Возможно ли совершение джаназа сразу над несколькими телами?
По мнению имама ан-Навави, лучше сделать отдельно над каждым телом джаназа молитву, чем сразу над несколькими телами.
Если джаназа намаз совершается, как для женщины, так и мужчины одновременно, то перед имамом сначала ставят тело мужчины или мужчин, и только потом женщин. Даже если речь идет о ребенке и женщине, если ребенок – мальчик, то тело ребенка ставят перед имамом, и только за ним ставят тело женщины.
Также джаназа-намаз совершали одновременно над несколькими покойными, среди которых были и женщины. В качестве доказательства приводят хадис, переданный Ибн аль-Джарудом, ан-Насаи и ад-Даракутни со слов Нафиа о то, что когда сразу над девятью телами умерших совершал намаз Ибн Умар, первыми перед имамом лежали мужчины, и только потом располагали женщин.
Джаназа намаз как делать правильно по сунне?
О том, как следует совершать джаназа намаз джамаатом, рассказывал Абу Хурайра, приводя историю о том, как после смерти эфиопского правителя Наджаши Пророк Мухаммад ﷺ совершал джаназа намаз за покойного, построив рядами людей, а слова такбира произносил четыре раза. Этот его рассказ приводят в хадисе, переданном Муслимом и аль-Бухари.
Для умершего мусульманина больше пользы будет в джаназа намазе, совершенном коллективно, и если есть возможность сделать дуа джаназа намаз джамаатом, то не следует уклоняться от этого, поскольку это будет противоречием Сунне Пророка. Но мольба за умершего, которая совершена индивидуально, тоже является действительной.
Основные правила
- Покойный должен лежать перед джамаатом так, чтобы тело располагалось перпендикулярно к Кибле.
- Не нужно перед началом джаназа молитвы произносить азан и икамат.
- Имам становится так, чтобы находиться по отношению к умершему на уровне его головы, если покойный мужчина, и на уровне середины тела, если умершая женщина.
- Остальные участники намаза должны встать за имамом так, чтобы было образовано три ряда. Это желательно.
- Всем участникам джаназа молитвы следует произнести намерение или ният про себя, а не вслух, на совершение джаназа намаза.
- Имам должен произнести такбир тахрим, ему следует в процессе произнесения поднять кисти рук и положить их друг на друга или опустить их (это зависит от того, какие требования есть в том мазхабе, к которому относится джамаат).
- Все участники молитвы должны прочитать суру «Аль-Фатиха».
- Имам должен произнести второй такбир.
- После этого произносятся слова прославления Пророка Мухаммада ﷺ, салават.
- После этого произносится третий такбир.
- Далее читают дуа, которое посвящено тому умершему, над которым совершается джаназа-намаз.
- Далее произносят дуа, которое посвящено всем мусульманам, как живым, так и уже умершим.
- Далее следует произнести четвертый такбир.
- В завершении джаназа намаза присутствующие на молитве должны произнести четвертый такбир.
- После этого всем участникам намаза следует произнести салям, повернув голову вправо. Не будет ошибкой произнесение и второго саляма, повернув голову влево.
Дуа, читаемые в третьем такбире за покойного
В джаназа-намазе в третьем такбире читается ниже приведенное дуа за покойного мусульманина, а если молящийся не знает или не выучил наизусть все дуа, он может прочитать его часть, а именно: «Аллахумма-гфир ляху уа-рхамху уа `афихи уа’фу `анху» — «О Аллах! Прости его и помилуй его, и избавь его, и будь снисходителен к нему». На арабской языке текст данного дуа приведен на фотографии ниже. Если речь идет о покойной женщине, то читается следующая похожая мольба: «Аллахумма-гфир ляха уа-рхамха уа `афиха уа’фу `анха».
Текст данного дуа на арабском языке можно слушать и скачать для заучивания ниже.
Перевод на русский язык: «О Аллах! Прости, помилуй и избавь его (то есть, от мучений, искушения и мрака могилы), и окажи ему милость (то есть, прости всевозможные упущения, которые касались исполнения религиозных обязанностей), и хороший прием (то есть, сделай его удел в Раю), и сделай место его входа (имеется в виду могила), просторным, и омой его водой, снегом и градом (это метафорическое выражение, означающее оказание покойному всех видов милостей и даровании ему прощения за все его грехи и упущения), и очисти его от прегрешений подобно тому, как очищаешь Ты от грязи белую одежду, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи, и жену лучше его жены, и введи его в Рай, и защити его от мук могилы и от мук Огня» (хадис Муслим ас-Сахих, 2232).
Если молящийся не знает, является ли покойный мужчиной или женщиной, или джаназа проходит сразу за несколько покойных, то читается дуа приведённое далее.
Текст данного дуа на арабском языке можно слушать и скачать для заучивания ниже.
Перевод: «О Аллах! Прости нашим живым и мертвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам. О Аллах! Сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по (установлениям) ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере».
Дуа, читаемое после четвертого такбира в джаназа
После четвёртого такбира «Аллаху Акбар», следует прочитать следующее дуа, перевод которого звучит так: «О Аллах! Не лишай нас награды за него и не сбивай нас с пути после него».
Аллахумма ля тахримна аджраху уа ля тузылляна ба`адаху
Описание двухракатного фаджр-намаза
Шаг 1
Молящийся обращается в сторону киблы и намеревается совершить намаз Фаджр:Затем поднимает руки до уровня плеч и произносит:“Аллаху Акбар”
Перевод: “Аллах самый Великий”
Это действие называется «такбир». Оно знаменует начало намаза.
Шаг 2
Складывает руки на груди, положив правую поверх левой и говорит:“А’узу би-Лляхи мин аш-шайтани р-роджим”
Перевод: “Обращаюсь к Аллаху за защитой от проклятого шайтана”
Шаг 3
Читает суру ФАТИХА“Бисмиллахи р-рахмаани р-рахиим. Аль-хамду лилляахи р-рааби ль-алямиин. Ар-рахмаани р-рахиим. Маалики йауми ддииин. Иййяака набуду ва иййяака настаиин. Ихдинас-сираата л-мустакиим. Сираатал-лазиина ан-амта алайхим. Гаирил-магддууби алайхим ва л-лаад-дааллиин.”
Перевод: “Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властителю Судного дня. Тебя одного мы поклоняемся, и Тебя одного молим о помощи. Веди нас прямым путем, путем тех, кому Ты помиловался, не пути тех, на кого пал гнев, и не тех, которые заблудились.”
Шаг 4
Читает любую дополнительную суру из Корана, например суру «Аль-Ихлас»“Бисмиллахи р-рахмаани р-рахиим. Кул хувал-лааху ахад. Ал-лаахус-самад. Лам йалид ва лам йуулад. Ва лам йакул лахуу куфууан ахад”
Перевод: “Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Скажи: ‘Он – Аллах, Единый! Аллах – Неизвестный всех и Никто Его не родил, ни Его не родили. И нет никого, кто был бы Ему равен.”
Шаг 5
Затем совершает поясной поклон (рукуг), со словами:“Аллаху Акбар”
В поясном поклоне 3 раза произносит:
“Субхана Роббия ль-азым”
Перевод: “Свят Господь мой Великий”
Шаг 6
Выпрямляется со словами:“Сами’а Ллаху лиман хамидах.
Раббана ляка ль-хамд”
Перевод: “Аллах слышит тех, кто Его Восхваляет. Господь наш хвала Тебе!”
Шаг 7
Затем совершает земной поклон (суджуд), со словами:“Аллаху Акбар”
В земном поклоне 3 раза произносит:“Субхана Роббия ль-Аля”
Перевод: “Свят Господь мой Наивысший”
Шаг 8
Затем, со словами “Аллаху Акбар”
выпрямляется, оставаясь некоторое время в сидячем положении.
Сидя 2 раза произносит:“Робби гфир ли”
Перевод: “Господь мой прости меня”
Шаг 9
Со словами “Аллаху Акбар” совершает второй земной поклон (суджуд) и говорит те же слова, что и в первом суджуде:
“Субхана Роббия ль-А’ля”
Перевод: “Свят Господь мой Наивысший”
На этом первый ракаат заканчивается, и молящийся со словами “Аллаху Акбар” встаёт на ноги для того, чтобы начать второй ракаат.
Во втором ракаате молящийся делает всё то же самое, что делал в первом, и в каждой позиции произносит те же самые слова:
1. Читает Фатиху
2. Читает дополнительную суру («Аль-Ихлас»)
3. Совершает поясной поклон (рукуг)
4. Выпрямляется из поясного поклона
5. Совершает первый земной поклон (суджуд)
6. Поднимается, и сидит между двумя суджудами
7. Совершает второй земной поклон (суджуд)
После завершения второго ракаата молящийся со словами: “Аллаху Акбар”
поднимается из суджуда, и оставаясь в сидячем положении читает молитву ТАХИЙЯТ:“Ат-тахиияту лиллаахи ва-с-салаваату ва-т-таибаат. Ассалааму алаика аййухан-набиу ва рахматуллаахи ва баракаатуху. Ассалааму алайнаа ва ала ибаадиллаахи с-саалихин. Ашхаду ан лаа илааха иллаллааху ва ашхаду анна мухаммадан абдухуу ва расуулух”
Перевод: “Поклонение, молитвы и добродетели принадлежат Аллаху. Мир вам, о пророк, и милость Аллаха и благословение! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и я свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник”
После «Тахийята» также сидя читает молитву САЛАВАТ:“Аллахумма, салли ’аля Мухам-мадин ва ’аля али Мухаммад(ин)
кя-ма салляйта ’аля Ибрахима ва ’аля али Ибрахим(а)
инна-кя Хамидун, Маджид(ун)
Аллахумма барик ’аля Мухаммадин ва ’аля али Мухаммад(ин)
кя-ма баракта ’аля Ибрахима ва ’аля али Ибрахим(а)
инна-кя Хамидун, Маджид(ун)”
Перевод: “О Аллах, благослови (салли) Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима. Поистине, Ты – Восхваляемый, Прославляемый! О Аллах, пошли благословения (барик) Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты – Восхваляемый, Прославляемый!”
Затем молящийся поворачивает голову направо и говорит:“Ассаляму ‘алейкум ва рахмату Ллах”
Перевод: “Мир вам и милость Аллаха”
После поворачивает голову налево и говорит тоже самое:“Ассаляму ‘алейкум ва рахмату Ллах”
Перевод: “Мир вам и милость Аллаха”
Данное действие называется ТАСЛИМ.
На этом двухракаатный намаз заканчивается.
Вы узнали как совершается двухракаатный намаз Фаджр.
Теперь давайте рассмотрим как нужно совершать трёх и четырёх ракаатные намазы.
Достоинства джаназа намаза
В хадисе, который был передан от Абу Хурайры в сборниках Муслима и аль-Бухари, приводится случай, когда Пророк Мухаммад ﷺ назвал размер награды, которая будет положена тому мусульманину, который останется на похоронах человека до того, как будет завершен джаназа-намаз – такие люди получат награду, равную одному кирату. Тому же человеку, который останется на похоронах до того момента, как подойдет к концу обряд погребения, будет достоин награды в 2 кирата. Когда же члены его общины спросили, что значит «кират» и «2 кирата», Посланник Аллаха ответил: «Они подобны двум огромным горам».
Также приводят слова имама Абуль-Аббаса аль-Куртуби, который охарактеризовал сказанные в хадисе слова Посланника Аллаха ﷺ как указание на то, что верующие, совершающие над умершим намаз, достойны «великого удела из числа награды», а верующие, не только совершающие намаз, но и следующие на кладбище за покойным, достойны двух великих уделов.
Джаназа намаз необходимо совершать обязательно над умершими мусульманами, поскольку есть слова имама Ибн Хазма в подтверждение этому: он отмечает, что ученые достигли единого мнения относительно обязательности омовения умершего и совершения над ним джаназа молитвы – это относится к совершеннолетним умершим, если они не являются шахидами.
Также в хадисе, переданном Абу Даудом от Зайда ибн Халида аль-Джухани, рассказан случай, произошедший в одном из походов – когда во время пути на Хайбар скончался сподвижник Пророка Мухаммада ﷺ, и Посланник Аллаха ﷺ приказал остальным встать и совершить намаз над умершим. По мнению имама ан-Навави, такие действия и слова Посланника Аллаха ﷺ говорят об обязательности молитвы над скончавшимся мусульманином. Ученые считают, что джаназа молитва – это фардуль кифайя.
Если джаназа-намаз совершит группа мусульман, то со всей остальной уммы обязанность за эту молитву будет снята. Но если же при наличии такой возможности никто из местности, где проживал умерший, не совершил молитву джаназа, то все мусульмане из этой местности будут грешны.
Багышлау догасы кылу үрнәге
Үзегезчә үзгәртеп, үзегездән дә өстәп укырга мөмкин.
Әлхәмдүлилләәһи раббил гааләмииин үәссаләәтү үәссәләәмү галәә расүулиһил кәрим үә галәә әәлиһи уә әсхабиһи әҗмәгыйн.
Йә, рәхмәтле Раббым, укылган Коръән аятьләремнең укыганда булган хата-кимчелекләрен гафу итеп, Үзеңнең киң рәхмәтең белән кабул кыл.
Укылган, тыңланган Коръән аятьләреннән хасил булган әҗер вә савапларны иң беренче чиратта, барлык пәйгамбәрләрнең солтаны булган, сөекле расүлең Мөхәммәд галәйһиссәләмнең рухына, атабыз Адәм галәйһиссәләм һәм анабыз Һавадан алып бүгенге көнгә кадәр килгән бөтен пәйгамбәрләрнең, әүлияләрнең, галимнәрнең, барлык изге бәндәләреңнең рухларына ирештер.
Шушы укылган Коръән аятьләренең әҗерен, безнең догаларыбызга мохтаҗ булган фани дөньядан мәңгелек ахирәткә күчкән газиз әти-әниләребезнең, әби-бабаларыбызның, дәү әти-дәү әниләребезнең, кыз һәм ир туганнарыбызның, шул исәптән (фәлән улы яки кызы фәлән рухына дип догага мохтаҗ булган аерым әрвахларның исемнәрен әйтергә мөмкин) барча мөэмин-мөселман кардәшләребезнең рухларына ирештереп, аларның гөнаһларын, хата-кимчелекләрен гафу итеп, рухларын шатландыр. Йә, Кодрәтле Раббым, аларның каберләрен нурландырып, хисапларын җиңеләйт. Аларга Синең сөекле бәндәләреңнән, җәннәт әһелләреннән булырга насыйп ит.
Йә, Рәхим-шәфкатьле Раббым, укылган намазларыбыз, әйтелгән зекер-тәсбихларыбыз, кылган һәртөрле игелекле гамәлләребез хөрмәтенә, белеп һәм белмичә эшләнгән гөнаһларыбызны, хата-кимчелекләребезне, ялгышлыкларыбызны Үзеңнең киң рәхмәтең белән гафу ит.
Йә, Раббым, һәрбарчабызга исәнлек-саулык, хәерле һәм бәрәкәтле гомерләр насыйп ит. Сиңа гына гыйбадәт кылабыз һәм Синнән генә ярдәм сорыйбыз. Синең кушканнарыңны ихлас күңелдән үтәп, тыйган гамәлләреңнән тыелып яшәргә, иксез-чиксез рәхмәтеңә һәм ризалыгыңа ирешергә, ике дөньяда да бәхетле бәндәләреңнән булырга насыйп кыл.
Һәркайсыбызны хәвеф-хәтәрләрдән, сугыш афәте, ачлык хәсрәтеннән, яман авырулардан, төрле зарар-зыяннан, күз тиюдән, сихер-бозымнардан, зәхмәтләрдән, табигать гарасатларыннан Үзең сакла. Яши торган илебезгә, җиребезгә бәракәтеңне иңдер.
Йә, Рәхмәтле Раббым, балаларыбызга, оныкларыбызга күркәм тәрбия биреп, алар өчен сөенеп, шатланып яшәргә, аларның игелеген, миһербанлыгын күрергә насыйп ит.
Һәрбарчабызга исәнлек-саулык, тулы иман, бәракәтле тормышлар бир.
«Раббәнәә әәтинә фид-дүнйәә хәсәнәтән үә фил-әәхырати хәсәнәтән үә кыйнәә гәзәәбән-нәәр»
«Раббәнә-гфирлии вәли-вәлидәййә вә лиль-мүэминиинә йәүмә йәкуумуль-хисәәбе»
Әлхәмдүлилләәһи раббил гааләмииин үәссаләәтү үәссәләәмү галәә расүулиһил кәрим үә галәә әәлиһи уә әсхабиһи әҗмәгыйн.
***
Можно ли совершать джаназа-намаз над не мусульманами?
Джаназа намаз по Сунне над неверными проводить не дозволено. Ислам запрещает просить в молитве за неверных перед Всевышним Аллахом, поэтому над неверными джаназа-намаз не совершают. Община мусульман единогласным своим решением запретила проводить джаназа-намаз над неверными.
В Священной Коране Всевышний Аллах говорит: «Никогда не совершай молитву над тем, кто умер из них, и не возноси мольбу над могилой его, ибо поистине, они не уверовали в Аллаха и в посланника Его и умерли, будучи нечестивцами!» (сура Ат-Тауба (Покаяние), 84-й аят).
Даже если умерший является мусульманину близким родственником, но был при жизни неверным, все равно нельзя за него испрашивать у Аллаха прощения, поскольку в аяте ат-Тауба сказано, что «Не подобает пророку и тем, которые уверовали, испрашивать прощения для многобожников, даже если они были им близкими родственниками, после того, как им стало ясно, что они обитатели Огня!» (сура Ат-Тауба (Покаяние), 113-й аят).
О важности удвоений при чтении Суры Аль-Фатиха:
Передано, что Аль-Джа`барий (الجعبري) говорил: «Количество удвоений в суре аль-Фатиха (الفاتحة) четырнадцать. Есть ученые, которые не считают аль-Басмалу (بسمالله الرحمن الرحيم) Аятом, в этом случае количество удвоений будет равно одиннадцати.
Абу аль-Хасан аль-Сафакасий (أبو الحسن الصفاقسي) (да смилуется Аллаh над ним) в своей книге «Напоминание беспечным(невнимательным) и наставление незнающим о совершаемых ошибках при чтении Кор’ана» на с.120 сказал: «Знай, что удвоение буквы в Кор’ане имеет большое значение, и поэтому чтец должен знать все, что связано с удвоением. Каждая удвоенная буква состоит из двух букв, одна с сукуном, а вторая с огласовкой. И поэтому нужно произносить ее, придавая все свойства удвоенной букве, чтобы отличить ее от неудвоенной, так как оставление удвоения удвоенной буквы – это оставление одной буквы из Кор’ана. А это не разрешается, и поэтому ученные предостерегали от такой ошибки и напоминали о количествах удвоенных букв в Суре Аль-Фатиха (الفاتحة)”.
Что делать тому, кто не умеет правильно произносить Суру Аль-Фатиха?
Одно из условий чтения Намаза – правильное произношение без искажения смысла произносимого. Если искажение изменяет смысл сказанного, то намаз становится недействительным. Поэтому надо проверять правильность произношения с грамотным достоверным учителем, который знает как правильно произносить и способен на слух услышать ошибку и исправить. До тех пор же пока человек не научится произносить что-то правильно, он все равно обязан читать Намаз, но при этом он или читает Намаз за Имамам, молча повторяя за ним движения, или если он читает Намаз один, произносить что-то из Кор-ана или Зикра
Если кто-то не может правильно читать Суру «Аль-Фатиха», тот должен читать любой отрывок из Священного Кор`ана, который он умеет читать хорошо, и количество букв в нем должно быть не меньше количества букв в Суре «Аль-Фатиха» (156 букв).
Если кто-то знает один или более Аятов из Суры «Аль-Фатиха», то может повторять их несколько раз, чтобы было произнесено то же или большее количество букв, что и в целой Суре «Аль-Фатиха».
Если человек не может читать ни одного Аята из Суры «Аль-Фатиха», то читает другие Аяты из Кор`ана, количество букв в которых не меньше, чем в Суре «Аль-Фатиха».
А если человек ничего не может читать из Кор`ана, то должен читать Зикр (слова поминания Аллаhа), к примеру такой как: «Субхана-ллаh, уа-ль-хамду-ли-лляh, уа ля иляhа илля-ллаh, уа-ллаhу Акбар» («Аллаh превыше всех недостатков, Хвала и Слава— Аллаhу, нет никакого божества кроме Аллаhа, Аллаh Всемогущ»). Молящийся произносит эти слова столько раз, сколько будет достаточно для того, чтобы минимум получилось то же количество букв, что и в Суре «Аль-Фатиха».
Передано Имамами Ан-Науауий и Ибн Хиббаном, что однажды к Пророку, мир Ему, пришел человек и спросил:
«О Посланник Аллаhа! Воистину, я не могу обучиться чтению Кор`ана. Научи меня тому, что заменит чтение Кор`ана». Пророк, мир Ему, ответил: «Скажи: «Субхана-ллаh, уа-ль-хамду-ли-лляh, уа ля иляhа илля-ллаh, уа-ллаhу Акбар. Уа ля хауля уа ля куууата илля би-лляhи-ль-‘Алиййи ль-‘Азым»».
В другом Хадисе Пророк, мир Ему, сказал: «Если можешь читать Кор`ан, то читай его. Если же нет, то читай «Аль-хамду-ли-лляh, ля иляhа илля-ллаh, Аллаhу Акбар»».
Например, произнести слова «Аллаhу Акбар» двадцать раз— достаточно.
В случае же, если человек не может читать ни Суру «Аль-Фатиха», ни чего-либо другого из Кор`ана, а также Зикр, то он в течение времени, необходимого для умеренного чтения Суры «Аль-Фатиха», молча стоит.
P.S. Буква h в слове Аллаh- это горловая буква « ه », произносится как английская или украинская буква «Г». Звук «h» (hа) еще напоминает татарский «h».
В Слове Áкбар ударение на первой букве «а», вторая буква «а» не тянется, так как если тянуть «акбаааааааар», то тогда получается другое арабское слово, означающее «барабан».
Как читать тауба намаз?
Для совершения таубы рекомендуется следующим образом:сначала совершите надлежащим образом малое омовение или примите сунна-гусль, далее совершить намаз, состоящий из двух нафль-ракаатов (как указывается в повествовании, записанном в труде «Мустахрадж» Туси), а закончив намаз, искренне попросите у Аллаха прощения. Два ракаата тауба-намаза похожи на любой иной нафль-намаз. Нет неких конкретных сур, которые нужно читать во время него.
Завершив намаз, поднимите руки в дуа: начните с восхваления Аллаха, приветствий Пророку ﷺ и обильно просите Аллаха о прощении своих грехов с полным сожалением и раскаянием. Плачьте и проливайте слезы сожаления перед Аллахом. А если не можете плакать, хотя бы сделайте вид, что плачете, ведь Посланник Аллаха ﷺ сказал в хадисе:
«Плачьте! А если не можете, делайте вид, что плачете». (Ибн Маджа, передал Са’ад)
Помните, что Посланник Аллаха ﷺ сказал о проливании слез ради Аллаха:
«У верующего, с чьих глаз нисходит слеза из страха перед Аллахом и до чьего лица она дотрагивается, эта часть лица станет запретной для адского огня, даже если слезинка размером лишь с голову мухи». («Шу’аб-уль-иман» Байхаки, передал Ибн Мас’уд)
Мухаддисы пояснили, что, если Аллах делает лицо человека запретным для адского огня, это означает, что все остальное тело тоже будет запретным для него.
Толкование снов в исламе и их влияние на жизнь человека
Исламские сонник используется для толкования сновидений и подразделяется на различные категории, начиная от сновидений, имеющих связь с пророками и посланиями Аллаха, до снов о животных, людях и предметах. Сонник основан на Коране и собраниях хадисов — записей о словах и поступках пророка Мухаммеда (мир ему).
Согласно исламской традиции, соны о покойном родственнике обладают большим значением, так как считается, что дух покойного посещает сновидение, чтобы предупредить или сообщить что-то важное. Кроме того, сны о чистых и светлых местах считаются благими предзнаменованиями и указывают на обладание верой и благочестием
Сны, которые вызывают страх или негативные эмоции, считаются предупреждением и указывают на возможные плохие события. Ислам рекомендует мусульманам обращаться к совету мудрых людей для понимания этих снов, чтобы избежать возможных неприятностей и найти путь к благополучию и успеху.
Сны могут оказывать влияние на жизнь человека, и мусульмане придают им важное значение. Они искренне стремятся анализировать свои сновидения, чтобы понять послания, нестицающиеся от Аллаха
Важно отметить, что каждый сон индивидуален и его толкование может различаться в зависимости от конкретной ситуации и личных обстоятельств.
Учитывая всю информацию из исламского сонника, имеет смысл избегать толкований сновидений, основанных на суевериях или неподтвержденных фактах. Мусульмане должны искать совет у квалифицированных духовных наставников, которые помогут им правильно толковать свои сны в соответствии с принципами шариата и исламской
Дога кылу тәртибе
1. Дога кылыр алдыннан Аллаһы Тәгаләгә мактау-шөкерләр белдерергә һәм Мөхәммәд пәйгамбәргә (саллаллаһу галәйһи уә сәлләм) салават әйтергә кирәк;
Бу хакта Әбу Дауд һәм Тирмизидән килгән хәдистә шулай белдерелә. “Көннәрдән бер көнне Аллаһның Рәсүле (с.г.с.) мәчеттә бер кешенең Аллаһка дога кылып торганын күрә. Әлеге адәм үзенең догасын Аллаһу Тәгаләне мактамыйча, Пәйгамбәребезгә (с.г.с.) салават әйтмичә башлый. Шунда Пәйгамбәребез (с.г.с.) : “Бу кеше ашыкты!”-, ди һәм бераздан аны үз янына чакырып ала да түбәндәге сүзләрен әйтә: “Әгәр берәрегез Аллаһу Тәгаләгә дога белән мөрәҗәгать итәргә теләсә, башта Бөек Раббысына мактау-шөкерләр әйтсен, аннары Пәйгамбәргә салават әйтсен һәм аннан соң гына үзенә нәрсә теләсә, шуны сорасын!”
2. Дога кылганда, элек эшләнгән гөнаһларны искә төшерергә һәм үкенергә кирәк;
3. Доганы түбәнчелек күрсәтеп кылырга, күңелдә тәккәберлек, усаллык булмаска, үзеңне Аллаһның колы итеп тоярга кирәк;
Аллаһ Тәгалә Үзенә якын булган колларының дога кылуларын искә алып, Коръәндә шулай ди:«Дөреслектә, алар хәерле нәрсәләргә ашыга һәм Безгә омтылып вә куркып дога кылучы. Алар Безгә карата түбәнчелекле булды» (Әнбия – 90).
4. Доганы кыйбла ягына карап кылу яхшы;
5. Дога кылганда кулларны күтәреп кылырга;
Дога кылганда кулларны күтәрү фәкыйрь кешенең бай кешедән хәҗәтен соравына охшаган. Бик каты мохтаҗ булганда хәер сораучы, бай кеше каршында хәтта тезләнә дә. Шул рәвешле ул аны кызганырга мәҗбүр итә. Шулай ук дога кылучы мөселман да кулларын күтәреп Аллаһ Тәгаләгә түбәнчелек күрсәтә һәм мохтаҗ булуын белдерә.
9. Дога кылу алдыннан хәерле гамәлләр эшләү.Мәсәлән, сәдака бирү, берәр кешегә ярдәм итү, ике рәкәгать нәфел намаз уку, нәфел уразасы тоту. Бу гамәлләр доганың тиз кабул булуына бер сәбәп булып тора. Кайбер кешеләр киресен эшли. Сәдака биргәч алар үзләре дога кылмый, ә сәдака алган кешедән дога кылдырталар. Бу күп очракта мәчетләрдә күзәтелә. Ләкин иң хәерлесе сәдака бирүче яки башка изге гамәл эшләүче кеше үзе Аллаһ Тәгаләгә дога кылырга тиеш. Чөнки изге гамәл эшләгәннән соң, ул Аллаһ Тәгаләгә күбрәк якыная һәм аның Аллаһ каршында дәрәҗәсе арта. Шул сәбәпле догасы да тизрәк кабул була.
Шулай ук укырга тәкъдим итәбез: Дога кабул булу ихтималы зур булган вакытлар
Фазкуруни азкуркум… Аяты из суры Бакара
Фазкуруни азкуркум… Так начинается отрывок из суры аль-Бакара (Корова), аяты 152, 153, 154, 155, 156, 157 которые многие из нас знают наизусть, мы их любим читать в намазах после сура Фатиха, а также во время маджлисов и разных мероприятий. Именно эти аяты призывают верующих при испытаниях говорить: “Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун”, мы пришли от Аллаха, и к Нему вернемся.
Фазкуруни.. текст на арабском
فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُواْ لِي وَلاَ تَكْفُرُونِ
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اسْتَعِينُواْ بِالصَّبْرِ وَالصَّلاَةِ إِنَّ اللّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ
وَلاَ تَقُولُواْ لِمَنْ يُقْتَلُ فِي سَبيلِ اللّهِ أَمْوَاتٌ بَلْ أَحْيَاء وَلَكِن لاَّ تَشْعُرُونَ
وَلَنَبْلُوَنَّكُمْ بِشَيْءٍ مِّنَ الْخَوفِ وَالْجُوعِ وَنَقْصٍ مِّنَ الأَمَوَالِ وَالأنفُسِ وَالثَّمَرَاتِ وَبَشِّرِ الصَّابِرِينَ
الَّذِينَ إِذَا أَصَابَتْهُم مُّصِيبَةٌ قَالُواْ إِنَّا لِلّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعونَ
أُولَئِكَ عَلَيْهِمْ صَلَوَاتٌ مِّن رَّبِّهِمْ وَرَحْمَةٌ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُهْتَدُونَ
“Фазкуруни азкуркум…” текст на русском (транскрипция)
Бисмилляхир рахманир рахим
152. Фазкурунии азкуркум уашкурули уа ла такфурун.
153. Йаа айюхаллазина аманустаъину биссабри уассала, инналлаха маъассабирин.
154. Уа ла такулу лимай юкталу, фи сабиллилахи амуаат бал ахйааа, уа лакилла ташгурун.
155. Уаланаблуаннакум бишайим миналхауфи уалджуги уа наксим-миналамуали уал аннфуси уас-самарат уа баширис-сабирин.
156. Алазина изаа асэбатхум мусибату, каалу: инна лилляхи уа инна иляйхи раджиун
157. Улааааика алайхим салауату мир-раббихим уа рахма, уа улаааика хумуль мухтадун.
Смысловой перевод
152. Вспоминайте обо Мне (как можно чаще), и Я буду помнить о вас (то есть приму ваше поклонение и дарую награду в вечном мире). Благодарите Меня (за все блага, которыми Я вас наделил) и не проявляйте неблагодарности.
153. О верующие! Ищите помощи (у Аллаха) через терпение и намаз. Поистине, Аллах (его помощь) – с терпеливыми.
154. Не называйте тех, кто погиб на пути Аллаха, мертвыми. Они живы, но вы не ощущаете этого.
155. Мы обязательно испытаем вас некоторой опасностью (незначительными по сравнению с теми бедами, от которых мы вас оберегаем), голодом, уменьшением имущества, (потерей близких вам) людей, плодов (чтобы испытать, будете ли вы проявлять терпение). Обрадуй же (о Мухаммад) терпеливых (Раем)
156. (Терпеливые – это) Те, кто, когда постигает их несчастье, говорят: Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун. (“Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему предстоит возвращение”).
157. Это – те, кому даны благословение (прощение) от их Господа и милость, и они идут верным путём (потому что в трудностях они проявляют покорность и довольство).
Советы мусульманских ученых по снам и намазу
Мусульманские ученые давно пришли к выводу, что сон и намаз взаимосвязаны, и предоставили нам несколько ценных советов по этой теме:
Стремитесь иметь регулярный распорядок сна и бодрствования. Постарайтесь лечь спать и проснуться в одно и то же время каждый день, чтобы ваш организм привык к определенному режиму и смог нормализовать работу своих биологических часов.
Создайте комфортные условия для сна. Обеспечьте в своей спальне тишину и темноту, использование шторок или масок для сна может помочь. Также следите за температурой в комнате и выбирайте комфортное постельное белье.
Избегайте переедания и употребления крупных порций пищи перед сном, так как это может вызвать неудобства во время сна. Рекомендуется употреблять легкий перекус перед сном, если действительно нужно что-то съесть.
Избегайте приема кофеина и других возбуждающих веществ перед сном. Они могут нарушить ваш сон и затруднить засыпание. Рекомендуется выбирать безкофеиновые напитки и продукты во второй половине дня.
Проводите время перед сном в спокойной обстановке, избегая стрессовых ситуаций или активной физической активности. Рекомендуется заниматься успокаивающими практиками, такими как чтение священных текстов или медитация.
Поддерживайте чистоту тела и души
Обратите внимание на свою гигиену и проведите абльуцию перед сном
Таким образом, вы будете готовы к намазу и сможете усилить свою духовную связь.
Практикуйте намаз перед сном
Важно постараться выполнять ночные молитвы, такие как Иша и Тахаджуд, перед тем как лечь спать. Закончив ночные молитвы, вы сможете уйти в сон с чувством душевного покоя и мирности.
Имейте в виду, что допустимо просыпаться намеренно или «подняться» во время сна, чтобы обратиться к Аллаху молитвой и почитать Коран
Это позволит вам укрепить свою духовность и получить дополнительные духовные благодарности.
Следуя этим советам, вы сможете улучшить свое качество сна и глубину своей духовной практики. Помните, что баланс между сном и намазом является важным аспектом религиозной практики мусульман.
Условия тауба (покаяния)
Говоря о таубе, следует отметить, что существует определенные условия для ее принятия. Великий мухаддис и факих 7-го века, имам Навави (рахимахуллах) в своем комментарии к сборнику «Сахих» Муслима писал:
«Есть три условия принятия таубы: совершающий ее отдаляется от греха, он искренне сожалеет о его совершении, он твердо намеревается никогда не возвращаться к этому греху вновь»
Если грех связан с другим человеком (например, если тот был им обижен, или его права были нарушены), то есть четвертое условие: восстановление обиженного в его правах или получение его прощения. И тауба – одно из важнейших оснований Ислама, и это первая стадия «саликин» (путников) в подготовке к ахирату». («Аль-минхадж шарх-ус-сахих ли Муслим ибн-иль-Хаджадж»)