Краткое содержание трагедии «Борис Годунов» подробно по частям
Часть 1
Первая часть драмы разворачивается в 1598 году, после смерти царя Фёдора Ивановича, последнего из династии Рюриковичей. Реальный претендент на трон – Борис Годунов, шурин покойного царя и фактический правитель страны. Однако Годунов не решается взойти на трон: слишком многие помнят о том, что семь лет назад в Угличе был убит малолетний царевич Дмитрий.
Князья Шуйский и Воротынский спокойно обсуждают последние события и прикидывают, кто же будет царём. Чуть позже князья решают узнать, изменилась ли ситуация. Оказалось, что народ уговорил-таки Бориса Годунова венчаться на царство. Борис Фёдорович после колебаний согласился стать царём. Узнав об этом, хитрый обманщик Шуйский решил прикидываться верным слугой монарха.
Часть 2
Вторая часть трагедии разворачивается в 1603 году. В Чудском монастыре завязался разговор между настоятелем Пименом и расстригой Григорием Отрепьевым. Оказалось, что расстрига видел вещий сон о своём воцарении и скором падении. Пимен был очевидцем страшного события и рассказал о том, кто погубил царевича Дмитрия.
Позже расстрига покидает монастырь. Патриарх поднял тревогу: Отрепьев вздумал подстрекать братию к переходу в католическую веру. В это время хитрый беглец, прикидываясь мирским человеком, говорит о том, что лучше всего жить в Литве. Появляются приставы, Григорий пытается подвести под ответ Варлаама. Однако монах сумел выкрутиться, и вдобавок опознал беглого расстригу. И всё же Отрепьев ускользает от рук закона.
Чуть позже князь Василий Шуйский узнаёт от Афанасия Пушкина байку о том, что царевич Дмитрий жив, и объявился у пана Вишневецкого. Коварный обманщик чуть позже встречается с Борисом Годуновым и неприятно удивляет царя «новостью». Годунов в ужасе: страшное прошлое возвращается, и быть беде!
В имении Вишневецких Отрепьев находит себе союзников: Курбского, чей покойный отец враждовал с Иваном Грозным, и Марину Мнишек. Во время разговора с невестой самозванец клянётся в любви. Марина согласна идти замуж, но только после того, как Григорий Отрепьев сокрушит Годунова.
Часть 3
Третья часть трагедии разворачивается поздней осенью 1604 года. Самозванец собрал войско, и переходит границу Московского царства. Узнав об этом, царь неспокоен: коварный расстрига превратился в опасного противника. Годунов надеется без проблем обезвредить самозванца. Пройдоха Шуйский обещает разоблачить Отрепьева.
Часть 4
Четвёртая часть трагедии начинается в конце 1604 года. Бои между войском самозванца и царской армией идут с переменным успехом, что не очень приятно для Бориса Фёдоровича: он надеялся на быструю и окончательную победу. Меж тем в Москве царь неожиданно встречает юродивого, у коего отняли милостыню. Юродивый требует, чтобы Годунов покарал воров так же, как царевича Дмитрия.
Часть 5
Финальная часть трагедии начинается в мае 1605 года. Царь огорчён: после поражения Отрепьев умудрился опять собрать войско. Царская армия плохо борется с врагом, а потому ей нужен толковый военачальник.
Неожиданно Борису Годунову стало плохо, началось кровотечение из ушей и носа – явные признаки отравления. Умирающего царя постригают в монахи. Борис Годунов назвал новым правителем своего сына Фёдора.
Увы, в тот же день стряслась трагедия: бояре-заговорщики убили и Фёдора, и его сестру Ксению. Один из убийц сообщает заведомую неправду – якобы царевич и царевна покончили с собой, выпив яд. Как и Гаврило Пушкин, Мосальский требует, чтобы народ присягнул на верность царю Дмитрию Ивановичу. Однако люди молчат.
Кремль. Дом Борисов. Стража у крыльца
Царский сын и его сестра Ксения вместе с матерью заключены под стражу. Мнение народа разделилось. Некоторым жалко узников, другие не желают сострадать детям убийцы. В дом заходят бояре с тремя стрельцами. Люди никак не могут догадаться об истинной цели их визита.
Спустя несколько минут после их прихода в доме стали слышны крики, визг, ругань. Неожиданно все смолкло. На пороге появляется Мосальский. Он объявляет собравшемуся возле стен народу, что Феодор и Ксения отравились ядом. Основная версия их смерти самоубийство.
В толпе звенящая тишина. Он призывает славить Лжедмитрия, но в ответ снова молчание.
Слайд 13ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗУ ОТРЕПЬЕВА Что за
сон видит Григорий ? Не пророческий ли он? Как сон Григория раскрывает его честолюбивые замыслы ? (Москва видится ему «с высоты», людей он воспринимает, как обитателей «муравейника»)Что послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола? (Кроме честолюбивых помыслов, слова Пимена о том, что царевич Дмитрий – ровесник Григория)Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений ? («…Зачем и мне не тешиться в боях,/ Не пировать за царскою трапезой?»; «А мой покой бесовскиое мечтанье тревожило,/ И враг меня мутил…»).Как Григорий оправдывает свое желание стать самозванцем ? (Григорий мысленно обращается к царю Борису:»И не уйдешь ты от суда мирского,/ Как не уйдешь от Божьего суда»).Какие черты мы замечаем в Григории ? (подтвердите текстом). (Жажда власти, стремление к богатству, неразборчивое честолюбие).Мог ли по вашему автор симпатизировать им ?Как выражается отношение автора к своим героям и к самозванству? (Самозванство, по Пушкину, безнравственно и жестоко). Смутное время потому и названо «смутным», что о престоле стал мечтать и бедный «чернец». Раз власть правящим царем достигнута незаконно и везде и всюду говорят о том, почему не сыграть роль Димитрия? И Отрепьев начинает игру. Докажите цитатой из текста
Ночь. Келья в Чудовом монастыре (1603 год)
В келье Чудового монастыря летописец Пимен заканчивает писать свою книгу сказаний. С ним в келье делил ночлег молодой монах Гришка Отрепьев. Проснувшись, он делится с Пименом странным сном, который видит уже не в первый раз. Во сне он взбирается на высокую башню. С нее видна вся Москва, как на ладони. Народ, стоящий внизу ухахатывался, глядя на него. Григорий падает с башни и просыпается.
Отрепьев завидует Пимену, его бурной жизни. В отличие от него, он ничего не видел. Пимен рассказывает историю убийства царевича Дмитрия, свидетелем которой он был. Григорий с Дмитрием ровесники. Сейчас Дмитрию было бы столько же лет, сколько ему. В голове Григория начал вырисовываться план.
Искушение величием
С самого начала пьесы, Григория постигает странное чувство – жажда власти. Такое испытание неизбежно подталкивает его на путь искушения. Мечта о власти захватывает его душу, и он начинает строить планы на будущее, надеясь стать правителем. Это искушение подстегивает его к действию, несмотря на состояние своего здоровья и номинацию на положение монаха.
Григорий понимает, что величие и власть отойдут от него в случае провала его планов, что лишь усиливает его страсть к достижению успеха. Вместе с тем, он осознает опасность искушения – власть коррумпирует и жестоко наказывает. Тем не менее, Григорий решает пойти на риск и не сдаваться перед искушением величием.
В его мечтах возникают образы великих лидеров, которые стали образцом для подражания. Он мечтает о величии и славе, которые следуют за успешными правителями. Искушение величием охватывает его сильнее всего в этих моментах.
Отказавшись от своего прежнего статуса и веры, Григорий использует искушение величием для достижения своих целей. Он становится ложным Дмитрием, полагаясь на то, что величие притянет к нему все, чего он жаждет. Однако искушение имеет свою темную сторону, и Григорий начинает понимать, что путь к власти требует непомерных жертв и безжалостности.
В конце концов, искушение величием приводит Григория к печальному и роковому исходу. Сломленная и истощенная душа Григория отступает перед темной стороной соблазна, и он осознает, что его мечты и иллюзии лишь привели его к гибели.
Величие и власть – искушение, которое может изменить жизнь человека. Развивая эту тему через мечты Григория из Бориса Годунова, пушкинская трагедия напоминает нам о том, что погружение в искушение может стать высокой ценой для души.
Портрет главного героя
Григорий известен своими внутренними конфликтами и мрачными мечтами. Он постоянно мечтает о власти и стремится стать царем России. Его мечты пронизаны амбициями, жаждой власти и желанием отомстить за свою несправедливую судьбу.
Григорий также отличается своей завораживающей речью и уверенностью в себе. Он способен внушить веру и следование многим людям, которые были разочарованы правлением Бориса Годунова. Его каризма и убедительность позволяют ему привлечь сторонников и сформировать оппозицию против царя.
Несмотря на свои амбиции и жажду власти, Григорий также показывает человеческую сторону. Пушкин изображает его символом надежды и свободы. Он жертвует своей счастливой жизнью и миром, чтобы добиться справедливости и изменить судьбу России.
Очень краткий пересказ трагедии «Борис Годунов»
Действия поэмы отражают смутное время конца XVI – начала XVII веков. Шуйский обвиняет Бориса Годунова в детоубийстве — по его вине не стало младенца-царевича, но народ требует его возведения на престол. Годунов соглашается на трон. Тем временем в Чудовом монастыре инок Григорий, узнав о происходящем совершает побег в Москву. Там он влюбляется в Марину Мнишек и они задумывают завладеть престолом. Григорий объявляет себя царевичем Дмитрием, заручается поддержкой поляков и литовцев, сеет смуту в народе.
Самозванец идёт на Москву войной, народ отрекается от Годунова. Войска Бориса одерживают нелёгкую победу, но сам Годунов умирает. Семью Годуновых объявляют проклятыми. Бояре призывают простой люд чествовать Лжедмитрия. Но русский народ не так глуп — толпа остаётся безмолвной.
Темные силы в его душе
Мечты Григория, главного героя пьесы «Борис Годунов», открывают нам взгляд на таинственные и темные силы, которые скрываются в его душе. Он постоянно борется с ними, но они остаются неотъемлемой частью его бытия.
Одной из основных тем, которую поднимает Александр Сергеевич Пушкин в своей пьесе, является внутренний конфликт Григория. Он мечтает о власти, о возможности стать правителем страны, но при этом он осознает, что эти мечты сопряжены с темными силами. Григорий понимает, что реализация его мечт обязательно приведет к страданиям и разрушению.
За всеми своими намерениями и стремлениями к власти, Григорий прячет свои страхи, сомнения и внутренние потери. Он хочет заполнить свою жизнь смыслом и значимостью, но эта жажда власти и величия притягивает к нему темные силы, которые он не может полностью контролировать.
Мечты Григория показывают, что его душа пронизана эмоциями, которые бывают как положительными, так и отрицательными. Это яркий пример того, что внутри каждого из нас существует вечная борьба между светлыми и темными силами. Именно эта внутренняя борьба делает персонажа Григория столь привлекательным и многогранным.
Стихотворные сны Григория, которые Пушкин мастерски вплетает в текст пьесы, символизируют темные силы и таинственность, которые сосуществуют с яркими и солнечными образами. Они придают мечтам Григория еще большую глубину и интенсивность.
Таким образом, мечты Григория позволяют нам погрузиться в его внутренний мир, который полон конфликтов и эмоций. Они являются отражением нашей собственной человеческой природы, показывая, что в каждом из нас существуют темные силы, с которыми мы должны справляться и принимать как неотъемлемую часть нашего существования.
Кремлевские палаты (1598 года, 20 февраля)
Между князьями Воротынским и Шуйским происходит диалог на тему затворничества Бориса Годунова и его сестры в монастыре. Уже месяц, как они заперлись и никого не пускают к себе. В городе неспокойно. Народ волнуется. Каждый день под окнами монастыря люди собираются в кучки с просьбой принять престол, доставшийся Борису после смерти царя Федора Иоанновича.
Князья уже голову сломали в поисках ответа на вопрос, как бы им перехватить царство у неродовитого Бориса. Шуйский выдает по секрету Воротынскому страшную тайну. В смерти младшего брата царя, царевича Дмитрия, виновен не кто иной, как Годунов.
Слайд 9Лексика.1. Устаревшая лексика:лампада, хартии, поминают, вече, взор, зрит, внимая, ведая, на
челе, очей, владычество, сокрытые, смиренный, величавый, дьяк, минувшее.2.Эпитеты:труд усердный, безымянный, правдивые сказанья, вид смиренный, величавый, спокойный вид.3.Сравнения:точно дьяк.
Синтаксис.1.Обратный порядок слов (инверсия):Книжному искусству вразумил.Монах трудолюбивый; труд усердный, безымянный.3.Антитеза:Событий полно –безмолвно спокойно;Память сохранила – прочее погибло.4.Анафора:Немного лиц…Немного слов…5.Умолчание:А прочее погибло невозвратно…6.Бессоюзие: а)На старости я сызнова живу, Минувшее проходит предо мною- Давно ль оно неслось событий полно…
Какие художественные средства выразительности использует А. С. Пушкин для создания образа летописца?
Место трагедии «Борис Годунов» в истории русской литературы и культуры
В. Белинский назвал историческую трагедию «Борис Годунов» первой подлинно русской народной трагедией. Для дальнейшего творчества Пушкина трагедия сыграла решающую роль, став родоначальницей многочисленных исторических пушкинских произведений, таких как «Арап Петра Великого», «Полтава», «Медный всадник», «Капитанская дочка» и др. Пушкину удалось в трагедии не только показать масштабную, объемную и правдивую картину прошлых времен, но и проникнуть в глубины общественных отношений «мыслью историка», дав оценку событиям изображаемой эпохи, философски осмыслив проблемы взаимоотношений власти и народа, которые остаются актуальны для любого времени. На основе трагедии Пушкина М. Мусоргским была написана одноименная опера «Борис Годунов», которую композитор назвал народной музыкальной драмой, ставшей новым словом в истории русской и мировой музыкальной культуры.
Словарь
1. Корчма – кабак, питейное заведение
2. Шурин – брат жены
3. Инок — монах
4. Кудесник – маг, колдун
5. Черноризец – монах, послушник
В материалах урока использованы кадры из к/ф «Борис Годунов», 1986
Главные герои и их характеристика:
- Борис Фёдорович Годунов – русский царь, взошёл на трон после смерти Фёдора Ивановича. Боится расплаты за «Угличское дело» (якобы Борис Годунов подослал убийц к царевичу Дмитрию, но это неправда – на деле это убийство было выгодно Шуйским). Умирает в конце пьесы.
- Григорий (Юрий) Отрепьев – беглый расстрига Чудского монастыря. Выдаёт себя за царевича Дмитрия, чудом спасшегося от убийц. Ставленник семейства Мнишек.
- Князь Василий Иванович Шуйский – коварный и хитрый боярин. Главный враг Бориса Годунова и заказчик его убийства (в реальности Василий Шуйский погубил и Годунова, и Отрепьева, однако плохо кончил – умер от голода в польском плену).
- Князь Воротынский – сообщник Шуйского, искренне считает себя реальным кандидатом в цари.
Корчма на Литовской границе
Одетый в рванье Григорий с бродягами Мисаилом и Варлаамом проводят время в корчме на Литовской границе. Он интересуется у хозяйки заведения, как добраться до Литвы. Женщина предупреждает, что все дороги перекрыты. Ищут какого-то беглеца. Гришка понимает, что речь о нем.
Входят приставы с царским указом в руках, прочитать который они не могут в силу своей безграмотности. Гришка берется озвучить написанное, но переиначивает текст письма, в котором были описаны его приметы. Теперь по его словам беглец вылитый Варлаам, но бродяга был не промах. Он понял, что Георгий хитрит. Он выхватывает письмо. Поняв, что разоблачен, Отрепьев вытаскивает из глубин пазухи кинжал и выпрыгивает в окно.
Лишь одна мечта — власть
Григорий, сыграв важную роль в обмане народа о своем родстве с Иваном Грозным, находит в этой лжи тонкую нить, которую он решает протянуть до самой вершины — трона. Он лелеет горячую мечту о власти, о возможности управлять судьбами не только России, но и всего мира.
Эта мечта оживляет и возбуждает Григория, дает ему силы продолжать свое нелегкое путешествие по пути власти. Он забывает о суетных мелочах и легко преодолевает трудности, стоящие на его пути.
В мечтах Григория проскальзывают образы знаменитых правителей, которые вели Россию к величию. Он хранит в памяти их успехи и неудачи, чтобы на их примере извлечь уроки и не повторить их ошибок. В его мечтах он сам становится этими правителями и преображает будущее России.
Мечта Григория о власти наполняет его душу, словно она стала его настоящим вторым сердцем. Он живет и дышит этой идеей, ощущая, как она хрупко висит над его головой. Григорий готов пойти на любые жертвы, на любые измышления, чтобы сделать эту мечту реальностью.
Но что тайно таит в себе эта мечта? Григорий и сам не знает, какой истинной сущностью она обладает. Может быть, она просто иллюзия, созданная его собственным разумом, чтобы скрыть от него самого его истинные желания и страхи. Или может быть, она действительно способна изменить не только его судьбу, но и судьбу всего народа.
Тайна мечты Григория о власти остается нераскрытой, как и сама его душа. Она продолжает витать над ним, подобно яркой звезде, которая показывает ему путь, но оставляет его в неведении, не раскрывая своего смысла и цели.
Грезя о светлом будущем
Григорий мечтает о том, чтобы Русь была свободной и справедливой страной, где все люди равны перед законом. Он верит в восстановление права и возвращение на престол истинного наследника.
Будущее, которое сияет в глазах Григория, украшено миром, добротой и счастьем для каждого человека. Он готов сделать все возможное, чтобы свои мечты осуществить.
Светлое будущее, которое рисует перед собой Григорий, наполнено надеждой и верой в свои силы. Он не останавливается перед трудностями, а шаг за шагом идет к своим целям.
Григорий знает, что для того чтобы изменить мир, нужно начать с себя. В своих грезах он видит какосьбеский образ будущего героя, воплощение силы и справедливости.
Мечты Григория в опере «Борис Годунов» Пушкина
Одна из главных мечт Григория — стать царем России. Он мечтает о власти и величии, и эта мечта становится его основной целью. Во время одной из своих мечт Григорий видит себя на троне, окруженным поклонниками. Для него это не просто сон, а священное видение, которое подтверждает его судьбу и право на престол.
В другой мечте Григорий видит приход смерти Бориса Годунова. Это видение наполняет его радостью и уверенностью в своей силе. Григорий верит, что его мечта станет реальностью и он сможет осуществить свое предназначение.
Однако мечты Григория также превращаются в кошмары. Он видит тех, кто заставляет его сомневаться в себе и своем предназначении. Он боится, что не сможет справиться с требованиями, которые возлагают на него. Но даже несмотря на эти сомнения, он продолжает стремиться к своей мечте и погружаться в свои видения.
Мечты Григория | Описание |
---|---|
Стать царем России | Григорий видит себя на троне и окруженным поклонниками |
Приход смерти Бориса Годунова | Григорий видит, как Борис Годунов умирает, что наполняет его радостью |
Сомнения и страхи | Григорий видит тех, кто заставляет его сомневаться в себе и своем предназначении |
Мечты Григория в опере «Борис Годунов» отражают его стремление к власти и изменившуюся реальность. Они показывают как его мечта становится его определением и влияет на его решения и действия. Эти мечты добавляют интригу и напряжение в сюжет оперы, делая ее еще более увлекательной для зрителей.
Пылкая стремительность грёз
Одной из ярких грез Григория является его видение себя на царском троне. Он мечтает о власти и безграничном влиянии, о том, чтобы стать правителем Руси. Его стремление к мощи и превосходству заполняет его сердце и приводит к неистовому желанию достичь своей цели.
Грёзы Григория также проявляются в его стремлении быть истинным героем, защитником Родины. Он мечтает о подвиге, о величии своего имени, о славе и признании. Эта пылкая мечта о героизме пронизывает его душу и подталкивает его на самые отчаянные поступки.
Но грёзы Григория несут с собой и риски. В порыве своих мечтаний он часто теряет чувство реальности и приближается к безумию. Эта стремительность грёз превращается в опасность для его самого себя и окружающих.
Таким образом, мечты Григория из оперы «Борис Годунов» Пушкина являются выражением его пылкой стремительности и противоречивой природы. Эти грёзы наводняют его силой и энергией, но одновременно могут превратиться в его главный противник и опустить его в пучину безумия.
История создания драмы «Борис Годунов»
Историческая основа произведения. Смутное время в истории России
Историческую трагедию «Борис Годунов» Пушкин начал писать во время Михайловской ссылки в конце 1824 г., закончил в ноябре 1825 г. В основу сюжета драмы легли события, описанные Н.М. Карамзиным в X и XI томах «Истории государства Российского». Действие трагедии разворачивается в начале так называемого Смутного времени на рубеже XVI-XVII в. и затрагивает переломную эпоху смены династии Рюриковичей династией Романовых. Пушкин использовал историческую версию о непосредственной причастности Бориса Годунова к смерти сына Ивана Грозного Дмитрия в Угличе. Хотя прямых доказательств вины Годунова в гибели наследника царского престола династии Рюриковичей не существует. Но все же Годунов под видом всенародного избрания получил власть.Основными темами трагедии «Борис Годунов» стал темы власти и народа, ответственности власти перед народом, роль народа в истории. Пушкин посвятил произведение своему вдохновителю – историку и писателю Н.М. Карамзину.
Рукопись Пушкин привез с собой в Москву летом 1826 г., когда его перед своей коронацией отозвал из ссылки Николай I. В сентябре-октябре Пушкин устроил несколько чтений драмы для своих друзей. Узнав об этом, глава тайной полиции А. Бенкендорф потребовал рукопись для цензурной проверки. Рукопись попала к Николаю I, вызвала неодобрение и была запрещена.Император, ставший личным цензором Пушкина после ссылки, настоятельно рекомендовал драму переделать. К печати были допущены отрывки нескольких сцен.
Напечатана трагедия «Борис Годунов» была только в конце 1830 г., но многие сцены были переписаны или удалены по настоянию цензуры. В театре постановку драмы тоже запретили. Впервые она была поставлена на сцене только в 1870 г.
Кадр из фильма С.Бондарчука «Борис Годунов»