Наука сна: внутренние часы, биологические ритмы и страшные сновидения
Что такое циркадные ритмы и как наладить свой сон в подростковом возрасте. Советы сомнолога Романа Бузунова.
Вокруг подросткового сна много мифов: тинейджеры поздно ложатся спать и долго спят, потому что ленятся, или убеждают себя, что среди недели могут спать меньше восьми часов, а на выходных отсыпаться. Родители и педагоги стараются решить проблемы жёстким режимом, ранними подъёмами и запретом на использование гаджетов. Правда ли, что сон подростков отличается от сна взрослого? Отдыхает ли мозг ночью? Можно ли заставить себя лечь пораньше? Мы поговорили с сомнологом Романом Бузуновым и разобрались в науке сна.
президент «Российского общества сомнологов»,
профессор, доктор медицинских наук
Чем можно занять ребенка в бодрствование
Бодрствование малыша в полгода как никогда активно. Не ограничивайте свободу ребенка манежем или кроваткой, лучше обеспечьте ему безопасное пространство на полу. Пусть двигается за игрушкой, старается самостоятельно добраться к вам, оттачивает навык ползания.
В полгода можно начинать практиковать с малышом пальчиковые игры, показать “ладушки”, “сороку-ворону”, “козу”. Это не только способ развлечения и общения с малышом, но и возможность развивать ему мелкую моторику и мышление.
По-прежнему предлагайте крохе игрушки разной формы и текстуры, но не все вместе, а по одной, по очереди
Много игрушек сразу не позволят ребенку сосредоточиться, его внимание будет рассеиваться, и он не заинтересуется ничем
Попробуйте посмотреть с малышом книгу с большими понятными картинками, называйте предметы, животных, людей. Читайте ему короткие ритмичные стихи и потешки, пойте песенки
Общение, движение, мамино присутствие и внимание – вот всё, что нужно для ребенка в 6 месяцев, чтобы он хорошо развивался и чувствовал себя комфортно
От 6 до 9 месяцев
Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.
Режим дня малыша в 6 месяцев начинает значительно отличаться от предыдущего периода.
Почему так происходит? Начинается физиологическая перестройка. Ребенок уже не желает спать днем более 3 раз. Время бодрствования малыша составляет 10-12 часов. Длительность снов не всегда может распределяться поровну. Главное, чтобы в сумме он был равен 3 часам.
Какое количество снов (часов) оптимально для ребенка возраста от 3 до 6 месяцев сможете найти в таблице норм сна и бодрствования ниже:
В 6-9 месяцев крохи, скорее всего, перейдут с трех снов на два, ритм дня с тремя и двумя снами будет разным.
Примерный распорядок дня малыша в возрасте 6 — 9 месяцев (если у ребенка уже 2 дневных сна):
- — 7:00; бодрствование 1 — 7:00 — 10:00; сон 1 — 10:00 — 12:00 (ориентировочно час-
Полтора); бодрствование 2 — 12:00 — 15:30; сон 2 — 15:30 — 16:30; бодрствование 3 — 16:30 — 20:00; сон 3 — 20:00 — 7:00.
Не стоит забывать о ритуале перед сном. Мамочки, которые уже в 3-4 месяца придумали концепцию отхождения малыша ко сну, теперь ее могут дополнить рассказом или добавить игрушку-сплюшку. Главное правило проведения ритуала остается тем же — выполняйте одни и те же действия перед сном.
Например, перед первым дневном сном рекомендуется поиграть в спокойную игру или полистать книжки, а при втором — попробовать уложить спать игрушку вместе с малышом. Проведение ритуала перед ночным сном малыша немного отличается. Покупайте малыша (если его это не возбуждает), закройте шторы, спойте колыбельную или расскажите «сонный» стих.
Ночью должно быть 1-2 кормления, чаще всего остальные пробуждения — непищевые, чтобы продлить сон.
«Мы пришли на курс с сопровождением „Сон малыша, мама в ресурсе + самостоятельное засыпание“ 05.01.2020 г. На тот момент дочке было почти 9 месяцев. Недавно произошёл переход на 2 дневных сна, в результате получили поздние укладывания на ночной сон, так же были частые ночные пробуждения, совместный сон, сильная ассоциация на сон-грудь, сопротивление укладыванию. После ухода на ночной сон дочь стабильно просыпалась через 40-60 минут с плачем и криком, и не всегда получалось продлить, иногда приходилось „погулять“ те же 40-60 минут. Это все очень выматывало, руки просто опускались.
За время прохождения курса, многие проблемы уже решились, а именно:
- мы наладили режим дня на более удобный и предсказуемый для нашей семьи; укладывание на ночной сон стало происходить раньше, ушли пробуждения с криком; разделили сон-грудь. я думала, что это невозможно, но прошло довольно гладко; количество ночных пробуждений сократилось, остались только 1-2 пищевых, непищевые случаются крайне редко, только если малышка что-то беспокоит. Надо отметить, что за время курса у нас вылезли 2 зуба, дискомфорт был, но в целом всё прошло спокойно; на курсе начинаешь думать о том, что надо заботиться о себе, своём душевном состоянии, т. к. очень многое зависит от состояния и настроения мамы.
Ну и „ вишенка на торте“- мы переселили ребенка, который в глаза не видел кроватку, в отдельную кроватку, не сразу конечно, сначала сняли бортик, потом вернули его, чтобы меньше стресса было. Но! Ребенок спит на отдельной поверхности! я думала это вообще никогда не случится, но в ходе работы всё получилось.
Теперь осталось обучить крошку самостоятельному засыпанию, возможно, понадобится больше времени, т. к. я выбрала мягкую методику, но я теперь верю в успех, в себя, в свою крошку!»
Каждый возрастной период в жизни детей отличается своими потребностями во сне. Как определить, что ребенок не досыпает, читайте в статье «Нормы сна и бодрствования».
Оптимальный баланс сна и бодрствования
Оптимальный баланс сна и бодрствования играет ключевую роль в нашей жизни и здоровье. Регулярный и качественный сон необходим для нормального функционирования организма, восстановления сил и поддержания психологического благополучия.
Влияние возраста
Со временем нашему организму требуется разное количество сна. Новорожденным и детям дошкольного возраста требуется от 10 до 14 часов сна в сутки, подросткам до 10 часов, а взрослым – около 7-9 часов. У пожилых людей может наблюдаться укорочение и распределение сна на несколько коротких периодов.
Влияние сна на психологию
Качество и продолжительность сна также оказывают влияние на психологическое состояние. Недостаток сна может приводить к ухудшению настроения, раздражительности, снижению концентрации и когнитивных функций. Постоянный недосып может быть связан с развитием психических заболеваний, таких как депрессия и тревожные расстройства.
Советы по оптимизации баланса
Для поддержания оптимального баланса сна и бодрствования рекомендуется придерживаться регулярного расписания сна, создавать комфортные условия для сна, избегать употребления кофеин-containing напитков и экранного времени перед сном, а также вести активный образ жизни и заниматься физическими упражнениями.
Помните, что каждый организм индивидуален, и оптимальный баланс сна и бодрствования может отличаться для каждого человека.
Двигательное развитие
Грудничок в первые полгода постепенно учится владеть собственным телом и, хоть и медленными темпами, но достигает хороших результатов:
- в два месяца он может приподнимать грудь, лежа на животике;
- в трехмесячном возрасте грудничок делает попытки дотянуться до объекта и схватить его;
- к 5-6 месяцам малыш хватает объекты, притягивает их к себе;
- грудничок может присаживаться с поддержкой, переворачиваться и пробует ползти.
Двигательное развитие крохи во вторые полгода продолжает проходить активными темпами: освоенные навыки закрепляются, из них вырастают новые физические достижения младенца.
- После полугода ребенок осваивает ползание, перевороты и может садиться самостоятельно;
- процесс ползания постепенно трансформируется: «пластунское» передвижение за 2-3 месяца перерастает в быстрый бег на четвереньках;
- к 9 месяцу малыши могут вставать с поддержкой, а также передвигаться стоя, удерживаясь за бортики кроватки или постель;
- к 11 месяцам вестибулярный аппарат крохи начинает более-менее нормально функционировать, и теперь ребенок может самостоятельно стоять, ни за что не держась, и даже делает несколько шагов.
- к годику большинство детей уже могут ходить, хоть и делают это не вполне уверенно.
Описанные двигательные навыки, которыми грудничок должен овладеть, не имеют строгой привязки к срокам: существуют только статистические данные здоровых младенцев, собранные ВОЗ. Каждый малыш развивается по-своему, перепрыгивает этапы ползания или переворотов, поэтому не переживайте, что кроха не освоил что-то до какого-то определенного возраста. Если малыш в целом активен, пробует ходить в 11 месяцев, пропустив передвижение на четвереньках, — такое развитие считается нормой.
Режим дня для ребенка до 1 года
Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности человека на протяжении суток.
Соблюдение рационального, соответствующего возрастным особенностям ребенка, режима дня способствует его здоровому росту и развитию. Привыкая выполнять различные виды деятельности в одно и тоже время ребенок в каждый момент времени подготовлен к предстоящему виду деятельности, что обеспечивает их более легкое и быстрое выполнение. Соблюдение правильного режима дня обеспечивает хорошее настроение ребенка и поддерживает в нем живой интерес к изучению окружающего мира, способствуя его нормальному моторному и психоречевому развитию.
Режим дня ребенка включает следующие обязательные элементы: режим питания, время пребывания на воздухе в течении дня, кратность и продолжительность сна, обязательные занятия по развитию навыков в соответствии с возрастом, свободное время.
В первые месяцы после рождения здоровый новорожденный малыш большую часть суток спит, так как все внешние раздражители являются очень сильными для нервной системы ребенка, привыкшего к уютной внутриутробной среде обитания, и вызывают ее быстрое истощение. По мере взросления ребенка продолжительность сна постепенно сокращается а время бодрствования – увеличивается.
Возраст | Режим дневного сна | Ночной сон | Режим бодрствования |
От рождения до 2 месяцев | 6 раз по 2,5 часа | 6 часов | Во время кормления |
2-4 месяцев | 5 раз по 2-2,5 часа | 6,5 часов | 4 раза по 1,5 часа |
4-6 месяцев | 4-5 раз по 2 часа | 7 часов | 4 раза по 2 часа |
6-9 месяцев | 3-4 раза по 1,5-2 часа | 8 часов | 4 раза по 2,5 часа |
9-12 месяцев | 2 раза по 1,5-2 часа | 9-10 часов | 4 раза по 3-4 часа |
Тесно связан с режимом сна-бодорствования режим кормления малыша. Сон ребенка первых месяцев жизни очень чуткий и легко нарушается под воздействием различных посторонних раздражителей в том числе чувства голода.
6, 9.30, 13, 16.30, 20, 23.30 (без ночного кормления)
6, 9.30, 13, 16.30, 20, 23.30, 03 (с ночным кормлением)
Существенное значение в режиме дня имеет пребывание ребенка на свежем воздухе. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе детей до 1 года жизни должна составлять не менее 5-6 часов в сутки. Свежий воздух действует на малыша успокаивающе, улучшает обменные процессы, повышает защитные силы организма. Летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе, в холодное и переходное время года предусматриваются двух разовые прогулки по 1,5-2 часа.
Свежий воздух также оказывает благоприятное влияние на сон. Воздействуя на кожу и слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, он обеспечивает более быстрое засыпание ребенка и более высокое качество сна. Сон на улице может заменить прогулку, особенно в холодное время года.
Режим дня ребенка в целом индивидуален, однако в идеале, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок после пробуждения кушал, а затем, бодрствовал до следующего сна. Хорошо выспавшийся малыш с аппетитом ест и потом спокойно и активно играет или занимается, а устав от игр, легко отходит ко сну.
Психологические изменения во время сна
Одним из основных психологических изменений во время сна является обработка информации. Во время сновидений мозг обрабатывает полученные за день эмоции, воспоминания и впечатления. Это помогает нам выстраивать связи между различными событиями и формировать смысл в нашей жизни.
Сон также способствует восстановлению эмоционального равновесия. Во время сна нейрохимические процессы, отвечающие за наше настроение и эмоциональное состояние, возвращаются к нормальным значениям. Это позволяет нам лучше справляться с эмоциональным стрессом и сохранять позитивный взгляд на жизнь.
Кроме того, сон играет роль в формировании и закреплении навыков и знаний. Во время глубокого сна происходит консолидация информации, полученной в течение дня. Исследования показывают, что после хорошего сна мы лучше запоминаем новую информацию и может легче размышлять и принимать решения.
Также, во время сна наш мозг переходит в режим покоя и восстановления. Уровень стресса, который мы накапливаем в течение дня, снижается, а мозг получает возможность отдохнуть и подготовиться к новым вызовам. Это позволяет нам лучше справляться со стрессовыми ситуациями и сохранять высокий уровень энергии и концентрации в течение дня.
В целом, психологические изменения во время сна являются неотъемлемой частью нашей жизни и важны для нашего психологического благополучия. Поэтому, необходимо обеспечивать достаточное количество качественного сна, чтобы позволить нашему организму восстановиться и подготовиться к новому дню.
Три дополнительных вопроса про сон
? Почему дети лунатят и говорят во сне, а в подростковом возрасте это пропадает
Все системы в нашем организме имеют особенность дозревать. Регуляция сна и бодрствования тоже постепенно налаживается. У детей ещё не очень развит нейрохимический блок, и когда в парадоксальной фазе дети видят сны, они реализуют команды, которые подаёт им мозг: строят гримасы, показывают язык, двигаются. Это нарушение поведения происходит в парадоксальном сне, когда у человека сохранены быстрые рефлексы и он может действовать в соответствии с фабулой сна.
Сноговорение и снохождение происходит во второй фазе сна, когда какая-то часть мозга спит, а другая уже проснулась. Лунатики могут воспроизводить некоторые закрепившиеся рефлексы, выполнять последовательности действий, но делают они всё медленно — у них отсутствуют быстрые рефлексы.
В подростковом возрасте возникает нейрохимический блок, который не пропускает команды и не даёт нашему телу их осуществлять. Получается активный мозг в парализованном теле. Сомнамбулизм к подростковому возрасту тоже обычно пропадает. Если в детстве ходят и разговаривают во сне 10–15% детей, к пубертату нервная система постепенно созревает, снохождение и сноговорение остаётся у 2–3%.
? Откуда берутся повторяющиеся страшные сны
Сновидения— это анализ накопленной за день информации, который, правда, может быть алогичным, поскольку в сновидениях преобладают свободные ассоциации
Обычно мы смотрим сны, ненужное забываем, важное — переводим в долгосрочную память и принимаем какие-то решения
Навязчивые сны обычно бывают после какого-то страшного события. Мозг во сне обращается к этой ситуации, пытается её проанализировать, но не может ни решить, как действовать в будущем, ни забыть, ни принять этот ужас. Мозг не может отложить это и, как заезженная пластинка, постоянно возвращается к одному и тому же сюжету.
? Как работают осознанные сновидения
Во время осознанных сновидений какая-то часть мозга чувствует, что мы во сне, и начинает руководить сном. Человек из исполнителя собственного сна превращается в режиссёра, который может влиять на фабулу. С одной стороны, это классный опыт — ты можешь стать кем угодно и делать что захочешь: задавать себе задачи и решать их, отрабатывать новые навыки во сне, проигрывать страхи. С другой стороны, если слишком увлечься осознанными сновидениями, можно вообще уйти от реальности и жить только во сне.
Сомнология — раздел медицины и нейробиологии, посвящённый исследованиям сна, расстройств сна, их лечению и влиянию на здоровье человека.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Физиологические факторы, влияющие на продолжительность сна
Продолжительность сна у детей зависит от некоторых физиологических факторов, которые влияют на их возможности для отдыха и восстановления. Вот некоторые из этих факторов:
Возраст: Новорожденные и грудные дети обычно спят около 16-20 часов в сутки, включая дневные сновидения и короткие периоды бодрствования для приема еды и смены памперсов. По мере того как ребенок растет, общее время сна сокращается, но возрастные специфичные нормы до послешкольного периода все еще применимы для определения нормальной продолжительности сна у детей разных возрастных групп.
Фазы сна: Сон у детей и взрослых проходит через разные фазы, включая быстрое глазное движение (REM) и не-REM фазы. В REM-фазе происходят сны, и она обычно составляет около 25% от общего времени сна у детей. Продолжительность и частота фаз REM и не-REM могут меняться в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка.
Биоритмы: Внутренние биоритмы и циркадные ритмы также могут влиять на продолжительность сна у детей. Некоторые дети имеют более «ночной» или «дневной» биологический ритм, что может определять их предпочтение относительно времени сна.
Физическая активность: Физическая активность детей в течение дня может влиять на их усталость и, следовательно, продолжительность сна. Более активные дети, которые занимаются спортом или играют на открытом воздухе, склонны спать больше и качественнее.
Здоровье: Плохое здоровье, болезни или проблемы с дыханием, такие как аллергии или простуды могут привести к прерывистому или недостаточному сну. Поэтому здоровье ребенка является важным фактором, определяющим продолжительность сна.
Питание: Правильное питание играет важную роль в качестве сна. Отсутствие питательных веществ и энергии может привести к недостатку сна и общей усталости, в то время как избыток сахара или кофеина может нарушить сон.
Эти и другие физиологические факторы взаимодействуют между собой и могут варьироваться у разных детей. Понимая эти факторы, родители могут помочь своему ребенку создать здоровое расписание сна и обеспечить ему достаточный отдых и восстановление.
Продление активного периода жизни: новые вызовы сном и бодрствованием
В возрастной психологии есть период, характеризующийся уравновешиванием времени сна и бодрствования. Этот период включает младенчество, детство, подростковый возраст и раннюю зрелость. В каждом из этих периодов варьируется количество сна и бодрствования, что связано с физиологическими и психологическими особенностями развития.
Однако в современном обществе существуют новые вызовы, связанные с продлением активного периода жизни. Современные технологии, стресс, высокий ритм жизни, работы по ночам и другие факторы могут сильно влиять на режим сна и бодрствования, особенно у взрослых и пожилых людей. Нерегулярный сон и недостаток сна могут привести к проблемам со здоровьем и повышенной утомляемости в течение дня.
Поэтому становится все более важным уделить внимание сну и бодрствованию как ключевым аспектам здоровья и качества жизни. Здоровый сон может помочь восстановлению энергии, повысить продуктивность, улучшить настроение и укрепить иммунную систему
Существуют несколько рекомендаций, которые могут помочь в поддержании правильного баланса между сном и бодрствованием:
- Создание регулярного режима сна: стараться ложиться и просыпаться каждый день в одно и то же время, даже в выходные дни.
- Создание комфортных условий для сна: тихая и прохладная спальня, удобная кровать и подушка, отсутствие яркого света и шума.
- Избегание употребления кофеина и алкоголя перед сном: эти вещества могут замедлить процесс засыпания и снизить качество сна.
- Физическая активность: умеренная физическая активность в течение дня может помочь улучшить качество сна.
- Использование релаксационных техник: медитация, глубокое дыхание, расслабление мышц и другие техники могут помочь успокоиться перед сном.
- Избегание сильных эмоциональных или физических нагрузок перед сном: стресс и физическое напряжение могут затруднить засыпание.
Также важно осознавать, что потребности в сне могут меняться с возрастом и индивидуальны для каждого человека. Кто-то может чувствовать себя отдохнувшим после 7 часов сна, в то время как другие люди могут нуждаться в 9-10 часах сна для нормального функционирования
Возрастная психология помогает нам понять, как балансировать время сна и бодрствования в разных периодах жизни и справляться с вызовами, связанными с недостатком сна в современном мире. Поддержание здорового режима сна и бодрствования является ключевым фактором для обеспечения долгого и активного периода жизни.
Ночная работа и бессонница: нарушения суточного ритма
Современный ритм жизни включает в себя работу и активность в течение всего дня, но также может потребовать и ночную работу. Ночная работа, будь то смена в ночную смену, работа из дома или просто активность в ночное время, может серьезно нарушить суточный ритм организма.
Наш организм настроен на дневной режим сна и бодрствования, и ночная работа противоречит этому биологическому ритму. Когда мы работаем в ночное время, наше тело не получает достаточно света и сигналов, которые приходят с естественным освещением.
Ночная работа может привести к нарушению циркадных ритмов, что может вызвать проблемы со сном и бодрствованием. Нерегулярное время сна и бодрствования может вызывать бессонницу и эксперименты показывают, что ночная работа связана с повышенным риском различных заболеваний, включая сердечно-сосудистые заболевания, диабет и гастроэнтерологические расстройства.
Когда мы работаем в ночное время, нарушается также и питание. Нечиткое питание и проблемы с пищеварением могут привести к ожирению и другим проблемам со здоровьем. Кроме того, ночная работа может негативно сказываться на нашей психическом состоянии, вызывая стресс, депрессию и тревогу.
Для уменьшения негативного влияния ночной работы на организм важно следить за регулярностью сна и бодрствования даже в условиях нерегулярного графика. Рекомендуется создать специальные условия для сна, такие как затемнение комнаты, использование шумопоглощающих наушников или белого шума для подавления внешних звуков
Кроме того, важно обратить внимание на свою диету и регулярно заниматься физическими упражнениями для поддержания хорошей физической формы. Соблюдение режима сна и бодрствования, даже при ночной работе, поможет минимизировать риски негативного влияния на суточный ритм организма
Однако, если нарушения сна и бодрствования остаются значительными и приводят к проблемам здоровья или психическим расстройствам, обратитесь к специалисту за помощью. Специалист сможет рассмотреть ваш индивидуальный случай и предложить подходящие решения для восстановления суточного ритма организма и улучшения качества сна.
Развитие общения и речи
— Период от рождения до одного года – подготовительный этап развития речи. Формируется речевой слух и дыхание, артикулирование звуков и интонирование, речевое подражание. Голосовые проявления проходят ряд этапов: крик, гукание, гуление, лепет. Основная голосовая реакция новорожденного – крик (плач) как выражение отрицательных эмоций.
— Начиная с восьмой недели, крик имеет различный характер в зависимости от того, чем он вызван.
— В возрасте от 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание.
— От 4 до 6 месяцев ребенок издает протяжные гласные звуки, сочетания губных, язычных и гласных звуков – гуление.
— В 6-7 месяцев появляется лепет – повторные слоги, цепочки слогов в ответ на голосовое общение взрослого. Достижения в самостоятельном произношении к концу первого года – от 5 до 30 лепетных слов.
— Другая сторона развития речи – понимание обращенной к нему речи. Пассивная речь опережает активную. Если в первые месяцы жизни речь взрослого воспринимается ребенком как передача эмоционального состояния, то во втором полугодии складываются условия для понимания обращенной к нему речи.
— В 9 месяцев ребенок демонстрирует свое понимание словесных инструкций: обхватывает руками шею на предложение «Обними маму» и др.
Развитие восприятия и интеллекта
В первом полугодии стремительными темпами совершенствуется восприятие ребенка, интенсивно развиваются сенсорные системы. Уже к 3-4 месяцам зрительные и слуховые способности младенцев почти не отличаются от таковых у взрослых. К этому возрасту ребенок свободно следит за движущимися предметами; способен длительно сосредоточиваться при разглядывании; совершает инициативные движения глаз; правильно связывает слуховые и зрительные впечатления (поворачивает голову и отыскивает глазами источник звука).Во втором полугодии складываются особые ориентировочные действия, направленные на обследование окружающего пространства и предметов. К 8-10 месяцам ребенок начинает воспринимать предметы как нечто постоянно существующее в пространстве, о чем свидетельствует поиск исчезнувшего из поля зрения объекта.
Развитие двигательных функций и действий с предметами
Выделяют прогрессивные движения (способствующие получению новых впечатлений) и тупиковые (отгораживающие от внешнего мира). Наиболее важные прогрессивные движения: хватание, манипулирование предметами, овладение активным передвижением в пространстве (удерживание головы, переворачивание на бок, хватание, сидение, ползание, ходьба). Прогрессивные движения и действия рассматриваются как показатели уровня развития ребенка.
Психологические новообразования младенческого периода
Главные приобретения – ходьба и первые слова. К концу первого года ребенок приобретает способность самостоятельного передвижения. Ходьба дает возможность отделения ребенка от взрослого, превращения ребенка в субъект действия. В конце первого года происходит раздробление эмоциональной общности с родным взрослым и перестройка социальной ситуации развития. Появление первых слов представляет новый способ общения со взрослым.По мнению Л.И. Божович, к числу важнейших новообразований младенчества относится появление так называемых мотивирующих представлений. Это всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности. Возникновение мотивирующих потребностей превращает ребенка в субъект действия.
Кризис одного года
Увеличение двигательных возможностей приводит к возрастанию доступности многих вещей, часто небезопасных для ребенка. Со стороны родителей возникает запрет. Сталкиваясь с противодействием взрослого в реализации своих устремлений, ребенок начинает понимать, что его желания не всегда совпадают с желаниями другого человека. Из спокойного ребенок превращается в невероятно активного, своевольного, пытающегося добиться выполнения своего желания. Поведенческим симптомом наступления кризиса одного года Выготский считал появление особых аффективных состояний – реакций, протекающих по типу эмоционального взрыва.
Кроме того, кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. При этом наблюдаются различные нарушения: нарушение биоритма (соотношения сна – бодрствования); нарушение удовлетворения витальных потребностей (чувства голода); эмоциональные аномалии (плаксивость, обидчивость).Возрастная психология
Сколько спит полугодовалый ребенок
Полугодовалому ребенку все еще надо спать почти так же много, как новорожденному: норма сна по возрасту — от 13 до 16 часов в сутки. Около полугода обычно начинается смена режима сна — переход с 3 дневных снов на 2. Когда и как это происходит, зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. В среднем спать днем 2 раза дети начинают в 6–8 месяцев.
Суммарное время дневного сна ребенка — около 3–4 часов, ночного — 10–12 часов. Время бодрствования в начале 6 месяца, как правило, составляет 2 часа 15 минут–2,5 часа. Помните, что оно включает в себя не только игры, но и подготовку ко сну, кормление, укладывание и сам процесс засыпания, на которое тоже нужно время.
К концу 6 месяца вы можете заметить, что укладывать малыша спать стало сложнее — время засыпания увеличивается, может появиться сопротивление укладыванию. Обычно это связано с возрастным увеличением времени бодрствования. К концу первой половины года жизни ребенка оно увеличивается до 2 часов 45 минут–3 часов.
Дети в этом возрасте очень бурно развиваются и растут, их возможности быстро возрастают, в том числе увеличивается время бодрствования. Поэтому режим сна ребенка часто меняется. Пока это не четкий режим с привязкой часам, а более или менее постоянный ритм сна и бодрствования — довольно предсказуемый, но гибко подстраивающийся под ребенка.
Профессор М. Вайсблут, признанный специалист по детскому сну, отмечает, что в этом возрасте обычно происходит формирование более или менее стабильного послеполуденного сна в районе 12–14 часов, который обычно сохраняется до 3 лет, а также непостоянство третьего дневного сна в районе 15–17 часов.
Дневной сон
В 6 месяцев малыш обычно спит днем 2–3 раза, продолжительность снов от 40 минут до 2 часов. Если у ребенка пока три дневных сна, обычно он спит не дольше 1,5 часов. Бывает, что малыш спит даже 4 раза в день. Это обычно для детей, которые спят днем по 30–40 минут.
К концу 6 месяца обычно начинается постепенное «сбрасывание» третьего дневного сна. Этот возраст примерный, некоторые малыши начинают спать днем 2 раза позже.
Важный сигнал для родителей — третий дневной сон становится коротким, 30–40 минут, иногда малыш может и вовсе не спать в обычное для него время. Ребенок готов к окончательному переходу на 2 дневных сна, если он легко бодрствует по 3 часа без переутомления. Разовый отказ ребенка спать в один из дневных снов еще не означает переход на 2 дневных сна.
Родители часто спрашивают консультантов BabySleep, где лучше уложить малыша на дневной сон. Полугодовалый малыш пока еще неплохо спит в коляске. Но можно его уложить спать и дома, чтобы хотя бы один сон ребенка проходил в неподвижном состоянии, и он привыкал к этому.
Ночной сон
Продолжительность ночного сна в этом возрасте колеблется от 10 до 12 часов
Помните о важности раннего укладывания ребенка! Если малыш не лег спать в третий дневной сон, важно уложить его на ночной сон раньше обычного. Лучше всего уложить его на ночь не позже 20–21 часа
Если из-за третьего дневного сна вечернее укладывание переносится на все более позднее время или ребенка становится все труднее уложить спать на ночь — это также сигнал о начале перехода на два дневных сна.
Психическое развитие
Помимо овладевания двигательными навыками и колоссальной прибавки роста и веса, период младенчества характеризуется активным познавательным и эмоциональным развитием грудничка.
- Постепенно развивается память: ребенок запоминает лица, игрушки и составляет причинно-следственные связи между действиями и их последствиями.
- К 4 месяцам у детей начинают ярко проявляться эмоции: удивление, радость, страх.
- За период младенчества сильно меняется отношение грудничка к незнакомым: во втором полугодии доброжелательность резко сменяется настороженностью и боязнью.
- К полугоду возникает психологический кризис, и ребенок чрезмерно привязывается к матери, не желая ее отпускать ни на шаг.
- Общение с близкими также проходит большой путь: от младенческого комплекса оживления к активному общению.
- Постепенно малыш осознает, что можно чего-то добиться с помощью взрослых: увидеть что-то высокое вблизи, получить в распоряжение далеко располагающийся предмет, — и всеми способами (жестами и речью) ребенок просит родителей помочь ему.
- Речь ребенка развивается на протяжении всего периода младенчества, начиная с гуления и артикуляционных забав в первое полугодие и заканчивая собственным «языком» и десятком узнаваемых простых слов к году.