Рассказ «спасская полисть» радищева: краткое содержание, главная мысль и анализ произведения

«спасская полисть» а. радищева - краткое содержание

Краткое содержание

В главе «Спасская Полисть» повествуется о том, как по дороге в Полисть попутчик путешественника рассказывает ему свою историю. Все у него было хорошо, жена была, но недолго. Попутчик был обманут своим компаньоном, в результате чего остался на бобах, да еще и весь в долгах. Беременная жена от нервного потрясения родила раньше времени. Ни малыш, ни мать не выжили. А самому обманутому пришлось скрываться. Путешественник искренне сострадает своему спутнику и даже представляет себя на месте верховного правителя, справедливого и доброго, при котором цветет страна, счастлив народ. Но тут вдруг пелена спадает с глаз правителя, и он видит, что на самом деле страна разорена, а власть имущие бесчинствуют. Это глава «Спасская Полисть», краткое содержание которой представлено выше.

Реальная действительность

В книге Радищева (и в отдельных главах, таких, как «Спасская Полисть»), главная мысль – обличение крепостничества. Екатерина увидела в ней отголоски французской революции, хотя по большому счету все события были навеяны русской действительностью. Каждая встреча путешественника только увеличивает его уверенность в произволе и масштабах взяточничества, царящих в стране. Писатель не побоялся открыто осудить крепостничество. Он называет это насилием над человеком и в физическом, и в моральном отношениях. «Спасская Полисть» построена на ярком контрасте внешнего величия царства и его внутреннего гниения, деспотизма. Резкую грань проводит автор между двором, утопающим в роскоши, и нищенствующей Россией. Автор открыто говорит о том, что у власти стоят люди, способные на подлость. Многогранно выведены образы казнокрадов и мошенников, бюрократов и самодуров. Все повязаны круговой порукой и думают лишь о том, как увеличить свое состояние и побольше обобрать крестьян. Рассказ «Спасская Полисть» это рисует в ярком свете.

Главные герои

  1. Уинстон Смит – главный герой романа «1984», сотрудник министерства правды. Ему 39 лет, он худощавый и нездоровый на вид. У него изможденное лицо с резкими чертами, усталый взгляд. Он склонен к раздумьям и сомнениям, исподтишка ненавидит существующий строй, но не располагает смелостью, чтобы протестовать открыто. С детства Уинстон был эгоистичным и слабым: его семья жила в нищете, и он вечно жаловался на голод, отнимал еду у матери с сестрой, а однажды отобрал у сестры шоколадку, убежал, и, вернувшись, никого не обнаружил. Так он попал в интернат. С тех пор его натура мало изменилась. Единственное, что его возвысило, — это любовь к Джулии, породившая в нем смелость и готовность к борьбе. Однако испытаний мужчина не выдерживает, к жертве ради любимой женщины он не готов. Оруэлл издевательски присваивает ему унизительную фобию – боязнь крыс, которая губит чистосердечные порывы Смита. Именно клетка с грызунами заставила его предать возлюбленную и всей душой приобщиться к идеологии Большого Брата. Так образ борца с системой деградирует до типичного характера приспособленца и раба конъюнктуры.
  2. Джулия – главная героиня антиутопии «1984», любимая женщина Уинстона. Ей 26 лет. Она трудится в литературном цехе, занимается сочинением романов на специальном приборе. Она имеет солидный сексуальный опыт, развращает членов партии, являясь символом неукротимого человеческого естества с его инстинктивной логикой поведения. У нее густые темные волосы, веснушки на лице, миловидная внешность и красивая женственная фигура. Она отважна, гораздо смелее и откровеннее возлюбленного. Именно она признается ему в своих чувствах и увлекает его загород, чтобы высказать сокровенные мысли. Она своей распущенностью протестует против пуританства партии, хочет отдавать свою энергию ради наслаждения и любви, а не во славу Большого Брата.
  3. О’Брайен – обладатель солидного чина в партии, тайный агент полиции мыслей. Хорошо воспитан, сдержан, имеет спортивное телосложение. Намеренно создает впечатление оппозиционности. Он – резонер, его роль схожа со значением образа Мефистофеля в судьбе Фауста. Он является Уинстону во снах, рождает в его мыслях сомнение в том, что тот разделяет политические взгляды большинства. Герой все время подбрасывает поленья в огонь протеста Смита, наконец, открыто склоняет его к участию в готовящемся мятеже. Позже выясняется, что он был провокатором. О’Брайен лично руководит пытками своих «друзей», постепенно выбивая из них индивидуальность. Жестокий инквизитор обнаруживает при этом редкое обаяние, ясный ум, широкий кругозор и дар убеждения. Его позиция гораздо последовательнее и логичнее того, что пытаются противопоставить ему заключенные.
  4. Сайм – филолог, один из основателей новояза. Все второстепенные персонажи нарисованы автором схематично и только ради того, чтобы показать несправедливость и порочность государственной системы в антиутопии «1984».

Отношение к церкви

Человек Радищев считал, что падение нравственности, разгул разврата и порока друг с другом взаимосвязаны. Во главе всего стоит церковь и самодержавие. Писатель затронул все: и цензуру, и монарший двор, и аморальность власть имущих. Источником радости для автора служит то здоровое начало, которое еще не растерял народ. Именно в нем ищет и находит писатель опору и надежду на светлое лучшее. Ведь несмотря ни на что, народ трудится, живет и радуется. Именно в простых крестьянах видит автор будущее страны. Не только против самодержавия выступил Радищев, но и против реакционных направлений, таких, как масонство. Они отвлекали человека от общественных дел и занимали его ум бредом. Идеал для Радищева – храбрый человек, живущий жизнью России, радеющий за правду. Конечно, Радищев обогнал свой век лет на сто. Сегодня мы высоко ценим его заслугу перед отечеством.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Поделись в соцсетях:

Оцени статью:

  • 60

Поиски выхода

Критике подвергает Радищев и просвещенный абсолютизм, а вместе с ним духовенство и церковь. Они, по мнению Радищева, есть главные помощники государевы в деле угнетения крепостных. Единственным выходом из сложившейся ситуации является революция. Писатель говорит о том, что народ дошел до крайности. Наступил момент, когда насилие свергнет насилие.

По мысли Радищева, в России возможно республиканское правление, в основе которого – частная собственность. На нее имеет право каждый человек. То есть в результате свержения монархии земля достанется крестьянам. Конечно, он прекрасно понимал, что все это наступит не завтра. Сначала революция должна совершиться в умах крестьян, а потом уж на деле.

Спасская Полисть

Одной из острых социально-критичных глав считается «Спасская Полисть». Она подводит итог раздумьям Радищева о вреде самодержавия. Чего стоит только рассказ о наместнике, использовавшем денежные средства не в целях государственной службы, а по личному назначению (приобретал устрицы). А его помощник, благодаря «послушному» служению, был повышен в звании. То есть налицо казнокрадство и кумовство. Сон путешественника — это сатирическая аллегория всего царствования Екатерины Второй. По мнению писателя, именно в ее правление гнилость и порочность самодержавия достигли своего апогея. Особенно ярко это прослеживается в главе «Спасская Полисть».

Радищев – русский демократ и общественный деятель XVIII века, внесший неоценимый вклад в русскую культуру, литературу и общественную мысль. В главе «Спасская Полисть», как и во всем «Путешествии», автор выступает от лица униженных и уставших крестьян, чтобы сказать свое слово в ответ угнетателям. Не было другого такого последовательно и революционно мыслящего писателя, как автор масштабного произведения, куда вошла и глава «Спасская Полисть» (анализ это подтвердит).

Путешественник

Жанр «путешествие» позволяет герою эволюционировать к финалу произведения, а также найти истину. Кто такой путешественник Радищева? Нельзя сказать наверняка, что он есть сам писатель. В принципе, из произведения мы практически ничего не узнаем о фактах его биографии. Они раскиданы по отдельным главам совсем в небольшом количестве. Он является чиновником и бедным представителем дворянского сословия. Из произведения становится ясно, что жены у него нет, но есть дети. В начале «Путешествия» сам герой вспоминает свой постыдный поступок, когда ни за что избил он своего кучера. Это его воспоминание позволяет предположить, что раньше он был обычным барином-крепостником. К пониманию негативной основы самодержавия путешественник пришел позже. Он раскаялся и даже хотел свести счеты с жизнью, так как понимал свое бессилие изменить что-либо. Несмотря на негативные события и картины, к финалу повествование все же становится более оптимистичным. Радищев верит: так не будет долго продолжаться.

Цензура

Напечатать произведение никак не удавалось, хотя Константин Рылеев пропустил ее, даже не прочитав. Тогда писатель оборудовал свою типографию и выпустил в продажу 25 экземпляров. Оставшиеся 600 оставил у себя. Но даже и двадцати пяти штук хватило, чтобы город «загудел». Молва дошла до Екатерины. Императрица была в гневе. Несмотря на анонимность авторства «Путешествия», Радищева быстро нашли. Долго шло следствие. Перед писателем стояли три задачи: не выдать сообщников, защитить детей и сохранить себе жизнь. Закончилось тем, что смертная казнь была заменена ссылкой в Сибирь. Так «бунтовщик, хуже Пугачева» остался жив. Радищев покончил собой, когда после возвращения из ссылки понял, что преследования не закончились.

О чем книга?

Роман повествует о возможном сценарии развития мира. После череды кровопролитных войн и революций Земля была разделена на три сверхдержавы, которые перманентно воюют между собой, чтобы отвлекать население от нерешенных внутренних проблем и полностью его контролировать. Описание книги «1984» стоит начать с главного действующего лица. В одной из этих империй живет герой – работник министерства правды, органа власти, специализирующегося на уничтожении и переписывании прошлого под новые стандарты. Кроме того, оно занимается пропагандой ценностей существующего строя. Уинстон каждый день видит, как происходящее в реальной жизни перекраивается в угоду политическим интересам правящей элиты, и задумывается о том, насколько правильно то, что происходит. В его душу закрадываются сомнения, и он заводит дневник, которому смело их поверяет их, прячась от вездесущих камер (его телеэкран не только транслирует то, что нужно смотреть, но и снимает его покои). С этого начинается его протест.

В новой системе нет места индивидуальности, поэтому Смит ее тщательно скрывает. То, про что он пишет в дневнике, является мыслепреступлением и карается смертной казнью. Утаивать что-либо от Большого Брата (верховный правитель Океании) нелегко: все дома из стекла, везде камеры и жучки, полиция мыслей следит за каждым движением. Он встречает Джулию, весьма раскрепощенную особу, которая тоже таит в себе самостоятельную личность. Они влюбляются друг в друга, а местом свиданий назначают обиталище пролов – низшей касты рабочих. За ними не наблюдают так рьяно, ведь их интеллектуальный уровень ниже среднего. Им разрешается жить по обычаям предков. Там герои предаются любви и мечтам о революции руками тех самых пролов.

В конце концов, они знакомятся с настоящим представителем сопротивления, который дает им запрещенную книгу о философии грядущего переворота. За ее чтением пару как раз и застает полиция мысли: надежный человек оказался агентом полиции мыслей. После жестоких пыток Уинстон и Джулия сдаются и предают друг друга. В финале они искренне верят в могущество Большого Брата и разделяют общепринятую точку зрения, что в стране все хорошо.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про сон и сновидения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: