Символичность сновидения, скрытый смысл
Достоевский раскрывает в произведении животрепещущие темы нравственности и морали, подходя аккуратно к размышлениям героя. Последний сон Раскольникова открывает герою глаза на мир, раскрывает в полной мере его страхи, опасения. Данное сновидение главное действующее лицо видит в эпилоге произведения, когда находится на каторге. Конечно, в формировании иного мировоззрения немалую роль сыграла поддержка Сони Мармеладовой.
Достаточно настрадавшись, Родион, пребывая в тюрьме, размышляет о собственных страхах. Он по-прежнему уверен в правоте своих суждений. Разоблачение приходит в страшном сновидении. Всплывающие во третьем сне Раскольникова образы весьма символичны:
- трихины, представляющие опасность для всего человечества, приводят мир к утрате всех норм;
- моровая язва, лишающая людей всех привычных моральных, нравственных качеств;
- возникшая эпидемия, делающая человека жестоким, что влечет за собой трагедию глобального масштаба;
- трихины, символизирующие состояние души главного героя.
Роль сна в эпилоге книги «Преступление и наказание»
Сон Раскольникова в эпилоге книги «Преступление и наказание» играет важную роль в раскрытии его внутреннего состояния и символического значимости последних событий романа.
Сон является своеобразным путеводителем в мир размышлений и самопознания главного героя. Он помогает Раскольникову осознать свою вину и прийти к пониманию необходимости и возможности искупления. Во сне Раскольников видит картины сложных моральных выборов и сомнений, которые сопровождали его на протяжении всего романа.
Сон также служит символической отсылкой к мотиву пробуждения и возрождения. Он становится прелюдией к новой жизни Раскольникова, освобожденного от бремени совершенного преступления. Сон утверждает идею, что через просветление и осознание своей вины, человек имеет возможность обрести новое начало и преодолеть свои недостатки.
С этой точки зрения, сон Раскольникова можно рассматривать как эффективное литературное средство, позволяющее автору передать глубину внутреннего мира персонажа, его эмоциональный путь и духовную трансформацию
Он акцентирует внимание читателя на важности самоанализа и самопознания, а также на силе и значимости прощения и возможности оправдания
В своем сне Раскольников преодолевает границы своих внутренних конфликтов и обретает новую гармонию и внутренний покой. Он больше не страдает от чувства вины и осознает свой путь к искуплению. Иными словами, сон в эпилоге служит как финальная нота, заключающая основные темы и идеи романа в непрерывный круг внутреннего преобразования и морального роста Раскольникова.
Таким образом, сон Раскольникова в эпилоге книги «Преступление и наказание» является ключевым моментом в развитии сюжета и символическим акцентом на внутренний путь и преобразование главного героя.
«Раскол» души героя
Первое, что бросается в глаза читателю, — звучность фамилии главного героя. Она точно передаёт весь смысл существования Родиона. Его душа была расколота, а сам он не раз стоял на пороге мучительного выбора.
По теории Раскольникова, люди делятся на две категории:
- «низшие» — простые, «твари дрожащие»;
- особые люди, имеющие право ради достижения своих великих целей совершить преступление.
Сам герой, пытаясь выяснить, к какой категории он относится, решает провести эксперимент. Жестокий опыт — убийство Алёны Ивановны не приносит тех результатов, о которых мечтал Раскольников. Он искренне верил, что относится к «имеющим право» однако, на деле он оказался «тварью дрожащей». Осознавая это, герой проходит через ряд мучительных испытаний, существующих на границе морали и совести.
Раскольников не понимает, что его искренняя вера в добро и желание помогать другим идёт вразрез с возвышением себя над другими через его теорию. Совершая преступление прежде всего над собой, Раскольников не замечает насилия над своей истинной сущностью. Когда он стремится к совершению душевных и честных поступков, чем утешает мать, сестру и Соню, он поступает легко и непринуждённо.
Раздвоенность, противоречивость Раскольникова объясняется тем, что душа его постоянно находится в терзании и выборе между мотивами за и против преступления. Эта борьба преследует его непрерывно — и во сне, и наяву.
Как бы ни хотел Раскольников стать чёрствым рационалистом, отречься от совести ради преступления, эксперимента над собой, он бы не смог. Все душевные терзания вызваны ещё живым чувством совести. Ведь в глубине души герой осознаёт, что преступление «по совести» невозможно. Раскольникова спасают его близкие люди. К концу произведения он чувствует в себе внутренние изменения и, наконец, осознаёт, что все страдания могут искуплены только настоящей безграничной любовью.
Несмотря на совершение убийства и оправдание его тем, что он хочет на украденные деньги помочь другим людям, Раскольников пришёл к пониманию ошибки. Через жестокие муки совести он осознал, что его теория неверна. Сон про лошадь в «Преступлении и наказании» помогает увидеть истинную натуру героя. Даже кратко содержание снов и их анализ помогает читателю понять подлинные мотивы героя и его состояние.
Значение снов в романе «Преступление и наказание»
Мир снов и сновидений всегда волновал писателей, учёных и поэтов. Многие русские и зарубежные писатели и до и после Достоевского пытались прибегать к помощи снов, чтобы раскрыть основную идею произведения, раскрыть душу и мысли героя, его внутренние качества и характер, отношение его к себе и к другим героям, чтобы понять, как к этому герою относятся остальные действующие лица.
В русской литературе сны всегда играли очень важную роль. Многие авторы делали сон полноценным «действующим лицом» своих произведений. Зачастую именно сон определяет будущее героев, позволяет понять их характер, причину поступков, отношение к людям и к себе, отражает переживания, раскрывает внутренний и нравственный мир героев. Только когда человек спит, он не может лгать и прикрываться масками, потому что его подсознание освобождается и не сковано внешними условностями. Такими яркими примерами могут служить сон Татьяны в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, сон Светланы в балладе «Светлана» В. А. Жуковского, сон в романе Чернышевского «Что делать?», сон в книге Радищева «Путешествия из Петербурга в Москву», сон Обломова в романе Гончарова «Обломов», сны в пьесе А. Н. Островского «Гроза», сон Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и многие другие. Но Достоевскому удалось это так глубоко, так точно и так развёрнуто, как ни одному из них.
Писатель не просто раскрыл сам смысл поступков Родиона Раскольникова, но и смог опровергнуть теорию бедного студента, убивающую в человеке всё человеческое при осознании этим человеком возможности убийства им другого, себе подобного.
Именно через сны Родиона Раскольникова мы можем сопереживать герою, подготовиться к последующим эпизодам, полностью сконцентрироваться на развитии сюжета, почувствовать атмосферу того времени, наиболее полно понять цели и мысли людей девятнадцатого столетия, потому что только во сне человеческое подсознание высвобождается и способно о многом поведать читателю
Кроме того, введение в повествование таких элементов, как сны, имеет важное значение в художественно-изобразительном плане. Оно определяет психологизм в изображении главного героя романа
О душевных муках Раскольникова («Преступление и наказание»)
Рассказывают, что В. Г.Белинский сказал тогда еще молодому писателю Достоевскому: «Цените ваш дар и будете великим художником». Должно быть, в дни тяжелых испытаний воспоминание об этом грело «государственного преступника» Достоевского. И быть может, именно на каторге у писателя зародилось желание написать о душевных муках преступника, о болезненной ломке его теорий. В переживаниях Раскольникова чувствуется что-то личное, авторское, хотя в главном писатель и его герой противоположны.
В темной каморке, когда нечего было
есть, в переполненной отчаянием душе Раскольникова зародилась его страшная теория. Она росла и крепла, заполнила все его думы и подчинила волю.
Родион Романович решился на убийство. Не затем, чтобы завладеть деньгами и продолжать учебу, не затем, чтобы помочь матери, не затем, чтобы промотать деньги. Чтобы проверить себя, свою идею, понять, «человек» он или «тварь дрожащая». Высокомерная его теория говорила, что люди подлы и низки и их не переделать — «и труда не стоит тратить». Но можно встать над людским «муравейником» и управлять им. Есть два рода людей: подвластные и немногие избранные — властители. Последние
внешне ничем не отличаются от простых людишек, но на самом деле имеют право добиваться власти любым путем, переступая через закон и кровь. Раскольников решает стать таким властелином.
Одновременно он чувствует и противоречивость своей теории: ведь все эти «наполеоны и Магометы» служили прежде всего своим личным интересам, а общими лишь прикрывались. Одинокий и озлобившийся «теоретик» не доходит до сознания того, что невозможно делать хорошее, выбирая для этого преступный путь. Ведь где найти критерий добра, если освободиться от критериев моральных? Остается решать только с точки зрения своего блага.
История показывает, что тот, кто идет к власти путем насилия, даже во имя высоких целей,- всегда рискует пожертвовать этими целями ради самой власти. Сегодня много спорят о сущности Октябрьской революции. А ведь и большевики надеялись на диктатуру, желая с ее помощью преобразовать мир, Но не может группа людей заставить всех остальных делать что-то, если те не дали им такого права. Можно лишь убеждать. Сейчас в нашей стране много партий и групп, которые пытаются силой (в том числе и военной) навязать остальным свою волю. Не пора ли прислушаться к размышлениям великого писателя?
Итак, Раскольников убивает старуху-процентщицу. Он выдержал «испытание» и, казалось бы, может идти к власти дальше. Но уже не может, не выдерживает. Почему? Не только потому, что сдали нервы. И не потому, что, как считает сам герой, оказался «вошью». Мы видим, что Родион Раскольников — личность незаурядная. И прав, конечно, проницательный Порфирий Петрович, что действительность и натура любой расчет могут подсечь. Но и это не все.
Хотя ум Раскольникова не может противиться железной логике его теории, но душа восстает. По собственной теории, он должен жить для себя, а отдает последние деньги на похороны, помогает Мармеладовым, расстраивает свадьбу сестры. Зачем все это? Не понимает Родион Романович, что чувство любви и сострадания — стержень человеческого общества. Не будь его, давно бы оно распалось, а люди «перегрызлись». Столько вокруг несправедливости, а если каждый начнет пробовать таким образом, какой он, обыкновенный или нет, человек…
Да и что толку в гениальном человеке, если он негодяй? Это еще страшнее, потому что ради своих умозрительных теорий, во имя своей власти он уничтожит множество других людей, в том числе и талантливых. Пример Сталина слишком хорошо доказывает это.
Забыл Раскольников и о том, что тот, кто преступил закон человеческий, обречен носить в душе страшную тяжесть одиночества. Так и происходит с ним. Даже мать и сестра для него становятся чужими. Более откровенен он лишь с циником Свидригайловым, который знает цену своим поступкам и не обставляет их «высокими» теориями. Впрочем, и он не выдержал до конца своей роли.
Если бы не сострадание и любовь Сони, Раскольников мог бы сойти с ума. Именно эта женщина, ее жалость, умение понять и простить спасли его, а на каторге — обновили душу.
Хотя Раскольников убежден в правоте своей антигуманной идеи, но в душе его крепнут новые чувства. И мы ясно видим, что только любовь к людям, вера в них могут спасти человека и все человечество.
Трудно читается роман, не сразу «разгрызешь» этот «орешек». Но чем глубже вчитываешься в него, тем больше понимаешь правоту слов М. Горького о том, что «гениальность Достоевского неоспорима, а по силе изобретательности его талант равен, быть может, только Шекспиру».
Удобная таблица по снам Раскольникова
Сны Раскольникова в романе занимают важное место. Каждый из них является знаковым для судьбы Раскольникова. Приходят они в особо ярких состояниях и имеют очень символичное значение
Наиболее удобно символику и значение снов героя отобразить таблица «Сны Раскольникова»
Приходят они в особо ярких состояниях и имеют очень символичное значение. Наиболее удобно символику и значение снов героя отобразить таблица «Сны Раскольникова».
Сон |
Значение |
Символика |
|
Сон о лошади |
Далекое детство Родиона. Они с отцом направляются в церковь и проходят мимо кабака. Родя видит, как выпившие мужики жестоко избивают маленькую слабую лошадь, которая запряжена в очень большую, несоразмерную ей телегу. Родя хочет заступиться за животное, но на его глазах лошадь убивают, прибив до конца железным ломом. |
Сон как бы подготавливает Раскольникова, остерегает его, говорит о том, что задуманное злодеяние противоречит чистой душе и положительным качествам героя. |
Церковь и кабак как противопоставление жизненных позиций, но находятся они совсем рядом друг с другом. Кабак является олицетворением зла и жестокости, пьянства, которое приводит к негативным последствиям. Церковь же – олицетворение чистого и светлого начала в человеке, Бога. Церковь и кабак не случайно находят недалеко друг от друга: это показывает, что каждый человек волен сам выбирать, по каким принципам ему жить, а от добра до зла может быть всего один шаг. |
Сон об Африке |
Египет, оазис, голубая вода и теплый песок. |
Жажда души, стремление к чистому и прекрасному. Сон снится на кануне убийства, герой все еще может остановиться и выбрать путь чистой жизни. |
Оазис, голубая вода, тепло – как чистота побуждений и образа жизни среди океана нищеты и разрата, грязных мыслей и злобных затей. |
Сон об Илье Петровиче и хозяйке |
Сон происходит как в бреду. во сне приходит полицейский Илья Петрович и Родион якобы слышит, как внизу он бьет хозяйку квартиры. |
Страх Родиона быть разоблаченным, пойманным за свое преступление. Раскольников боится, что его арестуют и ничего не предпринимает для спасения хозяйки. |
Сцена выступает как композиционный двойник убийства старухи и Лизаветы. Родион мог остановить себя, одуматься, но ничего не сделал. |
Сон о смеющейся старухе |
По зову какого-то человека, Раскольников приходит в квартиру процентщицы и видит ее сидящей в углу. Герой пытается расправиться со старухой, но у него не получается, он слышит только ее смех. Раскольников сбегает и оказывается под взглядом множества людей, которые притаились и молча ждут, что он будет делать. |
Сон символизирует внутреннее состояние героя. Не зря сон снится именно перед приходом Свидригайлова, который сознается, что все знает. Сон означает полный провал эксперимента над собой. |
Смех выступает как победа старухи – убил ее, но не выиграл, а проиграл ей, испытывая муки совести. |
Сон о конце света |
Все люди подвержены страшной болезни. Они должны погибнуть, заражены злобой и жестокостью, убивают друг друга и плодят ужас на Земле. Только некоторые избранные могут выжить с помощью того, что несут в мир свет и чистоту. |
Сон снится Раскольникову, когда он находится на каторге, после всех перенесенных им мук. Рядом с ним – Соня, которая умеет сострадать и несет в себе всю боль человечества, очищение и страдание. Каторга и Соня становятся для героя началом новом жизни и искупления своего страшного греха. |
Сон как символ обновления души, ее очищения. |
С помощью данной таблицы можно написать сочинение на тему «Сны Раскольникова», указать их значение и символический смысл.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Преступление и наказание»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Преступление и наказание»
для самых компанейских —
Главные герои «Преступление и наказание»
для самых любопытных —
Анализ «Преступление и наказание» Достоевский
для самых крутых —
Читать «Преступление и наказание» полностью
Тест по произведению
-
/16
Вопрос 1 из 16
Самые популярные материалы сентября для 10 класса:
«Вишневый сад» главные герои
Краткое содержание «Гобсек»
Проблема отцов и детей (Вишневый сад)
Анализ стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой» Лермонтова
Образ Раневской в пьесе «Вишневый сад»
Анализ «Человек в футляре» Чехов
Характеристика Дикого
Мечта и реальность (Вишневый сад)
Смерть Катерины в «Грозе» — поражение или победа над «тёмным царством»?
«Гроза» главные герои
Сны Свидригайлова
Свидригайлов — персонаж, которому также снятся символические сны, пронизанные глубоким смыслом. Аркадий Иванович — пресытившийся жизнью человек. Он равно способен как на циничные и грязные поступки, так и на благородные. На его совести лежат несколько преступлений: убийство жены и самоубийства слуги и оскорбленной им девочки,которой было всего 14 лет. Но совесть его не тревожит, лишь сны передают скрытую, неизвестную самому герою сторону его души, именно благодаря своим сновидениям Аркадий Иванович начинает видеть всю свою подлость и ничтожество. Там он лицезреет себя или отражение своих качеств, которые ужасают его. Всего Свидригайлов видит три кошмара, причем грань между сном и явью настолько размыта, что порой трудно понять, видение это или реальность.
- Мыши. В первом сне герою мерещатся мыши. Мышь считается олицетворением души человека,зверьком, который быстро и почти незаметно ускользает, как дух в момент смерти. В христианской Европе мышь была символом злой, разрушительной деятельности. Таким образом, можно прийти в выводу, что в сне Свидригайлова грызун является предвестником беды, неминуемой гибели героя.
- О девочке — утопленнице. Аркадий Иванович видит девочку-самоубийцу. Она имела «ангельски чистую душу, вырвавшую последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в тёмную ночь…». Точно неизвестно, но о Свидригайлове ходили слухи, что он совратил четырнадцатилетнюю девочку. Этот сон будто описывает прошлое героя. Возможно, что именно после этого видения в нем просыпается совесть, и он начинает осознавать всю низменность поступков, от которых раньше получал наслаждение.
- О пятилетней девочке. В последнем, третьем сне, Свидригайлову снится маленькая девочка, которой он помогает без всякого злого умысла, но неожиданно ребенок преображается и начинает заигрывать с Аркадием Ивановичем. Она имеет ангельский лик, в котором постепенно вырисовывается сущность низменной женщины. Она обладает обманчивой красотой, внешне прикрывающей душу человека. В этой пятилетней девочке отразилась вся похотливость Свидригайлова. Это больше всего его и испугало. В образе демонической красоты можно увидеть отражение двойственности характера героя, парадоксальное сочетание доброго и злого.
Проснувшись, Аркадий Иванович ощущает свое полное духовное истощение и понимает: сил и желания жить дальше у него нет. Эти сны раскрывают полное нравственное банкротство героя. И, если второй сон отражает попытку воспротивиться року, то последний показывает все уродство души героя, от которого никуда не деться.
Сон Раскольникова в эпилоге: ключевая роль в его развитии и прозрении сущности
В эпилоге романа «Преступление и наказание» Федора Достоевского, сон Раскольникова играет важную роль в его развитии и прозрении истинной сущности.
Сон, который преследует Раскольникова после его освобождения из тюрьмы, становится своего рода символом его внутреннего преображения. Во время сна Раскольников видит, как огромные камни, которые он попытался спрятать, всплывают на поверхность и превращаются в яростную толпу, обвиняющую его в убийстве. Этот сон пронизывает его душу и заставляет его прозреть свою глубокую вину.
Сон выступает как ключевой момент в духовном развитии Раскольникова, помогая ему осознать сущность своего преступления. Он понимает, что его убийство не принесло ни освобождения, ни блага, а лишь кару, страдание и разрушение его собственной души. Сон дает ему возможность истинно оценить масштаб своей вины и понять, что только чистая совесть и искреннее раскаяние могут привести к истинному счастью и миру.
Таким образом, сон Раскольникова в эпилоге играет решающую роль в его развитии и приводит его к прозрению истинной природы его преступления. Он становится поворотным моментом в жизни героя и позволяет ему искупить свою вину и обрести душевный покой.
Авторский замысел снов Раскольникова Каково значение снов Раскольникова на каторге для раскрытия авторского замысла?
Галина
Сны Раскольникова: описание и суть
Первый сон (Ч. 1, Гл. V) Раскольников видит незадолго до
убийства, заснув в кустах в парке после «пробы» и тяжелой
встречи с Мармеладовым.
Сон тяжелый, мучительный, изматывающий и необыкновенно
богатый символами:
Раскольников-мальчик любит ходить в церковь,
олицетворяющую небесное начало на земле, то есть
духовность, нравственную чистоту и совершенство.
Однако, дорога в церковь проходит мимо кабака, который
мальчик не любит; кабак -это то жуткое, мирское, земное,
что губит в человеке человека.
В сцене у кабака — убийстве беспомощной лошаденки толпой
пьяных -маленький Раскольников пытается защитить
несчастное животное, кричит, плачет; видимо, по своей
природе он вовсе не жесток, беспощадность и презрение
к чужой жизни, даже лошадиной ему чужды и возможное
насилие над человеческой личностью для него омерзительно,
противоестественно.
Знаменательно, что после этого сна Раскольников
долгое время снов не видит.
Положение снов в ткани романа тонко продумано,
оно позволяет автору сделать нужные акценты
в нужных местах.
Сон об Африке
Этот сон также приснился Раскольникову накануне
преступления.
Раскольников видит Египет, оазис, голубую воду,
разноцветные камни, золотой песок.
Этот сон контрастный.
Он противопоставлен реальной жизни Раскольникова —
жалкой, бесцветной, серой. (Ч, 1, Гл. VI)
Сон об Илье Петровиче и хозяйке
В бреду после совершения преступления Раскольников
видит сон об Илье Петровиче, который бьет хозяйку.
Во сне Раскольников почувствовал страх, что, возможно,
за ним пришли: «Вдруг Раскольников затрепетал как лист…
Илья Петрович здесь и бьет хозяйку… Но, стало быть,
и к нему сейчас придут, если так, «потому что…
верно, всё это из того же… из-за вчерашнего… »
«…Страх, как лед, обложил его душу, замучил его,
окоченил его… »
В то же время даже во сне он не предпринимает
ничего, чтобы сбежать, закрыться, не сдаться полиции.
(Ч. 2, Гл. II)
Сон о смеющейся старухе
Перед приходом Свидригайлова Раскольников увидел
бредовый сон об убитой старухе-процентщице.
Во сне Раскольников идёт в квартиру старухи вслед за
каким-то мещанином, который его туда зовет.
В углу, в гостиной он обнаруживает сидящую старушонку.
Старуха смеется.
Раскольников ударяет по ней топором, но смех только
усиливался.
Раскольников бросился бежать, но повсюду были люди-
на лестнице, в помещениях и т. д.: «…все смотрят, —
но все притаились и ждут, молчат…
Сердце его стеснилось, ноги не движутся, приросли…
Он хотел вскрикнуть и — проснулся… »
Во сне Раскольников испытывает страх, который мучал
его в реальности после преступления.
После убийства старухи Раскольников боялся позора и
людского суда.
Он боялся быть опозоренным перед толпой.
Этот страх воплотился во сне (Ч. 3, Гл. VI)
Сон о конце света
Это последний сон Раскольникова.
Уже на каторге Раскольников однажды заболел и попал
в больницу.
В болезненном бреду он несколько раз видел повторяющийся
сон о конце света.
«Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден
в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной
моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу.
Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма
немногих, избранных… »
Этот последний сон снится Раскольникову уже после суда,
на каторге.
Каторга стала для него началом его новой жизни, началом
искупления его греха.
Этот сон– символ очищения и обновления души
Раскольникова.
Сон очень яркий и эмоциональный говорит о об
активной внутренней работе над собой
Раскольникова.
Александр доронин
Последний сон Раскольникова происходит уже на каторге. Родион тяжело заболевает тифом, и ему снится кошмар.
Мир. Люди заражены неизвестной болезнью, передаваемой духами. Все в мире становятся легко управляемыми марионетками, причем сами люди считают себя людьми высокого ума и рассудка. Затем зараженные убивают друг друга, подобно паукам в бане.
Данный сон является поворотной точкой на жизненном пути Раскольникова. После этого кошмара Родион понимает всю несостоятельность своей собственной теории и, можно сказать, отрекается от нее. Главный герой духовно исцеляется, и начинает жить НОВОЙ жизнью-жить освобожденным от всех исканий, столь мучивших его всю свою жизнь. Именно здесь появляется надежда на искупление своего греха. Именно там-на каторге-Раскольников, подобно Лазарю из библейских сказаний, воскрешается из мертвых.
Также можно сказать, что Достоевский хотел в третьем сне показать будущее, наполненное людьми типа Родиона, у которых есть своя собственная теория-такая же нелепая и убийственная. как и у Раскольникова.
Проще говоря, Достоевский показывает себя-он тоже прошел каторгу за свои убеждения, и впоследствии отказался от них.