Горе от ума

Грибоедов александр - горе от ума

Тайна тетушки Софьи и юмора Чацкого

Высмеивая Москву, Чацкий язвительно спрашивает Софью:

На съездах, на больших, по праздникам приходским? 

Господствует еще смешенье языков: 

Французского с нижегородским? 

Почему же французский язык смешивается именно с нижегородским говором? Дело в том, что во время войны 1812 года это стало реальностью: московские дворяне эвакуировались в Нижний Новгород. Тогда же на патриотическом подъеме дворяне попытались отказаться от французской речи и заговорить по-русски (Лев Толстой описал это в «Войне и мире»), что и привело к комиче­скому эффекту — смешению французского прононса с нижегородским оканьем. 

Не менее забавными были лексические казусы (и не только нижегородские!). Так, смоленская помещица Свистунова в одном из писем просила купить ей«кружев английских на манер барабанных (брабантских), «маленькую клар­нетку (лорнетку), так как я близка глазами» (близорука), «сероги (серьги) писа­грамовой (филигранной) работы, духов душистых аламбре, а для обстановки комнат — картин тальянских (итальянских) на манер рыхвалеевой (Рафаэлевой)работы на холстинке и поднос с чашечками, если можно достать с пионовыми цветами». 

Кроме того, не исключено, что Чацкий просто цитирует знаменитый публици­стический текст времен Наполеоновских войн, написанный Иваном Муравье­вым-Апостолом, отцом троих будущих декабристов. Называется он «Письма из Москвы в Нижний Новгород», и в нем есть знаменитый фрагмент о том, как в московском Дворянском собрании безжалостно обходятся с французским языком:

«Я стал посреди залы; волны людей шумели около меня, но увы!.. Шу­ме­ли все по-французски. Редко, редко где выскакивало русское слово. <…> Из ста человек у нас (и это самая умеренная пропорция) один гово­рит изрядно по-французски, а девяносто девять по-гасконски; не менее того все лепечут каким-то варварским диалектом, который почитают французским потому только, что у нас это называется говорить по-французски. Спроси их: зачем это? — оттого, скажут они, что так вве­лось. — Боже мой! — Да когда же это выведется? <…> Войди в любое общество; презабавное смешение языков! Тут услышишь нормандское, гасконское, русильонское, прованское, женевское наречия; иногда и рус­­­ское пополам с вышесказанными. — Уши вянут!».

Роль третьего действия в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” была первым реалистическим произведением в русской литературе. Ей была суждена долгая жизнь, так как автор поднял в ней проблемы, волновавшие людей независимо от эпохи, в которую они жили. Так, проблема ума и безумия, общественные проблемы, борьба “века нынешнего” с “веком минувшим” существуют и в наши дни.

Грибоедов стремился показать русское общество 10-20-х годов XIX века в период подъема общественного движения. Он описал людей, которые хотели оградить себя от реальной жизни и существовать по образцу и подобию своих отцов. А тех, кто не желал следовать за ними, они нарекали безумными.

Роль третьего действия в пьесе очень важна не только с композиционной точки зрения, но и как кульминация общественного конфликта -столкновения “века нынешнего” с “веком минувшим”. Здесь же мы можем в лицах увидеть фамусовское общество.

Пришедшими на танцевальный вечер в дом Фамусова были: Скалозуб, постоянно отпускающий плоские шутки, который, будучи представителем военного сословия, поставил перед собой главную цель — не защищать Родину, а добыть чин генерала (“Мне только бы досталось в генералы”) Молчалин, который, являясь “безродным”, но “деловым”, во всем потакает Фамусову и его окружению, за что те прощают ему его незнатность; князь Тугоуховский с женой и шестью дочерьми, считающий глухоту единственным недостатком; Репетилов, который является как бы отражением в кривом зеркале передовой молодежи 10-20-х годов XIX столетия, а также Горичи, Хрюмины, Хлестова, господа N и В.

Гости развлекаются, танцуют, но под этой маской веселья скрывается корысть. На самом деле, приходя на вечер, они надеются найти или составить выгодную партию, завязать знакомство, найти покровительство. Они во всем ищут личную выгоду, лицемерят, а искренность считается дурным тоном или даже безумием.

Общество не желает слышать правду, потому что в ней оно видит угрозу своему спокойствию.

Представители этого общества желают жить так, как жил Максим Петрович, “вельможа в случае”. Для них он является примером глубокого ума. Ведь он смог, казалось бы, совсем проигрышную ситуацию превратить в выигрышную, “упал да так, что чуть затылка не пришиб”, добившись в результате расположения императрицы. По мнению людей фамусовского общества, жить надо так, а не иначе.

Чацкий пытается достучаться до них, но они ограждают себя от него, объявив безумным. Для них так легче, к тому же появился повод для сплетни, которая, начавшись с невинного высказывания Софьи “Вот, нехотя с ума свела”, дошла до того, что окружающие решили, что главного героя надо опасаться как социального безумца. Теперь можно не обращать внимания на его речи, в которых он обличал московское общество. Зачем слушать умалишенного?

А ни о чем не подозревавший Чацкий продолжает рассуждать о насущных жизненных проблемах. Центральным в третьем действии является монолог главного героя о “французике из Бордо”. В нем он обличает русское общество, которое во всем старается подражать иностранному. Оно преклоняется перед приезжими из Европы, которые у себя на родине считаются обычными людьми и ничего особенного из себя не представляют, в России же они чуть ли не боги. Чацкий поражается, насколько дворянское общество отдалилось от народа. Он призывает не копировать иностранцев, “чтоб умный, бодрый наш народ хотя б по языку нас не считал за немцев”

Из европейской культуры можно позаимствовать самое важное и нужное, но не все подряд. По мнению Чацкого, было бы лучше “хоть у китайцев бы..

несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев*. Но фамусовское общество высмеивает его взгляды, для этих людей ближе обращение “мадам и мадемуазель”, чем “сударыня”.

Во всей пьесе и непосредственно в третьем действии присутствует мотив глухоты. Люди не хотят слушать Чацкого, им гораздо более по душе вести беседу с “французиком из Бордо”. Само сознание того, что он иностранец, вселяет уверенность в его незаурядный ум, уверенность в то, что его стоит послушать, хотя на самом деле у него “пять, шесть найдется мыслей здравых и он осмелится их гласно объявлять”.

Читая комедию Грибоедова “Горе от ума”, мы можем увидеть всю бедность внутреннего мира героев, а значит, и всего московского дворянского общества 10-20-х годов XIX столетия, всю их ограниченность, несмотря на некоторую образованность.

Сон Софьи – с какой целью она рассказывает свой сон? (функции сна как худож. приема вообще вспомнить)

Горе уму – Горе от ума

Название многое «высвечивает» в произведении. Первый вариант («Горе уму») более трагичен, а во втором варианте трагизм снижен за счет внесения комического.

В развитии конфликта пьесы комично то, что личная обида героя служит спусковым крючком для обвинений, которые он бросает, обвиняя общество в его многочисленных пороках.

То есть бытовой частный повод гнева Чацкого не соответствует историческим социальным масштабам – а ведь именно общественному обустройству выдвигает свои претензии Чацкий.

Сон Софьи – с какой целью она рассказывает свой сон? (функции сна как худож. приема вообще вспомнить)

Понимая, что ее мужем может стать лишь столбовой дворянин, богатый человек, София пытается понять реакцию отца на ее любовь к Молчалину, коллежскому асессору, безродному человеку. Чин асессора выхлопотан самим Фамуовым. С этой целью героиня придумывает и рассказывает свой сон

(Кроме того, София отводит внимание отца от того, что Молчалин был в ее комнате)

АСГ вводит в комедию рассказ Софии и фамусовскую реакцию на него с целью характеристики психологического состояния героини (растерянность, влюбленность) и характеристики моральных устоев семьи и общества (чтобы стать мужем богатой, нужно быть знатным и богатым).

С реальными событиями соотносится напрямую: его можно назвать пророческим. Грибоедов так же, как и его героиня, понимает бесперспективность отношений Си М; но, в отличие от С он видит низость ее возлюбленного.

Как соотносятся реальные события с вымышленным Софией сном?

Татьяна Ларина, Светлана, «Жених» Пушкин Одна из традиций классицизма – «говорящие» фамилии. ГФ потому, что сообщают о персонаже какие-то его качества.

Но многие считают, что фамилия Чацкий(Чадский) созвучна фамилии Чаадаева, который был другом Грибоедова.

В своих черновиках Грибоедов пишет фамилию главного героя несколько иначе – Чадский. Что интересно, позднее Чаадаев во многом повторил судьбу своего прототипа, а к концу жизни высочайшим императорским указом был объявлен сумасшедшим.

Горе уму – Горе от ума

Название многое «высвечивает» в произведении. Первый вариант («Горе уму») более трагичен, а во втором варианте трагизм снижен за счет внесения комического.

В развитии конфликта пьесы комично то, что личная обида героя служит спусковым крючком для обвинений, которые он бросает, обвиняя общество в его многочисленных пороках.

То есть бытовой частный повод гнева Чацкого не соответствует историческим социальным масштабам – а ведь именно общественному обустройству выдвигает свои претензии Чацкий.

Сон Софьи – с какой целью она рассказывает свой сон? (функции сна как худож. приема вообще вспомнить)

Понимая, что ее мужем может стать лишь столбовой дворянин, богатый человек, София пытается понять реакцию отца на ее любовь к Молчалину, коллежскому асессору, безродному человеку. Чин асессора выхлопотан самим Фамуовым. С этой целью героиня придумывает и рассказывает свой сон

(Кроме того, София отводит внимание отца от того, что Молчалин был в ее комнате)

АСГ вводит в комедию рассказ Софии и фамусовскую реакцию на него с целью характеристики психологического состояния героини (растерянность, влюбленность) и характеристики моральных устоев семьи и общества (чтобы стать мужем богатой, нужно быть знатным и богатым).

С реальными событиями соотносится напрямую: его можно назвать пророческим. Грибоедов так же, как и его героиня, понимает бесперспективность отношений Си М; но, в отличие от С он видит низость ее возлюбленного.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Характеристика Софьи: не ангел, а женщина

Александр Сергеевич Грибоедов – один из русских литературных гениев начала XIX века, слишком рано ушедший из жизни (он трагически погиб на дипломатической службе в возрасте 34 лет). Дворянин, разносторонне образованный человек, построивший блестящую карьеру на дипломатическом поприще, Грибоедов успел написать совсем немного. Перу этого талантливого литератора были подвластны переводы с иностранных языков, драматургия, проза и поэзия, а среди его произведений наибольшую известность получила пьеса в стихах «Горе от ума», написание которой было завершено в 1824 г. К основным идеям пьесы можно отнести непримиримое противостояние двух мировоззрений – приверженцев старого, закосневшего быта и молодого свободолюбия. Среди многих образов выделяется главная героиня – Софья Фамусова. Она полна противоречий, неоднозначна. Есть в ней какая-то недосказанность. Такова уж характеристика Софьи («Горе от ума» никого не возводит в идеал), что девушка не может быть однозначно причислена к разряду сугубо положительных героев. Неглупая, со слов самого автора, но и не ставшая пока разумной. Ситуация вынуждает её выступать в роли лгуньи, врать отцу и изворачиваться, чтобы скрыть свои чувства к человеку, которого тот считает недостойным её руки. Юная семнадцатилетняя прелестница, она обладает достаточной силой воли, чтобы иметь собственные взгляды на вещи, подчас полностью противоречащие устоям её окружения.

Если для отца Софьи, Фамусова, мнение общества превыше всего, то сама девушка позволяет себе презрительно высказываться об оценках со стороны посторонних людей. Иногда кажется, что основная характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» – это стремление к свободе от навязанной воли, страсть к иной, независимой жизни и наивная чистота помыслов. Как каждой молодой девице, ей хочется любви и преданности достойного человека, какового она видит в секретаре отца, Молчалине. Создав в воображении идеальный образ возлюбленного, она не замечает несоответствия своих фантазий с действительностью. Не желает замечать чувств Александра Чацкого, влюблённого в неё и разделяющего многие из её устремлений, близкого ей духом. Того, кто на фоне её окружения – отца, полковника Скалозуба, Молчалина и прочих – может показаться глотком чистого воздуха во время удушья.

Фамусовское общество

Её любовь к Молчалину – это тоже своеобразная характеристика Софьи. «Горе от ума» показывает его неким антиподом главного героя – Чацкого. Тихий, скромный, молчаливый человек «себе на уме». Но в её глазах он похож на романтического героя. Страстная натура девушки помогает ей убедить себя в исключительности этого посредственного человека. В то же время Чацкий, воплощающий в себе дух свободолюбия, честности, прямоты и неприятия старых нравов общества и их приверженцев, кажется Софье грубым и злым.

Сергей Юрский в роли Чацкого, Татьяна Доронина в роли Софьи

Девушка не понимает, что сама во многом схожа с ним. Она так же не озабочена мнением толпы, позволяет себе быть непосредственной, не сдерживать чувств в угоду обществу и проявлять свои душевные порывы на глазах у посторонних. Некая уверенность в правильности своих действий и чувств – ещё одна характеристика Софьи. «Горе от ума» всё же не раскрывает полностью характера героини (даже А. С. Пушкин высказал мнение, что образ этот выписан «неясно»). Обладая живым умом и возвышенной натурой, Софья не имеет достаточной стойкости в убеждениях и силы духа их отстаивать.

Гончаров рассматривал образы Софьи Фамусовой и пушкинской Татьяны Лариной как во многом схожие. Действительно, показательна характеристика Софьи («Горе от ума») и Татьяны («Евгений Онегин»), в дурмане любви забывших обо всём и бродящих по дому, словно в приступе лунатизма. Обе героини готовы открыть свои чувства с детской простотой и непосредственностью.

По ходу пьесы «Горе от ума» характеристика Софьи в глазах читателя меняется. Из наивной и доброй девушки та превращается в клеветницу и человека, готового ради мелкой мстительности уничтожить авторитет Чацкого в глазах знакомых. Тем самым она теряет его уважение и разрушает тёплые чувства. Наказанием ей служит неверность Молчалина и позор в глазах общества.

Катарсис и история о горе: жизнь как путь к мудрости

В пьесе «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова мы видим, как Софья Александровна, главная героиня, испытывает серию трагических событий, которые приводят ее к глубокому пониманию о жизни и самой себе. Это путешествие через горе приводит ее к катарсису, процессу очищения и преображения своей души.

Изначально, Софья живет в иллюзорном мире, где ее жизнь состоит из повседневных радостей и мелких проблем. Однако, когда она узнает о неверности своего возлюбленного Молчалина, ее иллюзии рушатся. Эта большая трагедия становится точкой поворота в ее жизни и побуждает ее задуматься о смысле жизни и своем месте в этом мире.

Через серию сложных событий, включая попытку самоубийства и насилие со стороны Афанасия Федоровича, Софья начинает осознавать настоящее горе и боль, что присущи жизни. Это ведет к ее катарсису, когда она осознает не только свою силу, но и свою способность преодолевать трудности и расти через них.

Само горе имеет символическое значение в пьесе. Оно обозначает не только трагедии, которые переживает Софья, но и общий опыт жизни. Через горе, Софья учится мудрости и становится более зрелым, понимающим человеком. Она осознает, что жизнь не всегда легкая и простая, и что каждый должен пройти через свои собственные испытания и трудности, чтобы по-настоящему понять себя и свое место в этом мире.

Таким образом, история Софьи в «Горе от ума» отражает идею того, что горе и трудности являются неизбежными частями жизни, и что наш путь к мудрости и преображению проходит через них. Катарсис, который проходит Софья, помогает ей осознать свою силу и понять себя и мир вокруг нее. История о горе становится для нее не только печальным опытом, но и источником мудрости, который формирует ее как личность.

Смысл снов о Подколесине

Первый сон о Подколесине, который видит Софья, символизирует ее подавленные сексуальные чувства к нему. Подколесин появляется перед Софьей в виде загадочного и притягательного мужчины, что отражает ее внутренние желания и потребности. Сны о Подколесине позволяют Софье выразить свое эмоциональное страдание и подавленную страсть к нему.

Другие сны о Подколесине обращаются к его характеру и идейным принципам. Они показывают его борьбу за свои идеалы и отражают его глубокие размышления о жизни и обществе. Сны о Подколесине являются способом автора донести до аудитории внутренний мир этого героя и внести элемент мистики и загадочности в сюжет. Они также служат каталитической функцией, подталкивающей Софью к осознанию своих чувств и собственного существования.

Сны о Подколесине могут также толковаться как символическое изображение потенциального положительного исхода и надежды на счастливую жизнь

Они подчеркивают важность чистоты намерений и искренности в отношениях, что становится одним из основных мотивов пьесы. В конечном счете, сны о Подколесине помогают Софье понять свои чувства и найти свое место в обществе

Тайна сна Софьи

Александр Южин в роли Фамусова и Вера Пашенная в роли Софьи в спектакле «Горе от ума». Малый театр, Москва, 1915 год. Billy Rose Theatre Collection / New York Public Library

Вот Софья рассказывает Фамусову сон, который явно придумала:

Тут с громом распахнули двери

Какие-то не люди и не звери,

Нас врознь — и мучили сидевшего со мной.

Он будто мне дороже всех сокровищ,

Хочу к нему — вы тащите с собой:

Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ!

Он вслед кричит!..

Что вообще всё это значит? Софья выдумывала свой сон не просто так, а с опо­рой на литературу, а именно на романтическую балладу: героиня попадает в по­ту­сторонний мир, населенный злодеями и чудовищами.

Объектом пародии для Грибоедова здесь становится прежде всего Жуковский и его вольные переводы баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора» — «Люд­мила» (1808) и «Светлана» (1811), в которых к героиням являются мертвые жени­хи и уносят в загробный мир. Едва ли Фамусов читал Жуковского, но Грибоедов вкладывает в его уста едкую сентенцию, очень похожую на финал баллады «Светлана»: «Тут всё есть, коли нет обмана: / И черти и любовь, и стра­хи и цветы». А вот «Светлана»:

Улыбнись, моя краса,

На мою балладу;

В ней большие чудеса,

Очень мало складу. 

Во сне Софьи сгущаются балладные штампы: невинную героиню и ее возлюб­ленного разлучает мучитель — персонаж из загробного мира (неслучайно во сне Фамусов появляется из-под вскрывающегося пола). В первой редакции Фамусов и вовсе описывался как инфернальный герой: «Смерть на щеках, и ды­бом волоса».

Впрочем, не только сон Софьи, но и ее отно­шения с Молча­линым напоминают балладный сюжет. Их любовная интрига выстро­ена по образцу баллады Жуковского «Эолова арфа» (1814). Минвана, дочь знатного феодала, отвергает притязания именитых витязей и отдает свое сердце бедному певцу Арминию:

Младой и прекрасный,

Как свежая роза — утеха долин,

Певец сладкогласный…

Но родом не знатный, не княжеский сын:

Минвана забыла

О сане своем

И сердцем любила,

Невинная, сердце невинное в нем.

Грибоедов пародирует картину идеальной любви, созданную Жуковским. Бед-ный певец Арминий словно бы подменяется подлецом Молчалиным; трагиче­ское изгнание Арминия отцом Минваны — финалом комедии, когда Софья подслушивает разговор Молчалина с Лизой и изгоняет незадачливого любовника. 

Эта пародия неслучайна. В литературной полемике между архаистами и новаторами Грибоедов придерживался позиции младших архаистов, которые весьма скептически относились к Жуковскому, и высмеивал модную тогда мечтательность: «Бог с ними, с мечтаниями, — писал он в разборе пере­водов Бюргеровой баллады «Ленора» в 1816 году, — ныне в какую книжку ни загля­нешь, что ни прочтешь, песнь или послание, везде мечтания, а натуры ни на волос». Молчалин — пародия на возвышенного и тихого героя сентимен­тальных повестей и баллад. 

Безумство Чацкого с точки зрения представителей фамусовского общества

Чацкого назвали безумцем. Однако возникает вопрос, а так ли много клеветы в этом обвинении с точки зрения общества фамусовых, которое живет по законам «Табели о рангах», по законам «Фамусовых», по законам «Максима Петровича и Кузьмы Петровича». И жизнь фамусовского общества – это жизнь, в которой все происходит именно по этим законам. Основная заповедь существования высшего света: «Спросили бы, как делали отцы, учились бы, на старших глядя».

В этом обществе морально лишь то, что выгодно. Идеалы такого общества сугубо материальные, прагматический – все ради себя и все для себя. Важен не сам человек, а степень его нужности, услужливости. Именно поэтому с такой легкостью в фамусовское общество был принят Молчалин. Он принял все правила этого общества, не стал затуманивать себе голову исканиями, «науками и искусствами». По этой же причине везде принят и картежник, доносчик, вор Загорецкий, ведь он «мастер услужить». В фамусовском обществе царят отношения не между людьми, а между титулами и чинами.

Поэтому фамусовское общество, живущее по таким законам, не может считать здравомыслящим человеком Чацкого, ведь его убеждения, согласно их взглядам, неразумны и ненормальны. Для фамусовского общества Чацкий или сумасшедший, или преступник. Самому свету в нем удобнее видеть безумца, ведь в таком случае все обвинения Чацкого можно считать лишь плодом больного воображения. Чацкий-сумасшедший фамусовскому обществу не страшен, и это главное. Поэтому клевета Софьи попала точно в цель.

В пьесе «Горе от ума» столкнулись два мира. Чацкому приходится противостоять целой толпе врагов. И хоть где-то есть люди с такими же взглядами и убеждениями (например, двоюродный брат Скалозуба, племянник Тугоуховской). Но в настоящий момент Чацкий одинок и ранен холодностью любимой девушке. С этого момента между Чацким и окружающими встает глухая стена.

Высокий интеллект Чацкого, его образованность задевают других персонажей произведения. Они считают себя умными, принимая за подлинный ум ловкость и хитрость. Например, Скалозуб знает каналы, позволяющие добыть чины и считает, что о чинах он судит, «как истинный философ».

Фамусов на словах признает ум за реальную ценность, он даже дал дочери образование, но сделал это лишь для того, чтобы удачно выдать ее замуж.

Но всех ловчее и хитрее здесь кроткий и тихий Молчалин, который для себя выработал целую систему взглядов на жизнь. У Молчалина своя философия, он не далеко не глуп, но его мысли мелки, а ум меркантилен.

Трудности выбора: между сердцем и разумом

Софья, будучи образованной и умной девушкой, понимает, что ее горячая любовь к Молчалину может привести к неприятным последствиям. Она видит его искренность и доброту, но также понимает, что он не может предложить ей ничего материального. Софья знает, что ее отец надежен в финансовом плане и его предложение выгодно для нее и ее семьи.

Однако Софья не может подавить свои чувства к Молчалину. Его присутствие в ее снах символизирует ее сильную привязанность к нему. Она видит его как свою любовь и великую страсть, но осознает, что ее чувства противоречат ее рациональным основаниям.

Этот внутренний конфликт между сердцем и разумом представлен в снах Софьи, где она балансирует между своими желаниями и реальностью. Она пытается найти компромисс и принять правильное решение, но это оказывается очень трудно для нее.

От лица Софьи, Горький передает нам важный урок о том, насколько сложно делать выборы в жизни. Часто мы сталкиваемся с ситуациями, где наши эмоции и наши рациональные мысли конфликтуют друг с другом. Иногда нужно идти против своего сердца, чтобы сделать правильное и разумное решение.

Сны Софьи — это глубокий символ ее внутреннего мира и борьбы с собой. Они показывают, что каждый человек, как и Софья, сталкивается с подобными трудностями выбора и должен найти баланс между своими эмоциями и логическим мышлением.

Выявите функциональную значимость сна Софьи

Обсуждение вопроса:

В литературе сны часто использовались, чтобы сделать отсылку к прошлому героя произведения или же намекнуть на те события, которые произойдут в скором времени. Сон — иносказание жизни персонажа, изображение связанного с ним мира с другой стороны.

Софья, персонаж комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», пытается импровизировать, составляя свой «сон» в соответствии с общепринятыми нормами. Образы, описываемые ей, довольно сильно совпадают с той обстановкой, в которой она находилась и находится сейчас: непринужденная обстановка («цветистый луг»), человек, которого «увидим — будто век знакомы», — затем «темная комната» и устращающие детали.

Так, сон Софьи, описанный в начале произведения, скорее позволяет читателю узнать об отношении героини к обстановке в доме, к Молчалину и его компании.

Вспомните, како­вы функции сна в литературном произведении. Покажите, что чаще всего сны персонажей выполняют функции психологической характеристики, предваряют будущие события, воспринимаются как метафора жизни. Сны связаны с движением сюжета и философско-эстетическими проблемами. Отметьте, что сон в литературе — это и предмет описания, и художествен­ный приём, и особое средство познания мира.

Далее выявите функциональную значимость сна Софьи. Убедитесь в том, что сон героини — импровизация, он придуманный, вымыш­ленный. Установите, в какой конкретной ситуации рождается эта им­провизация. Вспомните, что Фамусов чуть не застал свою дочь наедине с Молчалиным ранним утром накануне приезда Чацкого

Поэтому своим рассказом Софья стремится отвлечь внимание отца, отвести подозре­ния от своего возлюбленного и т.д. Одновременно она намекает на свои чувства к тому, кто «в бедности рождён», пытаясь выяснить потенциаль­ное отношение к этому Фамусова

Охарактеризуйте основные сновидческие образы Софьи («цветистый луг», «небеса», «тёмная комната», «какие-то не люди и не звери» и др.) и покажите, как отражается в них внутренний мир героини, её мечты о счастье с «милым человеком» и осознание неизбежных препятствий на пути к их осуществлению.

Подумайте, можно ли назвать сон Софьи «вещим». Объясните, поче­му литературоведы называют его сном «наоборот».

Подводя итоги вашим размышлениям, сделайте вывод о высокой смысловой и эстетической значимости сна Софьи.

Сновидения с давних времен использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, передачи внутреннего состояния героев произведений. Грибоедов в своей пьесе «Горе от ума» повестует о сне Софьи, который она выдумывает для своего отца Павла Фамусова. Выдуманный сон несет огромный смысл, потому что этим сном героиня раскрывает свой внутренний мир, свои душевные переживания и самые сокровенные желания.

Таким образом, можно сделать вывод, что Функциональной значимостью сна Софьи является раскрытие своей души и своих намерений перед отцом.

Сон Софьи в комедии «Горе от ума» имеет важное значение в понимании сюжетной линии «Софья и Молчалин». Когда в первом действии пьесы Фамусов застает Молчалина, только что вышедшего с его дочерью из комнаты, Софья для отвода глаз придумывает сон, будто бы привидевшийся ей

Но выдумка девушки наполнена реальной целью: дочь хочет полунамеками проверить реакцию отца на ее возможный брак с Молчалиным, которого она горячо любит

Когда в первом действии пьесы Фамусов застает Молчалина, только что вышедшего с его дочерью из комнаты, Софья для отвода глаз придумывает сон, будто бы привидевшийся ей. Но выдумка девушки наполнена реальной целью: дочь хочет полунамеками проверить реакцию отца на ее возможный брак с Молчалиным, которого она горячо любит.

Таким образом, сон, придуманный Софьей, имеет реальную подоплеку: девушка влюблена в Молчалина, но предвидит, что бедность избранника станет серьезным препятствием на ее пути к счастью. И главным человеком, который не позволит ей выйти замуж за любимого, станет отец, Павел Афанасьевич Фамусов, не случайно «появившийся» во сне в таком страшном виде.

Первый шаг к свободе: избавление от верований и ограничений

В начале сцены Софья усыпляется и в ее сознании происходит перемещение в прошлое. Она видит своего отца, Кудрявого, который, с одной стороны, является примером традиционности и верности своим принципам, а с другой стороны, ограничивает Софью и мешает ей самостоятельно принимать решения. Отец в этом сне символизирует общественное мнение, заключенное в верования и привычки.

Однако, происходит некоторое событие, которое меняет Софью, и это определяет ее дальнейшую судьбу. Когда молодой Плетнев спрашивает ее о истинном мнении о нем, Софья спонтанно произносит слова, отвергая общепринятые представления о своем будущем. Это пробуждает ее осознание, что она живет под влиянием чужих представлений о том, что она должна делать и кем она должна быть.

Сон Софьи значим, так как он отражает конфликт между общественными ожиданиями и противоречиями личного желания нашего героя стать независимой и свободной от этих ограничений. Это является первым шагом Софьи к освобождению от верований и ограничений, а также ключевым событием, которое определяет дальнейший путь ее развития.

Сон Софьи отражает ее борьбу за свободу от общественных ожиданий и традиций

Действие 2

  • званный обед с форелью;
  • погребенье;
  • крещенье.

Слушать планы нельзя без саркастической ухмылки: «она не родила, но по расчету (моему) должна родить».

К Фамусову в кабинет входит Чацкий. Начинается интересный диалог представителей двух поколений дворянства. Молодого человека интересует все, что связано с Софией. Отец в ответ пытается узнать планы: не надумал ли жениться? Чацкий выясняет, что ответил бы ему Фамусов на сватовство. Тот говорит, что хотел бы увидеть в нем умелого руководителя именьем. Главное, Фамусову хочется отправить юношу служить. Александр Андреевич парирует ему фразой, ставшей крылатой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Фамусов приводит в пример Максима Петровича, покойного дядю. Он добился уважения и почтения с помощью нелепой ситуации. Оступившись один раз и развеселив знатных людей, он повторил падение несколько раз

Привлек к себе внимание и стал человеком, который сам дает чины, раздает пенсии. Чацкий выслушав пример, просто изумился, как можно получить место за счет собственного унижения («стучали об пол не жалея»), лести (лесть как кружево плели)

Все подлости предки скрывали под маской преклонения перед царем, а на самом деле мечтали только о своем карьерном росте и деньгах. Речи юноши пугают Фамусова. Он видит в нем «карбонари» (тайное политическое общество революционного оттенка), опасного человека. И чем больше говорит Чацкий, тем больше пугается Фамусов. Конец речи хозяин дома уже не слышит, он просто просит отпустить его, не спорить и не продолжать критику событий и людей его века.

Слуга объявляет, что прибыл полковник Скалозуб. Испуганный Фамусов кричит, что Чацкого нужно отдать под суд. Только на третий раз слуга смог докричаться до хозяина

Он просит Чацкого при Скалозубе вести себя осторожно и почтительно, не вести споров и завиральных идей. Говорит о возможном желании полковника жениться на Софии

Фамусов не видит срочной надобности в этой свадьбе, но и не исключает такой возможности.

Чацкий остается на несколько минут один. Он размышляет, о том, что женихов вокруг его любимой появилось неизвестное количество. Любовь, по его мнению, приходит к концу, не выдержав 3 года разлуки.

Сергей Сергеевич Скалозуб, Фамусов и Александр Андреевич Чацкий располагаются в одной комнате, начинают беседу.

Речь полковника построена однобоко. Он думает только четкими военными понятиями. Поэтому смешно слышать его ответ на вопрос о родстве с женщиной: «Мы с нею вместе не служили». О родне знает только, кто где и когда служил, чем отличился. Среди родных у Скалозуба есть брат, который вместо получения чина уехал в деревню читать книги. Скалозуб дружит с теми, кто открывает ему вакансии по службе. Он завидует более удачливым, жалеет себя. Ему пришлось 2 года ездить за полком, чтобы получить очередное звание. Мечта Скалозуба – стать генералом. Фамусов интересуется о его планах насчет женитьбы. Полковник жениться не прочь.

Интересно звучит характеристика Москвы: дистанции огромного размера, пожар способствовал ей много к украшенью. Еще оригинальнее в словах Фамусова описано чувство патриотизма. Девушки льнут к военным, потому что патриотки.

Чацкий включается в беседу, когда речь заходит о Москве. Его первое же суждение пугает Фамусова. Юноша говорит, что в столице новые дома, но старые предрассудки. Хозяин просит вспомнить, о чем просил в начале встречи. Ему приходится представить полковнику молодого человека. В его словах много негатива и критики:

  • не хочет служить;
  • не стал деловым;
  • тратит свой ум не туда.

К Чацкому и Скалозубу в комнату вбегает София вместе со служанкой. Она стремится к окну и кричит, что кто-то упал и разбился. Александр Андреевич замечает неподдельный страх девушки. Скалозуб представляет, что «дал маху» старик-хозяин. Лиза объясняет всем в комнате, что несчастье случилось с Молчалиным, не сумевшим забраться на лошадь. Полковнику интересно, как упал жалкий ездок: грудью или боком.

Чацкий не знает, как помочь любимой. Лиза просит принести воды, чтобы привести Софию в сознание. Очнувшись, девушка ругает Александра Андреевича, что он не помогает Молчалину, но Лиза подводит ее к окну, чтобы увидеть: все обошлось, и для паники нет причины.

Первое знакомство Софьи и Фамусова

Первое знакомство Софьи и Фамусова в комедии «Горе от ума» не оставило равнодушным ни одного из них. Встреча произошла в доме Молчалина, где Фамусов впервые увидел Софью, дочь своего друга Чацкого. Софья, услышав, что Фамусов хотел бы ее видеть, перед сном настороженно ожидала свидания.

Когда Фамусов пришел, он увидел Софью, которая спала на диване, одетая в свадебное платье. Фамусову это показалось странным, и он попытался разбудить ее. Софья, проснувшись, оказалась в смятении и извинилась за свой сон, утверждая, что по ошибке надела платье вместо ночной рубашки.

Это знакомство вызвало настороженность у Фамусова, так как он не мог понять, почему Софья носит свадебное платье для сна. Возможно, это было просто странным сном, но Фамусов подозревал, что за этим могут скрываться более глубокие и сложные мотивы.

Первое знакомство Софьи и Фамусова стало ключевым моментом в дальнейшем развитии сюжета комедии, подогревая интерес и вызывая различные догадки и предположения у героев и зрителей. Это событие открыло новую главу в их отношениях и стало отправной точкой для развития их дальнейших встреч и взаимодействий.

Фамусов Софья
Заинтригован Смущена
Подозревает скрытые мотивы Извиняется за сон
Насторожен Случайно надела свадебное платье
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про сон и сновидения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: