Анализ стихотворения Батюшкова «Пробуждение»
Стихотворение написано осенью 1815 года. Его элегические мотивы навеяны сонетами Петрарки. Отрывок из одного сонета стал даже эпиграфом к изданию, напечатанному в «Вестнике Европы». Название имеет двойной смысл – автор описывает и утреннее пробуждение, и возврат от любовных грез к реальности, крах отношений.
Тонкая граница между сном и явью становится для лирического героя ареной конфликта сердца и разума. Меланхолический настрой героя задает тон всего произведения – его не радует красота природы, он не рад, что проснулся и вернулся к суровой действительности. Герой отмечает, что гордый ум находит только холодные, неубедительные слова, которые не дают забвения горя и разочарования.
В стихотворении использованы такие выразительные средства, как:
инверсия – «зефир последний свеял», «коня ретива», «гончих лай», «зефира крылами» – переносящая внимание на первое слово сообщения;
метафоры – «крыла зефира», «лёт коня», «сладость лучей», «окованные мечтами (сном)»;
ряд однородных членов, оформленный отрицательными частицами – «ни сладость …, ни блеск …, ни запах … , ни … лёт … », имеющими усилительный характер – завершает обобщение «ничто»;
многосоюзие – «и лай, и звон» – помогает подчеркнуть значение отдельного слова;
лексический повтор – «… ничто души не веселит, души …» – выделяет духовную составляющую чувств, переполняющих лирического героя;
эпитеты – «гордый ум», «холодные слова», «тихие крыла», «бархатные луга» – помогают сложить образную картину мира;
устаревшее слово «предтеча», придающее тексту торжественность, означает «предшественница»;
усеченная форма прилагательного «ретива» – «ретивого» – продиктована необходимостью выстроить рифму;
олицетворения – «кроткий блеск», «встревоженная душа» – наделяют явления человеческими чертами, приближают их к читателю.
Ряд названий требует пояснения. Зефир – это древнегреческий бог ветра, а в поэзии это слово стало нарицательным обозначением легкого теплого ветра. У древних греков солнце было символом, олицетворением Аполлона, бога света, прозванного Фебом – «лучезарным, сияющим». Предшественницей Феба (то есть солнца) и выступает заря с ее розовыми лучами. Упоминая звон рогов, поэт имеет в виду охотничьи рога – сигнальные инструменты, напоминающие рога животных по форме. С их помощью охотники, не видя друг друга, координировали свои действия.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑ Элегии ✑
Элегии
Анализ стихотворения Батюшкова «Пробуждение»
Стихотворение написано осенью 1815 года. Его элегические мотивы навеяны сонетами Петрарки. Отрывок из одного сонета стал даже эпиграфом к изданию, напечатанному в «Вестнике Европы». Название имеет двойной смысл – автор описывает и утреннее пробуждение, и возврат от любовных грез к реальности, крах отношений.
Тонкая граница между сном и явью становится для лирического героя ареной конфликта сердца и разума. Меланхолический настрой героя задает тон всего произведения – его не радует красота природы, он не рад, что проснулся и вернулся к суровой действительности. Герой отмечает, что гордый ум находит только холодные, неубедительные слова, которые не дают забвения горя и разочарования.
В стихотворении использованы такие выразительные средства, как:
Ряд названий требует пояснения. Зефир – это древнегреческий бог ветра, а в поэзии это слово стало нарицательным обозначением легкого теплого ветра. У древних греков солнце было символом, олицетворением Аполлона, бога света, прозванного Фебом – «лучезарным, сияющим». Предшественницей Феба (то есть солнца) и выступает заря с ее розовыми лучами. Упоминая звон рогов, поэт имеет в виду охотничьи рога – сигнальные инструменты, напоминающие рога животных по форме. С их помощью охотники, не видя друг друга, координировали свои действия.
Вариант №2
Данный стих «Пробуждение» был написан Батюшковым в 1815 году. Он относится к жанру элегия. Стихотворец использует известный для романтизма мотив пробуждения ото сна. В этом нет ничего удивительного, так как Батюшков по мнению специалистов в области литературы относится к романтическим поэтам. Нет ничего необычного и в распространённости данного мотива в романтизме: как мы знаем, романтическая теория характеризуется двумя мирами с едва заметной чертой между ними, а мечта и реальность – это всего лишь два мира, следовательно, стадия пробуждения ото сна – черта между этими мирами. Из этого следует, что романтическая идея дуализма показана уже в начале стихотворения.
Затем читателю рассказывается, что лирический герой недоволен своим пробуждением, возвращением в реальную жизнь, он «не к счастью пробуждён». Но причину данной реакции читатель узнаёт только в самом конце стихотворения.
После этого идёт нечто вроде пейзажной лирики: герой называет красоты природы, окружающие его. В этой части стихотворения больше всего содержится метафор и эпитетов («сладость розовых лучей», «кроткий блеск лазури неба», «скат бархатных лугов» и т.п.), которые помогают поэту отобразить прекрасный мир природы. Но этот мир под властью реальности, а не мечты, и лирический герой несчастен находиться в нём, его не может порадовать и успокоить это великолепие.
Душа героя располагается в безупречном мире мечты, она «встревожена мечтами», и потому не вожделеет принимать настоящий мир, который заставляет создавать дилемму. Как раз в последних строчках стихотворения читателю открывается первопричина терзаний героя. Это инцидент сердца и интеллекта, любви и «гордого ума». Ощущения героя к любимой оказываются посильнее голоса интеллекта, он не способен отречься от них в пользу холодной расчётливости. Как раз в этом и заключается горе героя от пробуждения, так как во сне, в безупречном мире мечты ему не надо создавать данную дилемму, приверженность считается там высочайшей и ключевой ценностью. Впрочем, настоящая вселенная устроена гораздо сложнее. Мы осознаем, собственно, что у любимых есть препятствия, мешающие им быть счастливыми. Интеллект и сердце героя не имеют шанса поладить между собой, он не способен и не вожделеет принять данный выбор в грозном мире настоящих событий.
Исходя из этого, мы удостоверились, что данное стихотворение Батюшкова «Пробуждение» являет собой настоящий пример любовной элегии.