Идеальный мир детства
Согласно плану Гончарова, композиция романа состоит из четырёх частей, первая из которых является прологом, вторая и третья — «поэмой любви», а четвертая подводит итог жизни героя. Необычность структуры заключается в том, что уже в первой части читателям преподносят «Сон Обломова», художественно-смысловой и философский центр произведения.
Анализ сна Обломова следует начинать с определения хронотопа. Место действия — родная деревня героя, а воспоминания соответствуют действительности, однако само пространство Обломовки носит не реальный, а идиллический характер. Сон лишён сюрреалистических моментов и мистического подтекста. Перед читателем идеальный мир счастливого детства, но мир не придуманный, а действительно существовавший в прошлом, поэтому перед читателем не утопия, а идиллия. Черты её проступают в описании картин природы, образе жизни поселян и их традициях:
- Замкнутый мир: в деревне всегда тихо, природа спит, никто из других деревень и сёл сюда почти не приезжает, никто не покидает пространства Обломовки.
- Соблюдение годового цикла, «космическое время» в эпизоде, жизнь в деревне словно идёт по кругу: каждый год похож на предыдущий, люди не болеют и не умирают, продолжительность жизни очень высокая.
- Мир добрый, благостный: жители отличаются спокойным и добродушным нравом, отношения между соседями хорошие, никакие «сильные страсти» людям несвойственны, главной заботой является приготовление вкусных блюд.
- Мир Обломовки полон традиций и ритуалов: здесь соблюдаются обычаи и традиции (главный герой назван по имени своего отца), отмечаются праздники, жители очень суеверны (если погасла свеча, нужно ждать гостей).
Повзрослевший Обломов — человек, который вырос в рамках идиллии и теперь мучительно пытается освоить реальный мир, полный забот. Настоящая Обломовка за эти годы потеряла свой процветающий облик: дома там наполовину разрушены, деревня разорена управляющим.
Однако Илья Ильич не замечает текущего состояния дел, он повсюду ищет возможности устроить свою жизнь, как в детстве.
Слайд 25Список использованной литературы. 1. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина “Евгений
Онегин”. Комментарий. Л., 1983.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.
М., 1974.
3. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974.
4. Ильев С.П. Русский символический роман. Одесса, 1991.
5. Ремизов А. Сны и предсонье. — СП6., — 2000. — С. 277.
6. Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч.: в 30 т. — Л., 1972-1990. (Ссылки даются по этому изданию с указанием тома и страниц в тексте статьи. Первая цифра указывает том, вторая – страницы.)
7. Назиров Р.Г. Творческие принципы Ф.М.Достоевского. — Саратов, 1982. — С. 140.
8. Борхес Х.Л. Письмена Бога. — М., 1992. — С. 403.
9. Назиров Р.Г. Творческие принципы Ф. М. Достоевского. — С. 141.
10. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1972. — С. 290.
11. Катенин П.А. Избранные произведения. — М.; Л., 1965.-С. 84-85.
12. Недэвецкий В.А. От Пушкина к Чехову. — М., 1999. — С. 154-166.
13. Нечаенко Д.Н. ‘Сон, заветных исполненный знаков…”. Таинства сновидений в мифологии, мировых религиях и художественной литературе. — Киев, 1991. — С.
276.
14. Ахундова И.Р. “Все это, быть может, было вовсе не сон!” (“смерть” смешного человека) II Достоевский и мировая культура: Альманах. УГ 9. — М., 1997. — С. 187.
Значение снов в русской литературе
Как уже говорилось выше, каждый из типов сновидений в русской литературе несет свое предназначение и по-своему влияет на текст. Проанализировав несколько наиболее известных произведений русской литературы, можно прийти к выводу о том, что использование такого приема в произведении имеет множество значений и задач. Прием описания сновидения может служить:
- Для формального построения художественной композиции всего произведения или же его отдельных частей. В последнем случае отдельные части несут свой собственный смысл, а также могут подчеркивать и усиливать общий смысл произведения.
- Для эмоциональной, нравственной, психологической, идеологической характеристики действующих в произведении лиц. В этом случае, сновидение выполняет описательный прием, представляя читателю картину происходящего.
- Для отражения идейного замысла или переживания героя. Так, использование такого приема может помочь читателю в более глубоком понимании смысла произведения.
- Для выражения идейных взглядов самого автора. В этом случае сновидение является частью сюжета, помогающего раскрыть идейный замысел произведения.
- Для описания действующей картины происходящего. В этом случае, сновидения являются обычно композиционной часть сюжета, несут свой собственный смысл и свою эмоциональную окраску, иногда отличающуюся от общей картины произведения.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что сновидение – это художественный, композиционный прием в русской литературе, различающийся по своим типам и задачам. Типы сновидений могут различаться от информирующего до описательного, каждый из них имеет свои собственные композиционные и идейные задачи, к которым, в основном, относится представление и осмысление эмоционального состояния главного героя или раскрытие идейного замысла произведения.
Итак, сновидения как литературный прием играют огромную роль в русской литературе. Они помогают читателю более глубоко понять произведение, более полно и ярко представить картину происходящего, а также помогают самому автору в раскрытии идейного замысла произведения. Сновидения, неся в себе как позитивную эмоциональную окраску, так и негативную, помогают сделать ярче эмоциональную картину произведения. Таким образом, данный литературный прием действительно играет большую роль в русской литературе.
Сны героев. Их художественная функция в произведениях отечественной литературы
Сны героев в произведениях отечественной литературы занимают особое место: через данный приём раскрывается внутренний мир героев, очень часто сны носят символический смысл, «предсказывают» развитие сюжета.
Так, сон Татьяны в «Евгении Онегине» заключает в себе идею о близости героини к народу. Татьяна исключительно романтическая натура, что и доказывает её сон. Это органический сплав сказочных и песенных образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов. Пушкин отбирает те обряды, которые теснее всего связаны с душевными переживаниями влюблённой героини. Во многом сон носит символический характер, таким образом автор переплетает народные представления о сне (образ ручья, медведя, леса и т. д.) и некоторые романтические образы (образ чудовищ, демона). Основная функция сна в романе – передать внутренние переживания героини. Кроме того, раскрывает глубину образа Татьяны (она единственная поняла и почувствовала неординарность натуры Онегина) и противоречивость характера Онегина (он – один из чудовищ во сне Татьяны и, вместе с тем, он один имеет человеческий облик и руководит всеми монстрами).
Иной характер носит сон Обломова (Гончаров «Обломов»), в котором герой видит свою родную деревню и свое детство. В данном случае автор через сон истоки формирования характера Обломова и его жизненный идеал. Размеренная, тихая и праздная жизнь была свойственна для обитателей дома Обломовых: «…труд сносили как наказание…». Обломовцы боялись всяких новостей и всякого движения, физического или духовного, зато отличались добротой, щедростью, хлебосольностью. Именно такая жизнь сделала Илью Ильича Обломовым, вечно лежащим на диване, и не сумевшим реализовать свои большие возможности.
Сон Ивана Бездомного в самом конце романа «Мастер и Маргарита» носит иной характер. Булгаков своё произведение строит на изображении двух миров: современной ему Москвы и мира, который воссоздаёт в своём романе мастер. Но при этом существует и мир сна, который характеризуется особым ореолом и загадочностью. Именно во сне Бездомный видит конец истории с Понтием Пилатом и Иешуа. Сон придает роману ещё большую мистику, фантастичность и реальность одновременно. Таким образом, через сон Булгаков передает правдивость того шедевра, который был создан Мастером.
Данный приём помогает авторам: 1) в иносказательной форме передать внутренний мир героев, 2) более объективно показать определённую ситуацию из жизни героев, 3) «предсказать» дальнейшее развитие сюжета.
Слайд 7Интересно сопоставить сны Григория и Петра Андреевича Гринёва (повесть “Капитанская
дочка”) “Мне казалось, буран ещё свирепствовал, и мы ещё блуждали
по снежной пустыне… Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. С беспокойством выпрыгнул я из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце… “Тише, — говорит она мне, — отец болен, при смерти, и желает с тобой проститься”. Поражённый страхом, я иду за нею в спальню. Что ж? Вместо отца моего вижу? в постели лежит мужик с чёрной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении обратился к матушке: “Что это значит? Это не батюшка. И с какой мне стати просить благословения у мужика? Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог… Ужас и недоумение овладели мной… и в эту минуту я проснулся…”
Формы психологического изображения
Психологизм в литературе 19 века выражен с помощью различных Все они могут иметь как прямое значение, так и косвенное значение. Если в тексте говорится о том, что герой покраснел и опустил голову, то речь идет о прямой форме психологического изображения. Но в произведениях классической литературы нередко встречаются и более сложные художественные детали. Для того чтобы понять и проанализировать косвенную форму психологического изображения, читателю необходимо обладать достаточно развитым воображением.
В рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» внутренний мир героя передается посредством изображения пейзажа. Главный персонаж в этом произведении вообще ничего не говорит. Более того, у него даже нет имени. Но о том, что он собой представляет и каков его образ мыслей, читатель понимает с первых строк.
Сказки А.С. Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт и писатель, автор множества произведений, включая несколько сказок. В его сказках часто присутствует художественный прием сновидения, который помогает создать особую атмосферу и раскрыть глубинные мотивы и образы.
Одной из самых известных сказок Пушкина, в которой используется прием сновидения, является «Сказка о царе Салтане». Главный герой, царевич Гвидон, видит во сне странный сон, в котором его брат, царевич Гвидон, становится царем, а сам Гвидон отправляется в далекое путешествие на чудесном корабле. Этот сон играет важную роль в развитии сюжета и позволяет открыть глубинные мотивы сказки.
В другой известной сказке Пушкина — «Сказка о золотом петушке» — также присутствует прием сновидения. Главный герой, Иван Царевич, видит во сне чудесного золотого петушка, который обещает ему помощь и направление в его путешествии. Этот сон помогает Ивану Царевичу достичь своей цели и стать настоящим героем.
Художественный прием сновидения в сказках Пушкина добавляет магического и загадочного настроения, раскрывает внутренний мир героев и помогает нам увидеть необычные события через призму сновидений. Это одна из причин, по которой сказки Пушкина до сих пор остаются популярными и увлекательными для читателей всех возрастов.
Сказка о рыбаке и рыбке
«Сказка о рыбаке и рыбке» — одна из самых известных сказок Александра Сергеевича Пушкина. В этой сказке автор использует художественный прием сновидения, чтобы создать загадочную и волшебную атмосферу.
Главный герой сказки — старенький рыбак, который каждый день ходит на реку ловить рыбу. Однажды он сидит на берегу и бросает сеть, но вдруг на поверхности воды появляется волшебная рыбка, которая обещает исполнить любое его желание, если он отпустит ее назад в реку. Рыбак соглашается и просит дом, чтобы не жить в хижине, а в удобном доме.
Следующим утром рыбак обнаруживает, что его хижина превратилась в красивый дом со всеми удобствами. Но ему уже это не нравится, и он отправляется к рыбке с новой просьбой — превратить дом в дворец. Рыбка снова исполняет его желание, и рыбак становится владельцем прекрасного дворца.
Однако рыбак вскоре устает от жизни во дворце и снова идет к рыбке с третьей просьбой — превратить дворец обратно в хижину. Рыбка, исполняя его желание, предупреждает рыбака о том, что это последний раз, когда она помогает ему.
Закончив сказку, Пушкин намекает на то, что человек никогда не остановится в своих желаниях и всегда будет стремиться к большему. Рыбак, не оценивая того, что уже имеет, продолжает искать счастья во внешних вещах
Это важное послание автора в сказке — ценить то, что у нас есть, и не забывать о реальных ценностях
Сказка о царе Салтане
В сказке о царе Салтане Александр Сергеевич Пушкин использует художественный прием сновидения. Этот прием позволяет писателю передать читателю некоторые события и эмоции через сны главных героев.
Сновидение в сказке о царе Салтане возникает у царицы, когда она узнает о предательстве сына и бывшей жены. Во сне царица видит колдуна, который приносит ей печальные новости о казни сына и устраивает красивый пир. Этот сон оставляет у царицы глубокое впечатление и влияет на ее последующие действия.
Сновидение является художественным приемом, который помогает автору передать важную информацию о событиях и эмоциях героев через символы и метафоры. Пушкин использует сон царицы, чтобы показать ее страхи, сомнения и надежды
Этот прием также создает загадочную и таинственную атмосферу в сказке, привлекая внимание читателя и вызывая его интерес
Кроме сновидения, в сказке о царе Салтане также присутствуют другие художественные приемы, такие как гипербола, олицетворение и символизм. Они помогают создать яркий и многогранный образ царя Салтана, его семьи и окружения.
В целом, сказка о царе Салтане является примером творческого использования художественных приемов, включая прием сновидения. Этот прием позволяет автору передать сложные эмоции и события через символы и метафоры, создавая удивительный и захватывающий мир сказки.
Сны в русской литературе
Ни для кого не секрет, что сон – это довольно мистическое и неподдающееся логическому объяснению проявление действия психики каждого человека.
Данное явление довольно часто встречается в русской литературе и активно используется авторами.
Что же значит сон в русской литературе?
Для ответа на этот вопрос, обратимся к небезызвестным произведениям русских классиков, таким как: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Обломов» И. А. Гончарова, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
Во всех этих произведениях сон использован как литературный прием, имеющий достаточно весомое значение. Для чего же нужен сон и какие виды «снов» бывают в произведениях русских классиков? Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к вышеуказанным произведениям.
В «Евгении Онегине» сон главной героини Татьяны выполняет функцию предсказания, предчувствия чего-то страшного, непоправимого. Девушке снилась ночь, холодный снег, олицетворяющие непреодолимые препятствия, дикие звери, символизирующие опасную ситуацию, главным виновником которой стал последний герой ее сна – Евгений Онегин. Можно утверждать, что сон Татьяны предсказывал дуэль между Онегиным и Ленским, бессмысленное убийство Ленского и разочарование Татьяны в предмете своей любви. Так, данный сон обозначал в этом произведении предчувствие, оправдавшееся впоследствии.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В произведении И. А. Гончарова, сон главного героя – Ильи Обломова, по сути, являлся отражением главной мысли романа. Если рассматривать все произведение целиком, то Обломов почти половину своей жизни «проспал». Такой сон скорее символизировал сущность Обломова и суть самого произведения. Таким образом, в данной ситуации сон является отражением сути романа как таковой.
В произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сны снятся главному герою произведения, совершившему преступление, – Родиону Раскольникову. Здесь сны играют роль совести главного героя – они «мучители» и «каратели», незримые голоса совести.
Таким образом, можно выделить следующие типы сновидений в произведениях русских классиков:
- Сновидение-предсказание, сновидение-предчувствие. Такой прием сновидения в русской литературе обычно помогает лучше прочувствовать сюжет произведения, переживания героев и эмоциональную окраску произведения.
- Сновидение, передающее характер героя, отражающее его мысли. Бывает, что такой тип сновидения отражает главную мысль произведения или является по своей сути «сконденсированным» сюжетом.
- Сновидение-совесть. Такие сновидения предназначены для того, чтобы лучше понять переживания героя. Зачастую они несут в себе ярко-выраженную высокоморальную окраску.
- Непонятные или неясные сновидения героев. Они предназначены для того, чтобы «отвлечь» читателя, перевести на другую тему или настроить на другой лад.
- Сновидения, используемые как часть сюжета. Эти сновидения являются, по сути, композиционной задумкой автора, частью сюжета и несут отдельный, самобытный смысл.
Так, все вышеперечисленное является основными типами сновидений, наиболее часто встречающихся в русской литературе. Каждый из них несет свое собственное значение.
Замечание 1
В целом, можно сказать, что сновидения главных героев в произведениях русской литературы – это распространенный композиционный прием, помогающий читателю понять смысл произведения, чувства и переживания главных героев.
Презентация на тему: » Сны героев русской литературы XIX века. Цели: Изучить, что представляет собой сон в литературном произведении Узнать, для чего авторы используют сны в.» — Транскрипт:
1
Сны героев русской литературы XIX века
2
Цели: Изучить, что представляет собой сон в литературном произведении Узнать, для чего авторы используют сны в своих произведениях
3
Организационные моменты 1-й этап – подбор материала 2-й этап – систематизация материала 3-й этап – оформление работы
4
Содержание Сон как важный композиционный компонент Анализ трех снов Функции сна
5
Я решил проанализировать и сравнить сны в трёх произведениях русской литературы: «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского (сон Раскольникова), «Евгений Онегин» А.С.Пушкина (сон Татьяны), «Обломов» И.А.Гончарова (сон Обломова). Ф.М.ДостоевскийА.С.ПушкинИ.А.Гончаров
6
Сон Обломова Сон Обломова – это сон, который прежде всего раскрывает его характер. Сон условно разделен на три части: детство Илюши (основные ценности Обломовки), сказка, рассказанная няней и учеба в селе Верхлёво.
7
«Отчего же я такой?» По-моему мнению, нельзя не обратить внимание и на двойственные отношения Гончарова к тому, что он описывает. А после прочтения сна, мы можем с легкостью ответить на вопрос, почему же Обломов стал таким
8
Сон Раскольникова Сон Раскольникова – один из ключевых моментов сюжета «Преступления и наказания». Начальный этап сна точно отражает душевный мир семилетнего Роди.
9
«Господи, покажи мне путь мой!» Через сутки после сна Раскольников все-таки приведет свой замысел в исполнение. Сон точно передает детали будущего убийства. И после убийства старухи все события его жизни тесно переплетаются со сном. Итак, благодаря сновидению мы смогли погрузиться в душевные перипетии героя, познать его духовные переживания.
10
Сон Татьяны Сон Татьяны относится к вещим снам. Он снится ей в Святки, когда христианам разрешается гадать. Я решил исследовать этот сон с точки зрения различных языческих обрядов и предсказаний, т.к. практически каждое слово в данном сне — символ
11
«И снится страшный сон Татьяне» Зима – смерть; Лес – царство душ; Медведь – будущий жених; Дом – внутренний мир Онегина; Потухший светильник – смерть Ленского. Пушкин отбирает именно те обряды, которые теснее всего связаны с душевными переживаниями влюблённой Героини.
12
Во многом сон носит символический характер, таким образом автор переплетает народные представления о сне (образ ручья, медведя, леса и т.д.) и некоторые романтические образы (образ чудовищ, демона). Основная функция сна в романе – передать внутренние переживания героини. Кроме того, раскрывает глубину образа Татьяны и противоречивость характера Онегина.
13
Вывод Итак, работая над рефератом, я пришёл к выводу: приём сна помогает авторам: 1) в иносказательной форме передать внутренний мир героев, 2) более объективно показать определённую ситуацию из жизни героев, 3) «предсказать» дальнейшее развитие сюжета.
14
Литература Сны героев я прочитал в следующих произведениях: 1) Достоевский Ф. Преступление и наказание: Роман/Вступ. статья К.Тюнькина; Оформ. худож. В.Максина. – Л.: Худож. Лит., – 560 с. 2) Пушкин А.С. Евгений Онегин/Александр Пушкин. – М.: АСТ, Астрель, 2007 – 253 с. 3) Гончаров И.А. Обломов: Роман/Вступ. Статья и примеч. Е.Краснощековой. М.: Худож. лит., – 478 с.