Чернышевский что делать характеристика снов веры

Второй сон веры павловны в романе «что делать»

Сны Веры Павловны (краткое содержание)

2 ответа

Первый сон Веры Павловны: героиня находится в подвале, в заточении, но внезапно оказывается на поле со спелыми желтыми колосьями. Вера как будто была больна параличом, но освободившись стала лучше себя чувствовать. С верой заговорила женщина, которая просила выпускать из подвалов девушек и помогать им излечиваться.

Второй сон: Лопухов и Мерцалов гуляют в поле. Они беседуют о том, что существует два вида грязи – реальная и фантастическая. Если первая позволяет жизни иди естественным путем, в ней рождаются колосья, то вторая – разрушительна, в ней не может быть плодородия. В это время Вера видит свою мать, которая неустанно трудится для того, чтобы прокормить семью, но на ее изнуренном лице проскальзывает улыбка. Затем героине видится, как она сидит на коленях у офицера, а после приходит явление, что она не может устроиться на работу. Вере становится понятно, что нужно простить свою мать за жестокость, ведь все свои силы она положила на то, чтобы вывести семью из нищеты, что и стало причиной ее ожесточения.

Третий сон: Дневник Веры, которого на самом деле не существует, попадает в руки к певице Бозио. Они читают его вместе. Написано в дневнике о подробностях отношений героини с Лопуховым. Последнюю страницу девушка открывать боится. Становится понятно, что она хотела бы любить мужа, но не может, так как их чувства – это всего лишь дружба и привязанность. На самом деле Вера влюблена в Кирсанова.

Четвертый сон: В хронологическом порядке Вере являются различные богини: Астрата, Афродита, Богоматерь. Через этот парад появляющихся богинь Веру ведет одна красавица, в которой героиня узнает саму себя. Она раскрепощена, независима, повелительница нового времени. Перед Верой появляется некий райский сад. Труд в нем является добровольным, все равны и свободны, нет ничего принудительного и обязательного.

Оценка: 4.2 ( 30 голосов)

Сны Веры Павловны – это часть композиционного построения романа Чернышевского «Что делать». Всего в произведении нужно читать 4 сна.

1 сон. Героиня освобождается от заточения в подвале. Ее встречает новый образ – невеста, которая символизирует любовь к людям. Она просит Веру освобождать девушек и лечить их тело и душу. Смысл сна – освобождение от невежества и законов темного царства, представителем которого являются родители Веры. Мать объясняет дочери смысл женской судьбы – выход замуж по расчету.

2 сон. Герои романа Лопухов и Мерцалов идут по полю и рассуждают о грязи: реальной и фантастической. Вера видит себя и свою мать, изнуренную тяжелым трудом. Смысл сна – расслоение общества на бедных и богатых. Одни живут в реальной грязи, но приносят пользу – это бедные. Другие праздно проводят дни, создавая только фантастическую грязь. Мораль и нравственность рождается в реальной грязи, а лень, чванливость, разврат – плод фантастической грязи.

3 сон. Вера читает дневник с певицей, несуществующей в реальности. Дневник – книга взаимоотношений Веры и Лопухина. Последнюю страницу девушка открыть не может. Там должно быть признание в любви, а его нет. Вера любит другого.

4 сон. Вера идет среди богинь. Она смела и свободна. Перед ней открывается райский сад, в котором люди трудятся по желанию. Смысл – общество будущего в голове девушки. Женщины становятся полноправными членами, непорочными, умными и развитыми.

Третий сон (глава третья — подглава XIX)

Вере Павловне снится, как она отдыхает в своей комнате. Вдруг к Вере является её любимая оперная певица Бозио. При этом Бозио хохочет голосом другой певицы — де-Мерик. Гостья отвечает, что Вера скоро узнает, кто же она такая.  Гостья просит Веру почитать её дневник. Вера никогда не вела дневник, но на столе вдруг появляется тетрадь с записями. Вера читает якобы свои записи о себе и её муже. В дневнике Вера жалуется на то, что муж Дмитрий Лопухов уделяет ей мало времени; она любит Лопухова не самого по себе, а за то, что тот помог ей сбежать от злой матери и вывел из «подвала». Она любит его не такой любовью, как ей бы хотелось.  Гостья требует её продолжать читать, но Вера отказывается. Тогда гостья сама читает дневник. Там она видит фразу о том, что Вера не любит мужа.

В третьем сне неведомая гостья, наконец, расставляет точки над «i»: её любовь к нынешнему мужу — вовсе не любовь. Она благодарна ему, что её мучения кончились и он забрал её к себе, но не испытывает к нему возвышенных чувств. Затем это же обвинение звучит со стороны, как бы демонстрируя свою истинность. Вера просыпается и, вероятно, испытывая чувство вины, бежит к мужу, пытаясь действием откреститься от этой мучительной мысли.

Жанр произведения

Жанр произведения «Что делать?» можно определить как «роман-утопия». Писатель не описывает настоящее, а рассуждает о будущем, где будет царить равноправие между мужчиной и женщиной, а предпринимательство станет доступным для всех слоёв общества. Чернышевский слишком идеализирует завтрашний день, который основан на коммунистических началах. Именно поэтому роман является утопией, так как сюжет и образы произведения больше похожи не на будущее, а на обычный вымысел, который останется только в голове у самого́ писателя.

Направление произведения — социалистический реализм. Хоть Чернышевский особо ничего не понимал в социализме, но некоторые моменты он перенял из зарубежной системы, где царили свобода и равноправие. Писатель призывает переходить от старого капитализма, где каждый думает только о своей выгоде, к новому социализму, где все равны. Образ швейной мастерской является отражением проблемы равноправия. Вера не хочет самостоятельно владеть своим предприятием, а делает совладельцами рабочих, чтобы все были на равных условиях.

Таким образом, Чернышевский поддерживает идею, что в идеальном государстве не должно быть частной собственности. Именно поэтому направление произведения является социалистическим, так как автор продвигает новую идею в массы.

Несколько интересных тем

  • Образ и характеристика Андрея Пинигина в повести Прощание с Матерой

    Андрей Пинигин – достаточно противоречивый, второстепенный, персонаж повести под названием «Прощание с Матерой» В. Распутина. Он приходится внуком героини произведения Дарьи Пинигиной.

  • Взятие снежного городка

    «Взятие снежного городка» — одна из самых жизнерадостных картин Василия Ивановича Сурикова. Она была написана в родном городе художника, Красноярске.

  • Николай Болконский в романе Война и мир

    В русской классической литературе много великих имен, среди них есть и имя писателя Л. Н. Толстого, он написал большое количество книг. На его книгах выросло не одно поколение.

  • Главные герои романа Над пропастью во ржи

    У писателя Джерома Сэлинджера всего один роман «Над пропастью во ржи». Автор был гражданином США. В этом произведении говорится об американской действительности общества

  • Первый фрак

    В 1892 году художник Владимир Маяковский написал замечательную картину «Первый фрак». В ней отражено сразу несколько персонажей. Стоит отметить, что в центре внимания зрителя оказывается обладатель

Сочинение: Сны Веры Павловны в романе «Что делать» (Н.Г. Чернышевский)

(578 слов) Главной особенностью резонансного романа Н.Г. Чернышевского «Что делать» является передача символического смысла книги через сны главной героини. В них автор аллегорически описывает не только ее жизнь, но и историческую судьбу женского пола. Чтобы полностью понять его замысел, необходимо проанализировать сны Веры Павловны и понять их значение.

В первый раз Вере приснился сон, будто кто-то запер ее в темном подвале. Потом ситуация резко меняется, и она оказывается в поле. Сначала ей кажется, что тело сковало параличом, но кто-то прикоснулся к девушке, и болезнь отступила. Вера видит, как по полю идет красивая девушка. Она выглядит то как англичанка, то как француженка, то как немка, то как полячка, то как русская. Вместе с видом меняется и настроение девушки. Она представилась Вере как Любовь к людям, сказала, что она — невеста ее женихов. На этом видение прерывается. Вере снится, что она идет по городу и вызволяет девушек из темных повалов, как тот, где сидела она сама. В этом сне мы видим символическое отражение судьбы героини: чтобы помочь девушкам стать независимыми и работать честно, она организовала мастерскую. Горький опыт в виде домашнего насилия и принуждения к браку по расчету помог ей осознать нужды общества и то, что именно она должна помочь девушкам жить свободно и добродетельно.

Во второй раз Вере снова снится поле, по нему ходят ее муж и Мерцалов (человек, который венчал молодых людей). Лопухов рассуждает про чистую (реальную) грязь, из которой вырастает зерно, а из гнилой (фантастической) ничего не может взрасти. Сон прерывается. Теперь Вере снится мать, которая упрекает ее в том, что та оставила семью. Женщина говорит, что всегда заботилась о девушке, и, если бы она относилась к дочери иначе, Вера не стала бы такой доброй. Из этого сна следует, что многие люди (вроде матери Веры) становятся заложниками сложных жизненных обстоятельств и принимают жестокие правила игры, превращаясь в черствых и алчных льстецов, которые готовы подхалимничать ради выгоды. Это и есть «реальная грязь», которая может породить нормальных людей в других поколениях. Но «фантастическая грязь» бесплодна, потому что она представляет собой тех, кто порочен, но при этом имеет все, чтобы быть лучше. Это намек в адрес дворян и представителей буржуазии, которые равнодушны к судьбе общества.

В третий раз Вере снится, что она читает свой дневник. Там написано, что девушка любит мужа за то, что он вытащил ее из прошлой жизни, но в нем нет нежного чувства, которое так необходимо девушке. После этого Вера Павловна начинает сомневаться в своей любви к Дмитрию и приходит к необходимости расторгнуть брак. Это неотъемлемая часть свободы женщины — право выбора. Если между людьми уже нет любви, никакое венчание не должно удерживать их в отношениях.

В четвертый раз Вере снова снится поле, оно все усыпано цветущими растениями, в нем стоит роскошный дворец. Вере представляют трех цариц-богинь. Астарта – рабыня мужа, Афродита – источник наслаждения и «Непорочность». Перед нами рыцарский турнир. Рыцарь дерется за недоступную даму сердца, но он будет любить ее лишь до тех пор, пока она не станет его женой и подданной. Веру сопровождает проводница, она говорит, что царства трех цариц пали. Кирсанова понимает, что новая царица – это она. Проводница нарекает ее «Равноправность». Во сне Вера смотрит на новую, другую Россию, где люди трудятся плечом к плечу, они равны и счастливы. Это и есть воплощение утопии Чернышевского, где нет места угнетению и унижению женщины.

Таким образом, смысл и значение снов Веры Павловны в романе «Что делать» заключаются в отображении становления женщины нового типа — свободной, умной и независимой. Сначала она находит призвание, потом вырабатывает систему мировоззрения, затем налаживает семейную жизнь и, наконец, приходит к полному осознанию себя и гармонии с окружающим миром.

Описание социалистического общества в романе

В романе Чернышевского «Что делать?» автор описывает свое видение идеального социалистического общества. Он представляет мир, где нет разделения на классы, где все ресурсы и богатство распределяются равномерно среди всех людей.

В этом обществе каждый человек является равным членом, имеющим право на благополучную жизнь и равные возможности для самореализации. Труд играет ключевую роль в этом обществе, и каждый человек должен делать свой вклад в общее благо. Вместе они сотрудничают для достижения общих целей.

В романе Чернышевский также описывает организацию общества через кооперативы. Люди добровольно объединяются в кооперативные группы для совместного производства и потребления товаров. Кооперативы обеспечивают равный доступ к ресурсам и их эффективное использование.

Важным аспектом этого общества является образование. В социалистическом обществе каждый человек имеет возможность получить качественное образование в любой сфере, что позволяет развивать личностные качества и умения каждого индивида.

Чернышевский также подчеркивает важность равноправия полов в своем обществе. Он описывает равные возможности для женщин и мужчин, их равное участие в общественной жизни, их полное самоопределение как личностей

Принципы социалистического общества, описанного в романе «Что делать?»
1. Равенство всех людей без разделения на классы.
2. Равномерное распределение ресурсов и богатства.
3. Кооперативное производство и потребление.
4. Возможность получения качественного образования.
5. Равноправие полов.

Несколько интересных сочинений

В русской литературе известен типичный пример социалистической фаланги — сакраментальная швейная мастерская Веры Павловны из романа Чернышевского «Что делать?»

Роман этот чрезвычайно ценил Ленин: уж явно не за его литературные достоинства, а, во-первых, за изображение революционеров как «людей нового типа», во-вторых, за тщательное внимание автора к рациональной организации производства, за попытку совместить человеческое начало с капиталистическим развитием. Это же стремление двигало Лениным при создании лучших своих политических манифестов: «Империализм как высшая стадия капитализма» и «Государство и революция». Первая книга — апокалиптична, она описывает всю глубину человеческого падения

Вторая — показывает выход из бездны путем организации, «учета и контроля»

Первая книга — апокалиптична, она описывает всю глубину человеческого падения. Вторая — показывает выход из бездны путем организации, «учета и контроля».

Швейная мастерская у Чернышевского полностью выдумана. «Есть в рассказе черта, придуманная мною: это мастерская. На самом деле Вера Павловна хлопотала над устройством не мастерской; и таких мастерских, какую я описал, я не знал: их нет в нашем любезном отечестве. На самом деле она хлопотала над чем-то вроде воскресной школы или — ближе к подлинной правде — вроде ежедневной бесплатной школы не для детей, а для взрослых». Значит ли это, что мы имеем дело с голой утопией? Почему такой прекрасный проект неосуществим? И будучи осуществим, не может ли он прекратить свое существование по тем же причинам, что и фаланги в Западной Европе? Неужели любая попытка создать что-либо человеческое, антропоцентричное на базе капиталистических отношений, замешанных на отчуждении, механистичности, — любая такая попытка окажется смехотворной? Стоит ли отвергать «швейные мастерские» как радикализм, напрасные выкрутасы?

Нет! Напротив, чтобы победить, параллельные объединения должны быть куда более радикальны. Тут уже одной организацией труда не обойдешься, «учета и контроля» явно мало. Необходимы более значительные устремления, более широкий горизонт и более амбициозные цели.

Швейная мастерская в романе «Что делать?» создается с одной целью: улучшить отвратительные условия наемного труда. Это удается, но только в воображении автора. Да и сам он, впрочем, склонен рассматривать «предприятие нового типа» как временную подмогу для той части общества, которая наиболее подвержена соблазнам и падениям. Мастерская при этом не берется в расчет как нечто принципиально отличное от мира, отличное по самой своей глубинной сути. Туда идут не за справедливостью, а за удобством. Приехавший из Америки делец отмахивается: «И у нас такого хватает». Трудятся в мастерской по той же модели, что и на всех других предприятиях. Швейная мастерская Веры Павловны включена в общую конкуренцию и отличается от остальных фабрик лишь одним: условия труда там легче и отношение со стороны хозяев более человеческое. Несмотря на то, что хозяевами формально являются все работницы, на деле в мастерской существует строгая централизация. Такая коммуна — это даже не кооператив или артель, это, скорее, мелкое предприятие с просвещенными владельцами.

Партизанский отряд только по своей внешней форме похож на швейную мастерскую Веры Павловны. Но по сути они совершенно разные. Партизанский отряд существует не для улучшения условий труда (хотя может и должен их улучшить), а для предоставления ищущим возможности другого труда, труда по призванию. Этот труд в сегодняшнем мире немыслим. Обладая условиями для его обеспечения, отряд навсегда привяжет людей к себе. Они уже никогда не смогут вернуться в клоаку денежного тоталитаризма и снова надеть на себя цепи бессмысленного кредита и бесконечного круговращения от кризиса к кризису, от банкротства к банкротству, от ошибки к ошибке.

Роман «Что делать?» Чернышевский написал в 1862 – 1863 годах. Произведение создано в рамках литературного направления «социологический реализм». Историки литературы относят роман к жанру утопии.

Центральной сюжетной линией книги является любовная история с положительным концом

Параллельно в произведении затрагиваются социальные, экономические и философские идеи того времени, темы любви, отношений отцов и детей, просвещения, важности человеческой силы воли. Кроме того, в романе есть множество намеков на грядущую революцию

Новаторство и особенности

Образы, которые описывает Чернышевский в своём романе, являются чем-то новым для отечественной литературы. Автор, в отличие от своих коллег, при помощи фраз показывает, что выступает за рациональный эгоизм. Он считал, что нигилизм не является безнравственностью, а лишь пересматривает устаревшие ценности.

Также Чернышевский для своего произведения выбрал необычную форму повествования. Он как бы общается с читателем, предугадывая его возможное возражение. Полемика является одним из главных приёмов в романе. Автор описывает каждое действие персонажей и, порой, сам посмеивается над сюжетом произведения, так как за образом любовного треугольника скрывается идея революции и грядущих перемен в обществе.

Анализ произведения Чернышевского даёт кратко понять, на чём основывается сюжет всего романа.

Краткий обзор помогает читателю в понимании, почему автор так назвал своё творение, и какой скрытый смысл он пытается донести через призму своих образов. До сих пор критики спорят насчёт гениальности романа Чернышевского «Что делать?». Сочинение по произведению пишут ученики в 10 классе, а краткий разбор поможет к нему подготовиться.

Второй сон (глава третья — подглава III)

Вера видит во сне, как по полю ходят её муж Дмитрий Лопухов и друг семьи Алексей Петрович Мерцалов и обсуждают грязь на полях. По словам Лопухова, есть грязь чистая и грязь гнилая. Мерцалов согласен с Лопуховым. Он говорит, что отсутствие движения есть отсутствие труда и что без движения заводится та самая гнилая грязь, гнилая почва. Затем Мерцалов предлагает всем исповедаться друг перед другом, а затем появляется Серж и говорит о своих богатых родителях. Мерцалов отвечает Сержу, что тот ни к чему не пригоден в жизни, потому что вырос в роскоши и безделье, то есть вырос на гнилой почве. Серж признаёт, что годится на то, чтобы проводить время со своей содержанкой Жюли и оплачивать её вечеринки.

Вдруг появляется мать Веры. Мать и дочь остаются наедине. Марья Алексеевна хочет показать Вере, что было бы с ней, если бы её мать была доброй и честной. Вдруг Вера видит печальную картину: её мать, добрая и ласковая женщина, в свои 45 лет выглядит больной, дряхлой и изнурённой и вскоре умирает от болезни. После этого Вера, судя по всему, вступает в отношения с каким-то офицером, затем от бедности пытается устроится служанкой к кому-то. Наконец перед Верой является её «обычная» злая мать. Она объясняет, что эти беды могли бы произойти с Верой, не будь её мать злой и расчётливой женщиной.

Данный сон мы можем разделить на две отдельные части. Первая часть — «мужская», в ней чётко проявлено амбивалентное отношение к мужчинам. Велик соблазн трактовать грязь как «хорошие» и «плохие» фекалии: хорошие – как подарок, оплаченный из собственных средств, плохие – как проявление анального садизма и желания уничтожения объекта. В символической форме оказывается, что мужчины вызывают собой двойственное отношение: не только жалость и желание сделать подарок, но и, в подавляющей мере, всё самое плохое, «гнилую грязь», их можно использовать только как спонсоров для оплаты вечеринок (наслаждение властью и контролем из-за фиксации на анальной стадии) или проявлять садистическое поведение. В качестве альтернативы, весьма разумно трактовать хорошую и плохую грязь как деление на хороших женщин и плохих мужчин: в таком случае первая часть сна проясняет отношения с мужчинами, а вторая – с женщинами.

Вторая часть — «женская», в ней показаны отношения с матерью и причина всех её бед. Мать выглядит больной и дряхлой из-за «хорошего поведения», то есть, проявления доброты, возможностей эмоциональной поддержки и безопасности. Это грозит смертью для неё самой и последствиями: грязными, неравными отношениями Веры с мужчинами. Но и явление «обычной» матери из реальности не устраивает Веру. Она сама в образе незнакомки из первого сна помогает сделать свой выбор, то есть прогоняет мать.

Герои романа

↑ Вера Павловна

Вера Павловна Розальская — главная героиня романа. Выросла в Петербурге в многоэтажном доме на Гороховой улице. С двенадцати лет она посещала пансион. Вера Павловна рано научилась хорошо шить. Уже в четырнадцать лет она шьет на всю семью, а в шестнадцать начинает сама давать уроки в пансионе. Вера Павловна весела и общительна.

Мещанская обстановка в родном доме гнетет Веру Павловну. Желая покинуть дом она выходит замуж за учителя своего брата – Лопухова, который любит Любит Веру Павловну. Они живут как брат с сестрой, в разных комнатах.

Вера Павловна открывает швейную мастерскую, которая вскоре стала очень успешным предприятием. Прибыль в мастерской распределяется между работницами.

Вера Павловна влюбляется в друга Лопухова – Кирсанова, который любит ее взаимно. Лопухов освобождает ее от семейных отношений и Вера Павловна находит свое счастье с Кирсановым.

Кирсанов

Кирсанов Александр Матвеич — второй муж Веры Павловны, друг Лопухова. У Кирсанова “русые волосы довольно темного оттенка, темно-голубые глаза, прямой греческий нос, маленький рот, лицо продолговатое, замечательной белизны”. Он обладает большой физической силой.

Кирсанов сын писца уездного суда. Уже с 12 лет он помогал отцу в переписывании бумаг, а с 4-го класса гимназии стал давать уроки. Кирсанов окончил Медицинскую академию, работает в госпитале и возглавляет кафедру.

Кирсанов влюбляется в Веру Павловну, в то время, жену Лопухова. Он находит повод и надолго исчезает из их дома, боясь потревожить покой семьи друга. Через некоторое время Кирсанов возвращается чтобы излечить Лопухова от болезни. В это время они сблизились с Верой Павловной и между ними возникла любовь.

Лопухов освобождает Веру Павловну от брака. В конце романа Кирсанов и Вера Павловна женятся и живут счастливо.

Лопухов

Лопухов Дмитрий Сергеич — первый муж Веры Павловны, близкий друг Кирсанова. Лопухов сын рязанского помещика. Окончил гимназию, зарабатывал давая уроки.

Лопухов влюбился в Веру Павловну и добился брака с ней. Они живут как брат с сестрой, в разных комнатах. До брака с Верой Павловной Лопухов учился в Медицинской академии. После брака вынужден оставить учебу, не получив диплома.

Со временем Лопухов осознал, что Вера Павловна любит его друга Кирсанова. Тогда Лопухов имитирует самоубийство и уезжает в Америку, освободив Веру Павловну от брака. После женитьбы Кирсанова и Веры Павловны он возвращается под именем Чарльза Бьюмонта и женится на Кате Полозовой. Лопухов раскрывает свой поступок бывшей жене и другу. Обе семьи поселяются рядом.

Рахметов

Рахметов родом из знатной богатой семьи. Несмотря на это он ведет аскетичный образ жизни. Рахметов ведет самый суровый образ жизни, закаляет тело и силу воли. Рахметов даже спал на гвоздях, чтобы закалить себя.

Мерцалов Алексей Петрович

Священник, знакомый Лопухова. Окончил курс в Духовной академии. Отец Мерцалова – дьячок губернского города. Отец занимался переплетными работами, часто выпивал. В доме постоянно не хватало куска хлеба. Мать Мерцалова зарабатывала сдачей внаем своей квартиры семинаристам.

Розальская Марья Алексевна

Мать Веры Павловны. Зарабатывает сдачей денег под залог. Мечтает выдать дочь замуж за состоятельного человека, чтобы разбогатеть. Груба, имеет властный характер. Тиранит мужа и дочь.

Сторешникова Анна Петровна

Мать Михаила Сторешникова. Хозяйка дома, где живет семья Веры Павловны. Она была против брака своего сына Михаила с Верой Павловной, считая его неравным.

голоса

Рейтинг статьи

Сон о водопаде и горных пейзажах: эмоциональная интерпретация

Один из снов Веры Павловны представил ей яркие образы водопада и горных пейзажей. Этот сон можно истолковать с эмоциональной точки зрения.

Водопад часто ассоциируется с эмоцией удивления. Такой образ может символизировать сильные впечатления или эмоциональный взрыв, который переполняет сознание. Возможно, это указывает на наличие волшебного момента или открытия в жизни Веры Павловны, что заставляет ее чувствовать себя восторженной и эмоционально обогащенной.

Горные пейзажи, с другой стороны, могут олицетворять силу и устойчивость. Горы символизируют препятствия и вызовы, которые человек может преодолеть, если у него есть смелость и настойчивость. Возможно, эти образы горы указывают на внутренние качества Веры Павловны, такие как стойкость, смелость и решимость. Они могут служить напоминанием о том, что она способна преодолеть трудности и достичь своих целей.

Таким образом, сон о водопаде и горных пейзажах для Веры Павловны может быть эмоциональным стимулом. Он может вдохновить ее на поиск новых приключений, смелость для преодоления препятствий и уверенность в своих силах.

Первый сон (глава вторая — подглава XII)

Верочка видит сон, в котором она заперта в подвале и парализована. Какой-то голос говорит Вере, что сейчас коснётся её руки и она выздоровеет. Действительно, Вера тут же выздоравливает, выбегает в поле, где резвится и радуется свободе. Вдруг к Вере приближается незнакомка. У незнакомки всё время меняется внешность: то она выглядит как француженка, то как русская, то как англичанка, то она грустна, то весела. Незнакомка говорит Вере, что она «невеста её жениха», что у неё много разных имён, но её настоящее имя — «любовь к людям». Затем Вера приходит к подвалу, в котором заперты девушки, и тут же освобождает их оттуда. Затем она входит в комнату, где лежат парализованные девушки. Увидев Веру, они встают и идут. Вместе с Верой освобождённые девушки выбегают на поле и веселятся. Вере гораздо веселее в их компании, чем одной.

Если трактовать данный сон в психоаналитическом контексте, то первое «техническое» слово, на которое мы можем обратить внимание — это «подвал». Оно связано с самыми сокровенными, интимными, желаниями, с материнской утробой, чувством безопасности и регрессии

В этой связи мы можем обратить внимание и на другие особенности сна. Мы можем выделить одинаковый пол героев и диалектичность происходящего (полный паралич или полная свобода). Также, во сне встречается незнакомка, которая является «невестой её жениха», то есть самой Верой. К тому же в ней как бы меняются личности, что говорит об её отношениях с внешним миром. Всё, что происходит в этом сне, является сном об отношениях с матерью, женщинах и о ней самой. Ещё обратим внимание, что мужчинам в данном сне места не находится, но находится в других снах, представляющих собой определённый смысловой цикл.

«Особенный человек» как воплощение идеала автора (по роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?»)

Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» был создан в стенах Петропавловской крепости. От стал политическим завещанием писателя, обращенным к современности. Необычное построение книги, двуплановость, обусловлено было необходимостью зашифровки. На первый план выдвигались проблемы любви, раскрепощения женщины, на второй — тема уничтожения классового неравенства, революционного переворота. Писатель вскрывает пороки и мещанской среды, и аристократического общества. Сложность, противоречивость человеческих переживаний отмечает автор, характеризуя «новых людей». Образы «обыкновенных» героев Чернышевский наделяет теми же качествами, какими обладает «особенный человек»: они мужественны, энергичны, умеют находить свое счастье в служении людям. Рахметов, хотя ему и отведено в романе несколько страниц, — является важнейшим персонажем. «Революционерами 61-го года» называл таких людей вождь пролетариата. «Мало их, — писал Чернышевский о людях типа Рахметова, — но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы. Мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы.» Эти финальные слова о людях рахметовского типа писатель произносит с благоговением, подчеркивая их необыкновенность («букет в благородном вине», «соль соли земли»). Рассказывая о Рахметове, Чернышевский говорит недомолвками, последовательной его характеристики не дает. Однако он упоминает об «анафеме» родственников. Видимо, разрыв с дворянским родом произошел тогда, когда наследник сделал свой выбор: доставшиеся около четырехсот душ крестьян были отпущены на волю, земля (семь тысяч десятин) — передана народу. Сын помещика, чтобы добиться расположения простых людей, стал есть то, что позволяли себе они, копал землю, ковал железо. Суровое самоограничение в личной жизни, занятия физическим трудом — все это сближает его с простым народом. Не зря его прозвали Никитушкой ломовым, к нему тянется Маша. Рахметов — редкой породы человек, «особенный» человек. Он готовит себя к жестоким испытаниям. Эта полная жертвенность постоянно подчеркивается Чернышевским. Глубокая душевная деликатность, забота о простых людях, умение шутить, смеяться, умение не быть «мрачным чудовищем» раскрывается в сцене объяснения Рахметова с Верой Павловной. Мы видим, что очень сдержанно оценивает наш герой значение мастерской Верочки, не хочет преувеличивать роли трудовых коллективов в процессе перехода к социализму

Недоговоренность и загадочность образа Рахметова не только помогли писателю преодолеть цензурные преграды, но и привлекли к нему внимание читателей. Пытаясь расшифровать замечание Чернышевского, что он знал лишь восемь человек рахметовского типа, в том числе и двух женщин, исследователи указывают Добролюбова, Михайлова, Обручева, Бахметьева, Сараковского, Николая или Александра Серно-Соловьевичей. Думаю, что к людям рахметовского типа может быть отнесен и сам Н

Г. Чернышевский, хотя он из-за своей удивительной скромности отвергал такие предположения. То, о чем в застенке Петропавловской крепости мечтал писатель, не потеряло своего значения. Вдохновенный призыв Чернышевского актуально звучит и сейчас: «.будущее светло и прекрасно, любите его, стремитесь к нему, работайте для него.»

Думаю, что к людям рахметовского типа может быть отнесен и сам Н. Г. Чернышевский, хотя он из-за своей удивительной скромности отвергал такие предположения. То, о чем в застенке Петропавловской крепости мечтал писатель, не потеряло своего значения. Вдохновенный призыв Чернышевского актуально звучит и сейчас: «.будущее светло и прекрасно, любите его, стремитесь к нему, работайте для него.»

Второстепенные герои

Важно понимать, что помимо основных действующих лиц, есть и другие персонажи в произведении «Что делать?». Характеристика героев второго плана поможет ближе познакомиться с каждым из них:

  1. Марья Алексеевна — мама Веры, злая, властная и деспотичная женщина, тиран в семье. Она распоряжается судьбой каждого на собственное усмотрение. По ее мнению, люди делятся на две категории — плуты и дураки. У Розальской старинные нравы, которые она всячески проповедует. Героиня живет тем, что дает деньги взаймы, любыми способами стараясь приумножить собственный капитал. Хочет выдать дочку за богатого мужчину, но девушка покидает родной дом, не желая исполнять волю матери.
  2. Екатерина — дочка промышленника по фамилии Полозов. У последнего Дмитрий планирует купить стеариновый завод. После знакомства молодые люди влюбляются и вскоре создают семью. Только после этого молодой человек начинает общаться с Кирсановым и бывшей женой, они дружат семьями. Катя по примеру Веры открывает свою мастерскую.

Первый сон

Сны Веры Павловны в романе «Что делать?» появляются начиная с двенадцатой главы. Именно тогда автор описывает первое из них.

В начале своего сновидения Вера оказывается заперта в погребе. Но неожиданно она освобождается и переносится на поле, где спелые колоски поражают своим ярким желтым цветом. В момент перехода героиня выздоравливает: она словно была парализована, но очутившись на свободе, ее самочувствие резко улучшается, а тело начинает слушаться.

С Верой разговаривает девушка, «невеста ее жениха». Через ее образ Чернышевский отобразил любовь к людям.

Вера идет на прогулку по городу и по пути помогает всем, кто встречается на ее пути, ведь новая знакомая попросила ее освобождать девушек из темных подвалов и лечить их.

Первое сновидение символизирует освобождение Веры из общества людей ограниченного, старого типа мышления. Образы в нем это аллегория и каждый из них имеет смысл:

  1. Подвал — символизирует «темное царство», в котором душный воздух — отсутствие свободы, а темнота — незнание.
  2. Родители девушки — пленники средневекового мышления и стереотипов. Поэтому мать и учит Веру обольщать богатых мужчин и говорит о замужестве по расчету.

В головах ее родителей плотно засела мысль, что женщина больше ни для чего не годиться. Поэтому оставив родной дом, Вера испытала облегчение: она теперь не обязана стараться продать себя подороже. Раньше ее жизнь была наполнена страхом и злобой из-за сильного давления матери. Но освободившись, она познает истинную любовь к человечеству. Девушка понимает, что на планете есть и другие люди, разумные и не испорченные. Таких она встречает повсюду на улицах своего сна и ей становится радостно.

Вариант 2

Многие вечные вопросы русской литературы имеют главенствующее место в произведении Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?». Их раскрытию способствуют сновидения главной героини романа, Веры Павловны, от лица которой автор стремился передать свои собственные взгляды на жизнь и то, какой он ее видит в будущем. Сны девушки включают в себя как реальные моменты, так и очевидно фантастические, однако по ним можно явно проследить публицистические отступления автора касательно общества, в котором жил он и, может быть, отчасти живем и мы.

Сны героини демонстрируют тернистый путь каждой девушки, стремящейся освободиться от оков патриархата. Стоит учесть, что в то время в любой семье женщине была предоставлена второстепенная роль: они только лишь управлялись с хозяйством и воспитывали детей, о большем никто и не мог мечтать. Собственно, подобная тенденция до сих пор сохранилась в некоторых странах мира. Однако персонажи Чернышевского – новые люди, совершенно по-иному смотрящие на женщину. Они видят в ней личность, а не просто вещь, которую можно использовать исключительно в своих интересах.

Сны Веры воспроизводят высказывания, услышанные ею в чистом обществе и принятые близко к сердцу, что и способствует её освобождению от ужаса реального мира. Её первые два сна знаменуют прощание девушки с тем пошлым и лицемерным обществом, в котором она жила. Она разрывает все связи с людьми, которые могли напомнить ей о ее несчастливом прошлом. Третий сон – о той любви, которую она не желает, но вынуждена дарить человеку, который не мил ей. Она переоценивает свои чувства и мысли, становится на истинный путь. Четвертый и последний сон открывает духовный мир Веры Павловны, подводит итог предыдущим сновидениям, представляя собой своеобразную утопию.

Видения героини, безусловно, благоприятно повлияли на ее поступки, она становилась все сильнее и приняла решение открыть трудовую коммуну, что и явилось результатом ее упорной борьбы

Один из наиболее популярных приемов в художественной литературе, сон, в данном произведении использован для того, чтобы выразить позицию автора по отношению к важной социальной проблеме

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про сон и сновидения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: