Видение героя
Однажды герой романа повстречался на улице с бородатым бродягой. После этого ему снится кошмар с участием того же человека. В нем он узнает, что бродяга и есть разбойник Емельян Пугачев.
Гриневу привиделось, что он возвращается домой и видит мать, которая стоит на крыльце. В глазах родного человека герой разглядит разочарование и огорчение. Подойдя ближе, мать сказала, что его отец сильно болен и хочет проститься с ним. Петра окутал страх, он медленно пошагал за матерью в спальню.
Войдя в комнату, герой увидел тусклый свет и много людей, которые стояли вокруг кровати с грустными лицами. Подойдя ближе, мать приподняла полог и сказала о прибытии Петра. Герой стал на колени и посмотрел на лежащего человека. То, что он увидел, удивило его. На месте его отца лежал бородатый разбойник, с которым он познакомился накануне. Мужчина не выглядел больным, злодей улыбался, и глаза его весело смотрели по сторонам.
Герой начал задавать вопросы матери. Он не понимал, зачем ему получать благословение у постороннего мужчины. Но мать пыталась объяснить, что это его посаженый отец. И ласково попросила Петрушу поцеловать ему руку. После того как герой отказался подходить к незнакомому мужчине, тот соскочил с кровати, вытащил из-за спины топор и начал размахивать им. Петр попробовал убежать, но не смог. Комната наполнилась трупами, и он спотыкался о них и поскальзывался на лужах крови. Бородатый незнакомец тем временем ласково подзывал героя к себе.
Весь сюжет основан на главных персонажах:
- Петр Гринев.
- Матушка.
- Бородатый разбойник Пугачев.
Сон Гринева в «Капитанской дочке» — это символическая многозначность. Впоследствии идентичную картину герой увидел уже не во сне, а наяву.
Значение символических снов Гринева в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и Раскольникова — в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского
Как океан,
объемист шар земной,
Земная жизнь
кругом объята снами…
И бездна нам
обнажена
С своими
страхами и мглами…
Ф. И. Тютчев
Есть в нашей
жизни время, когда мы не принадлежим себе, когда нами играют таинственные и
непостижимые силы, порожденные Космосом и Хаосом. Это время — время сна, когда
душа отрывается от тела и живет своей самостоятельной жизнью. Сон литературного
героя — это часть истории его души.
Вместе с
пушкинской Татьяной мы бежим в ее сне по таинственному лесу к странной избушке,
где «полужуравль и полукот». И узнаем ее русскую душу, наполненную
сказками и преданиями «простонародной старины». Вместе с Катериной
Островского мы улетаем из «темного царства» Кабанихи и Дикого в
светлый мир грез. Вместе с Обломовым мы попадаем в застойный рай спящей Обломовки.
Вместе с Верой Павловной мы видим в ее снах воплощение заветных мечтаний
великого утописта Н. Г. Чернышевского.
Какие же бездны
открывают нам сны Гринева и Раскольникова? Почему в формулировке темы эти герои
рядом? Попробую ответить. Они оба молоды, оба ищут в жизни свои дороги. Сон
Гринева — предсказание, каким будет этот тернистый путь; сны Раскольникова —
раскаяние в том, что пошел по кривой дорожке. Оба героя выведены
обстоятельствами жизни из душевного равновесия. Гринев погружается в «нежные
видения полусонья», Раскольников пребывает в полусознательном, близком к
бреду состоянии. А в такие моменты сны выпуклы, ясны, выразительны. Гринев,
оторванный от папеньки и маменьки, конечно, видит во сне родное поместье. Но
все остальное… Вместо отца — бородатый вожатый. Топор в его руках. Кровавые
лужи. Петруша видит грядущие события и свою роль в них. Он станет свидетелем
кровавого побоища, он будет пытаться ему противостоять. Он сроднится с
зачинщиком бунта — этим страшным бородатым вожатым, который станет ему
посаженым отцом. Если сон — знак, то сон Гринева — знак судьбы.
Таким знаком
предостережения мог бы стать для Родиона Раскольникова его первый сон. Страшась
самого слова убийство», он все время спрашивал себя: «…да разве то
будет?» Он сомневался, готов ли совершить худшее из насилий живым
существом. И во сне маленький Родион, плачущий над замученной пьяной толпой
лошадкой, будто говорит взрослому Родиону: «Не убий!» Проснувшись,
Раскольников спрашивает себя: неужели он возьмет топор и станет бить по голове?
Но, увы, этот сон не доказал герою Ф. М. Достоевского, что убийство противно
человеческой натуре.
И тут мне
вспомнилось «хорошее отношение к лошадям» В. Маяковского. Та же
толпа, смеющаяся над упавшей лошадью, те же слезы живого существа… И
своеобразное видение поэтом гуманизма: …все мы немножко лошади, Каждый из нас
по-своему лошадь. Но Раскольников находит для старухи-процентщицы другое слово
— «вошь», из вшей самая наибесполезнейшая. И снится ему сон, будто
бьет и бьет он топором по голове старушонку, а она хохочет да хохочет. Родион и
до сна готов ее другой раз убить бы, если б очнулась. Почему он так много
думает о ней? Настоящий герой его теории («пророк», Наполеон) не
думает ни о каких старушонках. Он поставил бы поперек улицы батарею и «дул
бы в правого и виноватого», не испытывая угрызений совести. А раз Родиону
снится старуха-процентщица, значит, у него угрызения совести; значит,
«слабак», «тварь дрожащая». Вот этого и не может простить
Родион старушонке. Если эти сны отражали борьбу, происходящую в душе героя, то
в последнем сне Раскольникова мы слышим самого Достоевского, полемизирующего с
теми, кто полагается в поисках гармонии мира на преобразующую силу идей. Эти
идеи снились Родиону в виде трихин, микроскопических существ, наделенных умом и
волей. Гнездились они в мозгах людей. Самым страшным для Достоевского было то,
что зараженные этими трихинами считали себя самыми умными и непоколебимыми в
своей правоте.
Писатель не
принимал того, что истина могла быть рождена из головы, а не из сердца. И
потому зараженные трихинами люди не знали, что есть добро, что есть зло, и
убивали друг друга в бессмысленной ярости во имя торжества истины. Этот сон
Раскольникова открывает перед нами заветную мечту Ф. М. Достоевского о том, что
спасет мир не блистательная идея, а нравственное перевоспитание человечества.
Почему в романе Ф. М. Достоевского так много болезненных снов?
Сон Гринева у
Пушкина задает трагическую тональность дальнейшему повествованию. Достоевский
снами своего героя не только усугубляет общий мрачный фон повествования, но и
спорит, спорит, спорит. Почему же так? Я думаю, разгадка в том, что
«Капитанская дочка» — это рассказ автора об исторической трагедии,
которая была, а «Преступление и наказание» — предостережение об
исторической трагедии, которая может быть.
Гринев и его сны
Сны Гринёва отличаются особой трансцендентностью – они ведут его в иные миры, позволяют погрузиться в глубину его подсознания. Они обладают загадочностью и некой непостижимостью, с которой трудно разобраться. В их символических образах заключены предзнаменования и предвидения.
Сны Гринёва, в частности, олицетворяют его внутренний мир, его страхи и желания. Они помогают ему осознать свои истинные чувства и мысли, которые иногда прячутся глубоко в его душе. Через сны он получает прозрение и расширяет свое понимание мира, открывая для себя новые грани собственного существования.
Сны Гринёва являются важным сюжетным элементом, так как они развивают героя, помогая ему преодолеть трудности и найти свою истинную судьбу. Они предоставляют возможность погрузиться в глубину его души и понять его стремления и мотивы.
Эти сны отражают предначертанность и непостижимость жизни, ставя перед героем вызовы и испытания. Они являются порталом в иной мир, сквозь который можно увидеть множество реалий, раскрывающихся перед нами со смыслом и глубиной.
Значение снов для Гринева
В романе «Капитанская дочка» сны играют важную роль в жизни Гринева. Они имеют большую предначертанность и тайное прорицание. Сны становятся для него не только окном в мир мечты, но и прозрачным прозрением в событиях, которые происходят в реальности.
Для Гринева сны пронизаны загадочностью и загадками будущего. Они становятся порталом в иной мир, где возможностей больше, чем в его реальной жизни. Сон Гринева о появлении казака и его странной загадочности отражает его собственные желания и скрытые романтические мечты.
Прозрачность снов помогает Гриневу проникнуть в свои собственные мысли и чувства. Благодаря сновидениям он может увидеть свое место в мире, оценить свои поступки и выбрать свое будущее направление.
Таким образом, сны играют ключевую роль в жизни Гринева, помогая ему осознать свои желания и стремления. Они отражают его тайные мечты и просветляют его путь, придавая жизни прекрасную загадочность и надежду на перемену.
Связь снов с эмоциональным состоянием Гринева
В романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, сны играют важную роль в психологическом развитии главного героя Петра Андреича Гринева. Сны Гринева можно рассматривать как портал в его подсознание, отражающий его эмоциональное состояние и загадочность его жизни.
Сны Гринева предвещают и предсказывают события, что придает им оттенок прорицания и предначертанности. В мечтах он видит чистые образы, которые привносят прозрение и трансцендентность в его жизнь.
В романе сны Гринева обладают особой прозрачностью и символичностью. Их содержание и настроение очень точно соответствует его внутреннему миру и текущим переживаниям. В снах Гринева проявляется его независимость и стремление к свободе.
Таким образом, сны Гринева в «Капитанской дочке» показывают его эмоциональное состояние, загадочность его существования и привносят в роман элементы прорицания и предначертанности. Они помогают читателю погрузиться в мир героя и лучше понять его внутренний мир и проблемы.
История создания повести
Зимой 1833 года Александр Пушкин задумал создать новый роман. Когда поэт приступил к его написанию, он ещё работал над историческим очерком про Емельяна Пугачёва.
Изучив архивные материалы, Александр Сергеевич съездил на Урал, чтобы посетить те места, где произошло пугачёвское восстание. Описание исторических событий он вставил в повествование. Этот уникальный материал, собранный Пушкиным, лёг в основу книги.
Опасаясь, что цензура не пропустит роман, поэт постоянно перерабатывал его содержание. Первая редакция была создана летом 1833 года. К сожалению, она не дошла до нас. Работа над книгой продолжалась до октября 1836 года.
Несколько интересных сочинений
Жизнь без мечты… возможно ли такое? Думаю, что нет. Все мы живём мечтами, и не только. Согласитесь, в детстве каждый человек о чём-либо мечтал, не так ли? Весь минус детской мечты состоит в том, что она, вероятно, более похожа на смешную шутку
Иван Сергеевич Тургенев является известным писателем. его произведения легли в основу русской классической литературы. По праву одним из его известных и лучших творений является роман «Отцы и дети». Отзыв о данном произведении представлен в этой статье.
Жил на белом свете сын помещика Владимир Дубровский. Мать рано умерла, и отец отдал его в кадетское училище. Сам отец, бывший поручик гвардии, придерживался смелых взглядов, мог не побояться правду в глаза сказать
Мечта. Каждый из нас, наверняка, имеет какую-либо мечту, жаждет ее скорейшего исполнения и стремится всеми силами помочь ей осуществиться. Так что же такое мечта? Почему люди мечтаю?
Главным героем романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени является Григорий Печорин. Герой довольно противоречивые, поэтому он вызывает у читателей смешанные чувства.
Источник
О чем книга?
Роман повествует о возможном сценарии развития мира. После череды кровопролитных войн и революций Земля была разделена на три сверхдержавы, которые перманентно воюют между собой, чтобы отвлекать население от нерешенных внутренних проблем и полностью его контролировать. Описание книги «1984» стоит начать с главного действующего лица. В одной из этих империй живет герой – работник министерства правды, органа власти, специализирующегося на уничтожении и переписывании прошлого под новые стандарты. Кроме того, оно занимается пропагандой ценностей существующего строя. Уинстон каждый день видит, как происходящее в реальной жизни перекраивается в угоду политическим интересам правящей элиты, и задумывается о том, насколько правильно то, что происходит. В его душу закрадываются сомнения, и он заводит дневник, которому смело их поверяет их, прячась от вездесущих камер (его телеэкран не только транслирует то, что нужно смотреть, но и снимает его покои). С этого начинается его протест.
В новой системе нет места индивидуальности, поэтому Смит ее тщательно скрывает. То, про что он пишет в дневнике, является мыслепреступлением и карается смертной казнью. Утаивать что-либо от Большого Брата (верховный правитель Океании) нелегко: все дома из стекла, везде камеры и жучки, полиция мыслей следит за каждым движением. Он встречает Джулию, весьма раскрепощенную особу, которая тоже таит в себе самостоятельную личность. Они влюбляются друг в друга, а местом свиданий назначают обиталище пролов – низшей касты рабочих. За ними не наблюдают так рьяно, ведь их интеллектуальный уровень ниже среднего. Им разрешается жить по обычаям предков. Там герои предаются любви и мечтам о революции руками тех самых пролов.
В конце концов, они знакомятся с настоящим представителем сопротивления, который дает им запрещенную книгу о философии грядущего переворота. За ее чтением пару как раз и застает полиция мысли: надежный человек оказался агентом полиции мыслей. После жестоких пыток Уинстон и Джулия сдаются и предают друг друга. В финале они искренне верят в могущество Большого Брата и разделяют общепринятую точку зрения, что в стране все хорошо.
Глава X – Осада города
После того как Пётр наконец-то прибыл в Оренбург, он рассказал на специальном военном собрании о том, как обстоят дела в армии Пугачёва и Белгородской крепости, и призвал немедленно направить войска для разгона бунтовщиков, но его мнение не поддержали. Решено было во благо безопасности жителей города выдержать осаду, отражая вылазки противника, однако город к ней совершенно не был подготовлен. Цены сразу поднялись до максимального уровня, продуктов на всех не хватало, в Оренбурге назревал голод.
Пётр Андреевич неоднократно совершал за это время вылазки к врагам, перестреливаясь с Пугачёвскими помощниками, однако преимущество практически всегда было на их стороне, так как ни лошади, ни люди не испытывали нехватки пищи. В одну из таких вылазок Пётр догнал отставшего казака и уже хотел зарубить его, как узнал в нём урядника, приведшего ему коня и тулуп, когда они с Савельичем уезжали из Белгородской крепости. Тот же в свою очередь передал ему письмо от Марьи Ивановны, в котором говорилось, что Швабрин принуждает её выйти замуж и, если она откажется, направит её прямиком к Пугачёву. Она попросила у него 3 дня на раздумья и умоляла Петра Андреевича приложить все силы для её спасения, так как кроме него у неё больше нет близких людей. Молодой человек немедленно отправился к губернатору Оренбурга, которому поведал о положении дел и попросил дать ему солдат, обещая освободить с ними Белгородскую крепость и Марию Ивановну, однако губернатор ему отказал.
Значение и смысл сна Гринева в романе “Капитанская дочка”
Совершенно особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Неизученность реализма Пушкина 1830-х годов приводит к тому, что символическое начало в нем игнорируется, не принимается в расчет при анализе произведений, в частности “Капитанской дочки”. Введение сна Гринева объясняется как предваряющая события информация: Пушкин предупреждает читателя, что будет с Гриневым дальше, как сложатся ого отношения с Пугачевым. Подобное толкование противоречит самому принципу повествования
Но это “предсказывание” нужно совершенно для особых целей: Пушкину необходимо заставить читателя при встрече как бы со знакомыми фактами возвращаться к сцепе сна. Об этой особой роли возвращений будет сказано позже
Важно помнить при этом, что увиденный сон – вещий, пророческий: об этом предупреждает читателя сам Гринев: “Мне приснился
И читатель должен был его помнить все время так же, как Гринев, “соображать” с ним все случившееся с мемуаристом во время восстания.
Не должен был его забывать и читатель.
Какой же сон видел Гринев?
Ему снилось, что он вернулся домой: “…Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. “Тише,- говорит она мне,- отец болен при смерти и желает с тобою проститься”. – Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: “Андрей Петрович, Потругла приехал; оп воротился, узнав о твоей болезни; благослови его”. Я стал на колени и устремил глаза мои на больного.
Что ж. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: “Что это значит?
Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?” – “Все равно, Петрушка,- отвечала мне матушка,- это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит”…”
Символическое будет проступать по мере знакомства читателя с сюжетным развитием романа – тогда родится догадка, что мужик с черной бородой помин – на Пугачева, что Пугачев так же ласков был с Гриневым, что это он устроил его счастье с Машей Мироновой… Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа. Это становится особенно наглядным в заключительной сцене сна.
Гринев не хочет исполнить просьбу матери – подойти под благословение мужика.
“Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: Не бойсь, подойди под мое благословение…”
Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи – все это уже открыто символично. Но символическая многозначность проявляется от нашего знания о жертвах восстания Пугачева, о многих мертвых телах и лужах крови, которые увидел Гринев позже – уже не во сне, а наяву.
Колоссальный образ чернобородого мужика с топором – это обобщенный поэтический образ могучего народного характера. Обобщенный – хотя он и дан в начало романа, до нашего знакомства с Пугачевым. Объясняется это особой природой символического образа – он лишен статики, Пушкин наделил его способностью “самостоятельно” жить во времени, развиваться, представать в своей многозначности.
Знаменательно, что роман завершался кровавой сценой, написанной уже самим Пушкиным – издателем мемуаров Гринева. Опираясь на “семейственные предания”, он писал, что Гринев “присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народно).
Реальная сцена казни Пугачева не может не вызвать в памяти образа чернобородого мужика с топором. И, странное дело, казнь не воспринимается как возмездие, наоборот, она наполняет особым волнующим смыслом образ из гриневского сна – этому помогает калмыцкая сказка! Пугачев знал, что ждет его, и шел безбоязненно но избранной дороге.
Соотнесенность с Пугачевым объясняет появление пронзительного по своей идейной неожиданности оксюморона – ласковый мужик с топором/ Читатель наполняет этот образ содержанием, приобретенным в процессе знакомства с Пугачевым. “Ласковость” Пугачева к Гриневу и Маше Мироновой создает ему особый ореол. Оттого “ласковость” мужика с топором не кажется читателю страшной и странной.
Сравнение романа «Капитанская дочка» с другими произведениями Пушкина
Сравнивая роман «Капитанская дочка» с другими произведениями Пушкина, можно заметить, что он отличается от них своей исторической основой и более простым языком. В отличие от «Евгения Онегина» или «Дубровского», где автор обращается к читателю с помощью сложных философских мыслей и метафор, в «Капитанской дочке» Пушкин использует более прямой язык, что делает его произведение более доступным для широкой аудитории. Однако, несмотря на это, роман «Капитанская дочка» не уступает другим произведениям Пушкина по глубине и содержанию. В нем также присутствуют темы любви, предательства, чести и верности, которые являются характерными для творчества великого поэта.
Пересекающиеся символы в сновидении
Сон Петра Гринева привлекает внимание своими многочисленными символическими изображениями, которые пересекаются и взаимодействуют друг с другом. Каждый символ несет в себе свое значение и имеет связь с другими символами, создавая уникальное сновидение
В сновидении Петра Гринева встречаются такие символы, как:
- Часы — символ времени и его течения;
- Птицы — символ свободы и духовности;
- Дождь — символ очищения и обновления;
- Звезды — символ небесности и магии;
- Цветы — символ красоты и прекрасного;
- Вода — символ эмоций и подсознания;
- Огонь — символ страсти и силы;
- Пути — символ выбора и направления жизни.
Эти символы пересекаются друг с другом, создавая интересное взаимодействие между разными аспектами сна. Например, птицы могут лететь над цветами или над звездами, а вода может падать в виде дождя на огонь, туша его.
Такое пересечение символов в сновидении может указывать на особую глубину и значимость сна. Возможно, это намекает на то, что сон является пророческим и имеет важные последствия в реальной жизни Петра Гринева.
Мифы и домыслы о снах
- Сны предсказывают будущее. Многие люди считают, что сны могут быть вещими и помогают предсказывать будущие события. Однако, современная наука обнаружила, что сны отражают наши подсознательные мысли, эмоции и опыт. Они не могут предсказывать будущее точно.
- Видеть умерших во сне — знак смерти. Многие люди верят, что если они видят умерших людей во сне, это предзнаменование их смерти. Однако, это всего лишь сказка. Вероятнее всего, такие сны связаны с нашими воспоминаниями о покойных и нашими эмоциональными переживаниями.
- Сны можно контролировать. Существует убеждение, что сны можно контролировать и даже летать во сне. Хотя это возможно, это требует особой практики и тренировки. Для большинства людей контроль снов остается недостижимым.
- У всех людей одинаковые сны. Верно ли, что все люди видят одни и те же сны? Нет, это не так. Сны очень индивидуальны и зависят от нашей индивидуальности, нашей жизненной ситуации и наших эмоциональных состояний.
Такие мифы и домыслы о снах могут быть интересными, но они не отражают реальности. Исследования и наблюдения показывают, что сны являются частью нашего нормального психологического функционирования и отражают наши внутренние миры.
Художественные сны: мечты Петра Гринева в литературе и искусстве
Сон Петра Гринева пронизан символическими образами и метафорами, подчеркивающими важность и значимость момента. В литературе такие сны способны передать глубину чувств и мыслей героя, а также особенности его характера и внутренней природы
В искусстве сон Петра Гринева был изображен в различных видах, начиная от иллюстраций к сказке, и заканчивая видеоинсталляциями и перформансами на тему снов и фантазий. Авторы пытались передать через свои произведения не только смысл и содержание сна, но и его эмоциональную силу и красоту.
Сон Петра Гринева является особым видом сна, который несет в себе глубинный смысл и символизм. Он позволяет герою и зрителю понять и осознать свои желания, страхи и мечты. Такие сны в литературе и искусстве помогают создать насыщенное и эмоциональное произведение, открывающее новые грани внутреннего мира героя и позволяющее нам сопереживать и понимать его.
«Капитанская дочка» (А. Пушкин)
Цитата: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!».
История создания
С 1832 г. Пушкин активно работал над историей восстания Емельяна Пугачёва. Он обращался к архивам, собирал редкие документы и материалы, чтобы увидеть объективную картину восстания. В 1833 г. Пушкин написал «Историю Пугачёвского бунта». Однако результаты работы не вполне удовлетворили его.
При выборе сюжета автор колебался: его интересовали два реальных лица, о которых он узнал из архивов. Один — дворянин, перешедший на сторону Пугачёва. Другой — дворянин, бежавший из пугачёвского плена и присоединившийся к усмирителям восстания. Замысел сложно трансформировался, и в результате в «Капитанской дочке» — два героя-дворянина: благородный Гринёв и подлый Швабрин.
Образ Маши Мироновой полностью вымышленный.
Проблематика:
- роль личности в истории (Пугачёв);
- гуманность (Пугачёв — Гринёв; Екатерина II — Маша Миронова);
- проблема чести и долга (отражена уже в эпиграфе — «Береги честь смолоду»);
- проблема воспитания (Гринёв и Швабрин).
Смысл названия: главным героем «Капитанской дочки» является Пётр Гринёв, а название всё же отсылает нас к Маше Мироновой. Почему? Наверное, здесь стоит снова вспомнить эпиграф («Береги честь смолоду»).
Несмотря на то, что Машу в романе называют то «дурочкой», то «трусихой», она являет собой пример непоколебимой чести и незыблемого достоинства.
Идти за Гринёва без благословения родителей плохо — и Маша отказывается от привлекательного предложения.
Белгорскую крепость захватывают пугачёвцы — Маша, несмотря на свой страх, готова защищать крепость до конца.
Гибнут родители Маши, и Швабрин пытается принудить девушку выйти за него замуж. Маша ни секунды не колеблется: лучше смерть.
И, наконец, неслыханный поступок капитанской дочки — обращение к императрице с просьбой помиловать жениха. Это кажется немыслимой дерзостью, но Маша уверена: правда восторжествует.
Капитанская дочка Маша Миронова ничем не опорочила свою честь. Возможно, она иногда выглядит несколько наивной. И тем не менее именно Мария Миронова воплощает в этом произведении идеал автора. Отсюда и название — «Капитанская дочка».
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: повесть (социально-исторический роман).
Жанровые особенности: в «Капитанской дочке» мы можем найти черты как повести, так и романа. Да и сам автор называл «Капитанскую дочку» то повестью, то историческим романом.
Пушкин выбрал для своего произведения форму семейных записок: главный герой Пётр Гринёв пишет воспоминания для внуков. При этом в «Капитанской дочке» описан не только семейный быт, но и значимые исторические события, поэтому можно сказать, что это социально-исторический роман.
Время и место действия: действие происходит в Симбирске и Оренбурге во время крестьянских войн (1773-1775).
Действующие лица
- Пётр Андреевич Гринёв — главный герой; юный русский дворянин. Повествование ведётся от его лица. Добр, справедлив, неуверен в себе и довольно робок.
- Емельян Пугачёв — донской казак, предводитель крестьянского восстания. По определению Петра Чайковского, «удивительно симпатичный злодей».
- Алексей Иванович Швабрин — дворянин; сослан в Белогорскую крепость за дуэль. Сначала вступает в товарищеские отношения с Гринёвым, но потом становится его противником. В ответственный момент нарушает присягу и присоединяется к армии Емельяна Пугачёва. Стремится жениться на Марии Мироновой против её воли.
- Мария Ивановна Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Удивительно честная и порядочная девушка.
- Архип Савельич — в прошлом «дядька» Петра Гринёва, на момент повествования — его верный слуга. Преданный, но отнюдь не бесхребетный.
- Иван Кузьмич Миронов — комендант Белогорской крепости. Во всём слушается свою мудрую супругу. Казнён армией Пугачёва.
- Василиса Егоровна Миронова — жена коменданта Белогорской крепости. Казнена армией Пугачёва.
Краткое содержание
Рассказчик в «Капитанской дочке» — зрелый Пётр Андреевич Гринёв, который хочет поделиться с потомками историей о встречах с Емельяном Пугачёвым, предводителем крестьянского восстания.
Пётр родился в небогатой дворянской семье, образование получил домашнее, в юные годы развлекался и ожидал, когда его направят в Петербург, ведь ещё до рождения был записан сержантом в полк.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Платон Михайлович в комедии Горе от ума Грибоедова
Платон Михайлович – для читателя это самый запоминающийся герой второго плана в повествовании комедии «Горе от ума». Он часто приходит в гости к Фамусовым, все потому что он давний друг и знакомый Чадского
В обыденном мире мы часто сталкиваемся с таким понятием, как «прогресс». Его можно определить, как успех в чем-либо — достижения в спортивной деятельности, прекрасные результаты в обучении или скачок продаж в фирме
Сочинение Что это такое Характер (15.3 9 класс ОГЭ рассуждение)
Очень часто в разговоре о каком-то человеке можно услышать фразу «бесхарактерный человек» или же «сильный волевой характер». А что же такое этот характер на самом деле
О чем заставляет задуматься рассказ Матренин двор сочинение рассуждение
Солженицына, как писателя — философа, всегда волновали вечные вопросы, проблемы современности. Все тревожные мысли не могли не найти свое отражение в его произведении
План рассказа Астафьева Стрижонок Скрип
Скрип вместе со своими братьями и сестрами вылупился из яйца в теплом мамином гнездышке. Им было видно только маленькое пятно света из своего гнезда на берегу реки.