От чего помогает псалом 67
О чуде 90-го псалма Pravslov рассказал здесь. Часто спрашивают «от чего помогает псалом 67», но такая формулировка неправильная, а вот если спросить: «в чем поможет Бог молящемуся человеку», то можно сказать:
67-й псалом имеет защитительное значение. Например, он, наряду с другими, читается во время чина над одержимыми от нечистых духов.
Поэтому его можно читать:
- в душевной скорби;
- при искушениях на грех;
- нападениях от врагов;
- когда требуется сугубая Божия помощь в разрешении сложной ситуации; это может быть вражеское нападение, сильное искушение, нападение страстей.
Его принято читать:
- вместе с другими, когда верующий решает читать Псалтирь, например, по кафизме (части) в день; песнопение входит в 9 кафизму;
- есть христиане, читающие псалом накануне Пасхи – ведь там пророчески говорится о Воскресении;
О молитве, основанной на первых четырех стихах 67-го псалма, значение которой защита христианина от зла, читайте статью «Да воскреснет Бог — молитва Кресту».
Именно этот псалом считается песнью торжества о Господе, радости о Нем. Уже во времена Апостолов считалось, что он содержит пророчества о Христе – Его Воскресении, Вознесении, даровании Святого Духа Церкви. Поэтому 67-й не раз цитируется в «Деяниях» Апостолов, а также их посланиях.
Псалом 90-й «Живый в помощи Вышняго… «
Живый в помощи
Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви:
Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна;
плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися; оружием
обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от
стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и
беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма
одесную тебе, к тебе же не приближится. Обаче очима твоима
смотриши и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи,
упование мое; Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет
к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко Ангелом
Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На
руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою;
на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко
на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое.
Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его,
и прославлю его; долготою дней исполню его, и явлю ему
спасение Мое.
В чем сила Иисусовой молитвы
Конечно, в том, о чем говорил Сам Христос – «Именем Его» происходит внутреннее преображение, преодолеваются страсти, если есть благословение Божие – может произойти исцеление болезни тела.
Как научиться
Общее правило приступающего к деланию – делать это понемногу, осторожно, с рассуждением, вдумчиво. Нельзя:
- ставить перед собой высокие цели, например, достижения благодатных состояний, подобных опыту святых; как правило, это ведет к прелести или даже – психическим расстройствам;
- делать упор на количество; необходимо сначала научиться произносить слова от души.
Новоначальному обычно советуют иметь помощника, будь то духовник или же просто христианин, уже имеющий такой опыт.
Как правильно молиться мирянам
Опытные пастыри рекомендуют:
- начать с того, чтобы просто достичь чистой молитвы – на обычном дневном правиле утром, вечером; лишь затем можно двигаться дальше; для этого необходимо вдумываться в слова, произносить их неспешно, по возможности – создав вокруг себя спокойную обстановку, удалившись от радио, телевизора; много помогает правильному духовному настрою также частое посещение храма, Таинства Исповеди, Причастия;
- затем, когда душа полюбит духовное делание, можно переходить к молитве Иисусовой, но не самочинно, не без духовного руководства; хорошо, если опытный духовник по мере готовности человека сам дает некоторое количество этих кратких прошений, которые необходимо совершить; превышать его опасно – при кажущейся простоте, краткости моления, усиленное делание может привести к мыслям о собственной праведности, наконец, к прелести – бесовскому прельщению от гордыни.
Как правильно молиться мирянам
Многие полагают, что для делания необходимы четки. Это шнур или лента, образующие кольцо. На них навязано определенное количество узелков или нанизаны бусины, а также помещен крест
При каждом кратком молении верующий перебирает рукой узелки или бусины – это помогает не отвлекать внимание на подсчет количества произнесенных прошений, собрать ум
Опасности
Они хорошо известны. Это – различные искушения. Среди них самое частое – надмение своими «успехами». Такой человек через время начинает:
- совершать делание напоказ, прилюдно, чтобы погордиться своей праведностью;
- злиться, раздражаться – это также говорит о том, что «подвиг» идет неправильно, совершающий его не стяжал покаяния;
Имя Божие – великая сила, когда человек соприкасается со Христом чрез него, то, по словам прот. Георгия Бреева, духовника Московской епархии, «пробуждает в душе много таких движений, которых, может быть, и не было раньше. Когда человек постоянно творит умную молитву, в нем начинает пробуждаться сокровенное, с чем человек в своей практике, возможно, и не сталкивался».
наконец, в пастырской практике многих священников вообще известны случаи нервного или даже психического расстройства от подобного усердия не по разуму, когда начинает чрезмерно работать воображение, молящийся получает даже «видения», некие «откровения»; на опасность подобных явлений не раз указывали святые отцы.
Причина подобных состояний – не одна ревность не по разуму, но желание достичь душевного спасения, не работая над собой, не борясь со страстями, грехами, а лишь «механически» повторяя обращение к Богу. Тогда общее греховное состояние рано или поздно придет в противоречие с духовным деланием, произойдет срыв.
Практика для мужчин и женщин
По сути, все эти правила действительных для всех, совсем незначительно различается лишь текст:
- «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»– для мужчин;
- «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную»– для женщин.
Иные названия Иисусовой молитвы
В некоторых моментах, обращение к Сыну Божьему можно отнести к аскетическим практикам. Однако по большей части, она является частью эзотерического направления. Среди адептов, носит название «тайная молитва». Читают ее для того, чтобы обрести крепость ума и уберечь душу от греха.
В рамках аскетизма молитвословие является важной частью понимания себя и Божественного Промысла. В этом случае, аскет отрешается от своего земного существования в пользу небесного бытия
ИНТЕРЕСНО: Жизнь Иисуса Христа: читать.
Практиковать аскезу может каждый, однако, не стоит самостоятельно постигнуть это течение христианства. Для удобства уточните все интересующие вопросу у своего духовного наставника. Только он в силах помочь вам, наставить на путь истинный. В одиночку вы можете стать приверженцем еретического течения, хотя не будете подозревать об этом.
Так как Иисусова чем-то напоминает практики йоги, то ее постоянно путают с таковой. На самом деле, это не так.
«Тайная молитва» практикуется в исихазме и предполагает молчание. Подобного рода аскеты предпочитают в молчании проводить время и учиться понимать Господа бога без слов. Такой подход, безусловно, интересен, но для обычного мирянина, чья жизнь проходит в постоянном общении, невыполнима.
Толкование молитвы
Первые строки молитвы почти полностью совпадают с первыми стихами 67-го псалма царя Давида. Святитель Афанасий Великий говорил, что словами данного псалма «пророк изображает пришествие Господне, низложение Его врагов и окончание духовного плена. Выражает побуждение Бога произвести суд над нечистыми демонами, потому что пришествием Спасителя демоны лишены власти мучительствовать над людьми».
По учению святых подвижников благочестия, обращаясь к Кресту Господню, ограждающему христиан от вражеских напастей, очень важно понимать, кого Церковь считает врагами Бога. К примеру, блаженный Феодорит наставляет:. «Молитва сия не против людей, но против демонов, враждующих на людей».
«Молитва сия не против людей, но против демонов, враждующих на людей».
А протоиерей Игорь (Прекуп), настоятель храма прп. Сергия Радонежского в г. Палдиски (Эстония), дает более подробное объяснение:
Произнося молитву «Да воскреснет Бог», верующие уповают на силу Животворящего Креста. Исходящая от Креста благодать, по учению праведных старцев, не автономна, — она исходит от распятого на нем Спасителя. Этим бывшим орудием казни Господь разрушил ад и подорвал власть сатаны над людьми, поэтому козни лукавых духов человек может разгонять силою крестного знамения.
Человек, пользующийся этим средством с верою, неизменно получает от Господа поддержку. Только при этом жизнь человека должна соответствовать Божьим Заповедям и ходить он должен путями, завещанными Священным Писанием.
Песнь 1
Ирмос: Яко по суху пешешествовав
Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя
потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.
Яко по суху — как по суше. Пешешествовав
— пройдя пешком. Богу победную песнь поим, вопияше
—
(Израильский народ) воскликнул: Воспоем Богу победную
песнь!» (именно так, с кавычками, следовало бы писать
при передаче современным письмом это место, тем более
что несколько необычный для нас порядок слов затрудняет
понимание).
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Примечание: В канонах припев как
молитвенное воззвание произносится перед первым и вторым
(и третьим, если он есть) тропарем каждой песни, но не
читается перед тропарями, начинающимися со Слава отцу, и
Сыну, и Святому духу и И ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.
Ныне приступих аз грешный и обремененный
к тебе, Владыце и Богу моему; не смею же взирати на
небо, токмо молюся, глаголя: даждь ми, Господи, ум, да
плачуся дел моих горько.
Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
О, горе мне грешному! Паче всех человек
окаянен есмь, покаяния несть во мне; даждь ми, Господи,
слезы, да плачуся дел моих горько.
Слава:
Безумне, окаянне, человече, в лености
время губиши; помысли житие твое, и обратися ко Господу
Богу, и плачися о делах твоих горько.
И ныне:
Мати Божия Пречистая, воззри на мя
грешнаго и от сети диаволи избави мя, и на путь покаяния
настави мя, да плачуся дел моих горько.
Аз — я. Глаголя — говоря.
Даждь — дай.
Паче — более. Несть — нет.
*В некоторых древних рукописях есть
надписание: «Творение Кир (господина) Андрея Критского».
— Примеч. протоиерея Сергия Правдолюбова.
*В некоторых древних рукописях есть
надписание: «Творение Кир (господина) Андрея Критского».
— Примеч. протоиерея Сергия Правдолюбова.
В каких случаях читается молитва Честному и Животворящему Кресту
Многие задаются вопросом: в чем помогает молитва «Да воскреснет Бог» и когда ее читают. Эту молитву с давних пор верующие произносили в самых сложных жизненных ситуациях.
Так, в период массовых эпидемий или природных бедствий в православных приходах традиционно выносили из алтаря запрестольный Крест и, совершая с ним крестный ход, торжественно несли его впереди шествия. Крест напоминал о страданиях и в то же время воодушевлял верующих на христианский подвиг. В такие сложные для родной земли времена люди возносили молитву Животворящему Кресту, и часто, по их вере и усердию, несчастья отступали.
Эта молитва помогает христианам противостоять ежедневным искушениям и воздействиям лукавых духов. Считается также, что эта молитва защищает от колдовства и чародейства. Ее читают священники, когда освящают жилища.
Интересный фактИногда встречается мнение, что молитву необходимо читать 40 раз, но на самом деле, важно не количество а внимание
Церковнослужители советуют обращаться к ней всякий раз перед началом работы. К примеру, протоиерей Сергий (Гусельников), заместитель настоятеля Кирилло-Мефодиевского собора в г. Самаре, в интервью православной газете «Благовест», вышедшей 28 апреля 2000 г., привел несколько случаев помощи данной молитвы, известных ему по рассказам прихожан, и пояснил, что читают ее верующие перед началом трудового дня для того, чтобы Господь посредством Креста Своего сохранил их от неприятностей и недобрых людей.
В том же интервью о. Сергий поведал, как много раз ему самому приходилось видеть благодатное действие этой сильнейшей молитвы. Например, если в переполненном общественном транспорте начиналась ругань, он начинал мысленно читать эту молитву, и скандалы утихали.
Молитва помогает в разных случаях. Главное, чтобы совершалась она с сердечным упованием на Всемогущего Творца. Как выразился митрополит Антоний (Паканич), член комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви: «молитва Кресту никогда не останется без ответа даже в самых безнадежных ситуациях, если обращаться с верой и упованием на благодатную помощь Спасителя. Но есть и неправильное использование данной молитвы, как и любой другой, когда на нее смотрят как на магическую формулу, чтобы чего-то достичь. А это очень опасный путь, ведущий к гибели».
Это интересно: О чтении акафиста Кресту Господню
Татьяна Расновская
Православные молитвы
Православные молитвы
Молитва Господня Отче Наш Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Иисусова молитва
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.Сокращенная молитва: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя Краткая молитва: Господи, помилуй
Молитва Святому Духу Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Молитва ко Пресвятой Троице Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Молитва Пресвятой Богородице Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Молитва Достойно есть Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Молитва Честному Кресту Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящи Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знаменем, и в веселии глаголящих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняй бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшего и поправшаго силу диаволю, и даровавшего нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки веков. Аминь.
Псалом 50, покаянный Выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
Псалом 90 Живый в помощи Молитва в опасной ситуации. Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна. Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися. Оружием обыдет тя истина Его, не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится. Обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Какому святому в каких случаях молиться? Православные молитвы на разные случаи жизни.
Пища души
Каждый верующий человек хочет молиться. Святой Григорий Палама говорит: сколько человеческих душ в мире, столько и уровней и образов молитвы. Каждый вносит в молитву свой внутренний опыт, свои переживания. А переживания у всех разные. Один с детства имеет дух молитвенный, от природы, от благодати Божией — прямо сразу может молиться. Другому нужно большой жизненный путь пройти, и только в середине этого пути он поймет, что молиться надо. И начнет с трудом делать маленькие шаги, постигать азы.
Молитва — это пища. Если человек жив, он нуждается в еде. Все-таки мы не раз в день подкрепляем себя пищей. Так же и духовно — душа тоже нуждается в пище. Но здесь нужно понимание, живая потребность напиться живой воды, а не формальная сторона, не привычка, не обрядность. Живая вода — это слово Божие. Когда есть эта жажда, тогда и начинается правильный строй молитвы. Его сам Бог выстраивает. Потому что сказано, что без действия благодати мы не можем молиться, даже обратиться к Богу «Авва Отче» мы не можем, по апостолу Павлу, без Духа Святого. Дух Святой дает нам в сердце молитву — ставит и обращает к Богу Отцу Небесному, ко Христу.
У людей, любящих молитву, даже внешность меняется, будь то миряне или монашествующие. Конечно, внешность — не очень убедительный фактор, но все равно по человеку обычно видно, если он молитвенник.
Молитва — это путь, который приводит человека к Богу. И, если человек остановится на половине пути, он может потерять и то, что уже приобрел. Молитва воспитывает высокое, тонкое благородство. Душа становится разумной, отступает от грубых страстей, прозревает, укрепляется в вере. Дух Святой действует и в молитве, и в Священном Писании. Человек начинает прозревать дивную гармонию Божественного Слова, Писания. Потому что молитва подготавливает сердце человека, как сосуд, который потом вмещает в себя все дары благодати Святого Духа. Без молитвы невозможно этого достичь.
Добрый плод молитвы — умирение сердца, когда сердце становится чистым. А чистым сердцем человек узрит Бога. Человек начинает в себе видеть действие страстей и действие благодати Божией, начинает различать, что идет к нему от падших духов. Потом, если человек действительно трудится не вотще, он начинает прозревать суть вещей. Если христианин проходит молитвенный путь с ревностью и со смирением, ему будут сопутствовать духовные плоды.
Толкование 67 псалма
Он имеет надписание: «В конец». Современные толкователи отмечают, что оно означает окончание какого-либо события. В данном случае, как полагают церковные историки, таковым является перенос главной святыни народа Израиля – Ковчега Завета, в котором находились святыни.
Давид танцует перед Ковчегом Завета. Джеймс Тиссо (1836 — 1902) англо-французский художник
Это каменные скрижали, на которых Божией рукой начертаны были 10 заповедей во времена прор. Моисея, сосуд с небесной манной, пищей, которой евреи питались во время странствования по пустыне, посох первосвященника Аарона.
Но самое главное – то, что над Ковчегом Сам Господь благоволил являться прор. Моисею в походном храме, Скинии, говорил с ним. А значит, Ковчег был местом непосредственного Божия присутствия.
О самом событии, ставшем основой песнопения, есть разные мнения:
- ряд церковных историков считают, что оно упоминается во 2 Книге Царств; здесь говорится, что Давид перенес Ковчег из дома Аведдара Гефянина, где он временно пребывал, на гору Сион (2 Цар.6:12)
- другие полагают, что Ковчег не раз уносили с Сиона во время вражеских нашествий, дабы святыня не попала к иноверцам, не была осквернена или уничтожена; псалом мог быть написан после одной из побед Давида, когда Ковчег вернули на Сион.
Первые слова псалма – не собственно самого Давида. Это повторение, хотя несколько по-другому, слов прор. Моисея:
«Востани, Господи, и да рассыплются врази Твои, и да бежат вси ненавидящии Тебе»
(Чис.10:34) .
Св. Моисей говорил эти слова всякий раз, как Ковчег поднимали, чтобы нести в дальнейший путь.
Прор. Моисей со скрижалями Завета. Роспись баптистерия собора первомч. Стефана в Конкордии-Саджиттарии, Венето. Кон. XI в.
Вероятно, и Давид, поднимая святыню, вспоминал те события многолетней давности.
- Первые стихи псалма очень торжественны, они начинают процессию, перед которой идет Ковчег. Псалмопевец славит Господа как Милостивого, Любящего – и бесконечно величественного. Всякий грешник тает пред Ним как «воск от лица огня», настолько призрачна жизнь его – отвергшего Господа, оставленного ходить по своей немощной человеческой воле.
-
Затем псалмопевец начинает воспевать торжественное шествие Господа со Своими людьми. Он вспоминает времена прор. Моисея:
(Пс.67:8-9)
- Так, предводительствуемый Самим Богом, избранный народ входит во Обетованную Землю, и успокаивается там от всех своих бедствий: св. Давид сравнивает народ с голубкой с серебряными и золотыми перьями.
- Слова «внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне» означают рассеяние врагов иудеев (славянское «разнствити» значит именно это).
- А «оснежатся в Селмоне» – понятная современникам отсылка к горе, покрытой снегом. Враги народа падают, подобно снегу на Селмоне.
- Но выше этой горы, как и всех иных – Сион, где «благоволил Бог жити», куда по Его благословению несут Ковчег.
Стихи псалма с 19 по 36 многие христиане еще во времена Апостолов понимали как пророческие о будущем пришествии Мессии.
Например, именно так ап. Павел толковал слова:
«Возшел еси на высоту, пленил еси плен: приял еси даяния в человецех, ибо непокаряющыяся еже вселитися» (Пс.67:19). В Послании к Ефесянам он пишет, что эти слова (вместе с первым словами песнопения – «Да воскреснет Бог») относятся к Воскресению Христову.
А вот вполне ясное пророчество о Его Вознесении:
(Пс.67:33-34).
Псалом завершает торжественное пророчество о Мессии, которому поклонятся все земные царства, все народы.
Несколько слов о почитании Креста
Молитва «Да воскреснет Бог» имеет еще одно именование – «Молитва Честному Животворящему Кресту Господню». Для христиан Крест, на котором был распят Спаситель — символ победы жертвенной любви над смертью. Кровь Христа освятила его и сделала знаменем Воскресения.
Икона «Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня»
Почитать Крест стали еще в апостольские времена. Так, в посланиях апостола Павла его упоминание присутствует в тексте много раз. В честь Креста учреждались празднования и составлялись молитвы. Ведь поклонение Кресту означает поклонение Добровольной Жертве Господа. Причину такого почитания этой святыни замечательно изложил св. Иоанн Дамаскин в труде «Точное изложение Православной Веры»:
Русская Церковь испокон веков почитает эту святыню. Несколько дней в церковном календаре посвящено чествованию Животворящего Креста. Это Крестопоклонная седмица (3-я неделя Великого поста), праздник Крестовоздвижения и еще некоторые дни. Каждую среду и пятницу во время богослужений произносятся посвященные Кресту молитвы. В литургических текстах темы Креста, Страстей Господних, Распятия и Светлого Воскресения Христова тесно связаны между собой.
Интересный факт
- В православной традиции встречаются кресты нескольких видов. Самый простой и древний – четырехконечный, известный со времен раннего христианства. Широкое распространение получил также восьмиконечный крест, имеющий две дополнительные перекладины: верхнюю, представляющую собой табличку с надписью «Иисус Христос – Царь Иудейский» и нижнюю, являющуюся подставкой для ног Спасителя.
- Кресты, установленные на куполах храмов, иногда имеют в основании полумесяц, не имеющий никакого отношения к исламу. Полумесяц – древний византийский символ, обозначающий царское достоинство, именно в этом качестве он и пришел на Русь.
- На Руси до церковных реформ, проводимых в XVII в. патриархом Никоном, на обратной стороне нательных крестов гравировались слова: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его!» И русские люди во всех тяжких обстоятельствах, осеняя себя крестным знамением, произносили эту молитву Честному Кресту.
И́кос 7
Зако́н да́вый иногда́ богови́дцу на Сина́и, пригвожде́н бысть во́лею ко Кресту́ за лю́ди беззако́нныя, и упраздни́ зако́на кля́тву дре́внюю, да вси мы, ви́дяще ны́не Креста́ си́лу, воззове́м ему́:
Ра́дуйся, па́дших челове́ков воста́ние;
ра́дуйся, ми́ру сему́ покланя́ющихся паде́ние.
Ра́дуйся, воскресе́ния Христо́ва прославле́ние;
ра́дуйся, мона́шествующих боже́ственное услажде́ние.
Ра́дуйся, дре́во благосенноли́ственное, и́мже покрыва́ются ве́рнии;
ра́дуйся, дре́во, проро́ки глаго́ланное, на земли́ насажде́нное.
Ра́дуйся, ца́рствию на враги́ поможе́ние;
ра́дуйся, христоимени́тому жи́тельству держа́вное предста́тельство.
Ра́дуйся, Судии́ Пра́веднаго явле́ние;
ра́дуйся, челове́ков согреша́ющих осужде́ние.
Ра́дуйся, Кре́сте, сиро́т засту́пниче;
ра́дуйся, Кре́сте, ни́щих богати́телю.
Ра́дуйся, животворя́щий Кре́сте Госпо́день.