Что приснилось софье в «горе от ума»

Сон софьи в горе от ума читать

Окунувшись в сон, Софья проникает в подсознание

Когда Софья рассказывает свой сон Фамусову горе, она не просто делится ночными видениями, она погружается в свое подсознание и открывает перед ним тайны своих мыслей и чувств.

Во сне она видит образы, которые не всегда заметны в ее повседневной жизни. Сны являются отражением ее подсознания, его желаний и страхов, и именно поэтому она решила поделиться ими с Фамусовым.

Очертания сновидений Софьи смутно напоминают реальность, они смешиваются с воспоминаниями и ощущениями. Она переносит Фамусова в свои мысли, позволяя ему увидеть ее внутренний мир и почувствовать ее эмоции.

Через сон Софья передает Фамусову горе, которым она мучается внутри себя. Она хочет, чтобы он понял, что происходит в ее душе, и что ее сон является не просто случайным образом ночи, а зеркалом ее внутреннего состояния.
В своем сне Софья может обнаружить ответы на вопросы, которые она не может задать в реальной жизни. Детали сна, его символы и образы, говорят о ее подавленных желаниях, страхах и надеждах.
Софья серьезно относится к своим сновидениям

Она прекрасно понимает, что они являются важной частью ее личности и помогают ей разобраться в самой себе.
Рассказав Фамусову свои сны, Софья открывает перед ним свою уязвимую сторону. Она хочет донести до него свои чувства и мысли, показать ему, что она не просто обычная женщина, а личность с глубоким внутренним миром.

Своим сном Софья приглашает Фамусова окунуться в ее внутренний мир и узнать ее настоящую суть. Это акт доверия и откровенности, который помогает Софье и Фамусову приблизиться друг к другу и понять друг друга глубже.

Анализ образов и символов сна

Сон Софьи, который она рассказывает Фамусову, представляет собой богатый и многогранный символический образ. В нем можно выделить несколько ключевых элементов, которые имеют глубокий смысл и отражают внутреннее состояние героини.

Во сне Софья видит себя на вершине горы, откуда открывается великолепный вид на целую долину. Этот образ говорит о том, что Софья ощущает свою власть и превосходство над другими людьми. Гора символизирует высоту, стабильность и недосягаемость.

Долина, которую Софья видит с вершины горы, представляет собой образ мира и гармонии. Она символизирует идеальное состояние, к которому стремится героиня. Софья охватывает это состояние полного счастья и удовлетворения.

Во сне Софья также встречает мужчину в длинном плаще, который представляет собой образ независимости и автономии. Этот образ отражает стремление Софьи к самостоятельности и свободе. Мужчина символизирует ее внутреннюю силу и решимость.

Важным символическим элементом сна является шторм, который обрушивается на долину. Шторм символизирует внутренние борьбы и препятствия, с которыми сталкивается Софья в своей жизни. Он отражает сложности и испытания, которые она преодолевает, чтобы достичь своих целей.

Образы и символы сна Софьи помогают читателю погрузиться во внутренний мир героини и понять ее стремления и внутренние конфликты. Они являются ключом к пониманию ее эмоционального состояния и помогают раскрыть глубину ее характера.

Характеристика Софьи: не ангел, а женщина

Александр Сергеевич Грибоедов – один из русских литературных гениев начала XIX века, слишком рано ушедший из жизни (он трагически погиб на дипломатической службе в возрасте 34 лет). Дворянин, разносторонне образованный человек, построивший блестящую карьеру на дипломатическом поприще, Грибоедов успел написать совсем немного. Перу этого талантливого литератора были подвластны переводы с иностранных языков, драматургия, проза и поэзия, а среди его произведений наибольшую известность получила пьеса в стихах «Горе от ума», написание которой было завершено в 1824 г. К основным идеям пьесы можно отнести непримиримое противостояние двух мировоззрений – приверженцев старого, закосневшего быта и молодого свободолюбия. Среди многих образов выделяется главная героиня – Софья Фамусова. Она полна противоречий, неоднозначна. Есть в ней какая-то недосказанность. Такова уж характеристика Софьи («Горе от ума» никого не возводит в идеал), что девушка не может быть однозначно причислена к разряду сугубо положительных героев. Неглупая, со слов самого автора, но и не ставшая пока разумной. Ситуация вынуждает её выступать в роли лгуньи, врать отцу и изворачиваться, чтобы скрыть свои чувства к человеку, которого тот считает недостойным её руки. Юная семнадцатилетняя прелестница, она обладает достаточной силой воли, чтобы иметь собственные взгляды на вещи, подчас полностью противоречащие устоям её окружения.

Если для отца Софьи, Фамусова, мнение общества превыше всего, то сама девушка позволяет себе презрительно высказываться об оценках со стороны посторонних людей. Иногда кажется, что основная характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» – это стремление к свободе от навязанной воли, страсть к иной, независимой жизни и наивная чистота помыслов. Как каждой молодой девице, ей хочется любви и преданности достойного человека, какового она видит в секретаре отца, Молчалине. Создав в воображении идеальный образ возлюбленного, она не замечает несоответствия своих фантазий с действительностью. Не желает замечать чувств Александра Чацкого, влюблённого в неё и разделяющего многие из её устремлений, близкого ей духом. Того, кто на фоне её окружения – отца, полковника Скалозуба, Молчалина и прочих – может показаться глотком чистого воздуха во время удушья.

Фамусовское общество

Её любовь к Молчалину – это тоже своеобразная характеристика Софьи. «Горе от ума» показывает его неким антиподом главного героя – Чацкого. Тихий, скромный, молчаливый человек «себе на уме». Но в её глазах он похож на романтического героя. Страстная натура девушки помогает ей убедить себя в исключительности этого посредственного человека. В то же время Чацкий, воплощающий в себе дух свободолюбия, честности, прямоты и неприятия старых нравов общества и их приверженцев, кажется Софье грубым и злым.

Сергей Юрский в роли Чацкого, Татьяна Доронина в роли Софьи

Девушка не понимает, что сама во многом схожа с ним. Она так же не озабочена мнением толпы, позволяет себе быть непосредственной, не сдерживать чувств в угоду обществу и проявлять свои душевные порывы на глазах у посторонних. Некая уверенность в правильности своих действий и чувств – ещё одна характеристика Софьи. «Горе от ума» всё же не раскрывает полностью характера героини (даже А. С. Пушкин высказал мнение, что образ этот выписан «неясно»). Обладая живым умом и возвышенной натурой, Софья не имеет достаточной стойкости в убеждениях и силы духа их отстаивать.

Гончаров рассматривал образы Софьи Фамусовой и пушкинской Татьяны Лариной как во многом схожие. Действительно, показательна характеристика Софьи («Горе от ума») и Татьяны («Евгений Онегин»), в дурмане любви забывших обо всём и бродящих по дому, словно в приступе лунатизма. Обе героини готовы открыть свои чувства с детской простотой и непосредственностью.

По ходу пьесы «Горе от ума» характеристика Софьи в глазах читателя меняется. Из наивной и доброй девушки та превращается в клеветницу и человека, готового ради мелкой мстительности уничтожить авторитет Чацкого в глазах знакомых. Тем самым она теряет его уважение и разрушает тёплые чувства. Наказанием ей служит неверность Молчалина и позор в глазах общества.

Пьеса «Горе от ума»

Главный герой пьесы — Молчалин, молодой человек, который старается жить по принципам здравого смысла, но оказывается втянут в сложные ситуации со своей невестой Софьей. Объект его любви оказывается дочерью безымянного кадетского, и он вынужден принять участие в игре обольщения и обмана.

Пьеса также затрагивает тему сновидений и их разгадки. Софья, главная героиня, видит во сне свою смерть, что приводит ее в отчаяние. Однако, Молчалин утешает ее и объясняет, что смерть во сне может означать новое начало и перемену.

Горе от ума является замечательной комедией, в которой сатирично изображается общество и его нравы. Актуальные темы, такие как образование, семейные ценности и мораль, до сих пор остаются важными для нашего времени. Эта пьеса не только развлекает своим юмором, но и заставляет задуматься о смысле жизни и ценностях, которые мы выбираем.

Глубинные символы сна и их значение

Сон Софьи Горе от Ума, одного из самых известных произведений русской литературы, полон глубоких символов. Сны главной героини отражают ее внутренний мир и позволяют нам лучше понять ее переживания и состояние души. В этой статье мы рассмотрим некоторые из символов сна и их значение.

Символ Значение
Яблоня Яблоня в сновидениях Софьи Горе от Ума символизирует ее чистоту и невинность. Она представляет собой знак божественного благоволения и жизни в своей самой совершенной форме.
Голубь Голубь во сне Софьи олицетворяет мир и спокойствие. Он символизирует мечты и желания Софьи, которые она стремится осуществить, но не всегда может достичь.
Пушистый медведь Пушистый медведь в сновидении Софьи является символом ее подавленных чувств и желаний. Он представляет собой воплощение ее внутренней силы, но также может предостерегать о возможной опасности.
Темные облака Темные облака в глубинных снах Софьи символизируют ее страхи и тревоги. Они предупреждают ее о возможных трудностях и лишениях, с которыми ей придется столкнуться в жизни.
Огонь Огонь в сновидениях Софьи Горе от Ума символизирует ее страстные чувства и эмоции. Он отражает ее внутренний горячий нрав и силу характера, которые могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия.

Это лишь небольшая часть символов, которые присутствуют в снах Софьи Горе от Ума. Каждый из них имеет свое значение и помогает нам понять ее внутренний мир и эмоциональное состояние.

Искренность и мечты

Софья – главный искатель истины, она несет свет и доброту, пытается постоянно совершенствоваться. Ее мечты о настоящей любви, о верности, о духовной гармонии конфликтуют с окружающими ее реальностью. Она представляет собой идеалистичный образ, который привлекает восхищение и уважение публики.

В ее сне символизируется ее трагическое состояние

Она видит своего возлюбленного, Александра, но он обращает внимание только на прекрасную маску. Это отражение ее страхов и сомнений в собственной привлекательности

Эта сцена показывает ее внутренние конфликты, ее неуверенность и стремление быть любимой.

Мечты Софьи символизируют надежды и желания настоящей любви и счастья. Она стремится искренне полюбить Александра, она мечтает об идеальном отношении, полном взаимопонимании и духовной гармонии. Ее мечты отражают желание найти истинное счастье и покой в своей жизни.

Искренность Мечты
Чистота Надежда
Страсть Счастье

Искренность и мечты являются ключевыми элементами пьесы «Горе от ума»

Они подчеркивают важность веры в свои мечты и стремление к искреннему отношению. Софья представляет собой символ надежды и идеализма, олицетворяя искренность и желание любви и счастья

Ее мечты отражают ее страстные желания и стремление к гармонии и полноте в собственной жизни.

*****

Альтернатива 2-летних Высших литературных курсов и Литературного института имени Горького в Москве, где учатся 5 лет очно или 6 лет заочно, — Школа писательского мастерства Лихачева. В нашей школе основам писательского мастерства целенаправленно и практично обучают всего 6-9 месяцев, а по желанию учащегося — и того меньше. Приходите: истратите только немного денег, а приобретёте современные писательские навыки и получите чувствительные скидки на редактирование своих рукописей.

Инструкторы частной Школы писательского мастерства Лихачева помогут вам избежать членовредительства. Школа работает круглосуточно, без выходных.

Желание узнать смысл встречи с Фамусовым горем

В романе «Горе от ума» Софья Андреевна рассказывает свой странный сон Фамусову, про которого она ничего не знает, но который почему-то преследует ее. Такой сон оказывается весьма символичен и имеет большой смысл для дальнейшего развития сюжета.

Софье необходимо было узнать значение сна, так как только понимая его смысл, она могла понять истинную причину своего бессонного состояния и страха перед Назарием Прохоровичем Фамусовым. Сон заставил Софью задуматься о своих чувствах и подсознательных желаниях, которые она никогда не осознавала. Она поняла, что Фамусов на самом деле является символом обмана и пустоты, которые скрываются за маской приятного и вежливого человека.

В ее сновидении Фамусов преследует ее по комнатам, перепуганный ее присутствием и потом исчезает, оставляя Софью одну с пустотой

Этот сон становится для нее предупреждением, что она не должна доверять Фамусову и быть осторожной с людьми, которые скрывают свои истинные намерения за приятным обличием. Она решает быть более наблюдательной и не поддаваться чарам Фамусова, так как понимает, что за ним скрывается опасность

Таким образом, рассказывая свой сон Фамусову, Софья стремится выяснить его истинное лицо и понять, какая опасность ей грозит

Ее желание узнать смысл этой встречи помогает ей осознать свои страхи и подозрения, и принять решение быть более бдительной и осторожной в общении с теми, кто может принести ей вред

Трудности выбора: между сердцем и разумом

Софья, будучи образованной и умной девушкой, понимает, что ее горячая любовь к Молчалину может привести к неприятным последствиям. Она видит его искренность и доброту, но также понимает, что он не может предложить ей ничего материального. Софья знает, что ее отец надежен в финансовом плане и его предложение выгодно для нее и ее семьи.

Однако Софья не может подавить свои чувства к Молчалину. Его присутствие в ее снах символизирует ее сильную привязанность к нему. Она видит его как свою любовь и великую страсть, но осознает, что ее чувства противоречат ее рациональным основаниям.

Этот внутренний конфликт между сердцем и разумом представлен в снах Софьи, где она балансирует между своими желаниями и реальностью. Она пытается найти компромисс и принять правильное решение, но это оказывается очень трудно для нее.

От лица Софьи, Горький передает нам важный урок о том, насколько сложно делать выборы в жизни. Часто мы сталкиваемся с ситуациями, где наши эмоции и наши рациональные мысли конфликтуют друг с другом. Иногда нужно идти против своего сердца, чтобы сделать правильное и разумное решение.

Сны Софьи — это глубокий символ ее внутреннего мира и борьбы с собой. Они показывают, что каждый человек, как и Софья, сталкивается с подобными трудностями выбора и должен найти баланс между своими эмоциями и логическим мышлением.

Первый шаг к свободе: избавление от верований и ограничений

В начале сцены Софья усыпляется и в ее сознании происходит перемещение в прошлое. Она видит своего отца, Кудрявого, который, с одной стороны, является примером традиционности и верности своим принципам, а с другой стороны, ограничивает Софью и мешает ей самостоятельно принимать решения. Отец в этом сне символизирует общественное мнение, заключенное в верования и привычки.

Однако, происходит некоторое событие, которое меняет Софью, и это определяет ее дальнейшую судьбу. Когда молодой Плетнев спрашивает ее о истинном мнении о нем, Софья спонтанно произносит слова, отвергая общепринятые представления о своем будущем. Это пробуждает ее осознание, что она живет под влиянием чужих представлений о том, что она должна делать и кем она должна быть.

Сон Софьи значим, так как он отражает конфликт между общественными ожиданиями и противоречиями личного желания нашего героя стать независимой и свободной от этих ограничений. Это является первым шагом Софьи к освобождению от верований и ограничений, а также ключевым событием, которое определяет дальнейший путь ее развития.

Сон Софьи отражает ее борьбу за свободу от общественных ожиданий и традиций

Трактовка сна о патриархе

Софья, будучи тяжело больной и испытывая моральные муки из-за неразделенной любви к Молчалину, видит во сне образ патриарха, который может олицетворять внутренние конфликты героини между желанием быть верной своему мужу и стремлением к свободе и собственному счастью. Патриарх в сне может также указывать на присутствие цензуры, запретов и ограничений в обществе, что подчиняет Софью и не дает ей возможности быть с Молчалиным.

Сон о патриархе может также воплощать религиозные догмы, которым Софья и ее общество подчиняются

Патриарх, как высший духовный авторитет, напоминает Софью о важности богобоязненности и верности традициям, что противоречит ее желанию самореализации и свободной любви

Таким образом, сон о патриархе подчеркивает внутренние борьбы Софьи и ее страдания от нежелания или невозможности изменить свою судьбу и противостоять общественным нравственным принципам.

«Матримониальная психология»: размножение и прочность брака

Матримониальная психология ставит перед собой две основные задачи: изучение процесса размножения, а также исследование факторов, способствующих прочности и стабильности брака.

Размножение в контексте брака – это процесс познания и понимания другого человека, осознания своих желаний и потребностей, а также создания и воспитания детей. Взаимопонимание и благоприятная коммуникация между партнерами являются ключевыми факторами размножения в браке. Активное слушание, эмпатия и умение находить компромиссы являются важными способами поддержания этого процесса.

Однако размножение в браке может столкнуться со множеством вызовов и препятствий. Различия в ценностях, интересах и потребностях могут привести к конфликтам и недопониманию. Недостаток времени и энергии также могут оказывать негативное влияние на размножение в браке. Чтобы справиться с этими трудностями, необходимо постоянно работать над улучшением коммуникации, укреплением доверия и установлением общего понимания.

Кроме того, прочность и стабильность брака определяются рядом факторов, связанных с психологическим и эмоциональным благополучием партнеров. Взаимная поддержка, уважение и справедливость – основные компоненты здорового и долгосрочного брака

Важно уметь приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам и требованиям, поддерживать динамичность отношений и заботиться о развитии и самосовершенствовании как самого брака, так и каждого партнера по отдельности

В итоге, «матримониальная психология» имеет целью изучить и улучшить взаимодействие и отношения между партнерами в браке. Она позволяет разобраться в сложностях и вызовах, с которыми сталкиваются супруги, а также предлагает рекомендации и стратегии для поддержания крепкого и счастливого брака.

Софья и ее сны: расшифровка сюжета пьесы «Горе от ума»

Софья встречает в своих снах различные образы и символы, которые зеркалят ее подсознание и внутренние переживания

Одним из таких снов является сон о Пантелии, молодой и привлекательной девушке, которая притворяется невзрачной и неинтересной, чтобы заслужить внимание и любовь Молчалина. Этот сон раскрывает тему маскировки и обмана в отношениях, которая присутствует в пьесе

Другой сон Софьи связан с Воронцовым, молодым и богатым дворянином, в которого она влюблена. Во сне Воронцов появляется в образе прекрасного ангела, что символизирует идеализацию и сильные чувства, которые Софья питает к нему. Однако, этот сон также показывает нереальность и недостижимость ее желаний, так как Воронцов недоступен для брака из-за своего женатого статуса.

Сны Софьи отражают ее внутренний мир, его сложность и противоречивость. Через сны она ищет ответы на вопросы о любви, обмане и собственной судьбе. Вместе с тем, они показывают, что она не может доверять своим чувствам и желаниям, так как они искажены и идеализированны. Это приводит к печальному концу пьесы, где Софья отказывается от своих иллюзий и готовит себя к жизни без источников счастья, которые так долго преследовали ее во снах.

Сносный сон Софьи

Во время своего сна Софья погрузилась в мир фантазий и иллюзий, где она была свободна от ограничений и проблем, которые преследуют ее в реальной жизни. Она стала богиней, царицей – в сердцах людей. Стереотипы и обязанности ушли на задний план, оставив пространство для свободы и возможностей.

Сны – это такие картины, где мы можем стать теми, кем хотели бы быть, или вернуться в моменты нашей счастливой жизни. В мире Софьи все было возможно, как волшебство, которое присутствовало в ее сновидениях.

Сон Софьи в «Горе от ума» – это не просто эпизод, а важная часть пьесы. Комедия показывает, что даже в мире фантазий и мечтаний, люди не всегда находят счастье и истину. Возможные идеалы и стереотипы разрушаются, когда героиня просыпается и возвращается в реальность. Она понимает, что ее мечты и фантазии не могут стать реальностью.

Однако, это не значит, что сон был бесполезным или ничего не значил для Софьи. Он помог ей понять, что она хочет от жизни и какие ценности на самом деле важны. Сон открыл ей глаза на то, что не все важные детали находятся на поверхности, а глубже – внутри сердца.

Тайна сна Софьи

Александр Южин в роли Фамусова и Вера Пашенная в роли Софьи в спектакле «Горе от ума». Малый театр, Москва, 1915 год. Billy Rose Theatre Collection / New York Public Library

Вот Софья рассказывает Фамусову сон, который явно придумала:

Тут с громом распахнули двери

Какие-то не люди и не звери,

Нас врознь — и мучили сидевшего со мной.

Он будто мне дороже всех сокровищ,

Хочу к нему — вы тащите с собой:

Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ!

Он вслед кричит!..

Что вообще всё это значит? Софья выдумывала свой сон не просто так, а с опо­рой на литературу, а именно на романтическую балладу: героиня попадает в по­ту­сторонний мир, населенный злодеями и чудовищами.

Объектом пародии для Грибоедова здесь становится прежде всего Жуковский и его вольные переводы баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора» — «Люд­мила» (1808) и «Светлана» (1811), в которых к героиням являются мертвые жени­хи и уносят в загробный мир. Едва ли Фамусов читал Жуковского, но Грибоедов вкладывает в его уста едкую сентенцию, очень похожую на финал баллады «Светлана»: «Тут всё есть, коли нет обмана: / И черти и любовь, и стра­хи и цветы». А вот «Светлана»:

Улыбнись, моя краса,

На мою балладу;

В ней большие чудеса,

Очень мало складу. 

Во сне Софьи сгущаются балладные штампы: невинную героиню и ее возлюб­ленного разлучает мучитель — персонаж из загробного мира (неслучайно во сне Фамусов появляется из-под вскрывающегося пола). В первой редакции Фамусов и вовсе описывался как инфернальный герой: «Смерть на щеках, и ды­бом волоса».

Впрочем, не только сон Софьи, но и ее отно­шения с Молча­линым напоминают балладный сюжет. Их любовная интрига выстро­ена по образцу баллады Жуковского «Эолова арфа» (1814). Минвана, дочь знатного феодала, отвергает притязания именитых витязей и отдает свое сердце бедному певцу Арминию:

Младой и прекрасный,

Как свежая роза — утеха долин,

Певец сладкогласный…

Но родом не знатный, не княжеский сын:

Минвана забыла

О сане своем

И сердцем любила,

Невинная, сердце невинное в нем.

Грибоедов пародирует картину идеальной любви, созданную Жуковским. Бед-ный певец Арминий словно бы подменяется подлецом Молчалиным; трагиче­ское изгнание Арминия отцом Минваны — финалом комедии, когда Софья подслушивает разговор Молчалина с Лизой и изгоняет незадачливого любовника. 

Эта пародия неслучайна. В литературной полемике между архаистами и новаторами Грибоедов придерживался позиции младших архаистов, которые весьма скептически относились к Жуковскому, и высмеивал модную тогда мечтательность: «Бог с ними, с мечтаниями, — писал он в разборе пере­водов Бюргеровой баллады «Ленора» в 1816 году, — ныне в какую книжку ни загля­нешь, что ни прочтешь, песнь или послание, везде мечтания, а натуры ни на волос». Молчалин — пародия на возвышенного и тихого героя сентимен­тальных повестей и баллад. 

Ирония и сатира в комедии «Горе от ума»

Сон Софьи является не только сюжетным поворотом в комедии, но и способом автора донести свое глубокое обобщение о общественных проблемах и человеческой натуре. Ирония, присутствующая в этой сцене, помогает показать истинность поставленной автором задачи и выразить свое презрение к миру, где решающую роль играют лишь внешние признаки и умение вежливо общаться.

Основная ироническая нота касается конфликта между высокими идеалами и действительностью. Софья, будучи натурой неравнодушной, ставит перед собой цели и мечтает о счастливой любви. Но утопичность ее мечтаний и неподкупность ее характера сталкиваются с безразличием и лицемерием окружающих. Грибоедов иронизирует над этим конфликтом, демонстрируя нам реакцию Фамусова и других персонажей настолько отличающуюся от ожидаемой.

Сон Софьи — это пример иронической игры автора с читателем, потому что полностью меняет восприятие образа Софьи и поставленных ей ценностей. Этот прием позволяет Грибоедову разоблачить двуличие, лицемерие и пустоту нравственных устоев того времени. В сне Софьи, автор показывает противоположный свет главному герою — Фамусову, на фоне которого он кажется меньшею пустышкой и холуйной. Подобное решение автора отражает критику нравственности ищущей внешнего блеска, но лишенной душевного содержания.

Таким образом сон Софьи в комедии «Горе от ума» вызывает настораживает Фамусова и служит выразительным инструментом для авторской иронии и сатиры, позволяющей представить чтитателям свое мнение о тех противоречиях между внешним блеском и душевно-нравственной пустотой, которые принесли обществу духовное «горе».

Тайна тетушки Софьи и юмора Чацкого

Высмеивая Москву, Чацкий язвительно спрашивает Софью:

На съездах, на больших, по праздникам приходским? 

Господствует еще смешенье языков: 

Французского с нижегородским? 

Почему же французский язык смешивается именно с нижегородским говором? Дело в том, что во время войны 1812 года это стало реальностью: московские дворяне эвакуировались в Нижний Новгород. Тогда же на патриотическом подъеме дворяне попытались отказаться от французской речи и заговорить по-русски (Лев Толстой описал это в «Войне и мире»), что и привело к комиче­скому эффекту — смешению французского прононса с нижегородским оканьем. 

Не менее забавными были лексические казусы (и не только нижегородские!). Так, смоленская помещица Свистунова в одном из писем просила купить ей«кружев английских на манер барабанных (брабантских), «маленькую клар­нетку (лорнетку), так как я близка глазами» (близорука), «сероги (серьги) писа­грамовой (филигранной) работы, духов душистых аламбре, а для обстановки комнат — картин тальянских (итальянских) на манер рыхвалеевой (Рафаэлевой)работы на холстинке и поднос с чашечками, если можно достать с пионовыми цветами». 

Кроме того, не исключено, что Чацкий просто цитирует знаменитый публици­стический текст времен Наполеоновских войн, написанный Иваном Муравье­вым-Апостолом, отцом троих будущих декабристов. Называется он «Письма из Москвы в Нижний Новгород», и в нем есть знаменитый фрагмент о том, как в московском Дворянском собрании безжалостно обходятся с французским языком:

«Я стал посреди залы; волны людей шумели около меня, но увы!.. Шу­ме­ли все по-французски. Редко, редко где выскакивало русское слово. <…> Из ста человек у нас (и это самая умеренная пропорция) один гово­рит изрядно по-французски, а девяносто девять по-гасконски; не менее того все лепечут каким-то варварским диалектом, который почитают французским потому только, что у нас это называется говорить по-французски. Спроси их: зачем это? — оттого, скажут они, что так вве­лось. — Боже мой! — Да когда же это выведется? <…> Войди в любое общество; презабавное смешение языков! Тут услышишь нормандское, гасконское, русильонское, прованское, женевское наречия; иногда и рус­­­ское пополам с вышесказанными. — Уши вянут!».

Как соотносится с реальными событиями придуманный Софьей сон?

Сон Софьи в комедии «Горе от ума» имеет важное значение в понимании сюжетной линии «Софья и Молчалин».       Когда в первом действии пьесы Фамусов застает Молчалина, только что вышедшего с его дочерью из комнаты, Софья для отвода глаз придумывает сон, будто бы привидевшийся ей

Но выдумка девушки наполнена реальной целью: дочь хочет полунамеками проверить реакцию отца на ее возможный брак с Молчалиным, которого она горячо любит. 

      Когда в первом действии пьесы Фамусов застает Молчалина, только что вышедшего с его дочерью из комнаты, Софья для отвода глаз придумывает сон, будто бы привидевшийся ей. Но выдумка девушки наполнена реальной целью: дочь хочет полунамеками проверить реакцию отца на ее возможный брак с Молчалиным, которого она горячо любит. 

В этом «сне» Софья предстает перед нами как мечтательная девушка (она видит «цветистый луг», собирает «траву кукую-то» ), и вдруг появляется человек, с которым они «будто век знакомы». Она говорит о том, что ее знакомый «и вкрадчив, и умен» и что он «в бедности рожден». На что Фамусов резко отвечает ей: «Кто беден, тот тебе не пара». Но Софья все-таки продолжает рассказ, делая акцент на том, что этот человек для нее «дороже всех сокровищ» и что она хочет к нему. Далее рассказ Софьи приобретает какой-то мистический оттенок:  отец, появившийся из-под пола, бледный, «как смерть, и дыбом волоса». А рядом с ним какие-то чудовища: «не люди и не звери». И все они мучают его, ее любимого!

   Таким образом, сон, придуманный Софьей, имеет реальную подоплеку: девушка  влюблена в  Молчалина, но предвидит, что бедность избранника станет серьезным препятствием на ее пути к счастью. И главным человеком, который не позволит ей выйти замуж за любимого, станет отец, Павел Афанасьевич Фамусов, не случайно «появившийся» во сне в таком страшном виде.

Милана 

Реализм и символизм в образах

Пьеса «Горе от ума» А.С

Грибоедова привлекает внимание своими яркими образами, которые олицетворяют разные стороны российского общества начала XIX века. В одном из ключевых эпизодов пьесы мы наблюдаем сон героини Софьи

Этот сон объединяет в себе элементы реализма и символизма, глубоко раскрывая психологические и социальные аспекты произведения.

Сон Софьи в «Горе от ума» представлен в реалистической форме. В этом сне Софья видит свою родную деревню, ее брата Чацкого в слезах и своего возлюбленного Молчалина. Таким образом, образы, представленные в сне, являются реальными элементами из жизни героини

Реализм сна помогает передать ее эмоциональное состояние и подчеркнуть важность этих персонажей для нее

Однако, помимо реализма, в сне Софьи также присутствует символическая составляющая. Сон является отражением ее внутреннего мира и неразрешенных конфликтов. Брат Чацкий в слезах символизирует ее бессилие и отчаяние перед тем, что она не может найти место в обществе и не может спасти свою семью от финансового краха. Молчалин, в свою очередь, является символом ее незавершенных чувств и желания освободиться от обязательств перед ним.

Этот сон является важным событием в пьесе, так как он показывает внутренний мир героини и ее страхи и желания. Реализм и символизм в образах сна позволяют глубже понять героиню и ее место в обществе, а также отражают реалии жизни того времени.

Стремление Грибоедова объединить элементы реализма и символизма в образах позволяет произведению приобрести глубину и многогранность. Этот сочетание помогает раскрыть психологические и социальные аспекты произведения, позволяя читателю более глубоко проникнуть в суть происходящих событий и ощутить эмоциональное состояние героев.

Уроки, которые можно извлечь

Не следует полностью полагаться на внешность и первое впечатление, так как оно может оказаться обманчивым.
Важно проявлять бдительность и наблюдательность в отношениях с окружающими.
Необходимо быть осторожным с принятием решений, особенно когда они касаются брака.
Умение различать истинные чувства от лживых помогает избежать разочарования и обмана.
Нужно уметь самостоятельно мыслить и анализировать ситуацию, не слепо следуя чужим советам.
Важно развивать свои интеллектуальные способности, чтобы не стать жертвой манипуляций и обмана.
Необходимо быть готовым к переменам и принимать их с умом и гибкостью.
Важно находить баланс между своими желаниями и общественными ожиданиями.
Не следует превращать свою жизнь в театральное представление, где каждый играет свою роль.
Умение отличать истинную персональность от фасада помогает избежать неприятностей и разочарования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про сон и сновидения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: