Мотив сна в русской лирике первой трети xix века кумбашева юлия анатольевна

«Сон» М.Лермонтов

В полдневный жар в долине Дагестана С свинцом в груди лежал недвижим я; Глубокая ещё дымилась рана, По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины; Уступы скал теснилися кругом,

И солнце жгло их жёлтые вершины И жгло меня, но спал я мёртвым сном.

И снился мне сияющий огнями Вечерний пир в родимой стороне. Меж юных жён увенчанных цветами, Шёл разговор весёлый обо мне.

Но в разговор весёлый не вступая, Сидела там задумчиво одна, И в грустный сон душа её младая Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана; Знакомый труп лежал в долине той; В его груди, дымясь, чернела рана, И кровь лилась хладеющей струёй.

Анализ стихотворения Лермонтова «Сон»

Стихотворение «Сон», написанное в 1841 году, относится к последнему периоду творчества поэта. Оно было создано во время его второй ссылки на Кавказ, когда автор уже предчувствовал свою гибель и старался в полной мере выполнить наказ друга Владимира Одоевского. Все дело в том, что накануне отъезда поэт подарил Лермонтову изящную записную книжку, попросив, чтобы он вернул ее после поездки, полностью исписанную стихами. Этот жест поддержки и участия был рассчитан на то, чтобы укрепить веру Михаила Лермонтова в свои силы, однако Одоевский даже не предполагал, что видит своего друга последний раз.

Само стихотворение «Сон» существенно выбивается из ряда произведений, которые были созданы поэтом в этот непростой для него период. Автор мысленно поставил крест на своей карьере, понимая, что после второй ссылки на Кавказ вынужден будет уйти в отставку. Вместе с тем, состоявшись как поэт, Михаил Лермонтов также осознавал, что при нынешнем царском режиме и обострении взаимоотношений с правительством его произведения вряд ли будут опубликованы. Поэтому стихи этого периода отличаются остротой и неприкрытым сарказмом, чего не скажешь о лирическом и преисполненном трагизма произведении «Сон». В нем автор отождествляет себя с главным героем, который в долине Дагестана «с свинцом в груди лежал недвижим». Жизнь вытекала из него по капле и, постепенно проваливаясь в небытие, герой увидел необычный сон. В нем он снова был дома, и прекрасные девы, собравшись на «вечерний пир», живо обсуждали его персону. Лишь одна из девиц, внезапно погрузившись в сон, увидела его, лежащим в солнечной долине Дагестана, осознав, что герое девичьих споров и грез убит.

Это стихотворение имеет весьма нестандартную и нетипичную форму для произведений Михаила Лермонтова. оно окутано неким мистицизмом и фатализмом. Фактически, поэт с точностью до мельчайших подробностей предсказал собственную смерть, хотя вторая часть произведения, где героиню стихотворения посещает странный сон-видение, является лирическим отступлением, желанием выдать вымысел за действительность. Увы, в «родной стороне» кроме престарелой бабушке, которая воспитала будущего поэта, и немногочисленных друзей, верящих в талант Лермонтова, его никто не ждал. Видимо, осознание этого заставило автора слегка приукрасить свое произведение, которое, тем не менее, по сей день вызывает споры среди литературоведов.

Многие исследователи творчества Михаила Лермонтова склонны считать, что поэт обладал не только литературным даром, но и умел видеть будущее. Ведь «Сон» — далеко не единственное произведение этого автора, в котором содержатся рифмованные предсказания. Близкие друзья Лермонтова утверждали, что он действительно мог заглянуть в потусторонний мир и иногда ронял в присутствии множества свидетелей странные фразы, которым впоследствии суждено было стать пророческими.

Поэтому никто не удивился, когда в записной книжке, подаренной поэту Одоевским, уже после гибели Лермонтова на дуэли было обнаружено стихотворение «Сон», предвосхитившее события, которым суждено было произойти всего через несколько месяцев после написания этого произведения.

Более того, очевидцы утверждают, что Михаил Лермонтов не только знал о своей гибели, но и не пожелал что-либо менять, считая, что такой поступок недостоин человека, чья участь предрешена. Поэтому во время дуэли, когда выяснилось, что право первого выстрела принадлежит поэту, он направил дуло пистолета в небо и, тем самым, показал, что готов смириться с собственной участью, которую весьма красочно и достоверно описал в стихотворении «Сон», не указав лишь имени человека, которому было предначертано свыше выполнить эту тяжелую и печальную миссию.

Основная идея

Главная мысль в произведении «Сон» завязывается на духовной нерушимой связи двух влюбленных. Даже смерть неспособна пресечь чувство любви, простирающееся на километры. Герой умирает не на руках лирической героини, а в одиночестве. Никто еще и не знает о его гибели. Но даже при этом их таинственная интимная связь выходит за рамки понимания сущности любви.

Смысл стихотворения «Сон» можно истолковать и по-другому: любовь и смерть сталкиваются между собой, и добро побеждает зло, ведь даже мертвый сон не смог отделить главного героя от героини. Они встречаются в последний раз, но все же искренние чувства отвоевали им право на эту встречу у самой смерти.

Композиция

Композиционно это пятистрофное произведение делится на две неравные части: в первой две строфы, во второй – три.

Первая часть рисует печальную картину смерти молодого человека, которого убили выстрелом в грудь. Очевидно, что это произошло недавно: вытекающая из раны кровь еще теплая, она не успела ни засохнуть, ни впитаться в землю. Очевидно, что ему и при жизни не нравилось находиться в дагестанских горах, он описывает их как жаркое и неприятное место, так что можно предположить, что оказался он там против своей воли. Также невозможно не отметить мотив одиночества: возле его тела нет даже убийцы. Юноша заснул вечным сном и видит прекрасную картину.

С этой картины и начинается вторая часть композиции. В родной стороне еще не знают о его смерти: там идет пир и юные девушки весело разговаривают о лирическом герое. И только одна не разделяет всеобщего игривого настроения. Она задумалась и как будто погрузилась в сон, но на деле это предчувствие – она видит картину того, что произошло на самом деле. Композиция своеобразно закольцовывается: перед молодой девушкой предстает тело юноши, то есть читатель как бы снова “видит” его, но уже другими глазами. Также такая композиция не позволяет читателю надеяться на то, что все завершится благополучно – автор показывает, что свершилось неизбежное.

Некоторые также называют композицию этого конкретного произведения зеркальной, ведь реальность героя и героини как будто отражают друг друга.

Сон М.Ю. Лермонтова: анализ символизма и композиции

Синестезия и особенности языка

Строка «Лишь входит в душу мою / Колокольчик забытый звон…» включает в себя пример синестезии, когда описывается звук колокольчика, который «входит» в душу

Это очень важно, потому что Лермонтов пытается заставить нас почувствовать колокольный звон не только в слух, но и внутри нас. Поэмой Сон в общем можно назвать полной впечатлений синестезии, где многочисленные образы и цвета вызывают ощущение звука и запаха

Лермонтов использовал уникальные выразительные средства, такие как неологизмы и архаизмы, что делает его стихи неповторимыми и запоминающимися. Он описывает нечто, что является противоположным по своей природе, но кажется объединенным в его стихах.

Описание «небесных куполов» и «багровых лучей» создает живописную картину в нашем сознании, вызывая наши чувства и фантазию. В Соне присутствуют многие метафоры и образы, которые играют важную роль в формировании атмосферы и рассказывают отдельную историю в контексте всего стихотворения.

  • Вывод 1: Синестезия в Сне Лермонтова позволяет создать глубокие впечатления в слух и чувственном восприятии образов.
  • Вывод 2: Лексические и грамматические особенности языка дополняют символическое значение стихотворения, делая его более богатым и интересным для чтения.

Анализ стихотворения «Сон» Лермонтова

Стихотворение «Сон» (1841 г.) является одним из последних произведений Лермонтова. Многие считают его удивительным пророчеством о собственной участи. Поэт не скрывал, что сознательно искал смерти. Этим мотивом проникнуто все его позднее творчество. Образ смерти, подобной сну, могут быть навеян Лермонтову одной из песен гребенских казаков, которыми он интересовался на Кавказе.

Автор описывает свою смерть, которая была обычным явлением в условиях непрерывной войны. Очевидцы утверждают, что в военных столкновениях Лермонтов проявлял безрассудную храбрость и буквально сам лез под вражеские пули. Война так и не смогла избавить поэта от мучительного одиночества. Чувство постоянной опасности очень скоро притупилось. Первые впечатления быстро утратили всю свою свежесть и остроту. Лермонтов вновь ощущал неудовлетворение. Оно обострялось размышлениями о смысле войны. Большинство офицеров никогда не задумывались об этом, они стремились лишь к славе и победам. Одинокий романтик с возвышенными идеями и здесь оказался чужаком.

Поэтому автор подчеркивает свою ненужность – «лежал один». Либо он был убит, находясь в одиночестве, что маловероятно на войне, либо его смерть осталась совершенно незамеченной в пылу сражения.

Свою гибель автор сравнивает с мертвым сном. Он уже распрощался с реальным миром, в котором так и не нашел понимания. Но душа поэта волшебным образом смогла вернуться на родину. Лермонтов мечтает, что еще остались люди, которые вспоминают его и ведут о нем «веселый разговор». Но среди всех друзей и близких для поэта важнее узнать о состоянии девушки, в которую он до конца жизни был влюблен. Точно не установлено, кого именно имеет в виду Лермонтов, вероятнее всего, В. Лопухину. Поэт считает, что его смерть естественным образом отзовется в родственной душе. Несмотря на огромное расстояние, любимая почувствует его гибель. В таком же таинственном сне ей представится реальный облик «знакомого трупа».

Лермонтов не указывает конкретно, чья же пуля оборвет ему жизнь. Не описывает он и сражения с врагами. Поэтому стихотворение «Сон» действительно можно расценивать как детальное предсказание собственной смерти. Странное поведение поэта на дуэли, когда он просто поднял пистолет дулом вверх и даже не выстрелил, окутала его гибель романтическим ореолом. Даже глядя смерти в глаза, Лермонтов шел против всех правил и умер в гордом одиночестве.

Основная идея

М. Ю. Лермонтов изобразил духовную связь между людьми, которая реализуется на уровне подсознания. Посредством сна влюбленные понимают, что им больше не увидеться на этом свете. Главная мысль автора – показать, что любовь побеждает смерть, возвышается над реальностью и находит способ воплотиться, пусть даже и во сне. Лирический герой не успел соединиться с родственной душой при жизни, он погибает одиноким и непонятым, но духовная близость с женщиной, которая думает о нем на балу, выходит за рамки действительности, оставляя героине последний прощальный привет.

Смысл этих строк – утверждение романтического идеала, ведь поэты в эпоху романтизма грезили об идеальном мире, по которому остается только томиться, ибо идеал недостижим. Сон – воплощение этой вечной мечты о гармонии и счастье. В нем влюбленные навек соединяются незримыми узами.

Мотив сна в лирике Г. Р. Державина

Творчество Г. Р. Державина, пожалуй, впервые в русской лирической поэзии представляет собой не столько следование определённым, уже сложившимся традициям, сколько преодоление их, стремление к выражению свободной авторской воли. Целый ряд исследователей поэзии Державина подчёркивает её переходный характер, преодоление законов классицизма и тяготение к преромантизму1. И хотя, как отмечает Д. Д. Благой, «в творчестве Державина широко … представлены все основные поэтические жанры, культивировавшиеся в поэзии XVIII века», поэт уже «… начал стирать резко установленные грани между различными стихотворными жанрами и, соответственно, «штилями» классицизма…»2 Таким образом, хотя мы используем принцип рассмотрения мотива сна в его лирике по жанровому принципу, однако порой разграничения будут достаточно условны; жанровые границы ещё полностью не уничтожены, но идёт своеобразная «игра»: зачастую в старые традиционные жанровые формы вкладывается новое содержание. Мы остановимся прежде всего на державинских одах, а также на анакреонтике, собранной самим поэтом в сборнике «Анакреонтические песни».

Ощущение бренности и непрочности земного существования проявляется у Державина в частности и в сопоставлении жизни и жизненных явлений со «сном», «сновидением», «мечтой». Приведём в качестве примера оду «На смерть князя Мещерского» (1779), которая была написана под впечатлением известия о кончине одного из близких знакомых Державина. Подобная связь творчества и реальных жизненных событий придавала даже одическому творчеству Державина необычно частный характер — такова ещё одна из особенностей лирики Державина: её автобиографичность, конкретность. Но, с другой стороны, любая ода — это и некое лирическое обобщение, формула, пусть и построенная на основе конкретного факта, личного опыта автора: И весь, как сон, прошёл твой век…

Как сон, как сладкая мечта, Исчезла и моя уж младость…

«На смерть князя Мещерского» (1779 )1. «Условно-романтический лексикон — и сон, и сладкая мечта, и красота, и радость — уже открыт Державиным и семантика его будет воспринята именно так последующими поэтами», — пишет А. Западов2. Своеобразные «стилистические сигналы » («слёзы, мечты, кипарисы, урны, младость, радость»3), которые впоследствии будут использоваться поэтами-романтиками в качестве «материала» для создания новых смысловых сочетаний,4 вырабатываются именно здесь.

Символичность и использованные образы

Герой произведения говорит о своем сне, в котором он видит себя мертвым, лежащим на песках жаркой дагестанской пустыни. Он теряет связь с миром и погружается в мир воспоминаний и грез о родных местах. Он видит вечерний мир, огни, молодых прекрасных девушек. Одна из них засыпает и видит героя, лежащего мертвым в пустыне. Также молодые влюбленные, разделенные пространством, оказываются в одном месте в последние мгновения его жизни. Они успевают лишь увидеть друг друга, прежде чем смерть окончательно разделит их. В этом стихотворении использован ряд символов:

  • Солнце — это жизнь, которая ускользает от героя, но продолжает существовать, и согревать долину. После ухода человека ничто не изменилось.
  • Свинец в груди — это пуля, которая воплощает холод могилы. Она уже пронзила грудь и по капле крови забирает жизнь героя.
  • Пустыня и скалы — это место, наполненное одиночеством, которое противопоставляется теплу и веселью бала.

В стихотворении автор использует множество художественных тропов:

  • Эпитеты — мертвый сон, юные жены, знакомый труп, вечерний пир;
  • Метафоры — дымилась рана, чернеет рана, уступы скал теснилися кругом.

Рис. 2. М. Ю. Лермонтов в вицмундире Лейб-гвардии Гусарского полка. Портрет П. З. Захарова-Чеченца

«Сон», анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова

Сон в жизни человека играет немаловажную роль: во сне человек отдыхает. Однако сновидения всегда отличались мистическим смыслом, так как часто предвещали приятные или, наоборот, трагические события. Неслучайно он стал использоваться писателями в качестве особого жанра, когда именно с помощью сна герой произведения получал своеобразное предупреждение (как Родион Раскольников в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» ) или мог увидеть будущее (четвертый сон Веры Павловны в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»).

Сон мог стать самостоятельным литературным произведением, например, пьеса испанского драматурга Педро Кальдерона «Жизнь есть сон» или комедия Вильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». В лирике подчас сон превращается в мистическое предсказание, как и случилось в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Сон». написанном в 1841 году незадолго до роковой дуэли.

Это сейчас, когда почти каждый ценитель русской поэзии имеет представление о судьбе молодого русского поэта «с русскою душой», стихотворение «Сон» может показаться предсказанием собственной гибели. Но тогда, в 1841 году, никому бы не пришло в голову проводить параллель с судьбой главного героя «Сна», лежащего «в полдневный жар в долине Дагестана с свинцом в груди» .

Стихотворение состоит из двух частей. В первой части смертельно раненный герой видит как будто со стороны свое тело, из которого вместе с кровью, сочившейся из раны, медленно уходит жизнь. Очевидно, этот человек изначально оказался здесь, в Дагестане, не по своей воле. На эту мысль наводит пейзаж, явно враждебный герою: и нагромождение острых скал, и горячий песок, и жгучее солнце – все доставляет мучения умирающему юноше.

Кроме того, герой лежит один (это слово – одно из самых распространенных в творчестве Лермонтова), и непонятно, почему он остался в одиночестве. Если это раненый солдат, то где его сослуживцы? Приходит на ум мысль о мести, и ответ на вопрос, кто смертельно ранил героя, так и остается без ответа.

Вторая часть начинается, на удивление, слишком уж радостно. И хотя это и есть сам сон, но в нем и пир, «сияющий огнями». и юные жены, «увенчанные цветами». и «веселый разговор». который они вели о герое. Только вот одна из них сидела задумчивая – это подчеркнуто антитезой с помощью союза «НО».

Душа героини тоже погружена в «грустный сон». почти дословно повторяющий уже виденную в начале стихотворения картину: теперь это уже труп, лежащий в долине Дагестана с дымящейся в груди раной. Состояние героини больше напоминает транс, однако в художественном смысле – это предвидение, предчувствие. Ведь только любящая женщина может чувствовать состояние своего возлюбленного.

Повторение одной и той же картины в начале и в конце стихотворения создает кольцевую композицию, также носящую название «художественного обрамления». Это придает произведению законченность, оставляя читателя без всякой надежды на благополучный исход.

Интересно, что слово «сон» может иметь разные значения: «сновидение», «мечта», «видение». В первой части стихотворения сон героя больше напоминает переход в другую реальность, пограничное состояние между жизнью и смертью, в котором оказывается умирающий юноша. И хотя чаще предсмертные видения больше напоминают пленку, которая с бешеной быстротой раскручивается в обратную сторону, неспешный размер стиха настраивает читателя на совсем иной лад.

Последняя часть стихотворения больше напоминает мечту, к которой стремится герой. Судя по обстоятельствам жизни самого Михаила Юрьевича, трудно представить себе, как где-то далеко его ждет любимая девушка. Но в том и заключается сила художественного слова, что поэт подчас волен выдавать желаемое за действительное. Таким образом, несмотря на мистицизм (многие современники усматривали в нем предсказание собственной гибели поэта), это стихотворение можно отнести к излюбленной теме Лермонтова – одиночеству. Каждый из героев в итоге остается один: юноша умирает в одиночестве, а любимая остается вдовой, даже не став женой.

Один из известнейших русских литературоведов, Б.М. Эйхенбаум, определяя жанровое своеобразие «Сна» М. Лермонтова, назвал его композицию зеркальной: «Сон героя и сон героини – это как бы два зеркала, взаимно отражающие действительные судьбы каждого из них…». Точнее, действительно, не скажешь.

Анализ стихотворения Сон Лермонтова

Многие стихотворения Михаила Лермонтова окутаны ореолом трагичности и писимизма. Почти все стихотворения были  построены, но основе этих чувств, где они являлись основной темой и мыслю произведения. Так же стоить учитывать еще один характер творчества Лермонтова, который относиться к способности поэта предчувствовать грядущие события, как к примеру свою смерть. Все эти качества можно наглядно рассмотреть в одном из последних произведений писателя, под названием « Сон ». В этом стихе идет повествование, о лирическом герое который видит себя в качестве убитого трупа. Но помимо этого есть видимая параллель между ним и некой невесты, который видится сон, где герой лежит убитый в долине Дагестана.

В этом непростом произведение Лермонтова, ощущается особая грусть, основанная на предчувствие скорой гибели и особенно ее детализации. Автор очень подробно описывает происходящее и не скрывает прямого отношения к самому себе. И это создает такой особый эффект, от которого мы проникаемся сожалением о погибшем персонаже. Помимо всего в первой части стихотворения, присутствуют множество элементов сопутствующие развитию чувства одиночества. Это особо прослеживается в природной обстановке, как например жаркая погода, и пустынный песок, и посреди пустыни лежит одинокий труп. Вокруг него нет, переживающих утрату, друзей или родственников, да и само место далеко от родного дома. Все говорит о некой сиротливости и одиночестве лирического героя. Вторая часть стихотворения ведает нам о том, как спящий мертвым сном герой видит в родном краю, пиршество на котором одна из многих видит неравнодушного ей человека, убитого в долине. Эта часть особо добавляет трагизма в стихотворение, так как создается как бы духовная связь между двумя людьми и один из них чувствует смерть ближнего. Тем более обстановка, соответствует празднику, где все веселятся под мирным небом, и они говорят о том, кто уже погиб. Такое соотношение контраста трудно не заметить.

Обобщая вышенаписанное, хочется сказать относительно стихотворения, что оно очень глубокое и лирическое. А прямая связь с гибелью Лермонтова и сюжетом произведения, придает особую загадку. В этом произведение очевиден итог всей  жизни писателя. Стих мне очень понравился.

История создания

Написание произведения произошло в 1841 году незадолго до смерти великого поэта. Оно повествует о трагических событиях, связанных с судьбой автора. Лермонтов испытывал чувство разочарования в себе, ощущал, что жизнь тянется к закату. Краткий анализ стихотворения «Сон» — это параллель между жизнью Лермонтова и написанными строками.

Вторая по счету вынужденная поездка на Кавказ становится значимой для Лермонтова. Русский писатель В. Одоевский был хорошим приятелем Михаила Юрьевича. Он подарил ему блокнот с одним условием: в нем должны быть стихи. Друг хотел, чтобы Лермонтов не падал духом и был занят полезным делом.

В итоге автор справился с поставленной Одоевским задачей. В том скрепленном блоке листов содержались все стихотворения, относящиеся к завершающему этапу творчества Лермонтова. Здесь находилось и произведение под названием «Сон».

Мнение о мистических предчувствиях Михаила Юрьевича не было лишено смысла. Автор и вправду смог предсказать завершение своего жизненного пути.

Трагический образ героя в стихотворении «Сон» М.Ю. Лермонтова

Сон М.Ю. Лермонтова — это стихотворение о проваленных надеждах и потере смысла жизни. Герой становится трагической фигурой, которая не видит смысла своего существования.

Его чувства и мысли передаются через мотив сна, который символизирует его внутреннее состояние. Герой хочет спать и забыть обо всем, что происходит вокруг него.

Он испытывает ощущение бессмысленности жизни и чувствует, что его жизненный путь приводит к никуда. В этом трагическом образе героя Лермонтов отображает общественное сознание своего времени и выражает свою критику существующих социальных норм.

Несмотря на то, что герой страдает, он продолжает жить и искать смысл, но не может найти его. Он осознает свою уязвимость и ничтожность в этом огромном мире. Это вдохновляет читателя на задуматься о своем собственном месте в мире и подобном образе жизни.

Основные мотивы

Мотив смерти

Один из главных мотивов стихотворения «Сон» – мотив смерти, который является одним из любимых тем Лермонтова. Главный герой сонного произведения описывает свои чувства перед лицом смерти: он не боится ее, а, наоборот, радуется, что ему скоро предстоит увидеть “последнюю серую тучу” и погрузится в “вечную тьму”.

Мотив одиночества

Другой важный мотив – одиночество, который обычно связан с мотивом смерти. Главный герой стихотворения чувствует себя одиноким и отвергнутым в своей жизни, и его единственным желанием является уйти со света так, как ему хочется, не обращая внимания на мнение окружающих.

Мотив жизни как сна

Также стихотворение содержит мотив жизни как сна. Герой считает, что жизнь – это всего лишь мимолетный сон, который быстро проходит и не имеет никакой значимости. Этот мотив связан с общей философией поэта, который часто рассматривал жизнь как чью-то бессмысленную забаву.

Мотив природы

Еще одним важным мотивом является мотив природы, к которой герой сонного произведения чувствует большое привязанность и которую он хочет сохранить в своей памяти навсегда. Автомотив природы является одним из ключевых мотивов творчества М.Ю. Лермонтова.

Мотив сна в мировой литературе

Прежде чем обратиться непосредственно к материалу русской лирики начала XIX века, нам представляется необходимым рассмотреть основные, наиболее важные, на наш взгляд, этапы развития мотива сна в мировой литературе и выявить, какие основные значения мотива уже были накоплены, с тем, чтобы в дальнейшем проследить, как они входили в русскую литературу, развивались и трансформировались в ней. Данный краткий очерк составлен нами (разумеется, с опорой на имеющиеся работы) в результате просмотра и изучения источников.

Рассмотрение материала «литературных снов» мы начнём с изучения их функционирования в античной мифологии и лирике, ибо существование именно в античной литературе многих распространённых мотивов и образов является основой их дальнейшего развития, исходным пунктом метафорических сопоставлений, ставших впоследствии традиционными.

«Нет народа, — пишет Буше-Леклерк, — а в древности почти не было лица, которое бы не верило в божественное откровение посредством сновидений»1. Если говорить о литературных произведениях, то, как отмечает Прокофьев, «…героям древнегреческого эпоса нередко являются боги, причём это явление даётся обыкновенно в сновидениях»,1 то есть сон рассматривается как особое, провидческое состояние. Боги могут как являться сами, так и ниспосылать людям призраки, тени.

В античной мифологии происходит персонификация различных жизненных явлений — в том числе и сна, который воплощается в образе бога Гипноса, сына Ночи и брата Смерти (Танатоса). То есть родство Сна и Смерти утверждается ещё в античной традиции; это явления одного порядка, братья, различающиеся лишь тем, как они относятся к смертным — отпускают ли или удерживают навечно. Сновидения же — сыновья бога Сна. «По Овидию, сновидения населяют дворец отца своего, Сна, в стране киммерийцев. Между ними поэт называет Морфея, способного облекаться во всевозможные человеческие формы…»2

Жилище Сна описано Овидием в «Метаморфозах» — это пещера в Киммерийской земле, где «царят вечные сумерки и откуда вытекает родник забвения; в пещере на прекрасном ложе покоится Гипнос»3. Родник, вытекающий из жилища Гипноса, даёт начало реке Лете — «реке небытия и беспамятства». Вероятно именно поэтому выражение «кануть в Лету», как отмечает Д. А. Нечаенко, и обозначает «умереть, уснуть непробудным сном, забыться им навеки»4. Эта, казалось бы, незначительная деталь — упоминание, описание реки, родника, моря, вообще некой водной стихии — затем неоднократно, в самых разных культурах будет сопутствовать «сну», обозначая как начало всего живого, его исток, так и стихию небытия.

Итак, сон и смерть состоят в родстве, которое, вероятно, и даёт возможность живым общаться с уже умершими во сне, ибо эти два состояния родственны, и сон представляет собой своеобразный канал, ведущий в мир иной.

«Родство» отмеченных мотивов в мифологии, вероятно, служит основанием для взаимодействия их и в лирике. Уподобление смерти сну встречается ещё в стихотворениях древнегреческих поэтов: смерть — «сон, неизбежный для всех» (Мелеагр Гадарский. Автоэпитафии. №2.);s человеку в смерти суждено вкушать «долгий покой», спать «бесконечную ночь» (Катулл. V.)6. Зачастую «смерть» даже не упоминается в тексте, но недвусмысленно передаётся метафорами «вечный сон», сон, обнимающий «навек» (Гораций. Оды. Кн. I, №24)7

Тема и композиция

Основная тема стихотворения Михаила Юрьевича — фатальное завершение жизни. Произведение состоит из пяти строф. Его можно разделить на две неравные части:

  • первая — 2 строфы;
  • вторая — 3.

В первой части стихотворения описывается картина смерти молодого мужчины, убитого выстрелом в грудь. Из раны течет теплая кровь. Это указывает на недавнее преступление. Кровь не успела засохнуть и впитаться в землю.

Судя по строкам, при жизни герой не любовался красотами дагестанских гор. Ему не нравилась жара, присущая этим местам. Читатель понимает, что мужчина оказался здесь против своей воли. Одиночество умирающего подчеркнуто отдельно: возле тела нет убийцы или кого-то из родственников. Молодой человек видит интересную картину после того, как уснул.

Вторая часть композиции начинается с того, что на родине не знают о гибели парня: во время пира девушки разговаривают о главном персонаже. Но одна женщина не веселится и задумчиво сидит, будто заснув. Оказывается, что у ее появилось предчувствие.

Закольцованность сюжета и зеркальность — особенности композиции стихотворения «Сон». Девушка видит картину, описанную в первой части, — тело юноши. Читатель также лицезреет происходящее, но глазами девушки. Идея композиции состоит в том, чтобы показать, что все завершится трагедией, так как свершилось неизбежное.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Сон»

«Сон» был написан Михаилом Юрьевичем во время второй ссылки на Кавказ в 1841 году. Лермонтов не раз писал стихотворения, предсказывающие будущее. Его друзья отмечали, что поэт мог в компании друзей сказать какую-нибудь фразу, которой никто не придавал значения, а она вскоре сбывалась. Лермонтов действительно обладал неким даром ясновидения. Вот и «Сон» он написал в предчувствии скорой гибели.

Поэт каким-то образом видел, как именно он умрет. В стихотворении он пишет, что лирический герой лежит в долине Дагестана. У него в груди рана, из которой сочится кровь. Как известно, Лермонтов погиб во время дуэли от выстрела. Остается загадкой как он мог с такой точностью предвидеть свою смерть.

Основной особенностью построения стихотворения является кольцевая композиция. Вначале лирический герой погружается как бы в сон. На самом деле он умирает. В этом сне он видит, как возвращается домой, где молодые женщины обсуждают его персону. Среди них есть девушка, которая тоже уснула и в своем сне видит, как лежит на земле тело ее возлюбленного. Получается сон во сне.

На самом деле это были всего лишь мечты Лермонтова, так как у него не было возлюбленной, которая ждала бы его дома. Но поэт всегда об этом мечтал. Размер стихотворения «Сон» можно определить как пятистопный ямб. Лермонтов при написании использовал перекрестную рифму. Стихотворение написано в несвойственной Михаилу Юрьевичу манере, оно полностью пронизано мистицизмом и фатализмом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про сон и сновидения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: