Нос (повесть гоголя)

«нос»  краткое содержание повести н

Нос краткое содержание

Рассказ Н. В. Гоголя «Нос» написан в 1832 — 1833 гг. Произведение впервые опубликовано в 1836 г в журнале «Современник». Повесть является одним из самых ярких сатирических абсурдистских произведений в русской литературе. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание Гоголевского носа по главам, которое поможет вам подготовиться к уроку и запомнить действие сюжета.

Главные герои Платон Кузьмич Ковалев — «майор», коллежский асессор, служивший на Кавказе. Он всегда следил за тем, чтобы его внешний вид был безупречен. Ковалев приехал в Петербург, чтобы получить должность заместителя губернатора или «исполнителя», он хотел жениться на богатой невесте.

Иван Яковлевич — «цирюльник», «ужасный пьяница» и «великий циник», всегда выходил небритым, имел неопрятный вид. Резюме

Глава 1 «25 марта в Санкт-Петербурге произошло необычайно странное событие». Цирюльник Иван Яковлевич находит в свежем хлебе нос коллежского асессора Ковалева, который тот брил по средам и воскресеньям. Иван Яковлевич пытается незаметно выбросить находку, но мужчину постоянно тревожат. В отчаянии цирюльник идет к Исаакиевскому мосту и швыряет носом в Неву тряпку.

Радуясь решению проблемы, парикмахер вдруг замечает в конце моста квартирмейстера и героя арестовывают. Глава 2 Проснувшись утром, коллежский асессор Ковалев, желая посмотреть на прыщ, появившийся у него на носу, находит вместо носа совершенно гладкое пятно. Ковалев сразу идет к начальнику полиции.

На дороге возле одного из домов герой замечает карету, из которой выскакивает господин в форме и бежит вверх по лестнице. С удивлением Ковалев понимает, что это был его нос. Через две минуты вышел нос в «мундире, расшитом золотом» с мечом на боку. «По шапке с пером можно было заключить, что он числился в ранге министра». Нос сел в карету и поехал к Казанскому собору.

После носа Ковалев тоже входит в собор и видит, как нос «молился с выражением величайшего благочестия». Ковалев деликатно повернулся к носу и попытался уговорить его вернуться на место, но нос сделал вид, что не понимает сказанного, в конце сказал, что он «сам по себе».

В отчаянии Ковалев решает подать в газету объявление об отсутствующем носе, но получает отказ, так как такая статья «может потерять репутацию газеты». Чтобы хоть как-то подбодрить огорченного Ковалева, сотрудник газеты предлагает ему понюхать «табак».

Возмущенный, герой отправился к частному приставу. Частный пристав довольно сухо принял Ковалева, сказав, «что порядочному человеку нос не оторвут и что на свете много мажоров, которые даже нижнего белья в приличном состоянии не имеют и ходят по всяким неприличным местам».

Ковалев решает, что в случившемся виновата «штаб-офицерша Подточина», которая хотела женить героя на своей дочери. По словам заседателя, «для этого она наняла каких-то ведьм». Ковалев пишет Подточиной письмо с угрозами, но, получив ответ, понимает, что она не имеет никакого отношения к потере его носа.

Внезапно к Ковалёву, стоявшему в начале работы в конце Исаакиевского моста, подходит милиционер и говорит, что нос героя найден: «его перехватили почти на дороге. Он уже заводил дилижанс и хотел ехать в Ригу». Чиновник взял его с собой. Ковалев очень доволен находкой, но все его попытки «поставить нос на место» терпят неудачу.

Не помогает Ковалеву и врач, считавший, что лучше оставить все как есть. По Петербургу быстро распространились слухи, что нос заседателя видели в разных частях города.

Глава 3 7 апреля нос Ковалева каким-то непонятным образом вернулся на место. Теперь Иван Яковлевич бреет мужчину с особой тщательностью, стараясь не задеть его нос. «И после этого майора Ковалева видели вечно в хорошем настроении, улыбающемся, решительно ищущем всех красивых дам». »

Вот что произошло в северной столице нашего огромного государства! Теперь, просто принимая все во внимание, мы видим, что в этом много невероятного. Но,» что ни говори, а такие события случаются в мире; редко, но они случаться»

В повести «Нос» Гоголь резко высмеивает недостатки современного ему общества, для которого были типичны такие типы людей, как коллежский асессор Ковалев. То, что Ковалев по сюжету рассказа лишается носа, не случайно — этим автор подчеркивает духовную и душевную нищету героя, для которого внешность была единственным его достоинством.

История создания сборника «Петербургские повести»

Сам Н.В. Гоголь никогда не объединял свои произведения в такой сборник, название цикла появилось позднее, уже после смерти автора. Повести были написаны в разное время и публиковались по отдельности. Так, «Невский проспект» и «Портрет» Н.В. Гоголь создал в 1833-1834 гг. Сам автор поместил оба произведения в сборник «Арабески», который вышел в печать в 1835 году. Туда же были включены и «Записки сумасшедшего», которые в то время публиковались под названием «Клочки из записок сумасшедшего». 

Журнал «Современнике»

Повесть «Нос» была создана в 1832-33 гг., но первая публикация состоялась лишь в 1836 году в «Современнике» Александра Пушкина. Интересно, что журнал «Московский наблюдатель», куда Николай Васильевич пришел сначала, отказался печатать повесть, назвав ее «плохой, пошлой и тривиальной». 

Созданию «Шинели» Н.В. Гоголь посвятил несколько лет, с 1836 по 1842 год. Первоначально автор назвал ее «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». 

К 1842 году писатель серьезно отредактировал все вышеперечисленные повести, у некоторых поменял заголовки и уже в обновленном виде включил их в третий том своего первого Собрания сочинений. К ним же он добавил повести «Коляска» и «Рим», назвав весь том просто и лаконично «Повести».

Впервые название «Петербургские повести» появилось у известного биографа Н.В. Гоголя Владимира Ивановича Шенрока. В конце XIX века Владимир Иванович оформлял «Материалы для биографии Гоголя» и одну из частей этого труда так и озаглавил «Петербургские повести Гоголя». Это словосочетание тотчас же прижилось и стало активно употребляться в литературной среде. А в 1924 году впервые пять знакомых всем нам произведений великого классика были выпущены отдельным сборником под привычным нам сегодня названием «Петербургские повести». 

Социальная значимость

Основная идея рассказа — показать порочность и трусость петербургского общества на парадоксальном примере. Гоголь не считает потерю носа каким-то средством наказать майора за его грехи. В повести нет нравоучений, цель автора не в том, чтобы указать пути оздоровления общества.

Он лишь ставит вопрос о пороках современного общества. Художественная правда Гоголя ослепляла читателя. Многие ужасались, узнавая в персонажах себя или своих знакомых.

В повести также прослеживается тема порядочности, о которой судят только по внешнему виду человека, без малейшей связи с внутренним миром. Нос без Ковалёва достигает большего, чем его обладатель. Он становится министром — то есть поднимается на три ступени выше героя.

Роль безносого Ковалёва становится совершенно незначительной. Он потерял важную часть своей внешности и полностью опустошен. Он уверен, что люди без носа не могут появляться в светском обществе и в официальном учреждении.

Для этого пустого и напыщенного человека важнее всего внешние эффекты, высокий статус и расположение высших чинов. Для него важен только карьерный рост, развлечения и женщины. Это человек в духовном кризисе. Но собственная испорченность Ковалева не смущает. Он считает, что его можно назвать человеком со всеми этими амбициями, а без носа – нет.

Майор Ковалев — собирательный образ, отражающий личности многих современников автора. Определение следует из истории: положение в обществе диктует правила поведения. Маленький человек не посмеет их нарушить, а высокопоставленный чиновник не будет к нему щедр.

Социальный смысл и значение гоголевского «Носа» в том, что он заставил современное общество посмотреть в глаза действительности. Тема униженного человечка, полностью зависящего от милости начальства, является основным мотивом, отраженным в большинстве его произведений.

Появление носа на другом лице

В романе «Нос» Николая Гоголя основная тема — пропажа носа у майора Ковалева. Однако, помимо этого, в произведении появляется и другой сюжетный элемент — непонятное явление «появление носа на другом лице».

С этим феноменом связано несколько моментов в повествовании. Главный герой, майор Ковалев, в один прекрасный день обнаруживает, что его нос исчез. Он идет к врачу, где ему сообщают, что его нос навеки пропал. Однако, через некоторое время Ковалев видит свою потерянную часть тела — нос — на другом лице — на лице любимой женщины. Это событие ставит майора в смешное положение, вызывая смесь удивления, страха и непонимания.

Сюрреализм и неожиданные события являются важными элементами в произведениях Гоголя. Появление носа на другом лице становится символом безумия и нелепости жизни, ставя под сомнение саму реальность окружающего мира.

Тема «появления носа на другом лице» демонстрирует извращение природного порядка вещей и подчеркивает нелепые аспекты человеческой жизни. Этот момент усиливает сюжетную линию и вызывает у читателя смешанные чувства, отражающие особенное мировоззрение Гоголя.

Гоголь использует различные литературные приемы и символы, чтобы передать свои мысли и идеи. Появление носа на другом лице — один из таких символов, который придает произведению причудливость и уникальность.

Сюрприз для Ковалева

Майор Ковалев был обычным человеком, пока однажды его нос пропал без следа. Этот случай оказался настолько странным и необычным, что нельзя не вспомнить знаменитую повесть Николая Гоголя «Нос».

Майор Ковалев очень смешно выглядел без своего носа. Лицо без главного атрибута было казалось несовершенным и неполным.

Пропавший нос Ковалева навеки изменил его жизнь. Париж не стал уже прежним, когда у тебя пропал нос. Он стал предметом разговоров, а люди указывали пальцами, смеялись и шептались за его спиной.

Ковалев не мог смириться с таким оборотом судьбы и беспощадной ошибкой, поэтому он отправился в долгое путешествие, чтобы восстановить свою носовую часть. Он искал везде — от кладбищ до баров, от высокого общества до низкой преступности, но носа не нашел.

Ситуацию делала еще более неприятной таинственная история, о том, что его нос был возможно артистически втянут в рюкзак мещанина Ивана Яковлевича.

Несмотря на то, что сама история Ковалева и его носа вызывала смех у окружающих, гогольяна не оставила идея страстного поиска, мужества и необычной приключенческой драмы.

В конце концов, Ковалев осознал, что нос — это не самое главное в жизни. Этот опыт изменил его и внес свои коррективы в его взгляды и ценности.

И теперь мы можем сказать, что пропавший нос майора Ковалева был для него настоящим сюрпризом, который изменил его жизнь. Он стал носителем глубочайших человеческих эмоций и историй.

Отражение в зеркале

Рассказ «Нос» Николая Гоголя является одним из наиболее загадочных и сюрреалистических произведений русской литературы. Одним из самых странных событий в этом рассказе является пропажа носа у главного героя — майора Ковалева. Такое отражение в зеркале жизни смешно и навеки останется в памяти читателя.

История о без-носом Ковалеве вызывает смех и удивление. Как может человек просто потерять свой нос? Однако, в гоголевском мире все возможно, и именно это делает его произведение особенным и уникальным. Ведь Гоголь в своем тексте показывает, что жизнь не всегда логична и предсказуема.

Происходящее в рассказе можно рассматривать в контексте сюрреализма, когда реальность переплетается с фантазией. Пропажа носа Ковалева может быть аналогом потери идентичности, лишения своей уникальности. Возможно, это символичное отражение борьбы героя с обществом, где каждый стремится быть как все.

  1. Ковалев, обнаружив свое измененное отражение в зеркале, впадает в отчаяние и смущение.
  2. Он пытается найти свой нос и вернуться к своей привычной жизни, но безуспешно.
  3. Эта необычная история вызывает смех у других персонажей и восхищение у читателя.

В заключение можно сказать, что пропажа носа Ковалева в рассказе «Нос» представляет собой искаженное отражение реальности. Это сюрреалистический элемент, который делает произведение Гоголя уникальным и запоминающимся. История о без-носом герое — это непривычная форма самоиронии и социальной критики, которая вызывает смешок, удивление и задумчивость у читателя.

Возвращение носа Ковалеву

В повести Н.В. Гоголя «Нос» главный герой, майор Ковалев, стал без-носым. Почему пропал его нос – загадка, покорившая многие поколения читателей. Это событие вызывает смех, недоумение и удивление тем, кто сталкивается с такой абсурдной ситуацией.

Гоголь создает в своем произведении атмосферу сюрреализма и необычности. Некоторые исследователи считают, что исчезновение носа Ковалева является символическим образом, отражающим бесполезность и бессмысленность бытия. Возможно, автор хотел показать, что пропажа носа является метафорой для потерянного индивидуального достоинства и искаженной личности главного героя.

Однако, помимо философских толкований, пропажа носа Ковалева безусловно вызывает смешные ситуации и комические эпизоды в повести. Рассказанная с остроумием и иронией, история выхватывает из читателей смех и удивление.

Ковалев несчастен без носа. Эта потеря губит его обличье и искажает его внешность. Майор надеется привести себя в порядок и восстановить свой нос, ведь без этого атрибута он не сможет принадлежать к общему облику и определенной социальной группе.

В центре повести Гоголя о несчастии Ковалева с его отсутствующим носом стоит вопрос о самоидентификации, о важности внешнего облика и о роли социального признания в жизни человека. В результате удивительных и невероятных событий, к носу майора Ковалева возвращается его прежняя форма

Каким образом это происходит – навеки останется загадкой. Однако, данное событие показывает, что независимо от всех препятствий и сложностей, человек всегда может найти путь к восстановлению своего достоинства и принадлежности к обществу

В результате удивительных и невероятных событий, к носу майора Ковалева возвращается его прежняя форма. Каким образом это происходит – навеки останется загадкой. Однако, данное событие показывает, что независимо от всех препятствий и сложностей, человек всегда может найти путь к восстановлению своего достоинства и принадлежности к обществу.

Полная удовлетворенность Ковалева

После стольких трудностей и невзгод, майор Ковалев наконец-то достиг полной удовлетворенности. Его сон, казалось бы, сбылся — пропавший нос, навеки без-носый Ковалев был освобожден от этой неприятной ноши. Однако, его история никак нельзя назвать обычной или предсказуемой.

Гоголь, являясь мастером сюрреализма, сделал все возможное, чтобы заставить читателей заглянуть в мир абсурда. Почему именно у Ковалева пропал нос? Никто не знает точного ответа на этот вопрос. Может быть, это был кара за его эгоистичное и самодовольное поведение, может быть, это судьба решила поиграть с этим гордым майором. Но одно точно — это событие изменило его жизнь навсегда и увлекло его в абсурдность.

Смешно, как Ковалев пытается жить без своего носа. Однако, он не сдаётся и идет на путь самоутверждения. Его уникальность и отличие от окружающих людей помогают ему проникнуть в тайны этой странной истории. Он становится свидетелем невероятных событий и переживает невероятные приключения, и даже его физическое отсутствие носа не может его остановить.

Ковалев не просто привыкает к своей пропаже, он находит в этом событии особую силу. Он становится символом смелости и храбрости, человеком, способным справиться со своими самыми большими недостатками и стать счастливым. Он доказывает, что даже без носа, он всё равно может быть полноценным человеком, достигающим своих целей и живущим счастливо и фактически полностью удовлетворённым.

Подробная характеристика

Платон Кузьмич Ковалев – коллежский асессор из повести Николая Гоголя «Нос». Сам себя он предпочитал называть майором. Автор относит этот персонаж к праздным тунеядцам и карьеристам, часто прогуливающимся по Невскому. Он сродни таким персонажам, как поручик Пирогов или Хлестаков, которые стремились получать максимум удовольствий от жизни, не прилагая усилий. Даже в Петербург он приехал за выгодной женитьбой и чином повыше. Создавая портрет этого персонажа, автор подчеркнул его наглое самодовольство и тщеславие. Внешне он всегда старается выглядеть идеально, носит накрахмаленные и безупречно чистые воротнички, имеет бакенбарды, как у губернских землемеров или архитекторов, регулярно посещает цирюльника. В отношении к женскому полу майор Ковалев питал слабость, часто отвлекался на красавиц и заигрывал со многими светскими дамами.

Всю свою стать он демонстрирует, выходя на Невский, а нос для него является своего рода достопримечательностью. Это также символ благочестия и порядочности.

И вот однажды, Ковалёв просыпается, и не находит носа на своём лице. Он бросается к обер-полицмейстеру, но по пути встречает свой нос в мундире, да ещё в большом чине. Он пытается с ним заговорить, но тот не признаётся и ускользает от Ковалёва. Платон доходит до обер-полицмейстера, но не застаёт того на месте, потом решает дать объявление о пропаже носа в газету, но объявление не принимают. Наконец, он доходит до частного пристава, но и тот отказывается заниматься его делом. Неожиданно, к нему домой приходит полицейский и возвращает его нос. Тот долго не хочет приставать обратно к лицу, но вскоре всё же возвращается на место и история для главного героя благополучно заканчивается.

Итак, лишив Ковалёва носа, автор ставит под сомнение его нравственные достоинства. Даже частный пристав отмечает, что порядочному человеку нос не оторвут. Пропажа носа Ковалёва могла быть также связана с потерей человеческого лица в погоне за сомнительными удовольствиями.

Особенности реалистического гротеска

В позднем творчестве Н.В. Гоголя преобладает реалистический гротеск. Он направлен на то, чтобы раскрыть противоестественность и абсурдность действительности. С героями произведения происходят невероятные вещи, но они помогают вскрыть типичные черты окружающего мира, выявить зависимость людей от общепринятых условностей и норм.

Современники Гоголя не сразу оценили сатирический талант писателя. Только В.Г. Белинский, сделавший много для правильного понимания творчества Николая Васильевича, однажды заметил, что в «уродливом гротеске», который тот использует в своем творчестве, содержится «бездна поэзии» и «бездна философии», по своей глубине и достоверности достойная «кисти Шекспира».

«Нос» начинается с того, что 25 марта в Санкт-Петербурге случилось «необыкновенно странное происшествие». Иван Яковлевич, цирюльник, утром обнаруживает в свежеиспеченном хлебе нос. Он сбрасывает его с Исаакиевского моста в реку

Хозяин носа, коллежский асессор, или майор, Ковалев, проснувшись поутру, не находит у себя на физиономии важной части тела. В поисках пропажи он направляется в полицию

По дороге встречает свой собственный нос в облачении статского советника. Преследуя беглеца, Ковалев направляется за ним в Казанский собор. Он пытается вернуть нос на место, но тот лишь молится с «величайшим усердием» и указывает хозяину на то, что между ними не может быть ничего общего: Ковалев служит по другому ведомству.

Отвлекшись на изящную даму, майор теряет взбунтовавшуюся часть тела из виду. Предприняв несколько безуспешных попыток найти нос, хозяин возвращается домой. Там ему возвращают пропажу. Полицмейстер схватил нос при попытке бегства по чужим документам в Ригу. Радость Ковалева длится недолго. Он не может приставить часть тела на прежнее место. Краткое содержание повести «Нос» этим не исчерпывается. Как герою удалось выйти из этого положения? Доктор ничем не может помочь майору. По столице меж тем ползут любопытные слухи. Кто-то видел нос на Невском проспекте, кто-то — в Таврическом саду. В результате он сам вернулся на прежнее место 7 апреля, чем доставил хозяину немалую радость.

Тематика, проблематика, смысл произведения

Тематика «Носа» достаточно обширна. Главной темой повести является социальное неравенство. Каждый персонаж находится на своем месте в социальной иерархии. Их роль в обществе и поведение соответствуют занимаемому положению, и нарушить этого никак нельзя, ведь будет очень странно, сели высший чиновник вдруг не нагрубит титулярному советнику, а тот – конюху.

В повести достаточно ярко освещена тема «маленького человека». Майор Ковалев, не имеющий связей, не может опубликовать в газете объявление о пропаже носа. Он даже близко не может подойти к носу, оказавшемуся более знатным.

В произведении присутствует тема духовности. Главный герой повести не имеет хорошего образования, на военной службе он дослужился до майора. Для Ковалева главное не внутренний мир, а внешность. Герою противопоставлен нос: он сосредоточен на богослужении, в отличие от хозяина, не отвлекается на дам. Ковалев отличается фривольным поведением: приглашает девиц к себе, намеренно мучает надеждой на брак дочь Подточиной.

В повести «Нос» Н. В. Гоголь раскрывает целый ряд социальных проблем, отображает пороки общества и отдельных личностей:

  1. Филистерство. Майор Ковалев гордится чином и мечтает о блестящей карьере. Героя сильно беспокоит, что дефект лица станет помехой для свершения планов. Общественное мнение для него имеет первостепенное значение, и его беспокоит, что скажут в обществе о человеке без носа.
  2. Безнравственность. Цирюльник не стремится вернуть владельцу нос, и признаться в том, что, возможно, он испортил лицо. Он не спешит избавиться от странного предмета в надежде остаться безнаказанным. Сама за себя говорит и аморальность поведения майора Ковалева.
  3. Лицемерие. Надменный Нос, как и его хозяин, не хочет общаться с тем, кто по рангу ниже него.

Главная идея произведения Гоголя заключается в том, чтобы на контрасте парадоксов показать все малодушие и порочность петербургского общества. Пропажу носа можно рассматривать как наказание Ковалеву за все его прегрешения, но писатель не делает акцента на этом. Повесть лишена морализаторства. Гоголь не указывает путь, как избавить общество от пороков, он лишь обозначает его проблемы. Отсюда впоследствии сформируется ошибочная идея «натуральной школы»: чтобы избавиться от проблем, нужно исправить общество. Н. В. Гоголь же понимал, что для улучшения ситуации он может сделать лишь одно – представить изъяны общества в наиболее ярком свете. И это писателю удалось: многие современники в героя повести узнавали своих знакомых или самого себя, ужасаясь ничтожности человека.

В литературной среде повесть вызывала широкий резонанс. Многие журналы отказывались печатать произведение, обвиняя автора в несуразности и пошлости написанного. Достоинства повести первым признал А. С. Пушкин, который разглядел фарсовый характер произведения. В. Г

Белинский призывал читающую публику обратить внимание на это произведение, так как в обществе множество таких майоров Ковалевых. С

Г. Бочаров отмечал, что Гоголь этим произведением побуждает общество взглянуть в глаза реальности.

Особенности сюжета

Нос является одним из самых запоминающихся рассказов Николая Гоголя, который поражает своей необычностью и оригинальностью. Сам по себе сюжет довольно прост, но именно эти простые детали делают рассказ настолько необычным и вызывают чувство непонимания.

Главным сюжетным поворотом является исчезновение носа из лица главного героя Ковалева. Сама идея о том, что нос может оторваться от лица и бродить по городу, является оригинальной и необычной. Более того, происходит это в центре Петербурга, который обычно ассоциируется с официозом и парадным блеском, что тоже добавляет образу безумия.

Сюжет рассказа многоуровневый и содержит в себе элементы фантастики, гротеска и сатиры. Например, главный герой Ковалев, который является чиновником, героем моральной чистоты и порядочности, попадает в глупые ситуации, которые он не может объяснить.

Иллюзорность повествования делает сюжет более интересным. Гоголь не дает читателю ответов на все вопросы, оставляя некоторые детали под сомнением и заставляя читателя размышлять и интерпретировать происходящее на свой лад.

Рассказ Николая Гоголя «Нос» — это не только нарисованный безумный мир, но и вызов нашим стандартам и представлениям о реальности. Сюжетные повороты и многозначность событий не дает простой и однозначной оценки происходящего.

Анализ произведения

«Нос» Гоголя составлен в традиционной манере и следует логической последовательности, хотя некоторые детали трудно понять. Он состоит из трех глав: завязки, кульминации и заключения.

  1. Первая часть знакомит с персонажами и их биографической информацией, с тремя отдельными частями, включая то, когда был обнаружен нос, попытки выбросить его и безуспешные попытки спрятать его подальше.
  2. Кульминация вращается вокруг майора Ковалева, когда он обнаруживает его исчезновение, пытается искать его и, в конце концов, возвращает себе прежний облик.
  3. Наконец, есть лаконичная концовка, которая возвращает нас в реальность.

Хотя в этой истории присутствуют элементы фантастики, такие как сбежавший нос, они органично вписываются в повествование, поскольку, несмотря на странности главного героя, общество все равно придерживается ранговых условностей, и это отражается на их отношении к нему.

Петербург является местом действия гоголевского «Носа» и служит самостоятельным персонажем, воплощая идею о том, что здесь можно достичь чего угодно. Майор Ковалев, олицетворение маленького человека, встречающееся во многих произведениях Гоголя, очень дорожит своей внешностью и репутацией, настолько, что потеря носа причиняет ему большие страдания. Он жаждет социального продвижения, но, столкнувшись со своим носом, который, похоже, занял более высокое положение, чем он, он оказывается в недоумении, как с ним взаимодействовать.

Раскрываемые проблемы

Основные вопросы, исследуемые в «Носе», – это пороки общества и отдельных персонажей. К ним относятся филистерство, безнравственность и лицемерие.

Ковалев мотивирован своим чином и мечтает об успешной карьере, которая недостижима без носа. Каждый персонаж в рассказе демонстрирует аморальное поведение, начиная с Ковалева и заканчивая парикмахером, который пытается скрыть свою вину и отказывается вернуть нос, а также полицейскими, занимающимися взяточничеством.

Комическое преувеличение можно увидеть и в отношениях между персонажами; например, Ковалев боится своей собственной части тела, в то время как цирюльник относится к нему с благоговением после случившегося. Гоголь использует гротеск, чтобы изобразить превосходство Носа над его хозяином, несмотря на их одинаковый социально-классовый статус.

Мораль

Цель повести – проиллюстрировать на ироничном примере жестокость и робость петербургского общества. Гоголь не рассматривает исчезновение носа как средство наказания майора Ковалева за его проступки. В этой повести нет морализаторства, и намерением Гоголя не было предложить решения, как следует реформировать общество. Скорее, он просто ставил вопросы о недостатках современной ему культуры.

Реализм, присутствующий в этой повести, оказал сильное влияние на читателей, многие из них узнали в героях повести себя или своих знакомых. Кроме того, в рассказе затрагиваются такие темы, как суждения, основанные на внешности, которые полностью игнорируют внутренний мир человека; в конце концов, нос Ковалева способен достичь большего, чем когда-либо мог достичь его владелец – стать статским советником, что соответствует трем рангам выше, чем у него.

Значимость безногого майора Ковалева значительно снижается. Из-за физической потери он чувствует себя бессильным и считает, что люди без носа не могут быть приняты в высшем обществе или в официальных учреждениях. Единственные вещи, которые имеют для него значение, – это карьерный рост, досуг и женщины. Он переживает духовный кризис, но при этом не стыдится собственной безнравственности.

Ковалев олицетворяет собой личности многих людей того периода, когда была написана эта повесть; он передает мысль о том, что место человека в обществе диктует приемлемое поведение и мораль.

Гоголевский «Нос» служит напоминанием обществу о необходимости взглянуть в лицо реальности и признать бессилие тех, кто находится ниже по социальной лестнице и полагается на милость начальства. Эта тема присутствует во многих произведениях Гоголя.

Смысл символа предмета

В литературе предметы часто используются в символическом смысле, передавая определенное содержание произведения. История о необычных приключениях носа, который случайно отделился от своего владельца, не является исключением. В «Носе» Гоголя большой упор делается на символическое значение предмета — носа.

Сразу становится понятно, что нос, оторванный от своего хозяина, является метафорой оборванной связи между индивидуумом и обществом. И ход истории наполнен множеством аллюзий в отношении преобразующегося нового технического мира. Безеднуха, который воспринимает иностранные вещи, не получает удовлетворения от своего естественного тела, ищет спасения в вещах. Несмотря на это, он не может лишиться ошеломляющего чувства человеческого несовершенства.

Нос становится символом существенного для человеческой личности. Для тех, кто определенно дорожит своей самобытностью предмет становится прямым символом личности человека. Когда индивидуум выступает только как часть системы, благодаря которой он возможен, он чувствует себя лишенным своей индивидуальности, то есть как оторванный от своего носа.

В то же время Гоголь использует технологический символизм, для того чтобы показать, как физический мир освобождается от всех связей человечества, отрываясь от своих основ. В этом смысле история «Нос» становится сатирой на мир технологического переворота, где человек ощущает себя совершенно одиноким.

Идеи повести

С одной точки зрения, нос в повести символизирует бессодержательную внешнюю благопристойность, имидж, который, как оказывается, вполне может существовать без всякой внутренней личности. И более того, оказывается, что у обычного коллежского асессора этот имидж на целых три чина выше самой личности, и щеголяет в мундире аж статского советника, да ещё при шпаге. Напротив, несчастный владелец носа, утеряв столь важную деталь своей внешности, оказывается совершенно потерян, ибо без носа «…не появишься в официальном учреждении, в светском обществе, не прогуляешься по Невскому проспекту». Для Ковалёва, который прежде всего в жизни стремится к успешной карьере, это трагедия. В «Носе» Гоголь стремится показать образ пустого и напыщенного человека, любящего внешнюю эффектность, гоняющегося за высоким статусом и милостью вышестоящих чинов. Он высмеивает общество, в котором высокое положение и чин ценятся гораздо больше самой личности, ими обладающей.

С другой точки зрения, повесть представляет собой написанную в форме фантастической аллегории историю борьбы конкретной личности (принявшей форму носа) за своё достоинство и неприкосновенность

Также повесть можно рассматривать как острую сатиру на николаевскую Россию, где царят бесправие народа

, взяточничество чиновников

, крепостничество

Выводы рассказчика

Рассказчик считает, что в этой истории есть много неправдо­по­добного. Если не считать «сверхъесте­ственного отделения носа» и появления его в виде статского советника, остаётся непонятным, как Ковалёв не сообразил, что подавать объявление в газету просто неприлично. К тому же всё ещё неясно, как же нос оказался в хлебе Ивана Яковлевича.

Рассказчик не понимает, как могут некоторые авторы брать подобные сюжеты, от которых нет решительно никакой пользы отечеству. Однако, с другой стороны, несообразности встречаются повсюду, и, если поразмыслить, подобные происшествия редко, но бывают.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про сон и сновидения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: