Режим дня в детском саду в подготовительной группе
Старшие дошкольники уже хорошо организованы, им нужно меньше времени на подготовительные работы к завтраку, прогулку, к отходу ко сну. В теплые месяцы дети проводят больше времени на улице, в холодное – в помещении. Поздней весной и летом рекомендованы прогулки дважды в день – после второго завтрака до обеда, и после полдника до прихода родителей. Образовательные занятия, если есть возможность, переносятся на улицу: экскурсии, тематические прогулки, соревнования по физической культуре, трудовая деятельность.
- Прием детей – с 7 до 8.20 утра.
- Утренняя гимнастика – 15 минут, с 8.30 до 8.45.
- Завтрак – с 8.45 до 9.00.
- Самостоятельные игры – с 9 до 9.10.
- Образовательная деятельность – с 9.10 до 9.40, потом перерыв десять минут, продолжение занятий с 9.50 до 10.20, снова перерыв десять минут, занятия продолжаются с 10.30 до 11 часов.
- Второй завтрак – с 11 до 11.10.
- Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение в группу – с 11.10 до 12.45.
- Обед — с 12.45 до 13.10. В данный период входят: подготовка к обеду и прием пищи.
- Сон – подготовка, гигиена, укладывание и дневной сон – с 13.10 до 15 часов.
- Подъем, гигиенические процедуры – с 15 до 15.25.
- Полдник – с 15.25 до 15.40.
- Игровое время, как самостоятельные игры, так и совместная деятельность – с 15.40 до 16.30.
- Прогулка – с 16.30 до 19 часов.
- «ПДД для детей дошкольного возраста«
- «ЗОЖ для детей дошкольного возраста«
- «Подвижные игры для детей дошкольного возраста«
25 Совместная деятельность взрослого и ребё нка:
Игры малой подвижности, настольные игры, игры на внимательность, речевые игры, игры на развитие мелкой моторики и т д 17.50 – 18.35
26 Культурно-гигиенические процедуры 18.35 – 18.45
27 Подготовка к ужину. Ужин 18.45 – 19.05
28 Самостоятельная деятельность детей 19.05 – 19.30
29 Приём водных процедур 19.30 – 19.50
30 Воздушные ванны 19.50 – 20.00
31 Питьевой режим 20.00 – 20.10
32 Совместная деятельность взрослого и ребё нка:
Беседы 20.10 – 20.30
33 Чтение художественной литературы перед сном 20.30 – 20.50
34 Подготовка ко сну 20.50 – 21.00
35 Ночной сон 21.00 – 08.00
Многофункциональный макет для развития творческих игр детей (старшая группа) На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Для того чтобы игра получила своё развитие, воспитанникам необходимо.
О пользе режима как для ребёнка, так и для взрослого человека говорят и врачи, и психологи, и педагоги. От режима питания, сна и отдыха зависят наше физическое здоровье, психологический и эмоциональный статус. А если мы говорим о ребёнке, то режим — это ещё и основа правильного воспитания.
Получается, что для ребёнка-дошкольника понятие режим — это режим дня, который включает в себя распорядок сна, питания, занятий и отдыха, игр и прогулок. Родители детей 5-7 лет, которые посещают дошкольное учреждение, меньше задумываются о режиме. А вот у родителей дошкольников, не посещающих детский сад и соблюдающих домашний режим, вопросов возникает больше.
Режим дня в детском саду
Распорядок дня в детском саду зависит от возраста ребенка, специализации дошкольного учебного заведения, других факторов на усмотрение воспитателя (методиста, руководства). Занятия, требующие повышенного умственного напряжения детей, проводят в первой половине дня, чередуют с физическим воспитанием, музыкой, изобразительным искусством
Это важно, чтобы не перегружать ребенка, сделать его всесторонне развитой личностью на радость папе и маме
Ясельная группа (2–3 года)
Распорядок дня в садике важно соблюдать с яслей. Это необходимо, чтобы малыши быстрее адаптировались
Важно ускорить процесс привыкания к воспитателям и няне, чтобы ребенок не переживал, и каждое утро с радостью шел в детский сад. Приблизительный график дня:
Время | Режим дня |
7:00–8:00 | Прием малышей |
8:00–8:20 | Завтрак |
8:20–9:00 | Самостоятельные игры в группе |
9:00–9:30 | Подготовка к прогулке |
9:30–11:30 | Уличные игры |
11:30–11:45 | Возвращение в группу, подготовка к обеду |
11:45–12:15 | Обед |
12:15–12:30 | Подготовка ко сну |
12:30–15:00 | Тихий час |
15:00–15:15 | Пробуждение после дневного сна |
15:15–15:30 | Полдник |
15:30–15:45 | Самостоятельные игры |
15:45–16:15 | Занятия по группам |
16:15–16:30 | Подготовка к выходу на улицу |
16:30–18:00 | Прогулка |
Младшая группа (3–4 года)
Время | Режим дня |
7:00–8:20 | Прием детей, утренняя зарядка, игры |
8:20–8:50 | Подготовка к завтраку, прием пищи |
8:50–9:20 | Игры, подготовка к занятиям |
9:20–10:00 | Занятия |
10:00–10:20 | Подготовка к прогулке |
10:20–12:20 | Отдых на свежем воздухе |
12:20–13:00 | Обед |
13:00–15:15 | Тихий час |
15:15–15:45 | Пробуждение, игры, воздушные процедуры |
15:45–16:00 | Полдник |
16:00–16:30 | Игры, физическая активность |
16:30–16:50 | Сбор на улицу |
17:00–18:00 | Прогулка |
Средняя группа (4–5 лет)
Время | Режим дня |
7:00–8:20 | Прием воспитанников, гимнастика, подвижные игры |
8:20–8:50 | Подготовка к завтраку, прием пищи |
8:50–9:50 | Подготовка к занятиям, занятия |
9:50–11:50 | Сбор на улицу, прогулка |
11:50–12:15 | Возвращение в группу, подготовка к обеду |
12:15–12:50 | Обед |
12:50–13:00 | Подготовка со сну |
13:00–15:00 | Тихий час |
15:00–15:25 | Пробуждение, игры, воздушные процедуры |
15:25–15:50 | Полдник |
15:50–16:30 | Игры, физическая активность, музыкальные уроки, образовательная программа |
16:30–18:00 | Сбор на улицу, прогулка |
Старшая (5–6 лет)
Время | Режим дня |
7:00–8:30 | Прием воспитанников, дежурство, гимнастика, подвижные игры |
8:30–8:55 | Подготовка к завтраку, прием пищи |
8:55–10:50 | Развивающие занятия |
10:50–12:25 | Подготовка к прогулке, прогулка |
12:25–12:40 | Возвращение с улицы, подготовка к обеду |
12:40–13:15 | Обед |
13:15–15:00 | Подготовка ко сну, тихий час |
15:00–15:25 | Пробуждение, процедуры личной гигиены |
15:25–15:40 | Полдник |
15:40–16:20 | Игры, физкультура, труд, ИЗО |
16:30–18:00 | Отдых на свежем воздухе |
Подготовительная группа (6–7 лет)
Время | Режим дня |
7:00–8:30 | Прием воспитанников, дежурство, гимнастика, подвижные игры |
8:30–8:50 | Подготовка к завтраку, прием пищи |
8:50–9:00 | Сбор на занятия |
9:00–11:05 | Подготовка дошкольника к школе |
11:05–12:35 | Сбор на прогулку, прогулка |
12:35–12:45 | Возвращение в группу |
12:45–13:15 | Обед |
13:15–15:00 | Тихий час |
15:00–15:25 | Пробуждение, соблюдение личной гигиены |
15:25–15:40 | Полдник |
15:40–16:30 | Игры, труд, ИЗО, общение со сверстниками, сбор на улицу |
16:30–18:00 | Отдых на свежем воздухе |
Мотивационный и ценностно-ориентационный компонент здорового образа жизни
Границы между выделенными уровнями подвижны, так что отдельные структурные компоненты (нормы, оценки, понятия) могут функционировать на обоих уровнях.
На основе теоретического анализа литературы и собственных экспериментальных данных в качестве интегратора, объединяющего все элементы воедино, в представленной структуре здорового образа жизни выступают мотивы и ценностные ориентации и установки подростков, поскольку посредством их выражается общая оценочно-императивная устремленность сознания школьников на достижение тех или иных ценностей — целей; они вбирают в себя систему личностных смыслов отражаемого субъектом мира, о чем свидетельствуют результаты психологических исследований в области семантики, а также использующееся в психологии понятия «ценностно-мотивационная сфера личности»; они являются, наконец, связующим звеном морального сознания и поведения человека.
В любой деятельности одним из основных компонентов ее является мотив. Специальные концепции мотивации стали разрабатываться, начиная с 30-х годов XX века. Одной из первых таких концепций явилась теория мотивации К.Левина, который трактовал ее как динамическую «систему напряжений», в которой нераздельно представлены побуждения индивида и их объекты. Данная трактовка легла в основу ряда экспериментальных моделей и методик, приведших к установлению важных психологических факторов и понятий. Вслед за ней были опубликованы работы по вопросам мотивации человеческой деятельности и поведения представителями гуманистической психологии (А.Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс и др.), которые в отличие от представителей бихевиоризма и фрейдизма, делающих основной упор на зависимость личности от ее прошлого, подчеркивали, что главное в ней — устремленность к будущему, к свободной реализиции своих потенций (Г.Олпорт), в особенности творческих (АМаслоу), к укреплению веры и возможность достижения «идеального Я» (К.Роджерс). Центральная роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого «Я», целостность и силу переживания которого признана поддерживать особая форма психотерапии.
В последние десятилетия они дополнены мотивационными концепциями Д.Хекхаузена, Г.Келли, Ю.Роттера. Как отмечает Р.С.Немов, общими для всех них являются следующие положения:
1. Отрицание принципиальной возможности создания единой универсальной теории мотивации, одинаково удовлетворительно объясняющей как поведение животных, так и человека.
2. Утверждение принципа активности, согласно которому человек в своем поведении не реактивен, а изначально активен. Источник мотивации находится в нем самом, то есть в психологии личности.
3. Признание наряду с бессознательным существенной роли сознания человека в детерминации его поведения. Сознательная регуляция поступков человека выводится на первый план.
4. Стремление объяснить понятия, отражающие особенности человеческой мотивации: социальные потребности, мотивы (Д.Макклеланд, Дж.Аткинсон, Г.ХекхаузенО. жизненные планы (А.Маслоу, К.Роджерс, Р.Мей), черты личности (Г.Олпорт, Р.Кеттел), когнитивные факторы (Ю.Роттер, Г.Келли). 5. Поиск специальных методов изучения мотивации применительно к человеку и некоторые другие.
Среди отечественных психологов, внесших значительный вклад в разработку теории мотивации, следует отметить П.К.Анохина, Н.А.Бернштейна, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, Р.С.Немова, Е.П.Ильина и др. В частности, Б.Ф.Ломов отмечал, что «…та доля общественного продукта, которую получил данный индивид, и тот способ, которым он может удовлетворить свою потребность, накладывают сильный отпечаток на его мотивационную сферу. Иерархия мотивов, о которой часто говорится в психологии, складывается в определенных общественных условиях. То, какие мотивы в этой иерархии займут ведущее, а какие подчиненное место, определяется вовсе не спонтанным развитием индивида, а его положением в обществе (с.202). Эта идея Б.Ф.Ломова является одной из основополагающих в теории мотивации, в особенности при исследовании ценностно-мотивационных проявлений различных социальных групп и общностей.
Почему так много аллергий?
Все вокруг нас покрыто микроорганизмами — мы просто этого не видим. И 99% микробов для человека совершенно неопасны. Иммунная система, как грамотный спортсмен, становится сильнее, когда регулярно тренируется и практикуется, и эти «хорошие» микробы — ее друзья и даже тренеры.
Для человека крайне важен регулярный контакт с микроорганизмами, благодаря которому иммунная система развивается и укрепляется, — конечно, речь не о возбудителях простуды, кори и прочих инфекционных болезней, а о множестве безопасных микробов, а также обычной земле, грязи и пыли. Ученые доказали, что микробиота играет важнейшую роль в поддержании крепкого здоровья.
В организме нет стерильных зон. Общая масса живущих внутри нас и на нас микробов достигает двух килограммов, и все они сообща воздействуют на работу иммунной системы.
Нынешний образ жизни, предполагающий максимальный уровень дезинфекции, приводит к тому, что иммунная система контактирует с определенными микробами реже или в гораздо более позднем возрасте, чем это случалось у прежних поколений. Развитие иммунной системы замедляется, поскольку нас больше не окружают привычные предкам микроорганизмы. Получается, что иммунитету не на чем тренироваться, и он начинает, грубо говоря, бить по своим.
В результате в XXI веке набирает обороты пандемия аутоиммунных заболеваний и аллергии — как среди детей, так и взрослых, — а также сердечно-сосудистых заболеваний и даже рака.
Для формирования иммунитета гораздо полезнее игры с землей и песком, чем игры в стерильной комнате. Источник
Расписание занятий
Режим дня в детском саду, если следовать образцовому расписанию, разнится в зависимости от времени года. Ниже представлен распорядок дня в детском саду в холодный период года для ясельных групп:
- 7:00-8:00 – прием детей;
- 8:00-8:10 – утренняя гимнастика (утро в любой группе начинается с гимнастики);
- 8:10-8:15 – подготовка к завтраку;
- 8:15-8:45 – завтрак;
- 8:45-9:15 – игры;
- 9:15-9:25, 9:35-9:45 – НОД;
- 9:45-10:00 – второй завтрак;
- 10:00-11:00 – подготовка к прогулке, первая прогулка;
- 11:00-11:30 – подготовка к обеду;
- 11:30-12:10 – обед;
- 12:10-14.45 – подготовка ко сну, сон;
- 14:45-15:20 – постепенный подъем;
- 15:20-15:40 – полдник;
- 15:40-15:45 – подготовка к НОД;
- 15:45-15:55 – НОД (подгруппами);
- 15:55-17:10 – подготовка к прогулке, прогулка;
- 17:10-17:30 – подготовка к ужину;
- 17:30-18:00 – ужин;
- 18:00-19:00 – свободное время, уход домой.
Распорядок дня ребёнка в тёплый период отличается сдвинутыми временными рамками, но точно так же начинается в 7:00 и заканчивается в 19:00. Месяц, разграничивающий холодный и тёплый периоды, определяется на основании погодных условий:
- 7:00-8:00 – прием детей;
- 8:00-8:10 – утренняя гимнастика;
- 8:15-8:45 – подготовка к завтраку, завтрак;
- 8:45-9:15 – игры;
- 9:45–10:00 – второй завтрак;
- 9:15-11:00 – подготовка к прогулке, прогулка;
- 11:00-11:30 – подготовка к обеду;
- 11:30-12:30 – обед;
- 12:30-15:30 – подготовка ко сну, сон;
- 15:30-16:30 – постепенный подъем;
- 16:00-16:15 – полдник;
- 16:15-17:15 – подготовка к прогулке, вторая прогулка;
- 17:15-17:30 – подготовка к ужину;
- 17:30-18:00 – ужин;
- 18:00-19:00 – свободное время; уход домой.
К сведению. В летний период рекомендуется проводить занятия спортом на открытом воздухе.
Режим дня для ребенка, не посещающего детский сад
Есть несколько рекомендаций, при соблюдении которых дом мог бы стать альтернативой ДОУ. Тогда ребёнок может не посещать детсад, но его развитие в домашних условиях будет соответствовать установленным там нормам:
Дома тоже должен быть распорядок
- Подъём не позднее 9.00.
- Лучшее время для умственных занятий — с 10.00 до 12.00.
- Одно занятие длится от 15 минут до получаса, определяющий фактор длительности – возраст ребёнка.
- Не менее 3-4 часов прогулок, даже в холодное время года.
- Точное соблюдение времени приёма пищи. Питание щадящее, интервалы – 3,5-4 часа.
- Вечер – не учебный период.
Следование этим рекомендациям позволит родителям обеспечить эффективный режим дня ребёнка и одновременно должный уход.
Жизнь ребёнка в ДОУ регулируется государством, которое при формировании норм СанПиН ставит задачу, создаёт шаблон, следование которому обеспечит наиболее эффективное развитие ребёнка дошкольного возраста, и оно успешно справляется с этой задачей, своевременно адаптируя законодательство.
https://youtube.com/watch?v=opbHsGk7w0M
Что значит соблюдать режим дня?
Поэтому организация и строгое соблюдение режима дня, предусматривающего переход от бодрствования ко сну и наоборот, выполнение гигиенических процедур, различные виды деятельности, отдых, прием пищи в одно и тоже время и др., в соответствии с возрастными особенностями, создают наилучшие условия для жизнедеятельности организма детей и подростков.
Физиологический режим дня обоснован выработкой условных рефлексов, которые со временем закрепляются подчас на всю жизнь в виде устойчивых навыков и привычек и оказывают положительное влияние на функции организма: привычка ложиться спать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию, организм лучше восстанавливает силы; прием пищи в определенное время способствует хорошему аппетиту и помогает лучше усвоению пищи и т.д Установить единый распорядок дня для всех учащихся, естественно, невозможно, но основные его моменты должны соблюдаться каждым.
- Каждый свой день необходимо начинать с утренней гимнастики (зарядки).
- Она облегчает переход от сна к рабочему состоянию, позволяет «зарядить» организм бодростью на целый день.
- Родители и педагоги должны понимать, что кроме утренней гимнастики, физкультпаузы, подвижных игр на переменах, необходимы регулярные занятия спортом и физическим трудом.
Соблюдение личной гигиены — обязательный компонент режима дня. Содержать свое тело и одежду в чистоте необходимо каждому человеку. Ежедневно после сна и перед сном следует умываться и чистить зубы. Руки необходимо мыть с мылом перед каждым приемом пищи.
- Питаться надо 4-5 раз в день в строго определенное время.
- Формирование позитивного отношения к режиму дня.
- Как и воспитание любых гигиенических навыков, успешнее проходит в начальной школе.
- От детей нужно мягко, но настойчиво требовать выполнения режима ежедневно без принуждения, т.к.
- Вызывает у большинства из них внутреннее сопротивление.
Составить режим дня с учетом особенностей семьи и интересов ребенка не столь трудно. Труднее научит школьника выполнить его. Разъяснительная работа в школе, твердость и повседневный контроль со стороны родителей помогут ребенку соблюдать режим и это станет обязательным в поведенческом стереотипе ребенка.
Требования к распорядку дня в ДОУ по СанПиН
Стандартный распорядок дня в детском саду рассчитан на 12 часов, которые ребенок проводит в стенах дошкольного заведения. Внесение каких-либо корректив осуществляется с учетом климатических условий, географического положения, других факторов. Режим составляют в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.12660–10. Основные положения:
В детском саду предусмотрено четырехразовое питание с временным интервалом 4 часа между трапезами.
Предусмотрено 2 прогулки на свежем воздухе – в первой половине дня и после дневного сна. В общей сложности гулять с детьми требуется 3–4 часа. Время пребывания на улице сокращается при температуре ниже –15 °С и скорости ветра от 7 м/с.
Согласно расписанию дня, время дневного сна составляет 2–2,5 часа, при этом воспитатель должен присутствовать в спальне и следить за спящими детьми.
Требуется проветривать помещение менее 10 мин. через каждые 90 мин. При отсутствии детей организовать проветривание за 30 мин. до их прихода с улицы или занятий
Температура воздуха не должна опускаться более 2–4 °С, важно избегать сквозняков.
Постельное белье в детском саду требуется менять минимум 1 раз за неделю (согласно графику).
В холодный сезон воспитатель должен встречать детей утром в группе, при теплой погоде – на улице (на групповой площадке).
Режим питания
Время | Прием пищи | Приблизительное меню |
8:30 | Завтрак | Горячее блюдо (молочная каша, творожная запеканка, яичный омлет), чай или какао, бутерброд с маслом, сыром. |
10:00 | Второй завтрак | Напиток с фруктами или без. |
12:00 | Обед | Первое блюдо (борщ, суп), второе (гарнир с мясом или рыбой), салат или овощи, холодный напиток. |
15:00 | Полдник | Выпечка (сдоба), напиток. |
18:00 | Ужин | Мясное или рыбное блюдо, творог, напиток. |
Занятия в детском саду
В детском саду развивают речевые навыки, расширяют кругозор детей, знакомят с азами математики и письма, прививают любовь к творчеству и культуре, дают новые знания. При отсутствии медицинских противопоказаний занятия ведутся по таким направлениям:
- физкультура;
- музыка, пение;
- изобразительное искусство;
- математика;
- развитие речи, логики, мелкой моторики;
- подготовка к школе.
В детском саду проводятся самостоятельные игры, когда дети общаются со сверстниками, заводят друзей, отдыхают. За день в детском саду проводится не более 3 занятий, перерыв между которыми составляет не менее 10 минут. Длительность урока:
- младшая группа (дети 3–4 года) – 10 мин.;
- средняя группа (4–5 лет) – 15 мин.;
- старшая группа (5–6 лет) – 20 мин.;
- подготовительная группа (6–7 лет) – 30 мин.
Занятия по физическому развитию
Помимо занятий по физическому развитию используются и другие формы двигательной активности: утренняя гимнастика, физминутки, подвижные игры, в некоторых детских садах — занятия на тренажёрах, плавание и др.
Утренний прием детей
Прием детей должен проводиться воспитателями и (или) медицинскими работниками. Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание не принимаются. Если ребенок заболел в течение дня, его изолируют от здоровых детей (размещают в медицинском помещении) до прихода родителей или их госпитализации с информированием родителей.
Сколько групп набирают в детский сад?
Группы детского сада подразделяются на: —
Группа кратковременного пребывания (возраст от 1 до 3 лет) Младшая группа (возраст от 3 до 4 лет) Средняя группа (возраст от 4 до 5 лет) Старшая группа (возраст от 5 до 6 лет) Подготовительная группа (возраст 6-7 лет)
Как называют детей в детском саду?
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Федерального закона № 273-ФЗ воспитанники — лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации.
Где должен быть воспитатель во время тихого часа?
Добрый вечер! Помогите пожалуйста с ответом на вопрос: обязательно ли воспитатель должен быть в спальне во время тихого часа?детям 3-4 года. И есть ли опора в этом вопросе на документы! У нас такая ситуация: ребёнок просыпается во время тихого часа и пугается, что воспитателя нет в спальне, она сидит в соседней комнате.
Сколько идет тихий час в саду?
Как проходит тихий час в детских садах сети RigaKids? — В детских садах RigaKids перед обеденным сном мы читаем сказки детям. Они потихонечку раздеваются и ложатся. А у малышей играет музыка. Есть дети, которые не спят, но они все равно учатся отдыхать и делать перерывы. Тихий час длится 2 часа в день. С 13:00 – 15:00 классическое время тихого часа. Но, конечно, дети спят не все это время. Пока разденутся, пока воспитатель читает сказку, все это тоже входит в время тихого часа.
Можно ли не спать в детском саду?
- Поэтому Марина снова просит сына не капризничать, а постараться поспать.
- Хотя бы сегодня.
- Для Ольги вопрос сна в продленке — нечто большее, чем просто подпорченное настроение с утра: — У моей дочки волнение просто зашкаливало, когда воспитатели укладывали ее в кровать на тихий час.
- В сентябре дочь пошла в первый класс, и я специально искала группу продленного дня, где бы позволили не спать.
Нашла, написала заявление, но нас туда не взяли! Сказали, что моей девочке нет 7 лет, а значит, по санитарным нормам она должна днем отдыхать. При этом знакомые рассказывают Ольге, что в школах, куда ходят их дети, все иначе: сон необязателен. Женщина возмущена: — Почему же наши воспитатели и директора прикрываются санитарными нормами? Почему я не могу решать вопрос дневного сна сама, учитывая, что фактически такая возможность — не заставлять мою дочь спать — у школы есть? Сон в школе для нас — сплошное мучение.
Как разобраться в этих правилах и нормах? Разъяснить санитарные нормы мы попросили заведующую отделением гигиены детей и подростков Минского городского центра гигиены и эпидемиологии, врача-гигиениста Татьяну Островскую : — Дневной сон для детей младшего возраста предусмотрен во всех учреждениях образования.
Отдых необходим для сохранения здоровья обучающихся, поддержания их работоспособности и так далее. Об этом говорится в пункте 61 Специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации учреждений образования (Утверждены постановлением Совмина № 525 от 7 августа 2019 года – прим.
Редакции). Татьяна Островская уточняет: правила распорядка в группе продленного дня также прописаны в Положениях, которые каждая школа или детский сад разрабатывают отдельно. — То есть сон — обязательный компонент, введенный специально, он помогает снять эмоциональную нагрузку. Не забывайте: обучение для маленького ребенка — новая деятельность, и он нуждается в восполнении сил.
— А что делать, если ребенок совсем не спит днем? — Никто не заставляет родителей водить детей в группу продленного дня. В школе и детском саду ответственность за обучающихся несут администрация, учителя, воспитатели, а дома — родители. Считаете, что ребенку спать не нужно — забирайте его после обеда домой.
- По словам Татьяны Островской, если в школе или саду нет условий для организации сна, это считается нарушением.
- Нам говорят: «А вот в такой-то школе спать не кладут».
- Значит, нет возможности, и это очень плохо.
- Если мы придем с мониторингом или проверкой и увидим, что маленькие дети в группе продленного дня не спят в положенное время, то расценим ситуацию как неправильную, которую надо устранять.
— Воспитатель может пойти родителям навстречу и не укладывать «хронически неспящих» детей в кровать? — Правила в учреждениях образования одинаковы для всех.
Пути целенаправленного формирования здорового образа жизни детей подросткового возраста
У детей с патологией дыхательной системы часто наблюдается дисфункция вегетативной нервной системы в виде вегето-сосудистой дистонии. Вегетососудистые нарушения у детей — распространенное явление. Как частота, так и их выраженность резко возрастают в экстремальных ситуациях. Эти нарушения существенным образом снижают работоспособность подростков, изменяют их личность, резко ухудшая возможности социальной адаптации. По данным литературы, истоки большинства неинфекционных соматических заболеваний респираторной системы связаны с началом вегетативных дисфункций. Была установлена связь между нарушением деятельности ВНС (вегетативной нервной системы) и гиперреактивностью бронхов у детей с различными неспецифическими воспалительными заболеваниями легких. Существует множество работ, показывающих, что неадекватность функционирования ВНС ведет за собой несовершенство адаптационных механизмов, что, в свою очередь, приводит к развитию разного рода заболеваний, в том числе и заболеваний респираторной системы, так как несовершенство регуляции клинически может реализоваться в виде нарушений бронхиальной проходимости, ареактивном течении заболевания, резистентное к проводимой терапии.
Кроме того, выявлены особенности течения заболеваний респираторного тракта при выраженных вегетативных нарушениях: быстрое прогрессирование, затянувшееся обострение процесса и т.п. Учитывая распространенность среди детей школьного возраста данных патологий, возникает вопрос о необходимости оценки состояния вегетативной нервной системы у подростков в условиях школьного учреждения для диагностики, прогнозирования и оценки эффективности здорового образа жизни подростков.
Методика включала определение: исходного вегетативного тонуса; вегетативной реактивности; вегетативного обеспечения деятельности (клиноортостатическая проба — КОП).
Оценка состояния вегетативной нервной системы осуществляется на основании определения следующих параметров: а) исходного вегетативного тонуса, б) вегетативной реактивности, в) вегетативного обеспечение.
Оценка психосоматического здоровья.
Для этой цели мы использовали следующие методики: 1) личностный опростник Айзенков ( Eysenk H.J., Eysenk S.B., 1975); 2) тест Люшера (Luscher M.,1948); 3) метод незаконченных предложений; 4) опростник детской тревожности Рейнольдса (Reynolds С.R., 1981); 5) тест Коппитца (Koppitz E.M.,1978); 6) рисунок семьи.
Результаты этих исследований позволяют предложить комплексный подход при диспансеризации детей с целью выявления подверженных высокому уровню риска возникновения психосоматических расстройств:
— обнаружение стрессовых факторов — неадекватное воспитание, —дисгармоничная семья неприятие коллективом сверстников, несостоятельность в учебе и др.;
— выявление психических проявлений состояния хронической тревожности — внутреннего беспокойства, душевного дискомфорта, дистимии;
— выявление вегетативных и соматических расстройств возбудимости, утомляемости, раздражительности, вегетативной лабильности, колебаний артериального давления, лабильности пульса, потливости, зябкости, слабости, неприятных ощущений в области желудка, сердца, диссомнии, нарушений терморегуляции, тремора рук, век, гиперрефлексии и др.;- учет отмечаемых у детей острых психосоматических реакций, возникающих под влиянием трудных ситуаций.
В нашей программе предполагалась работа медиков и профессиональных психологов, специализирующихся в различных областях психологии. Использующих разные методы работы. Они занимались формированием группы детей для проведения коррекционной и терапевтической работы с использованием необходимых и доступных психодиагностических процедур, с учетом возраста, уровня интеллекта, характера проблем пациентов. Мы предлагаем схему взаимодействия группы «Помоги себе сам».
Приблизительный распорядок дня в обычном ДОУ
Дневной распорядок в детском саду состоит из:
- режима питания, а именно – времени и количества приемов пищи;
- дневного сна;
- прогулок;
- времени приема детей;
- игр и занятий.
Воспитатели принимают детей в сад с момента начала его работы и до 8 часов утра. Период, пока длится прием, является временем самостоятельных игр в помещении группы или на площадке в теплое время года. Перед завтраком время с 8.00 и до 8.20/8.30 отводится для утренней гимнастики с воспитателем или физработником и для подготовки к завтраку.
Занятия в первой половине дня
Начиная с 9.00, для детей проводятся занятия, направленные на то, чтобы они познавали окружающий мир, развивали свои речевые навыки и знакомились с основами математики. За проведение занятий отвечают воспитатели. Они заблаговременно должны прописывать план деятельности, чтобы уложиться в отведенное для этого время. Помимо воспитателя с малышами также могут заниматься музработник и физкультурник.
Кроме обычных занятий в группе ребята могут посещать 2 раза в неделю бассейн, если таковой имеется. В старших и подготовительных группах также организовывают дополнительные занятия с логопедическим уклоном, на которых дети тренируют свою речь. Проводить их обязан только учитель-логопед.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как приучить ребенка к садику без слез и истерик?
Длительность и количество занятий зависит от возрастных показателей. Для дошкольников младшего возраста проводится 2 занятия в день, одно перед сном, другое после. В средней группе педагог занимается с малышами два раза в день в совокупности 10 часов. У старших дошкольников количество занятий увеличивается до трех, также растет и их продолжительность.
Между занятиями должны быть предусмотрены обязательные перерывы, когда ребята отдыхают и двигаются. Только так можно сохранить активность и познавательную способность ребенка на протяжении дня.
Прогулки и дневной сон
После того, как занятия окончены и дети получили второй завтрак, приходит время прогулки. В яслях прогулка начинается раньше, чем в других группах, а следовательно, и заканчивается тоже раньше, обедают дети в них соответственно самыми первыми. Так как в ясельную группу детки ходят в 2-3 года, учитывая особенности маленького организма, время бодрствования сокращается, а дневной сон наоборот становится дольше.
ИНТЕРЕСНО: с какого возраста можно отдавать ребенка в ясли?
С возрастом период активности у ребенка растет, тем самым организм крохи постепенно готовится к школе и режиму в ней. В средней группе прогулки обычно длятся до 11.30-11.50, а в подготовительной – вплоть до 12.15-12.30. После возвращения с улицы ребят ждет обед и дневной сон. Помещение, где спят дети, должно быть заранее проветрено, а кроватки подготовлены ко сну. Самые маленькие отправляются спать в 12.30, самые же старшие в 13.00-13.15.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: сколько в норме спит ребёнок в 8 месяцев?
Вторая половина дня
Время подъема в детском саду во всех группах одно и то же. Деток будят в 15.00, после чего следует их умывание, переодевание и полдник. В младших группах после этого проводится второе общеобразовательное занятие, в средних и старших для ребят наступает время самостоятельных игр, чтения, мультиков или посещения кружков, которые имеются в заведении.
Время вечернего питания может варьироваться в зависимости от установленного режима. Поужинав, малыши обычно отправляются снова гулять на улицу, куда за ними понемногу начинают приходить родители. В зимний период вторая прогулка длится недолго, поэтому ребят забирают домой в помещении группы.