Светлана жуковского откровения о роли сна в балладе

Какова роль сна в балладе светлана кратко

Топ вопросов за вчера в категории образование

Образование 06.09.2023 11:36 1637 Петрина Макс.

Как пишется: «средне-техническое» или «средне техническое » образование?

Ответов: 1

Образование 20.08.2023 17:20 316 Плотникова Юля.

Как правильно: «не подходит» или «неподходит»?

Ответов: 1

Образование 16.09.2023 23:41 1757 Ткачёв Витя.

Какое проверочное слово к слову ОГОРОД?

Ответов: 1

Образование 26.09.2023 09:48 1031 Сапроненков Евгений.

Какое проверочное слово к слову «облегчить» (облегчение)?

Ответов: 1

Образование 11.10.2023 21:09 974 Ситникова Евгения.

Какое проверочное слово к слову ПРЕДПОЛАГАТЬ?

Ответов: 1

Образование 01.09.2023 05:01 1622 Зонова Виктория.

Какие фрукты начинаются на букву «Д»?

Ответов: 1

Образование 26.08.2023 14:06 1705 Пинчук Никита.

Какие фрукты начинаются на букву «Р»?

Ответов: 1

Образование 10.10.2023 17:31 331 Швецов Степан.

Какое проверочное слово к слову иссЯкать?

Ответов: 1

Образование 31.08.2023 01:19 209 Романенкова Маша.

«Со своей стороны» выделяется запятыми или нет?

Ответов: 1

Образование 28.10.2023 10:34 1619 Угланова Яна.

Как решить: Для перевозки груза потребовалось 24 машины грузоподъём. 7,5 т?

Ответов: 1

Сочинение анализ по поэме Светлана Жуковского

Эта поэма очень романтична и мистична… Она похожа на современный фильм «триллер».

Главный герой – девушка. Наверняка, она прекрасна, хотя её портрету, раскрытию характера не уделяется много внимания. Зовут её Светланой. В других поэмах Жуковского, мы касались этого на уроках литературы, тоже в центре внимания прекрасные девушки, с которыми происходят странные вещи.

В этой поэме все разворачивается во время гаданий. Это всегда такой момент тонкий – переходный. То есть человек связывается с потусторонним миром, просит что-то, хочет узнать то, что ему, возможно, знать и не стоит… Когда гадали на Руси, крестик нательный снимали, иконы завешивали.

Про гадание, которое показано в поэме, я слышал. Девушка садится перед зеркалом, зажигает свечу в темноте. Понятно, произносит заклинание… И всматривается в темноту, стараясь увидеть свой ответ.

И вот привиделось Светлане! Сначала глаза какие-то зловещие за спиной. Слышится ласковый голос «любимого». После она оказалась около церкви, перенеслась туда на санях. Как будто её жених за ней приехал. И вот видит в церкви поп кого-то отпевает. Дальше они приезжают к заснеженной хижине, заходит, а там – гроб. И видит своего бледного жениха мертвецом. И он, как зомби, поднимается из гроба к ней, зовёт её. Понятно, что если у них были отношения, а он погиб, то дух его не очень доволен, хочет забрать её с собой. Тут кульминация поэмы, героиня, собственно, поставлена перед выбором – уйти в мир иной со своим женихом или остаться жить без него. Но Светлана, конечно, не желает умирать! Тем более, всё получается так странно – не дух, не ангел к ней прилетел, а какие-то нечистые силы. Возможно, они просто манят её, обманывают, а после не будет всё равно она с женихом, а окажется одна в аду. Она всё время молится, а в последний момент светлый голубь её спасает от мертвеца.

Слог поэмы достаточно уже лёгкий, приятный, даже мелодичный. Много устаревших слов, что не удивительно, полно народных мотивов. Напоминает страшную сказку.

К счастью, как опять в кино, она просыпается. Заснула перед зеркалом, просто видела страшный сон.

6, 7, 9 класс

Анализ стихотворения Светлана по плану

Характеристика героев

Как человек с высоким уровнем образования, Жуковский не мог не задумываться над проблемой суеверий, широко распространенных среди неграмотных людей. Люди верили в самые безумные и нелепые приметы, магию, гадания и сны. В своем произведении поэт не наказывает девушку за то, что она предавалась языческим гаданиям в православный праздник Богоявления. Он лишь мягко упрекает ее: «О чем ты мечтаешь, Светлана?

Основная идея баллады заключается в том, что не следует верить в приметы и гадальные сны. В трудную минуту человека поддерживает вера в себя и в Бога. Если он будет твердо стоять в своих убеждениях, все плохое пройдет.

Главные герои и их характеристика

Главные темы пьесы — любовь и верность.

Проблема «Светланы» очень сложна и оригинальна даже для нашего времени.

«Светлана» стала очень популярной среди читателей. В основном это связано с тем, что в балладе слишком много деталей национального колорита, она была близка народу и считалась истинно русским произведением, понятным читателю. Здесь присутствует широкая фольклорная основа: некоторые приметы, типичные оракулы, ссылки на известные песни и легенды, мотивы из русских сказок и преданий. Православной России того времени нравился конец пьесы, в котором девушка спасается от злых сил через веру в Бога. Это основная идея пьесы: религиозность защищает людей от зла и является залогом счастливой жизни.

Так Якуцкий обращается к русской истории, популяризированной Н. М. Карамзиным в начале XIX века, и идеям православного христианства. Автор баллады показывает, что не следует верить в сны, гадания и суеверия, а полагаться на то, что происходит на самом деле; никогда не терять веру в лучшее и не терять надежду. Он выражает смысл баллады в следующих строках: «Здесь страдание — ложный сон, / счастье — пробужденье».

Сны в русской литературе

Ни для кого не секрет, что сон – это довольно мистическое и неподдающееся логическому объяснению проявление действия психики каждого человека.

Данное явление довольно часто встречается в русской литературе и активно используется авторами.

Что же значит сон в русской литературе?

Для ответа на этот вопрос, обратимся к небезызвестным произведениям русских классиков, таким как: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Обломов» И. А. Гончарова, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

Во всех этих произведениях сон использован как литературный прием, имеющий достаточно весомое значение. Для чего же нужен сон и какие виды «снов» бывают в произведениях русских классиков? Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к вышеуказанным произведениям.

Статья: Сны в русской литературе

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В «Евгении Онегине» сон главной героини Татьяны выполняет функцию предсказания, предчувствия чего-то страшного, непоправимого. Девушке снилась ночь, холодный снег, олицетворяющие непреодолимые препятствия, дикие звери, символизирующие опасную ситуацию, главным виновником которой стал последний герой ее сна – Евгений Онегин. Можно утверждать, что сон Татьяны предсказывал дуэль между Онегиным и Ленским, бессмысленное убийство Ленского и разочарование Татьяны в предмете своей любви. Так, данный сон обозначал в этом произведении предчувствие, оправдавшееся впоследствии.

В произведении И. А. Гончарова, сон главного героя – Ильи Обломова, по сути, являлся отражением главной мысли романа. Если рассматривать все произведение целиком, то Обломов почти половину своей жизни «проспал». Такой сон скорее символизировал сущность Обломова и суть самого произведения. Таким образом, в данной ситуации сон является отражением сути романа как таковой.

В произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сны снятся главному герою произведения, совершившему преступление, — Родиону Раскольникову. Здесь сны играют роль совести главного героя – они «мучители» и «каратели», незримые голоса совести.

Таким образом, можно выделить следующие типы сновидений в произведениях русских классиков:

  1. Сновидение-предсказание, сновидение-предчувствие. Такой прием сновидения в русской литературе обычно помогает лучше прочувствовать сюжет произведения, переживания героев и эмоциональную окраску произведения.
  2. Сновидение, передающее характер героя, отражающее его мысли. Бывает, что такой тип сновидения отражает главную мысль произведения или является по своей сути «сконденсированным» сюжетом.
  3. Сновидение-совесть. Такие сновидения предназначены для того, чтобы лучше понять переживания героя. Зачастую они несут в себе ярко-выраженную высокоморальную окраску.
  4. Непонятные или неясные сновидения героев. Они предназначены для того, чтобы «отвлечь» читателя, перевести на другую тему или настроить на другой лад.
  5. Сновидения, используемые как часть сюжета. Эти сновидения являются, по сути, композиционной задумкой автора, частью сюжета и несут отдельный, самобытный смысл.

Так, все вышеперечисленное является основными типами сновидений, наиболее часто встречающихся в русской литературе. Каждый из них несет свое собственное значение.

Замечание 1

В целом, можно сказать, что сновидения главных героев в произведениях русской литературы – это распространенный композиционный прием, помогающий читателю понять смысл произведения, чувства и переживания главных героев.

Роль сна в стихотворении

В стихотворении Светланы Жуковского «Откровения о роли сна в балладе» сон играет ключевую роль

Автор подчеркивает важность сна как средства коммуникации между мирами, отражения человеческих эмоций и мыслей

Жуковский в своей балладе исследует тему сна, раскрывая его не только как биологическую потребность, но и как способ объединения миров. Сон становится переходом между реальностью и миром фантазий, где возможны самые невероятные события и переживания.

В стихотворении Жуковский использует сон, чтобы передать эмоциональное состояние героев, их внутренние конфликты и желания. Он обращается к символическим элементам сна, таким как сны о прошлом, будущем или сны, которые передают предчувствия чего-то страшного или хорошего.

Сон в балладе Жуковского также является способом передачи повествования и создания атмосферы. Он помогает читателю окунуться в мир героев, почувствовать их состояние и пережить с ними их приключения.

Таким образом, сон в стихотворении Светланы Жуковского играет важную роль, являясь средством передачи эмоционального состояния героев, символом перехода между мирами и способом создания атмосферы. Откровения о роли сна в балладе подчеркивают его значимость и силу в поэзии Жуковского.

Отражение внутреннего мира

В балладе Светланы Жуковского сон играет важную роль. Он становится средством отражения внутреннего мира героев. С помощью сна автор передает читателям идеи, эмоции и настроение персонажей.

Своеобразность использования сна в балладе проявляется в его символическом значении. Сон может быть метафорой для различных состояний и переживаний. Он может отражать мечты, желания, страхи или предчувствия героев.

Сон Услышал с ним мрачный разговор.
Свежесть ночных огней. Cердце позволяет глядеть в нее.
Девушка уж пялилась, пела Байку полудремлющей дочери

Все эти описания сна помогают читателю вникнуть в состояние и эмоции героев. Они добавляют глубину и нюансы восприятию баллады. Сон является мостом между внешними событиями и внутренними переживаниями, позволяя героям выразить свои скрытые эмоции.

Таким образом, сон в балладе Светланы Жуковского становится важным средством отражения внутреннего мира героев. Он позволяет передать идеи, эмоции и состояние персонажей, добавляя глубину и интерес к произведению.

Символизм и сюжетная линия

В «Светлане» сон играет важную роль в сюжетной линии. Он служит своего рода проводником между реальностью и миром мечты, где происходят волшебные события. Сон Светланы становится своего рода инициацией, переводящей ее в параллельный мир, где возможно воплотить все ее тайные желания и мечты.

Очарованная миром сна, Светлана погружается в новую реальность, где она встречает загадочного рыцаря. В этом сне происходит их встреча и возникновение взаимной страсти, которая затем влияет на сюжетные повороты и эмоциональное развитие героев.

Сон в «Светлане» символизирует не только свободу и возможность побега из реальности, но и отражает внутреннюю жизнь героев, их тайные желания и страсти. В своем произведении Жуковский исследует влияние сна на развитие психологический портретов героев и создает атмосферу загадочности и непредсказуемости.

Таким образом, роль сна в балладе «Светлана» Жуковского незначительна только как сюжетная деталь, но и как символический элемент, отражающий внутренний мир и эмоциональное состояние героев.

Слайд 12Сон как предсказание будущего (роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин») «Евгений

Онегин» является выдающимся произведением А. С. Пушкина, в котором он выступил новатором во многих отношениях, используя различные средства художественной выразительности. В частности, он применил один из распространённых в литературе приёмов – использование сна.

Итак, вещий сон Татьяны действительно можно назвать пророческим. Неспроста он расположен в пятой главе – ровно посередине романа. Сон этот определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев и предвещает всем несчастливое будущее: Ленскому – гибель на дуэли, «бедной Тане» – печаль от разлуки с Онегиным, замужество и жизнь в свете, где героине будет всё немило. Сон Татьяны создаёт атмосферу тревоги и заставляет читателей сопереживать героям произведения.

Раскрытие темы и проблематика

Жуковский сделал три перевода немецкой баллады, но именно «Светлана» пользовалась наибольшей популярностью у публики. В отличие от мрачных «Людмилы» и «Леноры», благополучный конец больше нравился читателю.

  1. Любовь. Ее можно назвать движущей силой и основной идеей сюжета. Именно из-за любви глубоко верующая Светлана соглашается на гадание, строго порицаемое церковью. Любовь девушки и ее возлюбленного прошла длительные испытания, преодолела разлуку и стала лишь крепче. Впереди их ждет долгое счастье.
  2. Вера. Светлана искренне верит в Бога, она надеется, что ее молитвы спасут возлюбленного. Вера охраняет ее и спасает от страшного выходца с того света, чего не удалось избежать Леноре и Людмиле.
  3. Гадания. Как правило, во время крещенских гаданий, чтобы проникнуть в потусторонний мир, гадающий должен снять крест. Светлана молится и держит крест в руках. Таким образом, она нарушает правила этого мистического действия. Девушка не наблюдает видение в зеркалах: все происходящее оказывается лишь сном.

Жуковского, как высокообразованного человека, не могла не беспокоить проблема суеверий, широко распространенных среди неграмотного народа. Люди верили в самые дикие и нелепые приметы, колдовство, гадания и сны. В своем произведении поэт не наказывает девушку за то, что в православный праздник Крещения она занимается языческими гаданиями. Он лишь мягко журит ее: «Что же твой, Светлана, сон?».

https://youtube.com/watch?v=DfUORwqB6kI

Главные герои и их характеристика

Повествование выводит на первый план одну лишь главную героиню. Остальные образы в балладе «Светлана» находятся в дымке от не рассеявшегося сна, их характерные черты разглядеть сложно, ведь основные герои в данном случае сравнимы с декорациями в пьесе, то есть самостоятельной роли не играют.

В самом начале произведения Светлана предстаёт читателю печальной и встревоженной: ей не известна судьба любимого. Девушка не может быть такой же беспечной, как подружки, в её сердце нет места девичьим забавам. Уже год она находит в себе силы праведно надеяться и молиться, что всё будет хорошо, но в крещенский вечер любопытство берет верх над праведностью – героиня гадает.

Характеристика Светланы Жуковского представлена положительной, не идеальной, но образцовой. В ее поведении есть деталь, которая в корне отличает ее от девушек в других вариантов перевода самого автора и от оригинальной Леноры. Узнав о смерти возлюбленного, невеста не ропщет на Бога, а молится Спасителю. Душевное состояние Светланы в момент страшного видения скорее можно охарактеризовать как испуг, но не отчаяние. Главная героиня готова смириться и с «горькой судьбиной», но только не обвинять Бога в том, что он её не услышал.

За свою стойкость Светлана получает награду – жених возвращается к ней: «Та ж любовь в его очах». Небольшое количество строк о женихе даёт основание предполагать, что это человек слова, верный и честный. Он достоин такой искренне любящей и доброй невесты.

Мотив сна в лирике В. А. Жуковского

В. А. Жуковский является, без сомнения, одним из поэтов, в творчестве которых складывалась «собственная мифология сна», где «индивидуально-авторское начало сочеталось с философско-мистическими, религиозными истолкованиями этих (сновидческих, особых психологических. — Ю.К.) состояний»1. Очевидно, можно найти и ряд других мотивов, составляющих основу поэзии Жуковского, как это делает, например, Э. Эгеберг в своей статье » Ночь и день в русской романтической поэзии». «В некоторых случаях правильное понимание роли ночи в произведениях автора может помочь нам охватить весь его литературный универсум»,2 — отмечает исследователь. То же самое, на наш взгляд, можно сказать и о мотиве сна у Жуковского.

Одной из проблем, с которыми, очевидно, сталкивается большинство исследователей творчества Жуковского, является вопрос о разграничении его оригинальных и переводных произведений. Мы в нашей работе, однако, не ставим перед собой подобной задачи — все они будут рассмотрены нами как единая целостная система. Безусловно, обращение Жуковского к творчеству поэтов, стихи которых он переводил, не случайно; как пишет В. Э Вацуро, «…переводчик находил «своего» поэта или, точнее, «свой» поэтический жанр»3. Исследователями отмечалась также «…необычайная способность Жуковского до такой степени усвоивать себе настроение иностранного поэта, что перевод получает достоинство оригинального произведения»4.

Рассматривать судьбу мотива сна в лирике Жуковского, на наш взгляд, наиболее целесообразно с точки зрения жанра, так как сам он, подобно большинству современников, именно по жанровому (а не по хронологическому) принципу размещал свои стихотворения в сборниках. Мы неоднократно упоминали о размывании жанровых границ в лирике этой эпохи, однако, несмотря на это, внешние формы жанров всё же сохраняются; изменения касаются скорее «наполнения» этих жёстких форм. Мы попытаемся выяснить, какую функцию выполняет интересующий нас мотив в одах, элегиях, песнях и романсах, посланиях, и проследить, как соотносятся между собой эти функции.

Раскрытие темы и проблематика

  1. Любовь. Ее можно назвать движущей силой и основной идеей сюжета. Именно из-за любви глубоко верующая Светлана соглашается на гадание, строго порицаемое церковью. Любовь девушки и ее возлюбленного прошла длительные испытания, преодолела разлуку и стала лишь крепче. Впереди их ждет долгое счастье.
  2. Вера. Светлана искренне верит в Бога, она надеется, что ее молитвы спасут возлюбленного. Вера охраняет ее и спасает от страшного выходца с того света, чего не удалось избежать Леноре и Людмиле.
  3. Гадания. Как правило, во время крещенских гаданий, чтобы проникнуть в потусторонний мир, гадающий должен снять крест. Светлана молится и держит крест в руках. Таким образом, она нарушает правила этого мистического действия. Девушка не наблюдает видение в зеркалах: все происходящее оказывается лишь сном.

Толкование важнейших символов в балладе Светлана

Баллада «Светлана» известна своей загадочностью и потусторонними образами, воплощенными в сюжете и символах. Сновидения играют важную роль в этой балладе, являясь ключом к разгадке ее тайн.

Сон в балладе Светлана представляет собой символическое средство передачи скрытого смысла. Он обозначает внутренний мир героев, их подсознание и предчувствия. Именно через сны открываются страхи, желания и предсказания героев, позволяющие проникнуть в глубину их душ.

Свет в сновидениях в балладе Светлана символизирует надежду и добро. Он является источником жизни и показывает, что даже в темноте есть светлые моменты. Свет в сновидении может быть указанием на то, что герои находятся на верном пути или подсказкой о необходимости выбирать путь истины.

Мрак в сновидениях — это символ опасности, тайны и сомнений. Он олицетворяет неизвестность и страх перед будущим. Мрак может предвещать неверные поступки или помогать героям скрыться от опасности. В балладе Светлана мрак часто встречается в снах главной героини, что говорит о ее беспокойстве и тревоге.

Вода в сновидениях отражает эмоциональное состояние героев и их подавленные желания. Она может символизировать чистоту, обновление или внутренний конфликт. Вода в сновидениях баллады Светлана появляется часто в виде реки, озера или моря, что указывает на стремление героев к переменам и их взаимосвязь с окружающей природой.

Сновидения в балладе Светлана являются важными символами, раскрывающими скрытый смысл и внутренний мир героев. Они помогают нам понять их эмоции и мотивы, сопереживать им в их судьбе и углубляться в образы и сюжет этой потрясающей баллады.

Сон Татьяны

На кануне крещения Татьяна, как и многие незамужние девушки на Руси того времени, решает погадать на суженного. Автор пишет, что девушка была суеверной:

«Татьяна верила преданьям Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны.»

В последний момент Татьяна пугается, ее посещает какая-то странная тревожность о будущем. Так и не решившись на гадание, она ложится спать. Во сне девушка видит огромного лохматого медведя, которого очень пугается. Он помогает ей перебраться через бурный поток, а она «ни жива, ни мертва» следует за ним. Когда она падает, он подхватывает ее и тащит в избушку, которая наполнена фантастическими животными:

«Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордой,

Там карла с хвостиком,

а вот Полужуравль и полукот.»

Среди этих мифических существ Татьяна узнает своего возлюбленного. Во сне Татьяны Евгений Онегин является хозяином этого странного общества. Увидев ее, он направляется в ее сторону, и на какое-то время они остаются наедине. Однако скоро в комнате появляются Владимир Ленский с Ольгой, что очень злит Онегина. Между приятелями завязывается ссора и главный герой в порыве гнева убивает своего друга.

Через некоторое время оказывается, что Татьянин сон оказался пророческим.

История создания баллады

Сочинение «Светлана» окончено спустя четыре года после публикации переводной баллады «Людмила». В основу произведений положена повествовательная песня немецкого поэта Г. А. Бюргера.

Василий Андреевич Жуковский (1783 — 1852) — русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии. Переводчик поэзии и прозы, литературный критик, педагог.

Сам стих стал своеобразным свадебным подарком на венчание племянницы и ученицы Василия Андреевича Александры Протасовой и поэта Воейкова. Александре Андреевне автор и посвятил свои лирические строки.

Чтение полного текста «Светланы» занимает не более 8 минут. В балладе ведется рассказ о крещенских гаданиях.

В первых строках описываются различные способы определить будущее и узнать суженого. Одна Светлана грустна и не участвует в забавах подруг. Она печалится о своем далеком любимом.

И все же в ночную пору девушка решается провести обряд гадания и заглянуть в зеркало. Следует описание увиденного в зеркальной глади при свете свечи. Пред Светланой предстает возлюбленный, они мчатся в церковь. В храме сквозь открытые двери девушке видится множество людей и черный гроб. Сани проносятся мимо, прочь, к одинокой избушке.

Исчезают и кони, и жених, а девушка входит в хижину. На столе под белой скатертью стоит гроб с возлюбленным Светланы. Увиденное производит ужасающее впечатление на деву, и она просыпается. Что же сулит увиденный сон? «Села (тяжко ноет грудь) под окном Светлана». И видятся ей на дороге мчащиеся санки. Из саней выходит статный гость, ее жених.

Все печальные события оказались лишь мрачным сновидением, «счастье – пробужденье». Автор побуждает верить в провиденье и желает не ведать пугающих снов. В последних строках следуют пожелания светлой и веселой жизни.

Темы

Сюжет и стиль повествования «Светланы» полностью соответствуют жанру баллады. Его основные характеристики: Текст написан мелодичным, лирическим языком, сверхъестественные события постигают героиню. Размер рифмы — это танец с перекрестной рифмой.

Любовь – это основа сюжета, то, что его движет. Набожная Светлана решается на гадание, которое не одобряется Церковью, именно из-за своих чувств к возлюбленному.
Вера же выступает как спаситель девушки, которая не отдает ее в руки зловещего мертвеца, в объятия тьмы. И любовь, и вера даруют ей силы бороться за свое счастье.
Традиции Руси

Нельзя не отметить в сюжете важность гадания: на Руси для девушек оно было излюбленным развлечением. Жуковский с его помощью показывает жизнь русского народа

Подобным образом построена сцена в поэме «Евгений Онегин» — сначала Татьяна гадает с подружками, а потом видит страшный сон.

Стихотворный размер и композиция

В основе композиции баллады лежит прием противопоставления.
Автор рисует такие контрастные понятия как любовь и смерть, ночь и день, реальность и сон. При помощи этого приема В. А. Жуковский демонстрирует противоречивость внутреннего мира человека.

Текст баллады «Светлана» (для увеличения нажмите)

Композиция последовательна и легко воспринимается читателем. Основу сюжета составляет лирический сон главной героини. Экспозицией служит стихотворное описание обрядов крещенских гаданий.

Завязкой выступает решение Светланы гадать в полночь в одиночестве и последующее появление на пороге жениха.

Развитие событий происходит стремительно и сопровождается зимней непогодой и бешеной скачкой на конях.

Кульминация – появление возлюбленного юной девы в таинственной избушке в гробу.

Крик петуха и пробуждение ото сна девушки, а затем появление живого и невредимого жениха Светланы является развязкой.

Стихотворный размер баллады – чередующийся четырехстопный и трехстопный хорей. Рифма – перекрестная.

Мотив сна в мировой литературе

Прежде чем обратиться непосредственно к материалу русской лирики начала XIX века, нам представляется необходимым рассмотреть основные, наиболее важные, на наш взгляд, этапы развития мотива сна в мировой литературе и выявить, какие основные значения мотива уже были накоплены, с тем, чтобы в дальнейшем проследить, как они входили в русскую литературу, развивались и трансформировались в ней. Данный краткий очерк составлен нами (разумеется, с опорой на имеющиеся работы) в результате просмотра и изучения источников.

Рассмотрение материала «литературных снов» мы начнём с изучения их функционирования в античной мифологии и лирике, ибо существование именно в античной литературе многих распространённых мотивов и образов является основой их дальнейшего развития, исходным пунктом метафорических сопоставлений, ставших впоследствии традиционными.

«Нет народа, — пишет Буше-Леклерк, — а в древности почти не было лица, которое бы не верило в божественное откровение посредством сновидений»1. Если говорить о литературных произведениях, то, как отмечает Прокофьев, «…героям древнегреческого эпоса нередко являются боги, причём это явление даётся обыкновенно в сновидениях»,1 то есть сон рассматривается как особое, провидческое состояние. Боги могут как являться сами, так и ниспосылать людям призраки, тени.

В античной мифологии происходит персонификация различных жизненных явлений — в том числе и сна, который воплощается в образе бога Гипноса, сына Ночи и брата Смерти (Танатоса). То есть родство Сна и Смерти утверждается ещё в античной традиции; это явления одного порядка, братья, различающиеся лишь тем, как они относятся к смертным — отпускают ли или удерживают навечно. Сновидения же — сыновья бога Сна. «По Овидию, сновидения населяют дворец отца своего, Сна, в стране киммерийцев. Между ними поэт называет Морфея, способного облекаться во всевозможные человеческие формы…»2

Жилище Сна описано Овидием в «Метаморфозах» — это пещера в Киммерийской земле, где «царят вечные сумерки и откуда вытекает родник забвения; в пещере на прекрасном ложе покоится Гипнос»3. Родник, вытекающий из жилища Гипноса, даёт начало реке Лете — «реке небытия и беспамятства». Вероятно именно поэтому выражение «кануть в Лету», как отмечает Д. А. Нечаенко, и обозначает «умереть, уснуть непробудным сном, забыться им навеки»4. Эта, казалось бы, незначительная деталь — упоминание, описание реки, родника, моря, вообще некой водной стихии — затем неоднократно, в самых разных культурах будет сопутствовать «сну», обозначая как начало всего живого, его исток, так и стихию небытия.

Итак, сон и смерть состоят в родстве, которое, вероятно, и даёт возможность живым общаться с уже умершими во сне, ибо эти два состояния родственны, и сон представляет собой своеобразный канал, ведущий в мир иной.

«Родство» отмеченных мотивов в мифологии, вероятно, служит основанием для взаимодействия их и в лирике. Уподобление смерти сну встречается ещё в стихотворениях древнегреческих поэтов: смерть — «сон, неизбежный для всех» (Мелеагр Гадарский. Автоэпитафии. №2.);s человеку в смерти суждено вкушать «долгий покой», спать «бесконечную ночь» (Катулл. V.)6. Зачастую «смерть» даже не упоминается в тексте, но недвусмысленно передаётся метафорами «вечный сон», сон, обнимающий «навек» (Гораций. Оды. Кн. I, №24)7

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про сон и сновидения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: