Краткий анализ произведения чернышевского «что делать?»

«что делать?» анализ произведения чернышевского – проблемы, жанр, вывод рассказа

Сюжет

Центральным персонажем романа является Вера Павловна Розальская. Чтобы избежать замужества, навязываемого корыстной матерью, девушка заключает фиктивный брак со студентом-медиком Дмитрием Лопуховым (учителем младшего брата Феди). Брак позволяет ей покинуть родительский дом и самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Вера учится, пытается найти свое место в жизни, наконец, открывает швейную мастерскую «нового типа» — это коммуна, где нет наёмных рабочих и хозяев, и все девушки одинаково заинтересованы в благополучии совместного предприятия.

Семейная жизнь Лопуховых также необычна для своего времени, основные её принципы — взаимное уважение, равноправие и личная свобода. Постепенно между Верой и Дмитрием возникает настоящее чувство, основанное на доверии и привязанности. Однако случается так, что Вера Павловна влюбляется в лучшего друга своего мужа, врача Александра Кирсанова, с которым у неё гораздо больше общего, чем с мужем. Эта любовь взаимна. Вера и Кирсанов начинают избегать друг друга, надеясь скрыть свои чувства, в первую очередь друг от друга. Однако Лопухов догадывается обо всем и вынуждает их признаться.

Чтобы дать жене свободу, Лопухов инсценирует самоубийство (эпизодом мнимого самоубийства начинается роман), сам же уезжает в Америку, чтобы на практике изучить промышленное производство. Через некоторое время Лопухов, под именем Чарльза Бьюмонта, возвращается в Россию. Он — агент английской фирмы и прибыл по её поручению, чтобы приобрести стеариновый завод у промышленника Полозова. Вникая в дела завода, Лопухов посещает дом Полозова, где знакомится с его дочерью Екатериной. Молодые люди влюбляются друг в друга и вскоре женятся, после чего Лопухов-Бьюмонт сообщает о своем возвращении Кирсановым. Между семьями завязывается тесная дружба, они поселяются в одном доме и вокруг них ширится общество «новых людей» — тех, что желают устроить «по-новому» свою и общественную жизнь.

Один из самых значимых героев романа — революционер Рахметов, друг Кирсанова и Лопухова, которого те когда-то познакомили с учением социалистов-утопистов. Рахметову посвящено короткое отступление в 29 главе («Особенный человек»). Это герой второго плана, лишь эпизодически связанный с основной сюжетной линией романа (приносит Вере Павловне письмо Дмитрия Лопухова с разъяснениями обстоятельств его мнимого самоубийства). Однако в идейной канве романа Рахметов играет особенную роль. В чём она заключается, Чернышевский подробно разъясняет в XXXI части 3 главы («Беседа с проницательным читателем и изгнание его»):

Третий сон (глава третья — подглава XIX)

Вере Павловне снится, как она отдыхает в своей комнате. Вдруг к Вере является её любимая оперная певица Бозио. При этом Бозио хохочет голосом другой певицы — де-Мерик. Гостья отвечает, что Вера скоро узнает, кто же она такая.  Гостья просит Веру почитать её дневник. Вера никогда не вела дневник, но на столе вдруг появляется тетрадь с записями. Вера читает якобы свои записи о себе и её муже. В дневнике Вера жалуется на то, что муж Дмитрий Лопухов уделяет ей мало времени; она любит Лопухова не самого по себе, а за то, что тот помог ей сбежать от злой матери и вывел из «подвала». Она любит его не такой любовью, как ей бы хотелось.  Гостья требует её продолжать читать, но Вера отказывается. Тогда гостья сама читает дневник. Там она видит фразу о том, что Вера не любит мужа.

В третьем сне неведомая гостья, наконец, расставляет точки над «i»: её любовь к нынешнему мужу — вовсе не любовь. Она благодарна ему, что её мучения кончились и он забрал её к себе, но не испытывает к нему возвышенных чувств. Затем это же обвинение звучит со стороны, как бы демонстрируя свою истинность. Вера просыпается и, вероятно, испытывая чувство вины, бежит к мужу, пытаясь действием откреститься от этой мучительной мысли.

Второй сон (глава третья — подглава III)

Вера видит во сне, как по полю ходят её муж Дмитрий Лопухов и друг семьи Алексей Петрович Мерцалов и обсуждают грязь на полях. По словам Лопухова, есть грязь чистая и грязь гнилая. Мерцалов согласен с Лопуховым. Он говорит, что отсутствие движения есть отсутствие труда и что без движения заводится та самая гнилая грязь, гнилая почва. Затем Мерцалов предлагает всем исповедаться друг перед другом, а затем появляется Серж и говорит о своих богатых родителях. Мерцалов отвечает Сержу, что тот ни к чему не пригоден в жизни, потому что вырос в роскоши и безделье, то есть вырос на гнилой почве. Серж признаёт, что годится на то, чтобы проводить время со своей содержанкой Жюли и оплачивать её вечеринки.

Вдруг появляется мать Веры. Мать и дочь остаются наедине. Марья Алексеевна хочет показать Вере, что было бы с ней, если бы её мать была доброй и честной. Вдруг Вера видит печальную картину: её мать, добрая и ласковая женщина, в свои 45 лет выглядит больной, дряхлой и изнурённой и вскоре умирает от болезни. После этого Вера, судя по всему, вступает в отношения с каким-то офицером, затем от бедности пытается устроится служанкой к кому-то. Наконец перед Верой является её «обычная» злая мать. Она объясняет, что эти беды могли бы произойти с Верой, не будь её мать злой и расчётливой женщиной.

Данный сон мы можем разделить на две отдельные части. Первая часть — «мужская», в ней чётко проявлено амбивалентное отношение к мужчинам. Велик соблазн трактовать грязь как «хорошие» и «плохие» фекалии: хорошие – как подарок, оплаченный из собственных средств, плохие – как проявление анального садизма и желания уничтожения объекта. В символической форме оказывается, что мужчины вызывают собой двойственное отношение: не только жалость и желание сделать подарок, но и, в подавляющей мере, всё самое плохое, «гнилую грязь», их можно использовать только как спонсоров для оплаты вечеринок (наслаждение властью и контролем из-за фиксации на анальной стадии) или проявлять садистическое поведение. В качестве альтернативы, весьма разумно трактовать хорошую и плохую грязь как деление на хороших женщин и плохих мужчин: в таком случае первая часть сна проясняет отношения с мужчинами, а вторая – с женщинами.

Вторая часть — «женская», в ней показаны отношения с матерью и причина всех её бед. Мать выглядит больной и дряхлой из-за «хорошего поведения», то есть, проявления доброты, возможностей эмоциональной поддержки и безопасности. Это грозит смертью для неё самой и последствиями: грязными, неравными отношениями Веры с мужчинами. Но и явление «обычной» матери из реальности не устраивает Веру. Она сама в образе незнакомки из первого сна помогает сделать свой выбор, то есть прогоняет мать.

Художественное своеобразие

«Роман „Что делать?“ меня всего глубоко перепахал. Это вещь, которая даёт заряд на всю жизнь.» (Ленин)

Подчёркнуто занимательное, авантюрное, мелодраматическое начало романа должно было не только сбить с толку цензуру, но и привлечь широкие массы читателей. Внешний сюжет романа — любовная история, однако в нём отражены новые экономические, философские и социальные идеи времени. Роман пронизан намёками на грядущую революцию.

Л. Ю. Брик вспоминала о Маяковском : «Одной из самых близких ему книг была „Что делать?“ Чернышевского. Он постоянно возвращался к ней. Жизнь, описанная в ней, перекликалась с нашей. Маяковский как бы советовался с Чернышевским о своих личных делах, находил в нём поддержку. „Что делать?“ была последняя книга, которую он читал перед смертью».

  • В романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» упоминается алюминий. В «наивной утопии» четвёртого сна Веры Павловны он назван металлом будущего. И этого большого будущего
    к настоящему времени (сер. XX — XXI в.) алюминий уже достиг.
  • «Дама в трауре», появляющаяся в конце произведения, — это Ольга Сократовна Чернышевская, жена писателя. В конце романа речь идёт об освобождении Чернышевского из Петропавловской крепости, где он находился во время написания романа. Освобождения он так и не дождался: 7 февраля 1864 года был приговорён к 14 годам каторги с последующим поселением в Сибирь.
  • Главные герои с фамилией Кирсанов встречаются также в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети».

История создания

Чернышевский сам назвал этих людей типом, который «недавно народился и быстро распложается», является порождением и знамением времени.

Этим героям присуща особая революционная мораль, в основе которой просветительская теория 18 в, так называемая «теория разумного эгоизма». Эта теория состоит в том, что человек может быть счастлив, если его личные интересы совпадают с общественными.

Вера Павловна – главная героиня романа. Её прототипы – жена Чернышевского Ольга Сократовна и Марья Александровна Бокова-Сеченова, которая фиктивно вышла замуж за своего учителя, а потом стала женой физиолога Сеченова.

Вера Павловна сумела убежать от обстоятельств, которые окружали её с детства. Её характер закалился в семье, где отец был к ней равнодушен, а для матери она была просто выгодным товаром.

Вера так же предприимчива, как и мать, благодаря чему ей удаётся создать швейные мастерские, дающие хорошую прибыль. Вера Павловна умна и образованна, уравновешенна и добра и к мужу, и к девушкам. Она не ханжа, не лицемерна и умна. Чернышевский восхищается стремлением Веры Павловны ломать устаревшие моральные устои.

Чернышевский подчёркивает схожесть Лопухова и Кирсанова. Оба медики, занимаются наукой, оба из небогатых семей и добились всего тяжёлым трудом. Ради помощи малознакомой девушке Лопухов отказывается от научной карьеры. Он более рационален, чем Кирсанов. Об этом свидетельствует и замысел мнимого самоубийства. Зато Кирсанов способен на любую жертву ради дружбы и любви, избегает общения с другом и возлюбленной, чтобы забыть её. Кирсанов более чувствительный и харизматичный. Ему верит Рахметов, вступая на путь совершенствования.

Но главный герой романа (не по сюжету, но по идее) – не просто «новый человек», но «особенный человек» революционер Рахметов. Он вообще отказывается от эгоизма как такового, от счастья для себя. Революционер должен жертвовать собой, отдавать жизнь за тех, кого любит, жить так, как весь народ.

По происхождению он аристократ, но порвал с прошлым. Рахметов зарабатывал, как простой плотник, бурлак. У него было прозвище «Никитушка Ломов», как у богатыря-бурлака. Все средства Рахметов вкладывал в дело революции. Он вёл образ жизни самый аскетический. Если новые люди называются Чернышевским солью земли, то революционеры, подобные Рахметову – «цвет лучших людей, двигатели двигателей, соль соли земли». Образ Рахметова овеян ореолом таинственности и недосказанности, поскольку не всё Чернышевский мог сказать прямо.

У Рахметова было несколько прототипов. Один из них – помещик Бахметев, передавший в Лондоне Герцену почти всё своё состояние на дело русской пропаганды. Образ Рахметова собирательный.

Образ Рахметова далеко не идеальный. Чернышевский предостерегает читателей от восхищения такими героями, потому что их служение безответно.

Первый сон (глава вторая — подглава XII)

Верочка видит сон, в котором она заперта в подвале и парализована. Какой-то голос говорит Вере, что сейчас коснётся её руки и она выздоровеет. Действительно, Вера тут же выздоравливает, выбегает в поле, где резвится и радуется свободе. Вдруг к Вере приближается незнакомка. У незнакомки всё время меняется внешность: то она выглядит как француженка, то как русская, то как англичанка, то она грустна, то весела. Незнакомка говорит Вере, что она «невеста её жениха», что у неё много разных имён, но её настоящее имя — «любовь к людям». Затем Вера приходит к подвалу, в котором заперты девушки, и тут же освобождает их оттуда. Затем она входит в комнату, где лежат парализованные девушки. Увидев Веру, они встают и идут. Вместе с Верой освобождённые девушки выбегают на поле и веселятся. Вере гораздо веселее в их компании, чем одной.

Если трактовать данный сон в психоаналитическом контексте, то первое «техническое» слово, на которое мы можем обратить внимание — это «подвал». Оно связано с самыми сокровенными, интимными, желаниями, с материнской утробой, чувством безопасности и регрессии

В этой связи мы можем обратить внимание и на другие особенности сна. Мы можем выделить одинаковый пол героев и диалектичность происходящего (полный паралич или полная свобода). Также, во сне встречается незнакомка, которая является «невестой её жениха», то есть самой Верой. К тому же в ней как бы меняются личности, что говорит об её отношениях с внешним миром. Всё, что происходит в этом сне, является сном об отношениях с матерью, женщинах и о ней самой. Ещё обратим внимание, что мужчинам в данном сне места не находится, но находится в других снах, представляющих собой определённый смысловой цикл.

История создания и публикации

Чернышевский писал роман, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, с 14 декабря 1862 года по 4 апреля 1863-го. С января 1863 года рукопись частями передаётся в следственную комиссию по делу Чернышевского (последняя часть была передана 6 апреля). Комиссия, а вслед за ней и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати. Оплошность цензуры вскоре была замечена, ответственного цензора Бекетова отстранили от должности. Однако роман уже был опубликован в журнале «Современник» (1863, № 3-5). Несмотря на то, что номера «Современника», в которых печатался роман «Что делать?», оказались под запретом, текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний.

П. А. Кропоткин:

В 1867 году роман был опубликован отдельной книгой в Женеве (на русском языке) русскими эмигрантами, затем был переведён на польский, сербский, венгерский, французский, английский, немецкий, итальянский, шведский, голландский языки.

Запрет на публикацию романа «Что делать?» был снят только в 1905 году. В 1906 году роман был впервые напечатан в России отдельным изданием.

Проблематика

Многие писатели и общественные деятели даже спустя время упоминали эту книгу. Чернышевский понял дух того времени и успешно развил эти мысли дальше, создав настоящую памятку русского революционера. Проблематика в романе «Что делать» оказалась болезненно актуальной и злободневной: автор затронул проблему социального и гендерного неравенства, злободневные политические проблемы и даже несовершенства менталитета.

  • Женский вопрос. Проблемы в романе «Что делать», прежде всего, касаются женщин и их социальной неустроенности в реалиях царской России. Им некуда пойти на работу, нечем прокормить себя без унизительного брака по расчету или еще более унизительного заработка по желтому билету. Положение гувернантки немногим лучше: хозяину дома никто ничего не сделает за домогательства, если он знатный человек. Так и Вера пала бы жертвой похоти офицера, если бы ее не спас прогресс в лице Лопухова. Он по-другому относился к девушке, как к равной. Это отношение и является залогом процветания и независимости слабого пола. И дело тут не в оголтелом феминизме, а в банальной возможности обеспечить себя и семью на случай, если с замужеством не получилось или умер муж. На бесправие и беспомощность женщин сетует писатель, а не на недооцененное превосходство одного пола над другим.
  • Кризис монархии. Еще со времен восстания на Сенатской площади 1825 года идеи о несостоятельности самодержавия зрели в умах декабристов, но народ тогда не был готов к переворотам такого масштаба. Впоследствии жажда революции только укреплялась и с каждым новым поколением становилась сильнее, чего нельзя было сказать о монархии, которая боролась с этим инакомыслием, как могла, но, как известно, к 1905 году пошатнулась сама, а в 17-ом уже добровольно сдала свои позиции Временному Правительству.
  • Проблема нравственного выбора. Кирсанов сталкивается с ней, когда осознает свои чувства к жене друга. Вера постоянно ощущает ее, начиная с неудавшегося «выгодного брака» и заканчивая отношениями с Александром. Лопухов тоже стоит перед выбором: оставить все так, как есть, или же поступить по справедливости? Все герои романа «Что делать» выдерживают испытание и принимают безупречное решение.
  • Проблема нищеты. Именно удручающее материальное положение приводит мать Веры к моральной деградации. Марья Алексеевна заботится о «реальной грязи», то есть думает, как выжить в стране, где ее ни во что не ставят без титула и богатства? Ее мысли обременяют не излишества, а заботы о хлебе насущном. Постоянная нужда свела ее духовные потребности до минимума, не оставив для них ни места, ни времени.
  • Проблема социального неравенства. Мать Веры, не щадя чести дочери, заманивает офицера Сторешникова, чтобы сделать его своим зятем. В ней не осталось ни капли достоинства, ведь она родилась и жила в жесткой иерархии, где те, кто ниже, — бессловесные рабы для тех, кто выше. Она почтет за счастье, если хозяйский сын обесчестит ее дочь, только бы он женился после этого. Такое воспитание претит Чернышевскому, и он его едко высмеивает.

Смысл романа

Автор создал молодежи пример для подражания, чтобы показать, как нужно себя вести. Чернышевский дал России образ Рахметова, в коем и собрано большинство ответов на животрепещущие вопросы «что предпринять», «кем быть», «к чему стремиться» — Ленин увидел это и предпринял ряд действий, которые и привели к удачному перевороту, иначе бы он не отзывался о книге столь восторженно. То есть, главная мысль романа «Что делать» — это восторженный гимн новому типу деятельного человека, который сможет решить проблемы своего народа. Писатель не только критиковал современное ему общество, но и предлагал пути решения тех конфликтных ситуаций, которые его раздирали. По его мнению, нужно было делать так, как поступал Рахметов: отказываться от эгоизма и сословного высокомерия, помогать простым людям не только словом, а рублем, участвовать в больших и глобальных проектах, способных реально изменить положение.

Настоящий революционер, по мнению Чернышевского, обязан сам жить той жизнью, которой живет простой человек. Люди, стоящие у власти, не должны быть возведены в отдельную элитную касту, как это часто происходит. Они — слуги народа, который их назначил. Примерно так можно выразить позицию автора, которую он передал и своему «особенному» герою и которую хочет донести через него читателю. Рахметов — аккумуляция всех положительных качеств, можно сказать, «сверхчеловека», как у Ницше. С помощью него выражается идея романа «Что делать» — светлые идеалы и твердая решимость отстоять их.

Тем не менее, Чернышевский предупреждает читателя о том, что тернист и «скуден личными радостями путь» этих людей, «на который они зовут вас». Это люди, пытающиеся переродиться из человека в отвлеченную идею, лишенную личных чувств и страстей, без которых тяжела и безрадостна жизнь. Писатель предостерегает от восхищения такими Рахметовыми, называя их смешными и жалкими, потому что они пытаются объять необъятное, променять полную земных благ судьбу на долг и безответное служение обществу. Но между тем автор понимает, что без них жизнь совсем потеряла бы свой вкус и «прокисла». Рахметов — не романтический герой, а вполне реальный человек, которого творец рассматривает с разных сторон.

Роман Николая Чернышевского “Что делать?” современники восприняли неоднозначно. Одни считали его “мерзостью”, другие — “прелестью”. Это связано со сложной композицией, попытками спрятать основную мысль за снами главной героини и любовным треугольником и, наконец, с особенностями языкового оформления. Тем не менее, роман оказал серьезное влияние на русское общество ХIX века. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем краткий анализ произведения “Что делать?”, который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.

О чём роман?

Самое время рассказать, о чем повествует книга «Что делать?». Действие начинается с того, что неизвестный человек покончил жизнь самоубийством, выстрелив в себя и упав в реку. Им оказался некто Дмитрий Лопухов, прогрессивно мыслящий молодой человек, которого на этот отчаянный поступок толкнули любовь и дружба.

Суть предыстории «Что делать» такова: главная героиня Вера живет с невежественной и грубой семьей, там свои порядки установила расчетливая и жестокая мать. Она хочет выдать дочь за богатого сына хозяйки дома, где работает управляющим ее супруг. Алчная женщина не гнушается никакими средствами, может даже пожертвовать честью дочери. Спасения нравственная и гордая девушка ищет у репетитора брата, студента Лопухова. Тот тайком занимается и ее просвещением, жалея светлую голову. Он же устраивает ее побег из дома под эгидой фиктивного брака. На самом же деле молодые люди живут как брат с сестрой, любовных чувств между ними нет.

«Супруги» часто бывают в обществе единомышленников, где героиня знакомится с лучшим другом Лопухова – Кирсановым. Александр и Вера проникаются взаимной симпатией, но не могут быть вместе, так как боятся задеть чувства друга. Дмитрий привязался к своей «жене», открыл в ней многогранную и сильную личность, занимаясь ее образованием. Девушка, например, не желает сидеть на его шее и хочет самостоятельно устроить свою жизнь, открыв швейную мастерскую, где женщины, оказавшиеся в беде, могли бы честно заработать. С помощью верных друзей она реализует свою мечту, и перед нами открывается галерея женских образов с жизненными историями, характеризующими порочную среду, где слабому полу приходится бороться за выживание и отстаивать честь.

Дмитрий чувствует, что мешает друзьям, и инсценирует свое самоубийство, дабы не стоять у них на пути. Он любит и уважает жену, но понимает, что та будет счастлива только с Кирсановым. Естественно, о его планах никто не знает, все искренне оплакивают его кончину. Но по ряду намеков от автора мы понимаем, что Лопухов спокойно уехал заграницу и вернулся оттуда в финале, воссоединившись с товарищами.

Отдельной смысловой линией является знакомство компании с Рахметовым – человеком новой формации, который воплощает идеал революционера, по мнению Чернышевского (он пришел к Вере в день, когда она получила записку о самоубийстве мужа). Революционны не действия героя, а сама его сущность. Автор рассказывает о нем подробно, сообщая о том, что он продал имение и вел спартанский образ жизни, лишь бы помочь своему народу. В его образе и скрыт истинный смысл книги.

Тема

В романе отобразились мотивы, характерные для русской литературы XIX века. Их писатель реализовал в неординарном, запутанном сюжете. Он подал ситуации, которые должны подталкивают читателя к самостоятельным выводам.

Н. Чернышевский раскрыл несколько тем
, среди которых выделяются следующие: любовь, которая питается общими интересами, взаимоуважением; мечты о новой жизни. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблемы
“Что делать?”: брак без любви, дружба, равноправие мужчин и женщин, роль труда в человеческой жизни.

Значительная часть романа посвящена жизни Веры Павловны. Мать героини хотела выдать ее замуж за богатого мужчину. Выгодной партией она считала хозяйского сына. Мать даже не думала о том, что это ловелас, с которым ее дочь не обретет счастья. От неудачного замужества Верочку спас студент-медик Дмитрий Лопухов. Между молодыми людьми возникло нежное чувство, и они поженились. Вера стала владелицей швейной мастерской. Однако она не использовала наемный труд. Героиня сделала девушек, работавших у нее, совладелицами, доходы они делили поровну. В рассказе о мастерской Веры Павловны автор воплотил идею о равноправном труде.

Брак с Лопуховым вскоре распался: Верочка влюбилась в друга мужа, Кирсанова. Чтобы развязать любовный узел, Лопухов решил застрелиться. Оказывается, это он оставил записку, о которой шла речь в начале романа. В послании он заявил, что никто не виноват в его смерти, и Вера Павловна спокойно обвенчалась с Кирсановым.

Супружеская пара зажила счастливо. Вера Павловна была увлечена своим любимым делом — швейными мастерскими, начала изучать медицину, а муж всячески помогал ей. В описаниях семейной жизни этих людей проявляется идея равноправия мужчин и женщин. В конце романа узнаем, что Лопухов жив. Теперь взял фамилию Бьюмонт и женился на Полозовой Екатерине Васильевне. Семьи Кирсановых и Бюмонт начинают дружить и распространять идеи “новой” жизни.

Четвёртый сон (глава четвёртая — подглава XVI)

Вера видит во сне прекрасные поля с цветами, солнце на голубом небе, слышит пение птиц. С ней говорит девушка, которую Вера видела в прошлых снах. Далее автор называет эту девушку «светлой красавицей».  Девушка приводит Веру на роскошный пир во дворец. Здесь поэт произносит песню об истории человечества. Она состоит из нескольких картин. Вера и «светлая красавица» смотрят на эти картины.

Сон состоит из 11-ти коротких частей, разделённых словами поэта. Сами сны проявляют характер детско-родительских отношений: например, в третьем сне явно виден мотив отношений с отцом (рыцарство) и страха интимных отношений с остальными мужчинами (непорочности). Во всех эпизодах четвёртого сна прослеживается тема отношений и места женщины, то есть самой Веры, в этих отношениях.

Интересно окончание сна, где Вера входит в дом с великолепным огромным залом. Сон заканчивается в доме — также, как и начинается первый. Этим сном заканчивается показ «будущего» и, поскольку сон очень детальный и большой по продолжительности, он напоминает принцип снов в начале терапии: максимум понятности и широкий временной охват. Тем более, что «сёстры-царицы» говорят, что для этого должно смениться много поколений (т. е. лет) и в ближайшее будущее ждать таких изменений точно не стоит. В отличие от первого сна, последний населён не только женщинами, но и мужчинами, что могло бы дать благоприятный психологический прогноз. Однако, учитывая три негативных сна перед этим, трудно трактовать последний сон в положительном смысле.

В снах мы обнаруживаем некоторую ассиметричность происходящего. Рабыня (царица) Астарта противопоставляется счастливым совокупляющимся пастухам и животным, страшная преступница – тысячам статуй, непорочность – завоеванию рыцарем девушки, власть над людьми и власть над машинами (опять речь про тысячи людей), юг – остальным частям света, как и лето – временам года (и снова речь о тысячах), оркестр и хор – балу. Как же мы можем классифицировать бездушные статуи, машины, рыцарские доспехи с одной стороны и счастливые плотские утехи (бал, сексуальные отношения пастухов, «грех» преступницы) и разнообразие света, цветов и фруктов? Это всё та же тема парализованности и свободы, которая обсуждалась в самом начале, то есть невозможности полноценных эмоциональных (и сексуальных) отношений.

Автор романа оставляет Веру в счастливых объятиях кавалера Кирсанова, в котором она ощущает эмоциональную связь и безопасность. Однако, привязанность к отцу и невозможность стабильных эмоциональных отношений позволяет думать о повторении ситуации с Лопуховым. Опыт угождения взрослым и ожидание предательства либо толкнут её в объятия множества мужчин, либо она изберёт судьбу Альбертины Симоне из романа современника Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» — предмет всепоглощающей ревности для мужчин и, одновременно, страстных сексуальных отношений со случайными женщинами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про сон и сновидения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: