленивой жизнью, где даже одеться самостоятельно не может. В ней мы понимаем, что лень Обломова качество приобретенное и тому есть доказательство — глава Сон Обломова. Мы понимаем, что если бы Илья рос в другой атмосфере, его родители изначально не мешали развиваться, познавать мир, то жизнь героя сложилась по-другому. Она могла быть яркой, насыщенной. А так, зачем ему что-то делать, когда достаточно только мигнуть и несколько слуг исполнят любой приказ, любое желание. При этом все свои жизненные вопросы он теперь решает простым ответом: только не теперь. Вот такой наш Обломов, который стал таким под воздействием среды, в которой он рос и развивался. Это не аномалия, а привычка с детства получать желаемое за счет других, и именно эта привычка развила апатию и неподвижность героя, повергла его в ленивое состояние и жалкое существование.

Обломовка — крепостнический заповедник лени

Сон Обломова начинается с пребывания его семилетнего в родительской вотчине, деревне Обломовке. Этот маленький мирок находится на отшибе. Сюда не доходят новости, здесь практически не бывает приезжих с их хлопотами. Родители Обломова происходят из старинного дворянского рода. Поколение назад их дом был одним из лучших в округе. Жизнь била здесь ключом. Однако постепенно остыла кровь в жилах этих помещиков. Незачем трудиться, решили они, триста пятьдесят крепостных все равно принесут доход. К чему напрягаться, если жизнь все равно будет сытой и безбедной. Эта родовая лень, когда единственной заботой всего рода до обеда было его приготовление, а после него весь барский дом впадал в дрему, как болезнь, передалась и Илюше. Окруженный сонмом нянечек, спешащих выполнить любое пожелание ребенка, даже не давая ему подняться с дивана, живой и активный ребенок впитал отвращение к труду и даже забавам со сверстниками. Он постепенно стал вялым и апатичным.

Идеальный мир детства

Согласно плану Гончарова, композиция романа состоит из четырёх частей, первая из которых является прологом, вторая и третья — «поэмой любви», а четвертая подводит итог жизни героя. Необычность структуры заключается в том, что уже в первой части читателям преподносят «Сон Обломова», художественно-смысловой и философский центр произведения.

Анализ сна Обломова следует начинать с определения хронотопа. Место действия — родная деревня героя, а воспоминания соответствуют действительности, однако само пространство Обломовки носит не реальный, а идиллический характер. Сон лишён сюрреалистических моментов и мистического подтекста. Перед читателем идеальный мир счастливого детства, но мир не придуманный, а действительно существовавший в прошлом, поэтому перед читателем не утопия, а идиллия. Черты её проступают в описании картин природы, образе жизни поселян и их традициях:

  1. Замкнутый мир: в деревне всегда тихо, природа спит, никто из других деревень и сёл сюда почти не приезжает, никто не покидает пространства Обломовки.
  2. Соблюдение годового цикла, «космическое время» в эпизоде, жизнь в деревне словно идёт по кругу: каждый год похож на предыдущий, люди не болеют и не умирают, продолжительность жизни очень высокая.
  3. Мир добрый, благостный: жители отличаются спокойным и добродушным нравом, отношения между соседями хорошие, никакие «сильные страсти» людям несвойственны, главной заботой является приготовление вкусных блюд.
  4. Мир Обломовки полон традиций и ритуалов: здесь соблюдаются обычаи и традиции (главный герой назван по имени своего отца), отмечаются праздники, жители очень суеверны (если погасла свеча, нужно ждать гостей).

Повзрослевший Обломов — человек, который вырос в рамках идиллии и теперь мучительно пытается освоить реальный мир, полный забот. Настоящая Обломовка за эти годы потеряла свой процветающий облик: дома там наполовину разрушены, деревня разорена управляющим.

Однако Илья Ильич не замечает текущего состояния дел, он повсюду ищет возможности устроить свою жизнь, как в детстве.

Очень краткий пересказ главы «Сон Обломова» из романа «Обломов»

Илья Обломов рос в «Обломовке» в окружении ленивых, необразованных и суеверных людей. С детства был избалован родственниками, но сохранял любопытство и страсть к приключениям. Первый сон перенес героя в 7-летний возраст. Мальчик спешил познавать мир и задавал много вопросов. Няня и родители не разрешали Илюше резвиться, прививая привычную мещанскую философию.

Нянька каждую ночь читала малышу сказки. Тогда ребёнок впервые задумался, почему реальность непохожа на беззаботную фантазию.

В следующем сне Илье 14 лет, и его отдали в пансион Штольца. Мальчик учился плохо, он уже стал типичным представителем фамилии и по прихоти старших часто пропускал уроки.

Учёбу и труд Обломовы не выносили. Но герою нужно получить образование ради карьеры. Штольц старается привить ученику знания, а его сын Андрей украдкой помогает Илюше с домашней работой. Герой продолжает лениться и вырастает «тепличным цветком». Лишь во сне он поддаваясь желанию поиграть со сверстниками в снежки.

Роль сна в развитии сюжета

Сон является одним из ключевых аспектов развития сюжета романа «Обломов» Ивана Гончарова. Сон обломовского героя имеет особое значение, позволяя погрузиться в его внутренний мир и раскрыть его характер. Всего в романе описаны четыре сна Обломова, каждый из которых играет свою роль в развитии и понимании его личности.

  1. Первый сон — сон Обломова о детстве. В этом сне он воспоминает свое счастливое детство, связанное с родительским домом, играми и заботой бабушки. Этот сон показывает, как сильно Обломову не хватает этого детского счастья и беззаботности в его взрослой жизни. Он отчаянно стремится вернуться в прошлое и избежать реальности, где ему предстоит принять ответственность и сделать выборы.

  2. Второй сон — сон Обломова о сельской местности. В этом сне он видит свою родную деревню и характерные черты обычной жизни. Этот сон отображает его желание вернуться в привычную обстановку, где время течет медленно и нравы просты. Однако он также осознает, что в деревне нет перспектив для его интеллектуальных и социальных амбиций.

  3. Третий сон — сон Обломова о своей невесте Ольге. В этом сне он представляет свою идеальную жену, которая объединяет в себе все его тайные желания и мечты. Этот сон показывает его желание найти идеальную женщину, которая будет его исконным суженным и сможет полностью понять его природу. Однако этот идеал остается только в его воображении, и реальность его существования под сомнением.

  4. Четвертый сон — сон Обломова о беспечности. В этом сне он уплывает на яхте, наслаждаясь безмятежной жизнью и свободой от забот. Этот сон отображает его внутреннюю борьбу между желанием прожить жизнь, не беспокоясь о проблемах, и осознанием необходимости действовать и принимать ответственность. Этот сон является своеобразным итогом его раздумий и приводит к осознанию обязательств перед собой и окружающими.

Таким образом, сны Обломова играют важную роль в развитии сюжета романа, отражая его внутренний мир, желания и конфликты. Они помогают читателю лучше понять этого героя и его сложные отношения с реальностью.

Бессмысленный полет на крыльях фантазий

Затем сон Обломова перенес его в тот момент, когда няня читала ему сказки. Заложенный глубоко внутри творческий потенциал ребенка находил здесь выход. Однако этот выход был своеобразным: от восприятия сказочных пушкинских образов до дальнейшего переноса их в свои мечты. Сон Обломова указывает нам на то обстоятельство, что Илюша воспринимал повествования по-другому, чем иные дети, которые, услышав сказку, начинают активно обыгрывать со сверстниками. Он играл по-другому: услышав сказку, погружал ее героев в свою мечту, чтобы вместе с ними виртуально вершить подвиги и благородные поступки. Ему не нужны были сверстники, не требовалось в чем-либо участвовать. Постепенно мир мечты вытеснил реальные желания и стремления мальчика. Он ослаб, любая работа стала казаться ему скучной, недостойной его внимания. Работа, считал Обломов, — это для крепостных Ванек да Захарок.

Роль сна в характеризации Обломова

В романе «Обломов» Ивана Алексеевича Гончарова сон является важным элементом, используемым для характеризации главного героя — Ильи Ильича Обломова. Здесь сон выступает как символ его бездействия, пассивности и откладывания дел на потом.

Обломовский сон часто описывается в тексте романа со словами «спал», «упал в глубокий сон», «заснул», «завалился спать». Эти описания являются отражением его лени и неспособности преодолевать свой бездействующий образ жизни. Сон Обломова становится символом его отчаяния и пассивности.

По сути, сон Обломова подчеркивает его непоправимые недостатки и неспособность к изменениям. Вместо того, чтобы бодрствовать и браться за дела, он предпочитает уходить в мир сна. Сон становится способом убежать от реальности и сохранить свое безмятежное состояние.

Кроме того, сон Обломова является одной из форм побега от жизни и ответственности. Он позволяет Обломову отодвинуть проблемы и обязанности на потом. Вместо того, чтобы решать свои проблемы, он предпочитает погрузиться в мир сновидений, где нет проблем и все идеально.

Описания сна Обломова также отражают его увлечение бездельем. Он проводит много времени в постели и предаваясь сну, лишая себя возможности сделать что-то полезное. Вместо того, чтобы использовать время для саморазвития или работы, он предпочитает оставаться в постели и спать.

В целом, сон в романе «Обломов» играет ключевую роль в характеризации главного героя. Он служит символом его бездействия, пассивности и отсутствия стремления к изменениям. Описания сна Обломова добавляют к образу героя реалистический и символический аспект, позволяя читателю глубже понять его характер и его отношение к жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про сон и сновидения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: