Сон петра гринева

Основные проблемы

Проблема власти. В своем произведении Александр Сергеевич поднял весьма серьезную социальную проблему: какой тип власти является наиболее эффективным – монархический (правление Екатерины), стихийный (Пугачевщина) или же анархический. Каждый социальный класс общества отдавал предпочтение той или иной власти, в результате чего в обществе назрели серьезные противоречия. Народ оказался разделен на два лагеря, непримиримых и ожесточенных по отношению друг к другу. Историческая проблематика, поднятая писателем, заключается, прежде всего, в вопросах о справедливости и целесообразности бунта, оценки нравственных качеств его организатора, правомерности действий Екатерины Второй. Проблема человека в истории. Пушкину было весьма интересно поднять такую проблему как влияние исторических событий на судьбу конкретного человека. Безусловно, крестьянское восстание сыграло огромную роль в жизни Петра Гринева. Жизненные испытания закалили характер юноши, выявили самые лучшие качества, заложенные в нем природой и родительским воспитанием. Даже в самые критические минуты герой не изменил своим нравственным убеждением, и до последнего оставался верным своим принципам. При помощи одной из самых темных и смутных страниц истории России писатель оттенил характеры персонажей, показал их во всем их разнообразии. Проблема воспитания и становления личности. Что должен испытать человек, чтобы перешагнуть из беззаботного детства и отрочества во взрослую жизнь? Пугачевское восстание стало катализатором, при помощи которого Гринев повзрослел в считанные дни, превратившись из избалованного дворянина в настоящего воина. Однако цена этого взросления и возмужания была заплачена немалая. Проблема нравственного выбора. Петр Гринев и Алексей Швабрин – это герои-антагонисты, которых автор намеренно сталкивал друг с другом на протяжении всего произведения. В разных жизненных ситуациях они вели себя совершенно по-разному, демонстрируя те или иные черты своего характера. И если Гринев неизменно ставил честь выше собственных интересов, то Швабрин предпочитал выбирать предательство ради достижения своего блага. Но отчего поведение героев, столь схожих по многим критериям, так разительно отличается? Что оказало влияние на нравственное становление двух молодых людей? В ходе повествования Александр Сергеевич приходит к заключению, что корни безнравственного поведения лежат в детстве человека: если в семье высоко ценят моральные качества, пестуют нравственность, то ребенок вырастает глубоко порядочным человеком. В противном случае человек, не имеющий внутреннего нравственного стержня, попросту не способен противостоять суровым жизненным испытаниям. В трудные минуты он быстро позабудет о чести, и выберет путь лицемерия, жульничества, предательства. Проблема чести и долга

На примере Петра Гринева автор продемонстрировал досадный парадокс: люди чести, подобные главному герою, видят свое прямое предназначение в верной службе императрице, вот только эта преданность на поверку оказывается не столь важной для самой Екатерины. Социальное неравенство является, пожалуй, одной из главных проблем произведения

Именно оно оказалось тем яблоком раздора, которое привело к кровопролитному противостоянию между жителями Российской империи. Против социальной несправедливости восстал Емельян Пугачев, который видел в нем проблему бедственного положения простого народа. В нем не было ненависти непосредственно к дворянам, и это она доказал на примере с Петром Гриневым. Однако Пугачев глубоко презирал и ненавидел их высокомерное отношение к трудовому народу, который безропотно батрачил на представителей высшей касты.

Образ главного героя

Одним из главных героев книги является Петруша Гринев, который во второй главе видит пророческий сон. Автор пытается раскрыть образ персонажа через подробную его биографию, а также показать его роль через отношения с другими персонажами:

  • Машей Мировоной;
  • Алексеем Швабриным;
  • Савельичем;
  • Емельяном Пугачёвым.

Автор кратко рассказывает о детстве героя, его родителях. Отец Гринева был отставным офицером. Мальчик хоть и рос в строгости, он не столько занимался учением, сколько продолжал играть даже на уроках. В шестнадцать лет отец отправил его на службу в Белогорскую крепость, а к нему приставил слугу Савельича. В дороге Петр встречает Пугачёва.

Пётр Андреевич Гринев — положительный персонаж, который ставит честь и достоинство на первое место и этим вызывает уважение. Он верит в любовь и жертвует всем, чтобы защитить любимую девушку. Ради Маши Мироновой Пётр Гринев совершает много поступков:

  • проводит дуэль с Алексеем Швабриным;
  • покидает свою армию, чтобы спасти Машу;
  • просит защиты чести девушки у Емельяна Пугачёва;
  • против воли отца готов жениться на любимой.

Пётр Гринев совершает добрые поступки, получая в ответ такое же отношение к себе. В дороге, когда герой заблудился во время снежной пурги, он подарил провожатому заячий тулуп, который потом спас ему жизнь. Этим человеком оказался Емельян Пугачёв. При захвате крепости он вспомнил доброту Гринева и подарил ему жизнь.

Уроки жизни

К месту службы герой едет в сопровождении Савельича. В пути ему суждено было по молодости и мальчишечьей легкомысленности совершить ряд ошибок. Вначале, только что прибыв в Симбирск, они останавливаются здесь на сутки для закупки необходимых вещей. В трактире, в отсутствие Савельича, Гринев знакомится с Иваном Зуриным — ротмистром одного гусарского полка. Тот показал Петру, что такое бильярд. Далее, раз за разом, под всяческими предлогами Зурин учит Петра всевозможным неблаговидным вещам:

  • играть на деньги;
  • выпивать.

Герой поддается таким манипуляциям и лишается ста рублей. Он их проигрывает Зурину. На следующий день на просьбу Петра предоставить проигранную сумму новоиспеченному товарищу, Савельич наотрез ему отказывает. Тогда Гринев, используя грубую лексику, приказывает Савельичу отдать деньги, считая то — делом чести. Свои выигранные сто рублей Зурин в итоге получает. Позже Петр испытывает стыд за содеянное и просит прощения у Савельича. Наставнику захотелось как можно быстрее вывезти Петра из этого проклятого места. Он заказал лошадей, которые затем были поданы. Петр с наставником выехал из Симбирска.

Если первая часть главы посвящена жизни Петра в кругу семьи, когда он окружен вниманием и заботой родителей, то во второй он, уже оставив родительский очаг и почувствовав некоторую свободу, по легкомысленности своей поддается манипуляциям других и совершает ряд оплошностей. Свои такие ошибки он скоро назовет глупыми и ему будет за них неприятно и стыдно. С этого момента начинается постепенное превращение совсем еще юнца в зрелого мужчину

Еще многое ожидает его на жизненном пути, чему свидетельствует второй эпизод «Вожатый» в «Капитанской дочке»

С этого момента начинается постепенное превращение совсем еще юнца в зрелого мужчину. Еще многое ожидает его на жизненном пути, чему свидетельствует второй эпизод «Вожатый» в «Капитанской дочке».

Анализ эпизода. Первая встреча Гринева с Пугачевым (сочинение)

Важнейшим эпизодом повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является первая встреча Гринёва с Пугачёвым. Этот эпизод имеет огромное значение для понимания основной идеи произведения и характеров главных героев.

По воле судьбы впервые герои встречаются инкогнито — не как барин и мужик, офицер и мятежник. Они сталкиваются в темноте и буране просто как сбившиеся с дороги путники.

Пугачёв спасает Гринёва во время бурана, указав ему твёрдую дорогу. Гринёв дарит ему заячий тулуп с целью «отблагодарить человека, выручившего если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения». Пугачёв не забудет этого впоследствии, когда жизнь столкнёт их с Гринёвым в роли непримиримых врагов, и останется верен своему первому слову: «Век не забуду ваших милостей». Вожак крестьянского восстания спасёт от казни не только дворянина Гринёва, но и его невесту — Машу Миронову, дочь коменданта непокорной крепости.

Всё дело в том, что для Пугачёва пресловутый «детский тулуп » был не просто подарком барина за оказанную услугу. В его глазах это был жест милосердия: Пугачёву было холодно, и Гринёв обогрел его. Обогрел не только и не столько тулупчиком — тронул человеческим участием. Так возникает в повести важный мотив — мотив милосердия.

Отнюдь не случайно Гринёва сводит с Пугачёвым буран. Буран в повести «Капитанская дочка», как, впрочем, и в других произведениях А.С. Пушкина, — это не просто разыгравшаяся стихия. Пурга, вьюга иногда врываются в жизнь героев Пушкина и влияют на их судьбы. Вспомним, например, стихотворение «Бесы», «Метель» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

Буран — это художественный образ, как бы действующее лицо повести. Символично, что Пугачёв возникает именно из бурана. Буран — символ пугачёвщины, стихии, которая, превратив людей в песчинки, подхватила их, закружила и вовлекла в исторический водоворот.

Символично название главы, в которой происходит первая встреча Гринёва и Пугачёва, — «Вожатый». В этом смятении и хаосе Гринёв ищет дорогу, которая для многих людей в широком смысле символизирует жизненный путь. И Пугачёв оказывается проводником, указывающим этот путь, ведущим героя за собой, то есть он, действительно, выступает вожатым. А в пророческом сне Гринёва Пугачёв к тому же оказывается посажёным отцом капитанской дочки. Посажёный отец в народном обряде — мужчина, заменяющий родного отца на свадьбе. Следовательно, в символическом сне Гринёва Пугачёв пытается заменить отца Марье Ивановне, лишившейся родителей по его вине.

12 стр., 5682 слов

Базаров: характеристика. Образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

… в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя. Базаров – главный герой романа «Отцы … Она смахнула все фальшивое с Базарова. Герою хочется встречаться и говорить с … Отцы и дети Это сочинение списано 15 228 раз Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов …

Итак, Пугачёв платит милостью за милость. Заячий тулупчик, подаренный ему Гринёвым, становится символом христианского милосердия. В то же время из дальнейшего повествования мы видим, что Пугачёв как предводитель бунтовщиков жесток и беспощаден, о чём свидетельствует его скорая расправа с защитниками крепости. Однако, участвуя в судьбах Гринёва и Маши, он демонстрирует гуманность, способность быть великодушным. В первую очередь он видит в Гринёве не врага, а человека, достойного уважения за свои личностные качества.

Таким образом, эпизод, рассказывающий о первой встрече Гринёва с Пугачёвым, проецируется на их дальнейшие отношения, которые обусловливаются не одной лишь сословной принадлежностью. Милосердие, связывающее самых разных людей в нашем мире, — это внесословное, общечеловеческое чувство, благодаря которому мы даже в грозовые моменты истории остаёмся людьми.

История создания повести

Зимой 1833 года Александр Пушкин задумал создать новый роман. Когда поэт приступил к его написанию, он ещё работал над историческим очерком про Емельяна Пугачёва.

Изучив архивные материалы, Александр Сергеевич съездил на Урал, чтобы посетить те места, где произошло пугачёвское восстание. Описание исторических событий он вставил в повествование. Этот уникальный материал, собранный Пушкиным, лёг в основу книги.

Опасаясь, что цензура не пропустит роман, поэт постоянно перерабатывал его содержание. Первая редакция была создана летом 1833 года. К сожалению, она не дошла до нас. Работа над книгой продолжалась до октября 1836 года.

Музей одной повести

Алла Фёдорова. Фото: echerniyorenburg.ru

Поклонники «Капитанской дочки» со всего мира узнали о музее – и начали присылать в Оренбург и собственные экземпляры. Здесь есть даже книги, изданные в Индонезии и Южной Корее, некоторые из них передавались из поколения в поколение. Многие страны стремились отправить в Оренбург экземпляр на своём языке: если перевода не было, его делали специально для музея. Например, известный переводчик Борис Займан согласился сделать перевод «Капитанской дочки» на иврит. Кроме того, он сам проиллюстрировал книгу и издал на свои деньги: ее потом передали через посольство Израиля.

А в одной из подаренных музею книг написали: «Как здорово делать добро для тех, кто делает добро». Действительно, эту коллекцию стараются показать всем. Она побывала во многих пушкинских местах России, в школах и вузах Оренбуржья.

– Пушкинская проза не просто переведена на десятки языков: собранная в коллекцию, она ведёт активный диалог с аудиторией. Именно коммуникационная функция, доступность экспозиции превращает её в действенное средство нравственного воспитания молодёжи.

Собрание демонстрировалось во всех вузах Оренбурга: классическом, медицинском, педагогическом университетах, а также в институте искусств им. Л. и М. Ростроповичей. Его принимали областная универсальная научная библиотека им. Н.К. Крупской, городские и районные библиотеки, солидные региональные музеи и сельские школы. Особенно мы гордимся тем, что коллекция экспонировалась в четырёх знаменитых пушкинских музеях – в Михайловском, Болдино, Гурзуфе и Вязёмах, – рассказывает доктор исторических наук, профессор ОГАУ Алла Фёдорова. – Участник Международного съезда пушкинистов, проходившего в Оренбурге в 2010 году, директор подмосковного музея-заповедника в Вязёмах Александр Рязанов пригласил нас к себе в гости еще тогда. Но воспользоваться столь любезным предложением нам удалось лишь спустя четыре года. 30 октября 2014 года в Вязёмах открылась выставка «По страницам «Капитанской дочки», организованная в рамках программы Сообщества пушкинских музеев России и Года культуры. Её органичной частью стало наше собрание, состоящее из 50 переводных изданий повести на языках народов России и мира.

Руководители московских музеев, присутствовавшие на презентации, – продолжает Фёдорова, – были приятно удивлены известием о том, что в Оренбурге создан и активно работает университетский историко-литературный музей одного пушкинского произведения. Они выразили восхищение вкладом его создателей в Пушкиниану и российскую культуру.

Загадочные приметы и символы сновидений

Сновидения давно привлекают внимание людей, и многие верят в их загадочную силу. В мире сновидений мы погружаемся в необычную реальность, где символы и приметы могут иметь особое значение и пророческую силу

Сны о воде всегда вызывают особый интерес. Вода является символом чувств, эмоций и бесконечности. Если во сне вы видите море или океан, это может говорить о вашей внутренней готовности к переменам и новым возможностям. А если вы плаваете в голубых кристальных водах, это может означать гармонию и чистоту в ваших отношениях.

Сны о путешествиях — еще один интересный сон, который часто имеет символическое значение. Путешествие во сне может указывать на вашу жажду познания и исследования новых областей в жизни. Оно может также символизировать изменения и рост, которые вы готовы принять.

Сны о животных являются еще одним интересным аспектом сновидений. Каждое животное имеет свое символическое значение. Например, сны о льве могут говорить о силе и лидерстве, тогда как сны о птицах могут сопровождаться чувством свободы и возможностями для роста и саморазвития.

Необходимо отметить, что символы и приметы в сновидениях могут иметь индивидуальное значение для каждого человека и зависеть от его личной истории и ассоциаций. Поэтому, чтобы понять их истинное значение, полезно вести дневник сновидений и обращаться к справочникам символов сновидений.

Смысл произведения

Как показывает практика, любая власть, будь то монархия или народные вожди, оказывает серьезное давление на общество, на простого человека. Происходит жесткое, а, порой, и откровенно жестокое подавление личности, интересы народа далеко не всегда оказываются на первом месте. Пушкин писал: «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».  И этой фразе заключается основной посыл произведения. Петр Гринев, верой и правдой служивший императрице, не мог оставить свою любимую на растерзание негодяю. Но, отправившись на ее выручку, подставил себя – его героический подвиг был расценен как предательство.  Так, честный и храбрый юноша оказался на волосок от смерти, и только потому, что действовал по велению сердца и долга.

Пушкин полагал, что в основе всех поступков человека лежат его убеждения. Так, Петр Гринев был воспитан глубоко порядочным человеком, в то время как Швабрин имел совсем иные жизненные ценности и стремился оказаться в выигрыше любой ценой. Автор хотел показать, как сложно в этом мире противостоять искушениям, и единственным способом уберечь молодые неопытные души от соблазнов является правильное родительское воспитание.

Взросление человека, становление личности неизбежно связано со всевозможными испытаниями, которые показывают, насколько зрелым является человек. Не стоит их бояться —  в борьбе с трудностями закаляется характер, выкристаллизовываются жизненные ценности и приоритеты. Если бы не служба в Белогорской крепости, Петр стал бы заурядным чиновником в Петербурге, чьи способности заключались бы только в хорошем знании охотничьих собак. Вряд ли бы он понял, насколько сложной и вместе с тем интересной является настоящая жизнь, он не научился бы забираться в людях, ценить любовь и дружбу.

Особенности языкового построения сна

Описание сна

В «Капитанской дочке» Пушкина сон описывается как нечто необычное и таинственное. Несмотря на то, что герой спит, он ощущает все происходящее как в реальности. При этом, языковое описание сна, кажется, предельно реалистично. Пушкин использует слова и выражения, характерные не для мира снов, а для реального мира. Так, например, герой ощущает холод в горсти и слышит шуршание платья.

Символика в описании сна

В описании сна есть ещё и символика, которая, вероятно, несет глубокий смысл. Так, например, когда герой оказывается в кабинете Петра, он замечает, что стены и полы покрыты золотом и серебром. Это может символизировать то, что герой оказался в высоком обществе, в которое никогда не входил, и которое ему казалось недостижимым.

Интерпретация сна

Интерпретация сна неоднозначна. Одна и самых очевидных интерпретаций — это то, что герой оказался в мире, к которому всегда стремился, но которого никогда не достигал. Сон может символизировать его неосознанные желания и мечты о лучшей жизни. Однако, Пушкин не навязывает свою интерпретацию. Сон оставляет свободу для разных толкований и интерпретаций.

Роль приема «сновидения» в романе «Капитанская дочка»

Одним из наиболее ярких эпизодов романа «Капитанская дочка» является сон Петра Гринева. Этот эпизод играет важную роль в развитии сюжета и характеризует главного героя. Однако, помимо этого, сон Петра Гринева имеет еще одну важную функцию — он является своего рода «приемом сновидения», который позволяет Пушкину показать внутренний мир героя и его подсознательные желания и страхи.

В сне Петр Гринев видит свою возлюбленную Машу, которая приводит его к своей матери. Этот образ Маши и ее матери символизирует для Петра Гринева идеал семейной жизни и счастья. Однако, в этом идеале есть и темная сторона — Маша и ее матерь являются представительницами казачьей знати, которую Петр Гринев презирает. Таким образом, сон Петра Гринева отражает его внутренний конфликт между желанием быть с Машей и презрением к ее социальному статусу.

Таким образом, прием сновидения в романе «Капитанская дочка» позволяет Пушкину показать внутренний мир героя и его сложные внутренние конфликты. Сон Петра Гринева является не только важным элементом сюжета, но и символическим образом, который помогает читателю лучше понять главного героя и его мотивы.

Множественные интерпретации сна в «Капитанской дочке»

Сон героя Петра Гринева в «Капитанской дочке» Пушкина является одним из ключевых моментов поэмы. Но его интерпретация вызывает множество вопросов и неоднозначных мнений. Существует несколько возможных толкований этого сна, которые отражают различные аспекты персонажа и сюжета.

  • Метафорический смысл. Одно из самых распространенных объяснений сна Гринева — это метафорическое изображение его внутреннего конфликта. Столкновение двух сил (восточная фигура и европейская армия), которые не могут победить друг друга, обозначает раздвоение личности Петра.
  • Иронический подтекст. Сон Гринева может рассматриваться как некий детский кошмар, отражающий его недостаток жизненного опыта и наивность. Если так, то автор играет с читателем, который должен отличать реальность от иронического заблуждения.
  • Исторический контекст. Метафорическое значение сна может быть связано с попыткой Петра Великого посадить на престол свою поддерживаемую западную культуру, что в конечном счете привело к разрушению традиционного Российского общества.
  • Философский подтекст. Сон Гринева может символизировать не что иное как борьбу власти и народа за власть. В этом толковании восточная фигура — это народ, а европейская армия — это правительство, которое Петр Великий пытается укрепить и подчинить себе.
  • Психологический анализ. Согласно этому подходу, сон Гринева представляет собой проекцию его эмоционального состояния на внешний мир. Таким образом, восточная фигура — это его низшие инстинкты, а европейская армия — это знание и интеллект.

Независимо от того, какой из этих подходов правильный, сон Гринева подчеркивает сложность персонажа и глубину тем, которые рассматриваются в произведении Пушкина. В итоге, множественные интерпретации сна в «Капитанской дочке» доказывают, что этот произведение остается важным и актуальным для современных читателей.

Феминистический подход к анализу главной героини

В романе «Капитанская дочка» главная героиня, Маша Миронова, предстает перед нами как сильная и самостоятельная женщина. Феминистический анализ этого персонажа позволяет рассмотреть роль женщины в обществе и ее борьбу за свои права.

Маша выделяется среди других женских персонажей романа своей решительностью и смелостью. Она не боится выступать против гендерных норм и стандартов своего времени. Например, она отказывается выйти замуж за богатого покровителя, предпочитая свободу и независимость. Это яркий пример феминистической борьбы за право выбора.

Маша также проявляет свою силу и активность во время восстания Пугачева. Она принимает участие в битвах, сражается наравне с мужчинами и проявляет отвагу. Это подчеркивает ее равноправие с мужчинами и демонстрирует, что женщина может быть одинаково сильной и героической.

Кроме того, Маша является примером самоопределенной женщины. Она самостоятельно принимает решение присоединиться к восстанию Пугачева, несмотря на опасность и неудобства. Она не подчиняется социальным ожиданиям и следует своим убеждениям, что является важным феминистическим принципом.

Примеры феминистического подхода Значение в современном мире
Отказ от брака ради свободы и независимости Уважение права женщины на свободный выбор и самоопределение
Участие в вооруженной борьбе наравне с мужчинами Подтверждение равенства женщин и мужчин в обществе
Самостоятельное принятие решений вопреки общественным ожиданиям Поддержка права женщины на самоопределение и свободу выбора

Роман «Капитанская дочка» актуален в современном мире, так как и сегодня женщины сталкиваются с проблемами неравенства и дискриминации. Анализ главной героини Маши Мироновой с феминистической точки зрения позволяет пролить свет на эти проблемы и подтверждает, что борьба за равные права и свободу выбора остается актуальной.

«Капитанская дочка» (А. Пушкин)

Цитата: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!».

История создания

С 1832 г. Пушкин активно работал над историей восстания Емельяна Пугачёва. Он обращался к архивам, собирал редкие документы и материалы, чтобы увидеть объективную картину восстания. В 1833 г. Пушкин написал «Историю Пугачёвского бунта». Однако результаты работы не вполне удовлетворили его.

При выборе сюжета автор колебался: его интересовали два реальных лица, о которых он узнал из архивов. Один — дворянин, перешедший на сторону Пугачёва. Другой — дворянин, бежавший из пугачёвского плена и присоединившийся к усмирителям восстания. Замысел сложно трансформировался, и в результате в «Капитанской дочке» — два героя-дворянина: благородный Гринёв и подлый Швабрин.

Образ Маши Мироновой полностью вымышленный.

Проблематика:

  • роль личности в истории (Пугачёв);
  • гуманность (Пугачёв — Гринёв; Екатерина II — Маша Миронова);
  • проблема чести и долга (отражена уже в эпиграфе — «Береги честь смолоду»);
  • проблема воспитания (Гринёв и Швабрин).

Смысл названия: главным героем «Капитанской дочки» является Пётр Гринёв, а название всё же отсылает нас к Маше Мироновой. Почему? Наверное, здесь стоит снова вспомнить эпиграф («Береги честь смолоду»).

Несмотря на то, что Машу в романе называют то «дурочкой», то «трусихой», она являет собой пример непоколебимой чести и незыблемого достоинства.

Идти за Гринёва без благословения родителей плохо — и Маша отказывается от привлекательного предложения.

Белгорскую крепость захватывают пугачёвцы — Маша, несмотря на свой страх, готова защищать крепость до конца.

Гибнут родители Маши, и Швабрин пытается принудить девушку выйти за него замуж. Маша ни секунды не колеблется: лучше смерть.

И, наконец, неслыханный поступок капитанской дочки — обращение к императрице с просьбой помиловать жениха. Это кажется немыслимой дерзостью, но Маша уверена: правда восторжествует.

Капитанская дочка Маша Миронова ничем не опорочила свою честь. Возможно, она иногда выглядит несколько наивной. И тем не менее именно Мария Миронова воплощает в этом произведении идеал автора. Отсюда и название — «Капитанская дочка».

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: повесть (социально-исторический роман).

Жанровые особенности: в «Капитанской дочке» мы можем найти черты как повести, так и романа. Да и сам автор называл «Капитанскую дочку» то повестью, то историческим романом.

Пушкин выбрал для своего произведения форму семейных записок: главный герой Пётр Гринёв пишет воспоминания для внуков. При этом в «Капитанской дочке» описан не только семейный быт, но и значимые исторические события, поэтому можно сказать, что это социально-исторический роман.

Время и место действия: действие происходит в Симбирске и Оренбурге во время крестьянских войн (1773-1775).

Действующие лица

  • Пётр Андреевич Гринёв — главный герой; юный русский дворянин. Повествование ведётся от его лица. Добр, справедлив, неуверен в себе и довольно робок.
  • Емельян Пугачёв — донской казак, предводитель крестьянского восстания. По определению Петра Чайковского, «удивительно симпатичный злодей».
  • Алексей Иванович Швабрин — дворянин; сослан в Белогорскую крепость за дуэль. Сначала вступает в товарищеские отношения с Гринёвым, но потом становится его противником. В ответственный момент нарушает присягу и присоединяется к армии Емельяна Пугачёва. Стремится жениться на Марии Мироновой против её воли.
  • Мария Ивановна Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Удивительно честная и порядочная девушка.
  • Архип Савельич — в прошлом «дядька» Петра Гринёва, на момент повествования — его верный слуга. Преданный, но отнюдь не бесхребетный.
  • Иван Кузьмич Миронов — комендант Белогорской крепости. Во всём слушается свою мудрую супругу. Казнён армией Пугачёва.
  • Василиса Егоровна Миронова — жена коменданта Белогорской крепости. Казнена армией Пугачёва.

Краткое содержание

Рассказчик в «Капитанской дочке» — зрелый Пётр Андреевич Гринёв, который хочет поделиться с потомками историей о встречах с Емельяном Пугачёвым, предводителем крестьянского восстания.

Пётр родился в небогатой дворянской семье, образование получил домашнее, в юные годы развлекался и ожидал, когда его направят в Петербург, ведь ещё до рождения был записан сержантом в полк.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про сон и сновидения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: