Психологизм в прозе зарубежных авторов
На написание рассказа о богатом и несчастном человеке из Сан-Франциско Бунина вдохновила новелла Томаса Манна. в одном из своих небольших произведений изобразил психологическое состояние человека, который ради страсти и похоти погибает в городе, охваченном эпидемией.
Новелла называется «Смерть в Венеции». В ней нет диалогов. Мысли героя изложены с помощью прямой речи. Но внутренние терзания главного персонажа автор передает с помощью множества символов. Герой встречает человека в устрашающей маске, которая как будто предупреждает его о смертельной опасности. Венеция — прекрасный старинный город — окутана зловонием. И в этом случае, пейзаж символизирует разрушающую силу похотливой страсти.
Слайд 7Сны и сновидения в русской литературе В русской литературе сны
играют большую роль. Многие авторы делают сон полноценным «действующим лицом» своих произведений. Сны героев позволяют лучше понять их характеры, причины их поступков, отношение к другим людям и к себе, а иногда вообще определяли их жизнь. Сны предрекают будущее персонажей, разъясняют их прошлое, помогают сделать правильный выбор или пытаются предостеречь от ошибок.
По сути, сон – это время, когда освобождается подсознание человека, когда оно не сковано какими-то условностями, не позволяет лгать, притворяться или прикрываться масками. Наверное, из-за этого авторы так часто прибегали и прибегают к раскрытию личности персонажа через его сон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справочные материалы для подготовки к ГИА по литературе в 9 классе (литературоведческие термины и понятия в соответствии с требованиями кодификатора)
Данный материал позволяет качественно подготовить учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ по литературе, включает в себя все необходимые для этого литературоведческие понятия и термины.
Краткий словарь литературоведческих терминов
Краткий словарь литературоведческих терминов. ЕГЭ. Литература.
Литературоведческие термины (пояснение)
Данные литературоведческие термины представлены для словесников. При углубленном изучении литературы эти термины помогут как учителям в пояснении многих вопросов.
Литературоведческие термины
Здесь собраны все литературоведческие термины, которые должны знать дети по литературе в конце 7 класса-начале 8 класса.
Иллюстрированный и схематизированный словарь литературоведческих терминов «Форма и содержание»
Систематизированное представление литературоведческих терминов с иллюстрациями и схемами.
Иллюстрированный и схематизированный словарь литературоведческих терминов «Средства художественной выразительности»
Систематизированное редставление литературоведческих терминов с иллюстрациями и схемами.
Источник
Сны в русской литературе
Ни для кого не секрет, что сон – это довольно мистическое и неподдающееся логическому объяснению проявление действия психики каждого человека.
Данное явление довольно часто встречается в русской литературе и активно используется авторами.
Что же значит сон в русской литературе?
Для ответа на этот вопрос, обратимся к небезызвестным произведениям русских классиков, таким как: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Обломов» И. А. Гончарова, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
Во всех этих произведениях сон использован как литературный прием, имеющий достаточно весомое значение. Для чего же нужен сон и какие виды «снов» бывают в произведениях русских классиков? Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к вышеуказанным произведениям.
Статья: Сны в русской литературе
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
В «Евгении Онегине» сон главной героини Татьяны выполняет функцию предсказания, предчувствия чего-то страшного, непоправимого. Девушке снилась ночь, холодный снег, олицетворяющие непреодолимые препятствия, дикие звери, символизирующие опасную ситуацию, главным виновником которой стал последний герой ее сна – Евгений Онегин. Можно утверждать, что сон Татьяны предсказывал дуэль между Онегиным и Ленским, бессмысленное убийство Ленского и разочарование Татьяны в предмете своей любви. Так, данный сон обозначал в этом произведении предчувствие, оправдавшееся впоследствии.
В произведении И. А. Гончарова, сон главного героя – Ильи Обломова, по сути, являлся отражением главной мысли романа. Если рассматривать все произведение целиком, то Обломов почти половину своей жизни «проспал». Такой сон скорее символизировал сущность Обломова и суть самого произведения. Таким образом, в данной ситуации сон является отражением сути романа как таковой.
В произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сны снятся главному герою произведения, совершившему преступление, — Родиону Раскольникову. Здесь сны играют роль совести главного героя – они «мучители» и «каратели», незримые голоса совести.
Таким образом, можно выделить следующие типы сновидений в произведениях русских классиков:
- Сновидение-предсказание, сновидение-предчувствие. Такой прием сновидения в русской литературе обычно помогает лучше прочувствовать сюжет произведения, переживания героев и эмоциональную окраску произведения.
- Сновидение, передающее характер героя, отражающее его мысли. Бывает, что такой тип сновидения отражает главную мысль произведения или является по своей сути «сконденсированным» сюжетом.
- Сновидение-совесть. Такие сновидения предназначены для того, чтобы лучше понять переживания героя. Зачастую они несут в себе ярко-выраженную высокоморальную окраску.
- Непонятные или неясные сновидения героев. Они предназначены для того, чтобы «отвлечь» читателя, перевести на другую тему или настроить на другой лад.
- Сновидения, используемые как часть сюжета. Эти сновидения являются, по сути, композиционной задумкой автора, частью сюжета и несут отдельный, самобытный смысл.
Так, все вышеперечисленное является основными типами сновидений, наиболее часто встречающихся в русской литературе. Каждый из них несет свое собственное значение.
Замечание 1
В целом, можно сказать, что сновидения главных героев в произведениях русской литературы – это распространенный композиционный прием, помогающий читателю понять смысл произведения, чувства и переживания главных героев.
Формы психологического изображения
Психологизм в литературе 19 века выражен с помощью различных Все они могут иметь как прямое значение, так и косвенное значение. Если в тексте говорится о том, что герой покраснел и опустил голову, то речь идет о прямой форме психологического изображения. Но в произведениях классической литературы нередко встречаются и более сложные художественные детали. Для того чтобы понять и проанализировать косвенную форму психологического изображения, читателю необходимо обладать достаточно развитым воображением.
В рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» внутренний мир героя передается посредством изображения пейзажа. Главный персонаж в этом произведении вообще ничего не говорит. Более того, у него даже нет имени. Но о том, что он собой представляет и каков его образ мыслей, читатель понимает с первых строк.
Мистический характер сновидений
В русской литературе пророческие сны играют значительную роль, придавая произведениям мистический оттенок. Герои, видящие такие сны, часто оказываются необычными и загадочными личностями, имеющими способность заглянуть в будущее или понять глубинные тайны жизни.
Мистический характер сновидений в литературе позволяет авторам создавать загадочные сюжеты и развивать темы предначертанных судеб или неопределенности будущего. Герои, обладающие способностью видеть пророческие сны, обычно сталкиваются с трудностями и испытаниями, связанными с их способностью проникать в пространство и время. Они вынуждены искать свою судьбу и руководствоваться предупреждениями, полученными во сне. Такие персонажи зачастую вызывают интерес и искреннее волнение у читателя.
Пророческие сны, помимо своего мистического значения, также служат средством обращения к глубинным психологическим аспектам человеческого существования. Они позволяют показать внутреннюю борьбу героев, их эмоциональное состояние и их стремление раскрыть смысл своей жизни. Такие сны способны изменить судьбу героев, подтолкнуть их к принятию важных решений или предоставить им ключевые подсказки, необходимые для преодоления препятствий или достижения своих целей.
Мистический характер сновидений | Сновидения в литературе | Пророческие сны и их значение |
Символика и метафоры в сновидениях | Роль пророческих снов в развитии сюжета | Герои снам и их роль в сюжете |
Связь снов с реальностью | Проблемы интерпретации сновидений | Психологический аспект сновидений |
Слайд 25Список использованной литературы. 1. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина “Евгений
Онегин”. Комментарий. Л., 1983.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.
М., 1974.
3. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974.
4. Ильев С.П. Русский символический роман. Одесса, 1991.
5. Ремизов А. Сны и предсонье. — СП6., — 2000. — С. 277.
6. Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч.: в 30 т. — Л., 1972-1990. (Ссылки даются по этому изданию с указанием тома и страниц в тексте статьи. Первая цифра указывает том, вторая – страницы.)
7. Назиров Р.Г. Творческие принципы Ф.М.Достоевского. — Саратов, 1982. — С. 140.
8. Борхес Х.Л. Письмена Бога. — М., 1992. — С. 403.
9. Назиров Р.Г. Творческие принципы Ф. М. Достоевского. — С. 141.
10. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1972. — С. 290.
11. Катенин П.А. Избранные произведения. — М.; Л., 1965.-С. 84-85.
12. Недэвецкий В.А. От Пушкина к Чехову. — М., 1999. — С. 154-166.
13. Нечаенко Д.Н. ‘Сон, заветных исполненный знаков…”. Таинства сновидений в мифологии, мировых религиях и художественной литературе. — Киев, 1991. — С.
276.
14. Ахундова И.Р. “Все это, быть может, было вовсе не сон!” (“смерть” смешного человека) II Достоевский и мировая культура: Альманах. УГ 9. — М., 1997. — С. 187.
Проза
Психологизм художественной литературы получил особое развитие в девятнадцатом веке. Проза обладает широким спектром возможностей для раскрытия внутреннего мира человека. Психологизм в русской литературе стал предметом изучения отечественных и западных исследователей. Приемы, которые использовали русские писатели девятнадцатого века, заимствовали в своем творчестве более поздние авторы.
Системы образов, которую можно встретить в романах Льва Толстого и Федора Достоевского, стали примером подражания для писателей во всем мире. Но следует знать, что психологизм в литературе — это особенность, которая может присутствовать лишь в том случае, если человеческая личность является великой ценностью. Он не способен развиваться в культуре, которой присуща авторитарность. В литературе, которая служит навязыванию каких-либо идей, нет и не может быть изображения психологического состояния отдельной личности.
Признаки предвещающих снов в произведениях
В русской литературе существует большое количество персонажей, которые видели пророческие сны. Такие сны часто предвещают будущие события или дают герою предупреждение о том, что грядет опасность.
Одним из признаков предвещающих снов в произведениях является их яркость и убедительность. Герои описывают свои сны с большой эмоциональностью, будто сновидение было настолько реальным, что они сами были вовлечены в события
Возможно, такая яркость и убедительность позволяют автору передать глубину переживаний и важность предупреждения
Другим признаком предвещающих снов является их символика. В произведениях сны часто имеют свои символические значения, которые потом расшифровываются в дальнейшем развитии сюжета. Некоторые символы снов могут быть очевидными, например, сон о пожаре может предвещать гибель или разрушение. Однако, часто авторы используют более сложные символические образы, которые требуют тщательного анализа и интерпретации.
Кроме того, в произведениях можно отметить еще один признак предвещающих снов — встречу с необычными или невозможными существами. Герои могут видеть зловещих монстров, привидений или существ из других миров. Такие сны могут быть прямыми предвестниками каких-то непредсказуемых событий или угроз.
Наконец, стоит отметить, что сны в произведениях часто повторяются или преследуют героя
Это может указывать на то, что сон имеет особую важность и требует особого внимания. Герою может быть сложно понять смысл повторяющихся снов, и только они могут помочь ему разгадать загадку или раскрыть тайну
В целом, признаки предвещающих снов в произведениях включают яркость и убедительность сновидений, символику, встречу с необычными существами и повторяемость. Они придают сюжету глубину и мистическую атмосферу, а героям — своеобразное предупреждение о будущем.
Влияние пророческих снов на судьбу героев
Пророческие сны могут иметь долгосрочное влияние на судьбу героев. Они вызывают в героях размышления, подготавливают их к грядущим испытаниям и позволяют им лучше понять свою роль в событиях. Пророческие сны также могут являться предупреждением о возможных опасностях и помогают героям принять необходимые меры для избежания негативных последствий.
В русской литературе часто используется пророческий сон для передачи важной информации герою. Этот сон может указывать на ключевые моменты сюжета и таким образом определять дальнейшее развитие сюжетной линии
Пророческие сновидения помогают читателю лучше понять мотивы и действия героев и оценить их роль в ходе повествования.
Пророческие сны также служат средством выражения внутреннего мира героев. Они раскрывают их эмоциональное состояние, страхи, желания и предугадывают их будущую судьбу. Сны показывают нам, какие идеалы и ценности обладают герои, и как они стремятся их реализовать.
В конечном итоге, пророческие сны имеют решающее значение для судьбы героев русской литературы. Они помогают им преодолевать сложности, принимать верные решения и достигать своих целей
Пророческие сны добавляют глубину и драматизму повествованию, привлекая внимание читателей и заставляя их задуматься о смысле и ценности сновидений в жизни
Психологизм Толстого
Каждый герой в романах «Война и мир» и «Анна Каренина» — образец того, насколько тонко мастер художественного слова может передать не только терзания и переживания героя, но и жизнь, которую он вел до описываемых событий. Приемы психологизма в литературе можно встретить в произведениях немецкий, американских, французских авторов. Но романы Льва Толстого основаны на системе сложных образов, каждый из которых раскрывается посредством диалогов, мыслей, деталей. Что собой представляет психологизм в литературе? Примеры — сцены из романа «Анна Каренина». Самая знаменитая из них — сцена скачек. На примере гибели лошади автор раскрывает эгоизм Вронского, который впоследствии приводит к смерти героини.
Довольно сложными и неоднозначными являются мысли Анны Карениной после поездки в Москву. Встретив мужа, она вдруг замечает неправильную форму его ушей — деталь, на которую раньше не обращала внимания. Безусловно, не эта особенность внешности Каренина отталкивает его жену. Но с помощью мелкой детали читатель познает, насколько тягостной для героини становится семейная жизнь, наполненная лицемерием и лишенная взаимопонимания.
Слайд 12Сон как предсказание будущего (роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин») «Евгений
Онегин» является выдающимся произведением А. С. Пушкина, в котором он выступил новатором во многих отношениях, используя различные средства художественной выразительности. В частности, он применил один из распространённых в литературе приёмов – использование сна.
Итак, вещий сон Татьяны действительно можно назвать пророческим. Неспроста он расположен в пятой главе – ровно посередине романа. Сон этот определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев и предвещает всем несчастливое будущее: Ленскому – гибель на дуэли, «бедной Тане» – печаль от разлуки с Онегиным, замужество и жизнь в свете, где героине будет всё немило. Сон Татьяны создаёт атмосферу тревоги и заставляет читателей сопереживать героям произведения.
Слайд 5Сны и сновидения в древнегреческой мифологииТема сна – одна из древнейших
тем в мировой литературе. Так, древние греки придумали в своих мифах несколько ярких персонажей, отвечающих за природу сна и сновидений:Морфей – крылатое божество, один из сыновей Гипноса. Принимая различные человеческие формы, он являлся людям во сне. В русской поэзии это божество являлось олицетворением сна.Гипнос – отец Морфея, – изначальное божество сна, сын Ночи и брат Смерти. Гипнос, по мнению древних греков, спокоен и благосклонен к людям, в противоположность своей сестре – беспощадной Смерти. Они давно стали героями сегодняшнего времени: Гипнос превратился в исцеляющий гипноз (целебный сон). Ночь по-прежнему остаётся в подсознании человека зловещим временем. Имя Морфея легло в основу наркотика (морфий). А о Смерти говорить вообще нужды нет: имя этой греческой богини давно стало нарицательным.
Отражение внутреннего мира героев
Пророческие сны, которые видят герои русской литературы, играют важную роль в отражении их внутреннего мира. Через сны авторы передают читателям настроения, эмоции и мысли героев, позволяют лучше понять их душевные состояния и внутренние конфликты.
Сны героев русской литературы часто имеют символическую природу и позволяют авторам выразить глубину переживаний персонажей. Например, в романе «Преступление и наказание» Федора Достоевского главный герой Раскольников видит сон, в котором он оказывается во дворе, окруженном забором и с грязью под ногами. Этот сон символизирует его моральную погруженность и ощущение вины перед обществом.
Пророческие сны также помогают раскрыть внутреннюю сущность героя. Например, в романе «Евгений Онегин» Александра Пушкина герой Онегин видит сон, в котором он смотрит на свое отражение в зеркале и видит, что его лицо исказилось и стало безликим. Этот сон становится символом его эмоциональной пустоты и самоотчуждения от окружающего мира.
Таким образом, пророческие сны героев русской литературы не только являются средством передачи событий и повествования, но и служат важным инструментом для отражения внутреннего мира персонажей. Они помогают авторам передать читателям эмоции, мысли и внутренние борьбы героев, делая их максимально осязаемыми и понятными.
Слайд 4С древних времён художественное изображение сновидений играло важную роль в фольклоре и
в литературе. В средневековой Европе люди суеверно следовали вещим снам; сонник был более популярной книгой, чем календарь. Эти суеверия пережили даже эпоху Возрождения. Нужно сказать, что отношение к использованию мотива сна в художественном произведении у писателей разных литературных школ и направлений менялось. Самыми замечательными мастерами в изображении сновидений в русской литературе были А.С. Пушкин («Гробовщик», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Пиковой даме»), М.Ю. Лермонтов (больше всего эмоциональности Лермонтов проявил в своих стихотворениях на тему сна) и Н.В. Гоголь («Невский проспект» и «Портрет») .
Проявление интереса к теме сна на протяжении разных исторических эпох и направлений:
Психологизм Толстого
Каждый герой в романах «Война и мир» и «Анна Каренина» — образец того, насколько тонко мастер художественного слова может передать не только терзания и переживания героя, но и жизнь, которую он вел до описываемых событий. Приемы психологизма в литературе можно встретить в произведениях немецкий, американских, французских авторов. Но романы Льва Толстого основаны на системе сложных образов, каждый из которых раскрывается посредством диалогов, мыслей, деталей. Что собой представляет психологизм в литературе? Примеры — сцены из романа «Анна Каренина». Самая знаменитая из них — сцена скачек. На примере гибели лошади автор раскрывает эгоизм Вронского, который впоследствии приводит к смерти героини.
Довольно сложными и неоднозначными являются мысли Анны Карениной после поездки в Москву. Встретив мужа, она вдруг замечает неправильную форму его ушей — деталь, на которую раньше не обращала внимания. Безусловно, не эта особенность внешности Каренина отталкивает его жену. Но с помощью мелкой детали читатель познает, насколько тягостной для героини становится семейная жизнь, наполненная лицемерием и лишенная взаимопонимания.
Слайд 7Интересно сопоставить сны Григория и Петра Андреевича Гринёва (повесть “Капитанская
дочка”) “Мне казалось, буран ещё свирепствовал, и мы ещё блуждали
по снежной пустыне… Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. С беспокойством выпрыгнул я из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце… “Тише, — говорит она мне, — отец болен, при смерти, и желает с тобой проститься”. Поражённый страхом, я иду за нею в спальню. Что ж? Вместо отца моего вижу? в постели лежит мужик с чёрной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении обратился к матушке: “Что это значит? Это не батюшка. И с какой мне стати просить благословения у мужика? Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог… Ужас и недоумение овладели мной… и в эту минуту я проснулся…”
Символическое значение снов в русской литературе
В русской литературе сны часто имеют глубокое символическое значение, служащее ключом к пониманию сюжетных поворотов и мотивации героев. Великие писатели использовали сны как мощное средство передачи эмоциональной и смысловой нагрузки, раскрывая метафорические и философские основания происходящего.
В сновидениях героев русской литературы встречаются различные символы и образы, которые имеют свои глубокие значения. Например, часто встречающийся образ птицы может символизировать свободу, желание вырваться из тесных рамок общественных ограничений или предвещать грядущую судьбоносную перемену. Цирк может олицетворять чувство бессилия или преследование, а маска может указывать на скрытность и двуличность человека.
Особое внимание авторов уделялось кошмарным снам, которые являлись зеркалом внутренних страхов и тревог героев. Они отражали нарушенность внутреннего равновесия и порой предвещали грядущие трагические события
Сны в русской литературе также часто служили инструментом характеристики героев. Они помогают выявить внутренние мотивы, страсти, конфликты и амбиции персонажей. Сном можно рассмотреть ценности личности, ее предрассудки или подсознательные желания.
Таким образом, символическое значение снов в русской литературе позволяет авторам выразить глубину эмоционального состояния героев, способствует раскрытию их внутреннего мира, а также служит средством передачи основных смысловых и философских аспектов произведения.
Формы психологического изображения
Психологизм в литературе 19 века выражен с помощью различных Все они могут иметь как прямое значение, так и косвенное значение. Если в тексте говорится о том, что герой покраснел и опустил голову, то речь идет о прямой форме психологического изображения. Но в произведениях классической литературы нередко встречаются и более сложные художественные детали. Для того чтобы понять и проанализировать косвенную форму психологического изображения, читателю необходимо обладать достаточно развитым воображением.
В рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» внутренний мир героя передается посредством изображения пейзажа. Главный персонаж в этом произведении вообще ничего не говорит. Более того, у него даже нет имени. Но о том, что он собой представляет и каков его образ мыслей, читатель понимает с первых строк.
Психологизм Достоевского
Каким образом художник раскрывает внутренний мир своего героя? В романе «Преступление и наказание» читатель познает эмоции и чувства Раскольникова благодаря описанию внешности, интерьера комнаты и даже изображению города. Для того чтобы раскрыть все то, что происходит в душе главного героя, Достоевский не ограничивается изложением его мыслей и высказываний.
Автор показывает обстановку, в которой пребывает Раскольников. Маленькая каморка, напоминающая шкаф, символизирует несостоятельность его идеи. Комната Сони, напротив, просторна и светла
Но главное, Достоевский особое внимание уделяет глазам. У Раскольникова они глубокие и темные
У Сони — кроткие и голубые. А, например, о глазах Свидригайлова ничего не сказано. Не оттого, что автор забыл дать описание внешности этого героя. Скорее дело все в том, что, по мнению Достоевского, у таких людей, как Свидригайлов, и вовсе никакой души нет.
Слайд 23Последнее, пятое сновидение Эпилога существенно отличается от предыдущих.Это не один
сон, а сжатый пересказ тех снов, которые снились Раскольникову во
время болезни в острожной больнице. Это сны о какой-то страшной болезни, пришедшей из глубины Азии в Европу. Ее разносят “микроскопические существа” “трихины”, которые обладают умом и волей и вселяются в тела людей. Мир гибнет, но спасаются несколько, которые должны “начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей”. Это сон о мировой катастрофе, конце света, сон-апокалипсис и пророческий сон, в котором, как утверждают исследователи, представлено пророчество Достоевского о мировой войне или революции. Одновременно — это и сон-предупреждение, после которого Раскольников окончательно разочаровывается в своей теории о праве сильного на убийство пусть даже ради благородной цели
Удобная таблица по снам Раскольникова
Сны Раскольникова в романе занимают важное место. Каждый из них является знаковым для судьбы Раскольникова
Приходят они в особо ярких состояниях и имеют очень символичное значение. Наиболее удобно символику и значение снов героя отобразить таблица «Сны Раскольникова».
Сон |
Значение |
Символика |
|
Сон о лошади |
Далекое детство Родиона. Они с отцом направляются в церковь и проходят мимо кабака. Родя видит, как выпившие мужики жестоко избивают маленькую слабую лошадь, которая запряжена в очень большую, несоразмерную ей телегу. Родя хочет заступиться за животное, но на его глазах лошадь убивают, прибив до конца железным ломом. |
Сон как бы подготавливает Раскольникова, остерегает его, говорит о том, что задуманное злодеяние противоречит чистой душе и положительным качествам героя. |
Церковь и кабак как противопоставление жизненных позиций, но находятся они совсем рядом друг с другом. Кабак является олицетворением зла и жестокости, пьянства, которое приводит к негативным последствиям. Церковь же – олицетворение чистого и светлого начала в человеке, Бога. Церковь и кабак не случайно находят недалеко друг от друга: это показывает, что каждый человек волен сам выбирать, по каким принципам ему жить, а от добра до зла может быть всего один шаг. |
Сон об Африке |
Египет, оазис, голубая вода и теплый песок. |
Жажда души, стремление к чистому и прекрасному. Сон снится на кануне убийства, герой все еще может остановиться и выбрать путь чистой жизни. |
Оазис, голубая вода, тепло – как чистота побуждений и образа жизни среди океана нищеты и разрата, грязных мыслей и злобных затей. |
Сон об Илье Петровиче и хозяйке |
Сон происходит как в бреду. во сне приходит полицейский Илья Петрович и Родион якобы слышит, как внизу он бьет хозяйку квартиры. |
Страх Родиона быть разоблаченным, пойманным за свое преступление. Раскольников боится, что его арестуют и ничего не предпринимает для спасения хозяйки. |
Сцена выступает как композиционный двойник убийства старухи и Лизаветы. Родион мог остановить себя, одуматься, но ничего не сделал. |
Сон о смеющейся старухе |
По зову какого-то человека, Раскольников приходит в квартиру процентщицы и видит ее сидящей в углу. Герой пытается расправиться со старухой, но у него не получается, он слышит только ее смех. Раскольников сбегает и оказывается под взглядом множества людей, которые притаились и молча ждут, что он будет делать. |
Сон символизирует внутреннее состояние героя. Не зря сон снится именно перед приходом Свидригайлова, который сознается, что все знает. Сон означает полный провал эксперимента над собой. |
Смех выступает как победа старухи – убил ее, но не выиграл, а проиграл ей, испытывая муки совести. |
Сон о конце света |
Все люди подвержены страшной болезни. Они должны погибнуть, заражены злобой и жестокостью, убивают друг друга и плодят ужас на Земле. Только некоторые избранные могут выжить с помощью того, что несут в мир свет и чистоту. |
Сон снится Раскольникову, когда он находится на каторге, после всех перенесенных им мук. Рядом с ним – Соня, которая умеет сострадать и несет в себе всю боль человечества, очищение и страдание. Каторга и Соня становятся для героя началом новом жизни и искупления своего страшного греха. |
Сон как символ обновления души, ее очищения. |
С помощью данной таблицы можно написать сочинение на тему «Сны Раскольникова», указать их значение и символический смысл.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Преступление и наказание»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Преступление и наказание»
для самых компанейских —
Главные герои «Преступление и наказание»
для самых любопытных —
Анализ «Преступление и наказание» Достоевский
для самых крутых —
Читать «Преступление и наказание» полностью
Тест по произведению
-
/16
Вопрос 1 из 16
Самые популярные материалы февраля для 10 класса:
Болконский и дуб
Краткое содержание «Собор Парижской Богоматери»
Краткое содержание «Севастопольские рассказы»
Характеристика Свидригайлова
Образ Ермилы Гирина в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Характеристика Платона Каратаева
Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Характеристика Николая Болконского
Портрет Андрея Болконского
Жанровое своеобразие романа «Война и мир»
Слайд 13ЗаключениеПроанализировав четыре книги, написанные в эпохи классицизма, романтизма и реализма, мы
пришли к выводу, что функции сна в произведениях Н.А.Радищева и А.С. Грибоедова, В.А. Жуковского и А.С. Пушкина были весьма различны и подчинялись, прежде всего, тем задачам, которые ставили перед собой авторы.Так, каждый сон несёт определенный замысел автора. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна видит вещий сон, т.е определяющий её дальнейшее будущее.В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Софья придумывает сон, дабы оправдаться перед своим батюшкой, скорого на расправу. Сон в произведении А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» разоблачает жестокий самодержавный строй, царивший в то время. Недаром он несёт аллегорический характер. А в балладе В.А. Жуковского «Светлана» функция сна оправдывалась в противопоставлении сна и реальности, а также злых сил к добрым. Сны и видения исключительно важны для понимания движения сюжета и развития ключевых образов литературных произведений, они всегда что-то «предвещают» и нуждаются в расшифровке, поэтому и вызывают большой интерес у читателей.