Вариант 1
В романе «Обломов» И.А. Гончарова мы встречаем образ главного героя — Ильи Ильича Обломова. Ему было всего тринадцать, когда его отправили учиться в деревню Верхлев, в пансионат, который открыл местный управляющий, немец по фамилии Штольц. Именно там и начиналась его учебная и научная жизнь.
Обломов учился, как и все, как практически каждый ребенок, до пятнадцати лет в пансионате. Его родители, которые очень баловали его, в конце концов согласились на этот шаг, но им, конечно, было сложно отпустить своего сына на целую неделю. Однако он отправлялся на занятия в пансионат, и каждый понедельник начинался снова.
Илья Ильич был очень грустным, когда начиналось новое учебное занятие. Он приходил к матери, которая уже знала причину его грусти, и старалась облегчить ему это разлуку. Она начинала утешать сына, тайно вздыхая о том, что придется разлучиться с ним на целую неделю.
Сын Штольца сильно разбаловал Обломова. То он за ним делал переводы, то помогал в выполнении домашних заданий. Илья Ильич воспользовался этой возможностью и позволял себе полагаться на его помощь.
Позже, взвалив все и вся, родители Обломова, после долгой борьбы, решили отправить его в Москву, где он волей-неволей следовал пути науки до конца.
Бедный Ильюша, наделенный необходимостью безучастно сидеть в классе, выслушивал, что говорят учителя, поскольку делать было больше нечего. Он занимался уроками с трудом, с потом, со вздохами, но, всё же, учил материал, предлагаемый ему. В общем, он считал всё это наказанием, присланным ему небесами за грехи.
За пределами той линии, которую учитель проводил своим ногтем, он не смотрел, не задавал вопросов и не требовал пояснений. Обломов довольствовался тем, что было записано в тетради, и не проявлял назойливого любопытства, даже когда не понимал всего, что ему объясняли.
Если ему удалось как-то освоить книгу по статистике, истории, политической экономике, то он был счастлив.
Иногда по указанию Штольца, наверное, он читал то или иное произведение, но делал это без стремления, без поспешности, без ненасытности, лениво пробегая взглядом по строкам.
Но на него сильно действовали поэты: становился молодым человеком вполне, как все остальные.
Глава учебного заведения подписывал своей подписью книгоиздателя сертификат, и наш герой больше не чувствовал себя обязанным продолжать научные устремления.
Учеба оказала странное влияние на Илью Ильича: между наукой и жизнью был огромный пропасть, которую он не пытался перешагнуть. Его жизнь шла своим чередом, а наука — своим. Он учился всем возможным и давно забытым законам, проходил курс практической юридической процедуры, и, когда по случаю кражи в доме ему пришлось написать заявление в полицию, он взял лист бумаги, ручку, задумался, задумался и позвал канцеляриста.
Сельский староста расхлебал проблему и задался вопросом: что наука должна была сделать здесь?
У Обломова были определенные затруднения с английским языком. Он читал его с трудом, но читал.
Таким образом, образование Обломова и его отношение к учению и науке можно охарактеризовать как небрежное и безразличное. Он учился только по необходимости и не проявлял настойчивости или любопытства в отношении учебного процесса. Его научные устремления были ограничены и находились в глубоком расхождении с его повседневной жизнью. Такой подход к учебе и науке разительно отличается от усердия и настойчивости, которые присущи многим другим школьникам.
Мне нравится7.8 k.Не нравится4.5 k.
Умственное развитие
В сказках и историях, которые рассказывала мальчику няня, мир представал жестоким и полным опасностей. Обломовка на этом фоне казалась островком спокойствия и благополучия. Такой она и была, пока управление не было передано в руки апатичного Ильи Ильича. Из процветающего уголка, где ткали холсты, варили пиво, а в каждом домохозяйстве было все необходимое, произошло формирование имения в заброшенный мирок.
Умственное развитие мальчика нельзя назвать нормальным. Любознательный от природы, он часто расспрашивал мать и няньку о вещах и явлениях, которые его интересовали. Однако невежественные женщины давали ребенку бестолковые ответы:
- На вопрос, почему в одном месте темно, а в другом светло, няня ответила, что солнце идет навстречу месяцу. Если оно не видит луны, то хмурится, а как увидит — сразу посветлеет.
- Идеальный край по представлению няни был в медовых реках и кисельных берегах. Там ничего не делают, лишь празднуют и гуляют. Сказки о богатырях, колдунах, Милитрисе Кирбитьевне посеяли в душе ребенка ложную надежду на то, что все проблемы могут решаться сами собой. Они же породили у повзрослевшего Ильи страх перед жизнью, от которой он спрятался в петербургской квартирке на Гороховой улице, а впоследствии — в Выборгской стороне.
Судьба Штольца и Обломова
В жизни Обломова в какой-то момент насупило просветление. Это появление в его жизни Ольги. Какое-то время Обломова было не узнать! Однако после того как Обломов не захотел идти на свидание с Ольгой, потому как «мосточки были шаткие», читатель понимает, что работа Ольги над характером Ильи Ильича — это пустая трата времени.
Обломов селится в доме Агафьи Пшеницыной, у них рождается ребенок. Обломов умирает, а его жизнь так и остается ничем не примечательной и тусклой.
У Штольца совершенно другая жизнь. Он женится на Ольге, они забирают на воспитание Андрюшу, сына Обломова, много путешествуют.
Таким образом, читатель видит, как воспитание и образование Штольца и Обломова повлияло на их
дальнейшую жизнь
. Обломов так и остался если не физически, то в мечтах в своей любимой деревне Обломовке, а Штольц начал строить новую, собственную жизнь.
Актуально
Разное
Разное
В романе «Обломов» Гончаров впервые в русской литературе описал такое разрушающее социальное явление, как «обломовщина», изобразив его на примере жизни главного героя произведения – Ильи Ильича Обломова. Автор не только показал отрицательное влияние «обломовщины» на судьбу Обломова и окружающих его людей, но и обозначил истоки явления, лежащие в устаревших, основанных на феодальных нормах и ценностях воспитании и образовании Обломова.
И.А.Гончаров: русский герой и русская сказка
] Аксиоматично, что тяготение писателя к фольклорным образам, мотивам и пр. говорит не только о его вниманиии к национальным корням, но и о его попытке представить в своем творчестве определенную версию национального характера. Илья Ильич Обломов, несомненно, национальный персонаж. Смеем утверждать — самый национальный из великих литературных героев русской литературы XIX века. Ни Евгений Онегин, ни любимый Гончаровым Чацкий, ни Печорин, ни Пьер Безухов не идут в сравнение с Ильей Обломовым в этом смысле. И это сразу, кстати сказать, заставляет отказаться от примитивных трактовок образа Обломова, которыми грешили Аполлон Григорьев, Р. В. Иванов-Разумник и др.
— Отчего это, няня, тут темно, а там светло, а ужо будет и там светло? — спрашивал ребенок.
— Оттого, батюшка, что солнце идет навстречу месяцу и не видит его, так и хмурится; а ужо, как завидит издали, так и просветлеет.
Ясно, что Гончаров среди волшебных сказок (как типичный образец) особенно выделяет сказку «о нашем золотом руне — Жар-птице
, доктор филологических наук
Образование
Родители считали, что обучение грамоте это весьма изнуряющее и ненужное занятие. Им хотелось, чтобы их сын получил аттестат как можно быстрее, не прикладывая к этому особых усилий. В тринадцать лет «отец и мать усадили баловника за книги». Это стоило им слез, капризов и воплей. Его отправили в поселок Верхлево, в пансион.
Сын не обладал особым рвением к учебе. Когда приезжал домой, пытался под любым предлогом остаться в имении как можно дольше.
«Печальный он приходил к матери. Та знала почему. Тайком вздыхала о разлуке с ним на целую неделю».
Родители поощряли каждую его просьбу. Они искали оправдание своему безвольному поведению. Причины, из-за которых паренек оставался в поместье были разнообразны. Проблемой для них могла стать жара или холод, родительская суббота, праздник, предстоящее приготовление блинов. Мать с отцом не думали о негативных чертах подобного воспитания. Взрослому Илье Обломову еще не раз придется столкнуться с последствием чрезмерной родительской любви.
Привычки родителей и близких, сформировавших характер маленького Ильи.
«Родственники Ильи сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли».
Отец мальчика предпочитал только наблюдать за слугами и родственниками, спрашивать у них об их занятиях, раздавать указания. Мать могла часами разговаривать с лакеями, жильцами дома. Любила бывать в саду, рассматривать, как наливаются плоды.
«Главною заботою семейства была кухня и обед».
Все собирались вместе, бурно обсуждали приготовление блюд. После этого следовал отдых. «В доме воцаряется тишина. Наступает час послеобеденного сна». Подобное состояние овладевало каждым. Со всех уголков дома было слышно сопение и храп.
«Илюша все наблюдал.
Редко кто поднимет голову, глянет бессмысленно, с удивлением перевернется на другой бок, плюнет спросонья, почавкав губами, опять заснет». В это время взрослых совершенно не заботило то, что маленький Илья мог остаться совершенно без присмотра.
Родственники его всегда пребывали в беззаботном настроении, они не стремились к улучшению быта, а радовались тому, что им послано. Их жизнь проплывала тихою рекою. Если в доме что-то выходило из строя, рушилось, то редко когда поломку устраняли. Людям было легче вести разговоры о крестинах, свадьбах, поверьях связанных с ними. Они обсуждали всевозможные рецепты, ходили в гости, играли в карты. Такой образ жизни близких оставил неизгладимый след на формировании характера и привычек юного Обломова. Постепенно, по мере взросления мальчика, всеобщая лень овладела и им.
Московский университет
После долгих раздумий родители отдали сына учиться дальше. Он поступил на факультет права в Московском университете. Так продолжилось образование Обломова.
Поскольку родители не могли так же «заботиться» о сыне в Москве, то там он, несомненно, получил гораздо больше знаний. Его споры со Штольцем несут в себе идеи гуманизма, высказанные известным профессором Надеждиным.
Надо отметить, что Обломов изначально учился с увлечением, его вдохновляли идеи Гете и Байрона, но потом он потерял интерес к учебе.
Он перестал понимать, зачем нужна наука, часто задавал себе вопрос о том, когда же он будет жить. Под жизнью он понимал отдых и наслаждение. В конечном итоге он забросил науку. После этого и началась настоящая «жизнь» — время лежания на диване и безделья. Вот, пожалуй, все, что сказано в романе про образование Обломова.
Подводя итоги, нужно отметить, что среда, в которой проходили детские годы Ильи Ильича, не располагала к увлеченности им какой-либо серьезной деятельностью во взрослой жизни. Любая работа рассматривалась им как что-то негативное. Почти всегда Обломов учился для галочки, то есть чтобы получить аттестат. Будучи одаренным от природы человеком, он не смог реализовать себя в жизни. Итак, мы видим, что образование Обломова в романе «Обломов» имело формальный характер.
В произведении «Обломов» Гончаров коснется темы распространенных пороков, присущих обществу в любой эпохе: лень, равнодушие, нежелание менять судьбу в лучшую сторону.
Автор детально описывает детство Обломова, чтобы читатель смог разобраться в причинах, повлиявших на формирование его безвольного характера. Нерешительность сделала его неудачником. Писатель наводит на мысль, что подобное поведение не приведет к счастливой и насыщенной жизни.
Роль воспитания
Будучи единственным ребенком в семье, Илья был обласкан со всех сторон и не привык ничего делать самостоятельно. Без помощи слуг он одевался, выполнял гигиенические процедуры. Если же Илья был не в духе, он мог ударить слугу в лицо ногой. Это было в порядке вещей, ведь слуги существовали для угождения господам.
Беготня и подвижные игры запрещались родителями, поэтому Илье часто приходилось тайком уходить из дома. Однако из-за усиленной слежки совершить побег с каждым днем становилось все труднее. В скором времени природная активность и любознательность угасли, уступив место апатии и лени.
Стремление родителей уберечь дитя от тягот мира было естественным, однако оно не принесло пользы главному герою романа. Детство промелькнуло, а воспитание Обломова не помогло ему обрести даже элементарных навыков самообслуживания. Он вырос несамостоятельным и безынициативным молодым человеком. Конечно, родители мечтали о блестящей карьере для ребенка, но без денежных затрат и усилий со своей стороны.
Опека родных
Илья Ильич Обломов провел беззаботное детство в деревне Обломовка. В родовом имении он проживал не только с матушкой и отцом. Кроме слуг там жили многие родственники.
Не успел младшенький Обломов проснуться, как к нему неслась няня, чтобы помочь встать и одеться. Далее к любимому сыночку из соседней комнаты торопилась мама. Женщина одаривала мальчика нежностью, чрезмерной заботой.
Паренек понимал, что все его прихоти моментально выполнялись. Он превращался в такого же ленивого, равнодушного ко всяческим проявлениям жизни человека, как и окружающие. Если он и пытался делать что-то самостоятельно, то близкие подавляли все его стремления.
Иногда на мальчика находило непреодолимое желание сбежать из дому, лишиться опеки каждого из домочадцев. Стоило ему спуститься по лестнице, или выбежать во двор, как несколько человек уже спешили вслед за ним с криками и запретами.
Начальное образование Обломова
Хотя родители Ильи Ильича были равнодушны к наукам, они отдали его обучаться в небольшой пансион в селе Верхлеве, расположенном за пять верст от их родного имения. Его образование началось именно там, у Ивана Штольца. Так он обучался до пятнадцати лет.
Было для родителей формальностью, они просто считали, что наличие диплома будет способствовать быстрому продвижению по службе их драгоценного сына. Отдав мальчика в пансион, мать и отец старались всячески избежать того, чтобы Илюша перенапрягался с учением. По самым незначительным причинам заботливые родители оставляли его дома, поэтому Иван Штольц, энергичный учитель, смог сделать для развития Ильи Обломова совсем немного.
Родительская опека
Илюша, безусловно, был сыном заботливых родителей, которые старались, чтобы драгоценное дитя все получало с легкостью, без труда, не прилагая никаких усилий. Мальчику не дозволялось даже поднять то, что он уронил, он не одевался самостоятельно. В родительском доме труд считался настоящим наказанием. За благо почитались еда и
Мальчика приучили отдавать приказания слугам. Изначально он, конечно, стремился делать что-то сам, но очень быстро понял, что гораздо проще, если за тебя все делают другие.
От природы этот ребенок был подвижен, но родители не давали ему бегать, резвиться, так как очень боялись, что мальчик простудится или упадет. Взлелеянный родительской любовью, Илюша постепенно терял те силы, которые были даны ему природой.
Положительные стороны воспитания Обломова
- В детстве и юности Ильюша был окружен материнской любовью и лаской. Он чувствовал себя любимым и самым нужным, на заботах о нем сосредотачивались усилия родных и многочисленных нянек и слуг. Это сформировало тесную эмоциональную связь с матушкой, которая так важна для ребенка.
- Близкие особенно заботятся и пекутся о здоровье ребенка. Ради сохранения и поддержания хорошего самочувствия Ильи Ильича родители готовы жертвовать его учебными занятиями.
- Родители стремятся дать Илье Ильичу достойное образование. В семье понимают, что дворянин должен быть грамотным, умным человеком, обладающим определенным кругом знаний.
- Семейная среда, тепло и любовь в отношениях становятся для Обломова примером, идеалом семейной жизни. Именно так, неторопливо, в полном согласии, в совместных хлопотах по хозяйству, и должна, по мнению Ильи Ильича, проходить жизнь супругов. К такому идеалу семейной жизни приходит затем Обломов в доме Агафьи Пшеницыной.
- Любое воспитание ставит своей целью формирование достойного члена общества, представителя определенной социальной среды. Те привычки и тот образ жизни, которые возникли у Обломова в родительском доме, можно сказать, были типичны для поместного дворянства XIX века. Точно так же, как и родители Обломова, тысячи русских помещиков чуждались труда, проводили дни в безделье и застольях, не имели никаких интеллектуальных, духовных интересов.
Сон Обломова позволяет достичь гармонии с самим собой
Искусство равновесия и гармонии с самим собой — вот что может дать сон Обломова. В мире, где каждый бежит от одной задачи к другой, где важным становится только результат и достижение целей, часто забываем о внутреннем состоянии
Сон Обломова напоминает нам о важности отдыха, о способности отпустить все проблемы и просто быть с самим собой
В сон Обломова вложена идея целостности человека. Отдавая Илюшу учиться сон Обломова, родители старались подарить ему возможность найти свое место в жизни, понять свои приоритеты. Гармония с самим собой — это основа для достижения успеха внешнем, а также для внутреннего счастья и удовлетворения. Именно поэтому родители отдали Илюшу учиться сон Обломова — чтобы дать ему пространство для саморефлексии и самопознания.
Сон Обломова может показаться пассивным и бездейственным, но на самом деле это временное прекращение активной борьбы и гонки за успехом. В этом состоянии человек может насладиться моментом, прожить его в полной мере. Из этого состояния возникает понимание себя и своих желаний, что позволяет найти свое место в жизни и добиться гармонии.
Образование Обломова
Живя в Обломовке, Илья Ильич перенял от своих родственников основную науку жизни – книги и образование ему не нужно, как ненужно было его отцу и деду. Повторяющаяся, основанная на обрядах жизнь обломовцев не требовала особых знаний, все, что было нужно, с самых пеленок передавалось от родителей к детям. Именно в такой атмосфере полного безразличия к новым знаниям, видения их как необязательного и ненужного аспекта человеческой жизни, и сформировалось отношение Обломова к образованию. В большие праздники или в непогоду родители сами оставляли мальчика дома, считая, что школа всегда может подождать.
Школьные уроки были для Ильи сущим мучением и он только для вида продолжал сидеть там ровно, внимательно следя за речью учителя, – на самом деле герой не понимал ни то, зачем ему нужен весь даваемый в школе багаж знаний, ни когда он ему понадобиться в жизни. И главным вопросом, которым задавался Обломов еще в подростковом возрасте было то, что если человек обязан сначала долго учиться, а затем много работать – когда же ему суждено жить полной жизнью? Илье казалось неестественным читать много книг и узнавать много нового, для него это было тяжело и непонятно.
Впрочем, единственной отдушиной для Обломова становились сборники поэзии. С раннего детства чувствительный к красоте природы, поэтичный, рефлексирующий Илья находил в поэзии близкие ему идеи и мировосприятие – только поэтичные сроки пробуждали в его сердце активность и деятельность, присущую его близкому другу Андрею Штольцу. Однако даже самые интересные книги не захватывали Илью Ильича полностью, он не спешил прочитывать их одну за одной, обогащая свой ум новыми знаниями и открытиями, порой ленясь дочитать даже первый том, прерывая чтение необходимостью пойти поспать или поесть. Даже тот факт, что Обломов все-таки закончил школу, а затем прослушал курс наук в Москве говорит скорей о послушании и безвольности героя, во всем слушавшего родителей и не желающего самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Для Ильи Ильича было проще, когда кто-то решал все за него, а ему достаточно было лишь повиноваться чужой воле.
Последствия событий юных лет
Воспитание Обломова в детстве серьезно повлияло на его судьбу. Переняв манеру и стиль жизни близкого окружения, он стал ленивым и апатичным. При этом никакие доводы на взрослого Илью не действовали: он коротал время на диване, не заботясь о выполнении даже самых необходимых дел.
Неприспособленность к жизни не позволила Обломову стать великой личностью, реализовать себя в карьере, успешном управлении поместьем, семейной жизни. Из-за лени, которую в романе описывают как обломовщину, он упустил все возможности, которые давала молодость. В итоге любовь и успех прошли стороной, а в реальности остались пустые фантазии.
Сравнительная характеристика героев
Итак, мы выяснили, что Обломов в произведении Гончарова кардинально проивопоставлен вышел из небогатой семьи немца, Обломов — потомственный дворянин. Штольц ищет равную себе по взглядам и внутренней силе женщину- Обломову нужна женщина, способная обеспечить его материнской заботой и любовью. Вспомним о непродолжительном романе Обломова и Ольги: изначально он был обречен, а вот связь Ильи Ильича с Агафьей Пшеницыной обрела будущее.
Отношение Обломова к образованию не из лучших — он с трудом научился читать и писать, и этого ему было достаточно. Штольц же получил некоторые навыки дома (его обучал отец), а затем отправился покорять университет.
Детство Обломова
С детскими и отроческими годами Обломова автор знакомит нас в девятой главе первой части – «Сне Обломова». Герой родился в классической старопомещицкой семье, живущей в отдаленном живописном уголке – деревне Обломовке. Маленький Илья рос в атмосфере любви и чрезмерной опеки, любая его прихоть сиюминутно исполнялась, любое желание было равнозначно закону. И если ребенок пытался самостоятельно исследовать мир, брался за какое-то дело, то родители сразу отговаривали его от любых проявлений труда, аргументируя это тем, что для работы есть слуги. Гулять жители Обломовки также не очень любили – им была чужда любая активность, кроме заботы о еде, любовь к которой в поместье являлась особым культом. Вообще Обломовка жила в атмосфере лености, безделья, полудремающей скуке и тишине, здесь не привыкли трудиться, а любую работу считали наказанием и всячески старались ее избежать. Размеренная жизнь обломовцев прерывалась только сменами пор года и обрядами – свадьбами, похоронами, днями рождения.
Умиротворяющая, тихая природа, сон которой не нарушался ни величием высоких гор, ни буйством шумящего моря, ни неистовыми ветряными бурями или ливнями, способствовала восприятию маленьким Ильей именно такого, размеренного, спокойного, пассивного образа жизни, где за него всегда все делает кто-то другой, не нарушая спокойствия непрерывной лени.
Особое место в воспитании Обломова сыграли сказки и предания, которые маленькому Илье рассказывала няня. Вдохновляющие, фантастические истории о всемогущих героях воспламеняли воображение мальчика, который начинал представлять себя одним из таких сказочных, всегда побеждающих богатырей. И уже взрослый Обломов, понимая, что рассказы няни были всего лишь вымыслом, подчас бессознательно грустил, что «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка», он мечтал о прекрасных царевнах и том далеком мире, где можно лежать на печи, пока за тебя все сделает добрый волшебник.
Жизнь в Обломовке
Илья Ильич Обломов, главный герой одноименного романа Ивана Александровича Гончарова, в читательском восприятии является воплощением бездействия, пассивности, лени. В главе «Сон Обломова» писатель изображает детство героя. Именно с тех лет берут начало взгляды, склонности Ильи Ильича.
Герой видит во сне мир идиллии, которого не касаются житейские бури, где ничто не нарушает раз и навсегда заведенного жизненного уклада. Это край, где верят в самые невероятные мифы, где не пытаются вдуматься в смысл происходящего вокруг. И хозяева, и слуги живут в полном согласии и доверии, а к Ильюше все относятся как к самой большой драгоценности. Здесь отсчитывают время по церковным праздникам, соблюдают старинные традиции, верят приметам, редко принимают гостей. Это родительский дом Ильи Ильича, место, где прошли его годы детства, где он получил первые жизненные впечатления.
Какие лучшие, светлые качества были сформированы родительским воспитанием и какие пороки Обломова родом из детства? Попробуем разобраться.
Опека родных
Илья Ильич Обломов провел беззаботное детство в деревне Обломовка. В родовом имении он проживал не только с матушкой и отцом. Кроме слуг там жили многие родственники.
«Он хорошенький, полненький. Такие кругленькие щечки».
Был единственным ребенком в семье. Домочадцы закармливали мальчугана всевозможными сладостями.
«Вся свита дома подхватывала Илюшку на руки, начинала осыпать похвалою и ласкою. Он едва успевал вытирать следы от непрошеных поцелуев».
Не успел младшенький Обломов проснуться, как к нему неслась няня, чтобы помочь встать и одеться. Далее к любимому сыночку из соседней комнаты торопилась мама. Женщина одаривала мальчика нежностью, чрезмерной заботой.
«Она осматривала его жадным взглядом, проверяла, не мутные ли глаза, интересовалась, не болит ли что».
Паренек понимал, что все его прихоти моментально выполнялись. Он превращался в такого же ленивого, равнодушного ко всяческим проявлениям жизни человека, как и окружающие. Если он и пытался делать что-то самостоятельно, то близкие подавляли все его стремления.
«Только захочет чего-нибудь Илья, только мигнет — уж трое-четверо лакеев бросаются исполнять его желания».
Его превращали в экзотическое растение, медленно растущее в теплице.
«Всяческие проявления деятельности и силы обращались внутрь и увядали».
Иногда на мальчика находило непреодолимое желание сбежать из дому, лишиться опеки каждого из домочадцев. Стоило ему спуститься по лестнице, или выбежать во двор, как несколько человек уже спешили вслед за ним с криками и запретами.
Обучение мальчика
Обломовка навсегда осталась в воспоминаниях Ильи Ильича райским местом. В распорядке дня Обломова в детстве находилось место шалостям и играм. Он обожал убегать из дома к роще и оврагу, прогуливаться по галерее, следил за делами старших жителей имения, внимал их рассуждениям и беседам.
Единственным другом Обломова был сын его учителя — Андрей. В детстве у мальчиков были похожие характеры, они увлекались многими вещами и все хотели познать. Однако родительское воспитание дало разный результат. Под опекой родителей и нянек Обломов стал апатичным юношей, Андрей же вырос активным молодым человеком.
Если бы Верхлёво располагалось дальше от Обломовки, то из обучения мальчика вышел бы толк. Однако родители жалели Илюшу, часто забирали домой из пансиона, чтобы он не перетрудился. Все искренние желания и порывы мальчика не находили поддержки у близких.
Родительская опека
Илюша, безусловно, был сыном заботливых родителей, которые старались, чтобы драгоценное дитя все получало с легкостью, без труда, не прилагая никаких усилий. Мальчику не дозволялось даже поднять то, что он уронил, он не одевался самостоятельно. В родительском доме труд считался настоящим наказанием. За благо почитались еда и
Мальчика приучили отдавать приказания слугам. Изначально он, конечно, стремился делать что-то сам, но очень быстро понял, что гораздо проще, если за тебя все делают другие.
От природы этот ребенок был подвижен, но родители не давали ему бегать, резвиться, так как очень боялись, что мальчик простудится или упадет. Взлелеянный родительской любовью, Илюша постепенно терял те силы, которые были даны ему природой.
Заключение
В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную судьбу человека, драма жизни которого берет свое начало в неправильном, отжившем себя воспитании. Деятельная, рефлексирующая натура Обломова погрязает в болоте «обломовских» традиций и норм, в буквальном смысле умерщвляющих активное начало личности героя.
Проблема воспитания Обломова в романе «Обломов» не заканчивается со смертью главного персонажа, оставаясь острым камнем преткновения для российского мещанства 19 века, не желающего менять привычные, старые нормы воспитания детей. Более того, вопрос «обломовского» воспитания остается открытым и в наше время, обнажая разрушающее влияние чрезмерно опекающих родителей на жизнь своих детей.