Достоевский «Преступление и наказание», часть 5, глава 4 – краткое содержание
Раскольников собирается сознаться Соне в совершённом убийстве. Он, собственно, хочет не каяться, а оправдать свой поступок: доказать, что только «переступив черту», можно занять среди людей достойное положение. Но всё равно сделать признание для него невыносимо тяжело.
Придя, он говорит Соне: «Не случись меня и Лебезятникова, Лужин легко бы вас мог в острог засадить. И погибли бы и вы, и Катерина Ивановна, и дети… Вот если бы на ваше решение отдали: Лужину жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне? Как бы вы решили: кому из них умереть?» – «Я Божьего промысла знать не могу, – отвечает Соня. – Кто меня судьей поставил: кому жить, кому не жить?»
«А ведь ты права, Соня! – восклицает вдруг Раскольников. – Это я про Лужина и промысл… чтобы себя оправдать…» Его лицо кривится так, что Соня отшатывается.
Он признаётся ей, что убил Лизавету. Соня отстраняется с тем же детским испуганным выражением, что было и у Лизаветы в момент гибели, так же выставив руку вперёд, а потом бросается перед ним на колени: «Что вы над собой сделали! Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» (См. полный текст отрывка «Признание Раскольникова Соне в убийстве».)
«Так не оставишь меня, Соня?» – в смятении спрашивает Раскольников. – «Нет, нет! За тобой всюду пойду! В каторгу с тобой вместе пойду!» – «Я, Соня, еще в каторгу-то, может, и не хочу идти». – «Да как вы, такой… могли на это решиться? Ты был голоден! ты… чтобы матери помочь?» – «Если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь… счастлив был! Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Я задал себе вопрос, поколебался бы Наполеон, если вместо Тулона и Египта ему нужно было для начала великой карьеры убить какую-нибудь старушонку-легистраторшу и стащить у неё деньги. И понял, что ему и в голову не пришло бы коробиться!»
Но вдруг Раскольников меняет тон: «Нет, это вздор! Я убил, чтобы помочь сестре с матерью, иначе не было способа кончить университет. Я ведь только вошь убил, бесполезную, гадкую, зловредную… А, впрочем, опять вру… Просто я самолюбив, завистлив, зол, мерзок, мстителен, ну… и, пожалуй, еще наклонен к сумасшествию… И деньги на университет я при желании мог бы раздобыть упорным трудом – находит же ! Но я озлился и не захотел. Я, как паук, к себе в угол забился, работать не хотел, только лежал и думал. И я узнал, что кто крепок и силен умом и духом, тот и будет над людьми властелин! Стоит только посметь! Я… я захотел осмелиться и убил…»
«От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!..» – кричит Соня. – «Да, я знаю. Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Я для себя убил, а стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, из всех живые соки высасывал, мне, всё равно было!.. Не деньги, главное, нужны мне были… Я хотел узнать, смогу ли я переступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею… Черт меня тогда потащил, а уж после того мне объяснил, что не имел я права туда ходить, потому что я такая же вошь, как и все! Я себя убил, а не старушонку! Что мне теперь делать!» (См. полный текст этого монолога Раскольникова.)
«Что делать! – возбуждается Соня. – Поди, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда бог опять тебе жизни пошлет! Страдание принять и искупить себя им, вот что надо!»
«На каторгу? Не пойду я туда, Соня!» – «А как жить-то будешь? С матерью и сестрой говорить? Как без человека-то прожить!» – «Нет, не пойду. Они надо мной только смеяться будут. Может, я еще человек, а не вошь и поторопился себя осудить… Я еще поборюсь. Будешь ко мне в острог ходить, если посадят?» – «Буду, буду!»
Соня хочет повесить на него крест, но Раскольников отталкивает её руку. «Да, – соглашается она. – Лучше как пойдешь на страдание, тогда и наденешь».
Вдруг стучат в дверь. Входит Лебезятников.
См. полный текст этой главы и её краткое содержание подробнее.
Следующая цитата
Родион Раскольников, герой роман Ф.М. Достоевского, совершил страшное преступление – убийство двух людей – старухи-процентщицы Алёны Ивановны и её сестры Елизаветы. Какое же наказание получил он? Раскаялся ли, осознал ли ужас содеянного?
Преступление наказано государством. За убийство, как тяжкое противоправное деяние, Раскольников получил 8 лет каторжных работ и был отправлен в Сибирь.
Однако для героя более страшными являются моральные муки и терзания, которые он начал испытывать сразу же после преступления. Он понял, что жизнь его изменилась, что он отгородил себя чертой от дорогих ему людей, за которой – ужас совершённого, что он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех». Его мучают страдания, которые он доставил матери и Дуняше.
Не меньшую душевную боль приносит Раскольникову и то, что его теория о праве сильной личности на преступление потерпела крах, что сам он – далеко не сильная личность, а именно «тварь дрожащая». Ему страшно от того, что убил он не из-за голода, а именно из-за желания проверить, кто он. И совсем не мир он спасал от несправедливости, не защищал обездоленных.
Раскольников вдруг понял, что он недалеко ушёл от ненавистных ему Свидригайлова и Лужина, которые тоже в своём роде преступники, хотя и не совершали убийства. Их поведение безнравственно – а это тоже преступление, только моральное.
В признании Сонечке Раскольников сознаётся, что прежде всего он убил самого себя. (««Я не старушонку убил, я себя убил»).
На пути нравственного преображения героя оказалась Соня Мармеладова. Она поддержала его, воскресила своей любовью, пошла с ним на каторгу, где открыла для героя Бога (раньше он был атеистом). Сам автор был уверен, что человек, пришедший к Богу, становится совершенно иным, по-другому смотрит на мир, меняются его ценности, а душа становится чище и добрее. На позитивной ноте заканчивается роман о страшном преступлении – на вере в человека, в возможность его нравственного воскрешения. Конечно, за преступление идёт наказание, но каждый человек имеет право начать жизнь с чистого листа. Именно этим можно объяснить конечные строки романа: «… «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».
-
Цитаты из анатомии страсти
-
Крым я люблю тебя цитаты
-
Цитаты из повести юность толстого
-
Библия цитаты о безумии
- Все нужно делать вовремя цитаты
Внутренний мир Раскольникова: самосуд и самоказнь
После совершения преступления Раскольников начинает мучиться сильным душевным конфликтом, который заключается в постоянной борьбе с самим собой. Внутренний мир главного героя «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского изображается автором как поле противоречивых чувств и мыслей, которые приводят Раскольникова к самосуду и самоказни.
Раскольников, веря в свою уникальность и превосходство над другими людьми, совершает убийство, считая, что порочность некоторых личностей оправдывает внесение корректировок в «законное» бытие. Но после этого акта его совесть начинает мучить его, и он пытается аргументировать свое деяние перед самим собой.
Внутренний мир Раскольникова описывается как пространство, где борются разные полюса его личности. Одной стороной конфликта является его рациональное и логическое «я», которое пытается убедить себя, что убийство было необходимо для достижения благородной цели – помощи нуждающимся. Другой стороной конфликта является его эмоциональное и эмпатическое «я», которое считает, что он преступник и не имеет права жить после совершения такого ужасного дела.
- Самосуд: Раскольников начинает проводить суд над самим собой, в темном заточении своей души. Он приводит весомые аргументы как в пользу своего деяния, так и в пользу осуждения его. Он сталкивается со своей совестью, которая укоряет его за преступление и требует наказания. Постепенно он начинает прислушиваться к своему эмоциональному «я» и понимает, что самосуд не приносит ему душевное спокойствие, а только усугубляет его страдания.
- Самоказнь: Раскольников, не находя выхода из своего психологического тупика, начинает рассматривать самоубийство как способ избавления от мук совести и обретения спокойствия. Эта мысль расценивается как выражение одержимости. Однако, благодаря раскрытию души перед Соней Мармеладовой и последующей их встрече с Порфирием Петровичем, Раскольников осознает, что самоказнь является незначительным решением проблемы, а истинный путь к искуплению – это признание своего преступления и принятие наказания.
Таким образом, внутренний мир Раскольникова представлен как мир душевных мучений, конфликтующих чувств и мыслей. Постепенно он осознает, что самосуд и самоказнь не приносят ему желаемого покоя, а только продлевают его страдания. Из своего психологического тупика Раскольников выходит благодаря пониманию необходимости принятия наказания за свои преступления и постепенному движению к искуплению.
Вариант 6
Роман «Преступление и наказание» Федора Достоевского — это классическое произведение мировой литературы, в котором автор использует различные художественные приемы для раскрытия темы преступления, наказания и внутренней борьбы человека. Одним из таких приемов является использование снов, которые играют важную роль в повествовании.
Сны в романе «Преступление и наказание» не только являются важным художественным приемом, но и отображают внутреннее состояние главного героя — Родиона Раскольникова. Они помогают читателю узнать о его подсознательных мыслях, эмоциях и состоянии души. Например, сон о лошади и убийстве в книге является символическим изображением того, что Раскольников испытывает чувство вины и несправедливости, связанное с его преступлением. Также сны помогают создать особую атмосферу произведения и подчеркнуть его мистический и символический характер.
Один из наиболее ярких примеров использования снов в романе — это сон Раскольникова об убийстве. В этом сне он видит, как убивает старушку-процентщицу, которая стала для него символом зла и несправедливости в обществе. Сон является отражением его подсознательных мыслей и чувств, и показывает, что Раскольников на самом деле осознает вину и страдает от своего поступка.
Еще один пример — это сон о лошади. В этом сне Раскольников видит, как на улице умирает лошадь, которая была надеждой для ее хозяина и его семьи. Этот сон является символом мучительного внутреннего конфликта Раскольникова, который понимает, что своим преступлением он уничтожил надежды и жизни других людей.
Сны в романе «Преступление и наказание» являются важным элементом художественного стиля Достоевского, который помогает подчеркнуть глубину и сложность человеческой души. В романе «Преступление и наказание» сны играют важную роль, позволяя читателю погрузиться во внутренний мир главного героя и проникнуться его страданиями и мыслями. Сны являются неотъемлемой частью повествования, помогая Достоевскому выразить основные идеи романа.
Мне нравится93Не нравится49
Взаимодействие с окружающими: наблюдение за Раскольниковым
После совершения преступления, Родион Раскольников начинает проявлять очевидные изменения в своем поведении и взаимодействии с окружающими. Его эмоциональное состояние становится более неустойчивым, он становится запутанным и мрачным. Он проявляет агрессивность и недоверие к другим людям, избегая близкого контакта с ними. Раскольников часто ощущает наблюдение со стороны и испытывает постоянный стресс.
Он начинает видеть тень подозрения и подозревать, что остальные люди могут заметить его преступление. Каждая встреча с другими людьми становится для него источником тревоги, а каждое слово – возможной угрозой разоблачения. Он чувствует, что окружающие могут проникнуть в его мысли и прочитать его внутренний конфликт.
Ощущение постоянного наблюдения заставляет Раскольникова стонать от боли. Его внутренняя борьба разрывает его душу и делает его изолированным от остального общества. Физически и эмоционально истощенный, он становится все более отчужденным от людей и закрытым в себе.
Неспособность Раскольникова установить нормальные межличностные отношения и сохранить свою эмоциональную устойчивость делает его жертвой собственных мук и жажды искупления. От его действий и последующих эмоциональных последствий невозможно оторвать глаз.
Раскольников как жертва собственного преступления
После совершения убийства старушки-процентщицы и ее сестры Лизаветы, Раскольников погрузился в глубокое душевное состояние. Это преступление оказало на него огромное влияние, и он стал постоянной жертвой своих собственных душевных мук.
Первым проявлением душевного потрясения Раскольникова стали его галлюцинации. Он начал видеть и слышать странные вещи, которые напоминали ему о его преступлении. Например, он видел иллюзорного судью Порфирия и встречался с воображаемой прокаженной Соней. Эти галлюцинации свидетельствовали о том, что Раскольников не мог избавиться от тяжкого бремени своего преступления и постоянно носил его в своей душе.
Более того, Раскольников страдал от постоянной нервозности и тревожности. Он постоянно боялся быть обнаруженным, а его поведение стало искаженным и непредсказуемым. Он не мог сосредоточиться и чувствовал себя изолированным от окружающего мира. Внутреннее состояние Раскольникова приводило к его странному поведению, которое вызывало беспокойство у его близких и знакомых.
Отчаяние и уныние стали постоянными спутниками Раскольникова после преступления. Он осознавал всю тяжесть своего проступка и переживал крайние эмоциональные колебания. Иногда он испытывал сильнейший стыд и сожаление, а иногда погружался в безразличие к окружающему миру, осознавая свою непоправимую ошибку.
Таким образом, Раскольников после преступления стал жертвой собственной душевной трагедии. Он потерял внутренний покой и мир, постоянно страдая от своих собственных душевных мук.
Отчаяние и страх убийцы после преступления
После совершения убийства Алёны Ивановны Лыжиной, главный герой Фёдор Достоевского, Раскольников, погружается в состояние глубокого мучения и страха. Его душевное состояние претерпевает серьезные изменения, и он начинает испытывать сильное чувство потерянности и отчаяния.
Раскольников ощущает перманентный страх перед возможным открытием его преступления и последующим наказанием. Каждый шорох, каждый звук извещает его о возможном приближении полиции. Он постоянно скитается по улицам и скрывается от окружающих глаз, живя в постоянном страхе быть узнанным в своей вине. Это состояние мучительного напряжения и тревоги становится одной из лейтмотивов поведения Раскольникова после преступления.
Отчаяние Раскольникова после убийства проявляется также в его внутреннем мире. Он испытывает резкие колебания настроения: то эйфорию, то чувство глубокого отчаяния и безысходности. Это связано с осознанием того, что он перешёл черту моральности и нарушил законы общества.
Мучение и сомнения поглощают его мысли и не дают покоя. Раскольников повторно возвращается к событиям, связанным с убийством, вспоминая каждую деталь и анализируя свои чувства. Он мучается по поводу того, насколько он был прав в своих мотивах и проштудировывает возможные последствия своего опасного и бессмысленного поступка.
Отчаяние и страх, переживаемые Раскольниковым после преступления, поражают своей силой и открывают для читателя мрачную и мучительную картину внутреннего мира героя. Эти чувства передают настоящее состояние души убийцы.
Родион Раскольников. Цитаты из романа
Теория, которую он выдумал, оказалась для него непосильнйо ношей. Душевные муки вынуждают его признаться в содеянном и Раскольников отбывает наказание на каторге, но любовь к нему чистой простой девушки оставляет надежду, что он будет спасен. Цитаты Раскольникова изображают его как человека думающего, рефлексирующего; раскрывают противоречия его внутреннего мира.
● Тварь я дрожащая или ПРАВО имею?
● Два года собираюсь купить себе замок. Счастливы те, кому запирать нечего
● Встречаются такие низкие характеры, которые любят, точно ненавидят!
● Знаете как низкие потолки и тесная комната на душу и ум давят?
● Не стоит тратить силы на то, чтобы переделать людей они не поменяются. У них кто на сильный поступок решился тот и прав.
● Город Петербург влияет мрачно и странно на душу человека.
● Бывают встретишь человека совершенно незнакомого и с первого взгляда сразу начинаешь им интересоваться, ни сказав еще ни слова.
● Очень хочется иногда уйти и остаться совсем одному на всю жизнь, чтобы стать счастливым.
● Почему я не хочу быть умнее, если понимаю, насколько все вокруг глупы? Если ждать, пока все поумнеют, пройдет слишком много времени….а потом я понял, что это и вовсе невозможно.
● Весь замысел может испортить одна мелочь или глупость.
● Мне очень нравится, когда поют под шарманку в ледяной, унылый и мокрый осенний вечер, обязательно в сырой, когда у всех людей зеленые и утомленные лица , когда снег влажный падает, совершенно прямо, в безветренную погоду, знаете?
● Дети созданы по образу Христа, их надо любить и лелеять они будущее человечество.
● Некоторые привыкли жить на всем готовом, ходить на чьих-то помочах, есть пищу жеванную…
● Почему и за что меня любят, если я этого вовсе не достоин? Если бы меня никто не любил и я никого!
● Иногда человек доходит до такой черты, что если не перешагнет — будет несчастлив, а перешагнет еще несчастнее станет.
● За час до смерти приходят в голову мысли, что человек настолько подлый, что готов жить на маленькой площадке у вершины скалы, где места хватает только, чтобы стоять или сидеть, над пропастью, над темными водами, в страхе, но лишь бы жить, жить, жить!
● Осмелюсь ли я преступить, нагнуться и поднять, или я тварь, которая дрожит?
● Все находится во власти человека, а он каждый раз мимо носа все проносит.
● Чего люди больше всего боятся? Нового шага или нового собственного слова?
● Каково твое мнение? Не загладится ли грех за одно маленькое преступление сотнями или даже тысячами хороших дел?
Раскольниковово облегчение
После долгой борьбы с собой и наконец-то осуществленного убийства старушки и ее сестры Лизаветы, Родион Раскольников ощутил настоящее облегчение. Весь его внутренний конфликт, сомнения и страхи наконец-то остались позади. Он осознал, что теперь больше ничего не будет мешать ему жить свободной и независимой жизнью, освободившись от бремени вины и сомнений.
После этого акта убийства, Раскольников стал чувствовать себя по-другому. Он почувствовал себя героем, способным на все, ради достижения своей цели. В его сердце начал почти бушевать пульсирующий источник силы и уверенности. Он почувствовал, что теперь может преодолеть любые трудности и преграды, которые воз
Изменения в поведении Раскольникова после преступления
В его поведении проявляются различные изменения. Раскольников становится раздражительным и нервным, его эмоции крайне нестабильны. Он выражает агрессию и враждебность по отношению к окружающим, часто конфликтует с другими людьми. Также он становится избирательным в общении и избегает контакта с людьми, особенно с близкими.
Раскольников испытывает сильные внутренние муки, переживает моменты сильной тревоги и паранойи. В его сознании бушуют конфликты и внутренние диалоги, он постоянно сомневается в своих действиях и даже собственной реальности.
Преступление | Убийство |
Мучение | Состояние |
После |
Краткий анализ первого сна Раскольникова
Итак, первый сон Родион увидел после того, как решился доказать себе, что он не «тварь дрожащая и право имеет», то есть осмелился на убийство ненавистной старухи. Анализ сна Ракольникова подтверждает, что само слово «убийство» пугало студента, он сомневается, что сможет это совершить. Юноша испытывает ужас, но все же отваживается доказать, что принадлежит к высшим существам, имеющим право проливать «кровь по совести». Раскольникову придает храбрости мысль о том, что он выступит в роли благородного спасителя для многих убогих и униженных. Только вот Достоевский первым сном Родиона разбивает подобные рассуждения героя, изображая ранимую, беспомощную душу, которая заблуждается.
Раскольников видит во сне детские годы в родном городке. Детство отображает беззаботный период жизни, когда не нужно принимать важные решения и отвечать за свои поступки. Не случайно Достоевский возвращает Родиона ночью в детство. Это говорит о том, что проблемы взрослой жизни привели героя к угнетенному состоянию, он пытается убежать от них. С детством также связана борьба добра со злом.
Родион рядом с собой видит своего отца, что очень символично. Отец считается символом защиты и безопасности. Они вдвоем идут мимо кабака, из него выбегают пьяные мужики. Эти образы Родион каждый день наблюдал на улочках Петербурга. Одному мужику, Миколке, вздумалось прокатить остальных на его телеге, в упряжи которой была исхудавшая крестьянская кляча. Вся компания садится в телегу с удовольствием. Хилая лошадь не в состоянии тянуть такой груз, Миколка изо всех сил бьет клячонку. Маленький Родион с ужасом наблюдает, как от ударов заливаются кровью глаза лошади. Пьяная толпа призывает добить ее топором. Остервеневший хозяин добивает клячу. Раскольникову-ребенку очень страшно, от жалости он бросается на защиту лошади, но с опозданием. Накал страстей доходит до предела. Злобная агрессия пьяных мужиков противопоставлена непереносимому отчаянию ребенка. На его глазах произошло жестокое убийство бедной лошадки, что переполнило душу жалостью к ней. Чтобы передать экспрессивность эпизода, Достоевский после каждой фразы ставит восклицательный знак, что помогает сделать анализ сна Раскольникова.
Первый сон главного героя
Сны Раскольникова в романе «Преступление и наказание» являются основной сюжетной опорой и смыслом всего произведения. Описание первого из них дается накануне преступления. Измученный сомнениями в выборе своего решения, он бесцельно бродит по городу. Выпитая в первой попавшейся харчевне рюмка водки дает о себе знать, и Родион, голодный и обессиленный, сходит с дороги и, свалившись на траву, проваливается в глубокое болезненное забытье.
Он видит себя в детстве, как с отцом, побывав у бабушки на кладбище, проходит мимо городской церкви, по пути попадается кабак. Символично, что эти здания оказываются рядом, как главные точки соприкосновения в романе — святость и грех. Читатель видит, как Раскольников также находится между двумя полюсами:
- совершает самый большой в жизни грех;
- удивляет всех добротой и самопожертвованием.
Проходя мимо кабака, они видят, как пьяный кучер Миколка избивает и без того слабую и истощенную от недокорма лошадь. Та никак не может сдвинуть с места телегу с десятком подвыпивших людей, которые уселись на нее ради забавы. Видя, как несчастная лошаденка едва семенит, к Миколке подключаются другие люди из толпы и тоже бьют животное. Маленький Родя бежит рядом, «плачет, сердце в нем поднимается, слезы текут», просит не бить лошадку, но, войдя в раж, Миколка забивает ее до смерти.
Со сновидением Раскольникова связаны и другие события. Первое — это «проба», когда он несет в залог старухе серебряные часы, но не из-за нехватки денег. Он хочет испытать себя, сможет ли «переступить» через кровь, найдет ли в себе силы совершить убийство. Уже этими мыслями он отрекается от родных ему людей.
После разговора с Мармеладовым, представив сестренку Дуню, вынужденную жить с мужчиной намного старше ее, чтобы прокормить семью, Раскольников все больше склоняется к бунту, отвергая смирение и сострадание. В то же время герой спасает пьяную девочку-подростка от Свидригайлова, который хотел воспользоваться ее состоянием. После гадкой «пробы» он ненавидит себя, но в то же время утешается мыслью, что, убив бесполезную, на его взгляд, старушонку, докажет, что он не «тварь дрожащая», а имеет право этим убийством сделать счастливыми других людей.
Сон как художественный прием
На протяжении всего романа Раскольникову часто снятся сны. Введение автором сна в произведение – излюбленный литературный прием многих авторов. С помощью сновидений лучше раскрывается сущность героев, их страхи и желания.
Ф. М. Достоевский также использует сновидения, чтобы лучше открыть перед читателем душу и характер главного героя. Сны Раскольникова до преступления скрыты его метания, страх лишить кого-то жизни и обесценить свою собственную. После преступления его сновидения граничат с бредом психически нездорового человека, и только после раскаяния приходит умиротворение.
Внезапность решения
После того, как Раскольников избавился от старушкиных вещей, в его душе закипела смесь странных и противоречивых чувств. В первую минуту он ощущал приступ облегчения и некоторый эйфорический настрой. Он чувствовал себя освобожденным от тяжести прошлого, как будто отпал груз, который долго тянул его вниз.
Однако вскоре эта радость смешалась с чувством вины и страха. Раскольников осознал, что его поступок был непробудительным и противоестественным. Он принял решение проникнуть в жилище старушки и отнять у нее жизнь не из каких-то личных побуждений, а с предложения Петербургского университета, который подверг шквалу критики Раскольникова за его безбожное восприятие мира и отношение к преступности. Это решение было внезапным и неожиданным, но Раскольников решил, что это должно изменить его жизнь и спасти его от неслиянных мук и уныния.
Когда убийство было совершено, Раскольников чувствовал себя еще более парализованным и напуганным. Он был охвачен смешанными чувствами отвращения и сожаления, осознавая, что уже не вернуть то, что он отнял. В его сердце наводнились водовороты противоречивых эмоций, напоминая о том, что он сделал нелепую ошибку и кинул в игру свою жизнь и свою душу.
Таким образом, избавление от старушкиных вещей заставляет Раскольникова задуматься о своих поступках и порождает в нем непредсказуемые эмоции. Он осознает, что совершил нечто непростительное и необратимое, и это превращает его в пленника своего собственного разума.
Значение образов
Со своим отношением к жизни и окружающим себя людям Мармеладовы в произведении «Преступление и наказание» сыграли важнейшую роль.
После знакомства семьи с Родионом Раскольниковым они смогли оказать влияние на главного персонажа повествования. Видя, в какой нищете находится семейство Мармеладовых, он идет на преступление для того, чтобы как-то помочь бедным людям.
Это не единственный толчок к совершению деяния. Он решился на преступление, видя как хорошо живут те, кто наживается на чужом горе.
Знакомство с жадной старухой-процентщицей приводит к ложному чувству несправедливости по отношению таким как сам Раскольников или семья Мармеладовых.
Мнение Сони для Раскольникова важно, своим отношением девушка направляет его на путь истинный. Познакомившись с семьей в этом произведении можно сделать вывод, что даже не имея достатка, будучи в нищете, они не теряют своих добрых качеств, остаются такими, какие они есть, не носят маски
Федор Михайлович Достоевский отвел семье Мармеладовых важную роль, что объясняется тем, что изначально автором планировалось создание произведения «Пьяненькие».
Но в последующем писатель решил заложить историю этой семьи в основу романа «Преступление и наказание». Это помогло раскрыть характер и внутренние убеждения главного героя — Родиона Раскольникова.
Вот такая она семья Мармеладовых!
Границы морали: совесть и человеческая природа
Совершив преступление, главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников неожиданно оказывается в плену своей собственной совести. Сразу после совершения убийства, он начинает мучиться из-за внутреннего конфликта, с которым не в силах справиться. Психоанализ позволяет нам осознать, что эта внутренняя борьба связана с границами морали и человеческой природы.
Внутренний конфликт Раскольникова возникает из-за спора между двумя разными системами ценностей. Его рациональный ум говорит ему, что убийство можно оправдать, если тем самым достичь какой-то высшей цели, такой как борьба с общественным злом. Однако, его совесть, часть его человеческой природы, не позволяет ему оправдать насилие и отклоняет его действия.
Совесть — это некая внутренняя инстанция, которая оценивает наши поступки и помогает нам определить, что правильно, а что — нет. Она выступает в роли внутреннего наблюдателя, способного осуждать нас за наши ошибки и жалеть за наши проступки. В случае Раскольникова, его совесть оказывается слишком сильной, и он попадает в глубокую душевную трагедию, мучаясь от осознания своего жестокого поступка.
Здесь мы видим противоречие между рациональной стороной Раскольникова, которая признает утопическую идею «выше закона», и его человеческой природой, которая настаивает на принятии нравственных норм. Этот конфликт отражает границы морали и природы человека, которые соперничают друг с другом и требуют от нас выбора.
Мучения Раскольникова после преступления подчеркивают силу совести и ее влияние на человеческую психику. Внутренний конфликт Раскольникова является примером борьбы между разумом и эмоциями, между желаниями и совестью. Он показывает, что даже самые безжалостные и рациональные люди не могут избежать нравственных норм, которые воплощаются в совести человека.
Таким образом, границы морали и человеческой природы, воплощенные в совести Раскольникова, являются одной из главных тем романа. Они указывают на то, что даже если мы пытаемся оправдать свои действия рационально, это не говорит о том, что мы можем уйти от своего внутреннего вечного судьи — совести.
Судьбоносная встреча с Мармеладовым
Раскольников, выходя из своей комнаты, случайно сталкивается с Мармеладовым, который ведет себя неразборчиво и неуклюже. Мармеладов рассказывает о своей бедной жизни, о причинах своего разорения и о том, как он попал на дно. Его речь, полная эмоций и отчаяния, проникает в душу Раскольникова и вызывает у него внезапное сострадание.
Раскольников неожиданно оказывается вовлеченным в разговор, который Мармеладов ведет с ним самим, себя называя «своим одною рукой, своим бедным длинным кошмаром». Главный герой начинает задавать вопросы пьяному человеку и понимает, что Мармеладов является его отцом и переживает мучительное чувство вины за то, что он не помогает своей семье.
Встреча с Мармеладовым становится для Раскольникова началом внутреннего кризиса и осознания его собственной вины. От этой встречи герой начинает осознавать свои преступные мысли и чувства, понимает, что его совершенное преступление имеет последствия не только для него самого, но и для близких ему людей. Встреча с Мармеладовым напоминает герою о необходимости взять на себя ответственность за свои поступки и идти на путь исправления.
Ключевые моменты | Акценты и развитие |
Случайная встреча Раскольникова с Мармеладовым | Раскольников сталкивается с разорившимся Мармеладовым и начинает разговор с ним. |
История Мармеладова | Мармеладов рассказывает о своей бедной жизни, причинах разорения и своих страданиях. |
Осознание вины | Раскольников осознает свою вину за неоказанную помощь семье Мармеладова и начинает задавать вопросы пьяному человеку. |
Внутренний кризис | Встреча с Мармеладовым вызывает у Раскольникова внутреннее противоречие и осознание последствий его преступления. |
Встреча с Мармеладовым становится ключевым моментом в развитии сюжета и переживаниях главного героя
Она помогает ему осознать важность моральных ценностей и понять, что он должен нести ответственность за свои поступки
Многогранная картина личности
- Сновидения отражают реальную сущность Раскольникова, так как, будучи спящим, человек находится в наиболее честном состоянии, ведь он просто не способен врать для своего прикрытия или оправдания.
- Благодаря снам лучше понимает Родиона не только читатель, но и сам герой. Раскольников, как и зритель, видит свою истинную природу без прикрас разума, поэтому он понимает, что поступал неправильно и с течением времени осознаёт все свои ошибки.
- Сновидения приводят Родиона к искуплению. Все 5 виде́ний в итоге служили одной общей цели — очистить Раскольникова и дать ему шансы искупить вину и стать лучше.
Итог эксперимента
Гордость не давала жить Раскольникову там, в Сибири, на каторге: он стыдился себя за то, что оказался слишком слабым, чтобы реализовать свой план до конца. Он не смог помочь другим, сделал свою семью несчастной, не спас ни одной души и загубил свою. Родиона не мучает совесть за то, что он лишил жизни человека – этот факт он пережил достаточно спокойно.
Он мучается лишь от осознания собственной слабости, от того, что его теория провалилась. “Разве я старушку убил? Я себя убил!” – так рассуждает молодой человек. Две недели после убийства Алёны Ивановны и её сестры Лизаветы он находится в состоянии, близком к помешательству: теряет сознание, его бьёт озноб, бросает в дрожь, накатывает ужас от понимания того, что случилось, он боится, что его “раскусят”.
Героя не радует то, что было целью преступления: добытые драгоценности и возможность спасти тысячи жизней. Все цели, желания уходят на задний план; совесть, гордость – не дают герою жить дальше. Только любовь даёт шанс Раскольникову обрести покой и примириться с людьми.
Статья будет полезна при подготовке к сочинению “Почему Раскольников страдает после преступления?”