Краткое содержание
Перед тем, как разобраться, в чем смысл баллады «Светлана», стоит узнать краткое содержание произведения.
Крещенским вечером девушки гадали на суженого. Главная героиня переживает долгую разлуку с возлюбленным. Она садится перед зеркалом, начинает гадать.
Ожидания появления образа суженого длятся долго. В полночь вдруг слышны шаги, звучит мужской голос. Рядом оказывается любимый. Пару ждут запряженные лошадьми сани, назначено венчание.
Сон Светланы мрачный:
- бледный, молчаливый жених;
- черный гроб в храме;
- кружась, кричит ворон;
- начинается вьюга;
- милый исчезает вместе с лошадьми.
В избушке на столе стоит гроб. Девушка начинает молиться перед образами святых.
Метель утихает, наступает тишина, слышен лишь треск свечи. Прилетает белый голубь и обнимает девушку крыльями.
В сцене раскрывается смысл имени главной героини Светлана. Девушка со светлыми помыслами и душой во сне начала молиться. Прилетевший белый голубь помог разогнать мрачный сон и одолеть темные силы.
С криками петуха наступило утро. Светлана пробудилась, но душа ее не спокойна. Девушка поглощена страхом вещего сна. Страшные мысли развеиваются возвращением жениха.
Краткое содержание баллады «Светлана» Жуковского
В крещенский вечер девушка Светлана гадает со своими подругами. Она грустит, потому что ее любимый далеко и уже год не пишет ей. Подружки советуют Светлане сегодня погадать на своего суженого (по словам девушек, суженый должен явиться).
В ту же ночь Светлана садится за стол, на котором лежат два столовых прибора и зеркало. Девушка с волнением смотрит в зеркало. Вдруг в комнату как будто кто-то входит, в зеркале блестят чьи-то глаза и слышится шепот: «Я с тобой, моя краса…». Светлана видит перед собой своего возлюбленного. Тот приглашает девушку венчаться в церковь, где их уже ждет священник.
Влюбленные едут в санях в церковь. Молодой человек выглядит молчаливым, бледным и унылым. По пути влюбленные видят храм, в котором люди стоят вокруг гроба. Наконец Светлана и ее возлюбленный приезжают к церкви для венчания. Внезапно жених, а также кони и сани куда-то исчезают. Светлана остается одна в неизвестном месте.
Сквозь метель Светлана замечает избушку, в которой горит свет. Девушка входит в дом и внутри видит гроб с покойником. Девушка молится перед иконами и ждет в углу. Внезапно к ней подлетает белый голубь и обнимает ее. Тем временем Светлана слышит стон покойника и видит его грозный взгляд, в котором чувствуется смерть. Девушка понимает, что покойник и есть ее возлюбленный. В этот момент Светлана пробуждается ото сна и видит, что на дворе уже утро. Девушка боится, что ее кошмарный сон сбудется.
Днем Светлана сидит у окна. Вдруг к ее дому подъезжает неизвестный гость. Им оказывается ее жених — живой и невредимый. Молодой человек по-прежнему любит Светлану. Девушка понимает, что ее страшный сон ничего не значил.
В конце баллады автор желает Светлане счастливой жизни и удачи.
Конец.
Таково краткое содержание баллады «Светлана» В. А. Жуковского: краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении.
Анализ и краткое содержание
В балладе «Светлана» Жуковского события происходят в ночь на Крещение.
В ней действуют следующие герои :
- Светлана — главная героиня. Это девушка, прекрасная внешне и внутренне. Она глубоко нравственна, верна своему жениху, терпеливо и кротко ждет его возвращения.
- Подруги Светланы — веселые девушки, посоветовавшие ей заняться гаданием.
- Белоснежный голубь — образ ангела-хранителя.
- Черный ворон — вестник смерти.
- Жених Светланы — молодой человек, верный и любящий. В конце сюжета он возвращается к ней.
Крещенское гадание
Балладу «Светлана» изучают на уроках литературы в 6 классе средней школы. Ее краткое содержание состоит в следующем: крещенским вечером девушки собираются погадать на суженого. Они веселятся, поют «подблюдные песни», бросают на улицу башмачок, кормят курицу «счетным зерном». Лишь одной Светлане грустно.
Девушки пытаются ее развеселить, предлагают спеть вместе с ними песню. Но Светлана отказывается. Она грустит из-за того, что ее жених уже целый год не подает о себе вестей.
Тогда девушки предлагают ей совершить старинный обряд, чтобы узнать о суженом. Нужно постелить стол белой скатертью, поставить два прибора, свечу и зеркало. «В полночь, без обмана», в зеркале должен появиться жених и сесть за накрытый стол.
Светлана проводит обряд гадания. Она садится за накрытый стол и с робостью смотрит в зеркало. В полночь чудится шепот за спиной. Она оборачивается и видит своего жениха. Он предлагает ей немедленно ехать в церковь венчаться, так как там уже все подготовлено. Светлана выходит с ним во двор, где уже ждут запряженные сани. Они садятся в них и мчатся по заснеженной равнине. Но на сердце у девушки тревожно. Она смотрит на жениха и видит, что тот «бледен и уныл».
Светлана спрашивает, что с ним, но суженый не отвечает. Вскоре они проезжают мимо церкви, полной людей: там происходит отпевание покойника. Начинается метель, валит снег. Вокруг саней вьется и каркает черный ворон. Жених молчит.
Сани мчатся и вскоре подъезжают к одинокой хижине, занесенной снегом. Неожиданно кони и возлюбленный пропадают, и героиня остается в одиночестве.
Страшное видение и счастливый конец
В пустой хижине Светлана видит гроб, икону и свечку перед ней. Девушка молится на образ Спаса и робко садится в уголке, зажав в руке нательный крест. Неожиданно в избушку влетает белый голубок и садится ей на грудь, обняв крыльями. Воцаряется тишина.
Вдруг девушка с ужасом видит, что покойник в гробу начинает шевелиться. Он приподнимается, и девушка узнает своего возлюбленного. Мертвец пытается разомкнуть руки, из его уст доносится стон. Но тут голубок взлетает и садится на него, лишая сил.
Раздается крик петуха. Девушка просыпается и понимает, что это был всего лишь сон. Но на душе у нее тяжело. Ее мучают мрачные предчувствия. Чтобы развеяться, девушка садится у окна. Вдруг она слышит радостный звон колокольчика. К дому подъезжают сани, из них выходит ее возлюбленный, живой, невредимый, все так же влюбленный в Светлану.
В отличие от баллады «Ленора», где главную героиню за ропот на судьбу постигает страшная кара, концовка «Светланы» радостная и позитивная. Молодые идут под венец, их чествует стар и млад. Автор призывает не верить страшным снам и возлагать надежду на провидение.
Смысл сюжета
Началом произведения автор настраивает читателя на сказочный сюжет. Девушки начинают гадать, что было популярным развлечением на Руси. Описанные действия наделяют балладу Жуковского «Светлана» мистическим смыслом, раскрывающимся сном главной героини.
Основная идея баллады — победа света над тьмой, любви над смертью. Произведение начинается событиями, происходящими во тьме: гадания, мрачный сон с покойником и темными силами.
В балладе Жуковского в имени Светлана скрыт смысл слова «свет». Светлая, чистая душа девушки выстояла против темных сил, встретившихся во сне.
Смысл сна и гаданий в балладе Жуковского
Мистический сон подарил главной героине встречу с женихом. Эпизод стал кульминацией произведения. Узнать судьбу девушка хочет через гадания, напрямую ведущие к потусторонним темным силам. Вместо светлого видения девушка увидела жениха усопшим.
Реальность оказалась иной. Утром возлюбленный вернулся домой. Противопоставление сна реальности — главный смысл «Светланы» Жуковского. Отчаяние накрывает темнотой, вера дарит свет. Гадания в балладе «Светлана» наделяют смыслом темные силы. Это противоречит истинной вере.
Религиозный подтекст
В балладе Жуковского «Светлана» раскрывается религиозный смысл. Одержимость печалью толкает девушку обратиться к мистическим силам. Главная мораль баллады:
Популярные на Руси гадания уходят корнями в язычество. Суеверия противоречат вере.
Главная мысль
Главной особенностью творчества Жуковского является использование символики русского фольклора.
Символизм русской культуры основан на использовании символического языка русского языка:
Еще одна черта романтизма в балладе «Светлана» — мотив мечтательности. Главная героиня оказывается перед выбором: либо она поддается своим сомнениям и теряет веру в волю отца.
Даже в момент страшного видения она скорее напугана, чем отчаялась. Девушка готова принять свою горькую судьбу, но не роптать на Бога и не обвинять Его в том, что Он не слушает ее.
- русской, связанной с таинственными крещенскими гаданиями, где человек снимает крестик, чтобы обратиться за помощью к нехристианским духам;
- немецкой, где часто используется мотив умыкания невесты с мертвым женихом.
Светлана вознаграждена за свою храбрость возвращением любимого. В поэме жених описан всего несколькими словами, но ясно, что это честный и порядочный человек, достойный такой невесты, как Светлана.
Жуковский сделал три перевода немецкой баллады, но наибольшей популярностью у публики пользовалась «Светлана». В отличие от мрачных «Людмилы» и «Леноры», счастливый конец пришелся по вкусу читателю.
- Избушка, подобная жилищу Бабы-Яги, стоящему на границе между миром живых и мертвых.
- Черный ворон, предвещающий смерть.
- Белый голубок — ангел, спасающий Светлану от злых чар.
- Петух, возвещающий рассвет. Он разгоняет ночной мрак, и все возвращается на круги своя.
Уклонение от реальности
Сон становится своего рода убежищем, где герои чувствуют себя защищенными и безопасными. Они могут погрузиться в мир своих иллюзий и убежать от проблем, которые их окружают. Благодаря сну герои могут встретиться и общаться со своими умершими близкими, испытать счастье, которое им непозволительно в реальной жизни.
Таким образом, сон играет важную роль в балладе Светлана Жуковского. Он помогает героям скрыться от тревог и проблем реальной жизни и позволяет им на время окунуться в мир своих фантазий и мечтаний.
Эскапизм и мечты
Сон, как символический инструмент, помогает героям баллады совершать невозможное и испытывать смелость, которую им недостает в реальной жизни. Он становится источником вдохновения и надежды, а также способом побега от суровой реальности. Через сон Жуковский передает нам идею о возможности совершать чудеса и преодолевать преграды, что делает его баллады более привлекательными и увлекательными.
Эскапизм и мечты в балладах Светланы Жуковского показывают, что для каждого из нас сон является убежищем от повседневных проблем и стрессов. Несмотря на временность иллюзии сна, они позволяют нам найти утешение и выход за пределы реальности
Поэтому важно не забывать о роли сна в нашей жизни и давать себе возможность мечтать и эскапировать в свой мир фантазий
Полное погружение в иллюзию
Светлана Жуковского откровенно рассказывает о роли сна в своей балладе. Она считает, что сон играет важную роль в создании иллюзии и вовлечении читателя в произведение. Снаряженный своими гениальными художественными способностями, Жуковский предлагает своему читателю полное погружение в иллюзию.
Роль сна в балладе Жуковского не ограничивается просто созданием атмосферы. Она имеет глубокий символический смысл, укладывающийся в тематику произведения. Сон становится мостом между реальным и мистическим миром, позволяя героям переживать непередаваемые чувства и эмоции
Без сна баллада была бы лишена этой важной составляющей и не смогла бы полностью погрузить читателя в мир иллюзии, который создает Жуковский
Но сон в балладе Жуковский не только погружает в иллюзию, но и призывает к внутреннему прозрению. Он является ключом к глубокому пониманию и осознанию реальности, скрытой за текучими образами и событиями. Сон пробуждает читателя и заставляет переосмыслить происходящее, подвергнуть сомнению то, что казалось очевидным.
Таким образом, сон в балладе Светланы Жуковского играет множество ролей: он создает иллюзию, погружает в мир мистики и символики, а также вызывает внутреннее прозрение
Светлана Жуковский с особым мастерством использует этот мотив, чтобы захватить внимание читателя и помочь ему полностью погрузиться в удивительный мир своих баллад
Жанр и направление
Фантастика произведения относится сразу к двум культурам:
- русской, связанной с таинственными крещенскими гаданиями, где человек снимает крестик, чтобы обратиться за помощью к нехристианским духам;
- немецкой, где часто используется мотив умыкания невесты с мертвым женихом.
Главная особенность произведения Жуковского — использование символики русского фольклора.
Это следующие образы:
- Избушка, подобная жилищу Бабы-Яги, стоящему на границе между миром живых и мертвых.
- Черный ворон, предвещающий смерть.
- Белый голубок — ангел, спасающий Светлану от злых чар.
- Петух, возвещающий рассвет. Он разгоняет ночной мрак, и все возвращается на круги своя.
История создания
Меланхоличная страсть баллады проникнута чувствами таинственного ожидания, сомнения, надежды и искренней любви. Через главную героиню Светлану читатели баллады имеют уникальную возможность испытать весь спектр чувственных переживаний девушки.
Готфрид Бюргер написал балладу «Ленора» в 1773 году, став пионером жанра в Германии. Жуковский заинтересовался его работой и сделал три перевода книги. В первых двух он стремится к более национальной адаптации баллады. Это проявляется даже в изменении имени главной героини: в 1808 году Жуковский дает ей имя Людмила, а в 1812 году — Светлана. Во второй адаптации автор переработал сюжет на российской почве. Позже, в 1831 году, Жуковский создал третий вариант баллады «Ленора», который был максимально приближен к оригиналу.
История создания баллады «Светлана» Жуковского
Историю создания баллады прекрасно описала Душина в своем произведении. Также на эту тему было написано и много других книг. Не всем известно, что в начале своего творческого пути Жуковский подражал немецким и английским поэтам. Он был убежден, что русским литераторам есть, чем поучиться у западных авторов, а потому не стеснялся заимствовать у них опыт.
Но при создании своих произведений Жуковский всегда учитывал черты русского менталитета. Потому даже те поэмы и стихотворения, которые он переводил, были весьма самобытны и не слишком сильно напоминали первоисточники.
В качестве примера такого подражания стоит привести балладу «Светлана». Ее основой считается произведение знаменитого немецкого литератора Бюргера, которое называется «Ленора». Жуковский переложил оригинал на свой манер. В результате в 1812 году появилась удивительная баллада, которая была наполнена мистикой, сказочными мотивами, легендами и преданиями.
При этом далеко не всем известно, что Жуковский посвятил это загадочное произведение своей племяннице и крестнице Протасовой. Баллада стала своего рода свадебным подарком юной леди, которая собиралась выйти замуж за лучшего друга литератора – Воейкова.
Историзмы в «Светлане» Жуковского
Баллада «Светлана» написана Жуковским в 1812 году. Несмотря на это она, в целом, читается и воспринимается легко и сегодня, но всё же содержит устаревшие слова
Важно учитывать и то, что Жуковский писал своё произведение в период, когда русский литературный язык ещё формировался, поэтому книга содержит и краткие формы прилагательных (венчальну, тесовы) и неполногласные варианты некоторых слов (плат, златое), что придаёт лирическому произведению торжественность и некую архаичность
Лексика баллады богата устаревшими словами: историзмами и архаизмами.
Историзмы – это слова, покинувшие лексикон вместе с именуемым предметом. Здесь они представлены в основном лексикой, относящейся к церкви:
многи леты – имеется в виду «Многая лета» — песнопение, исполнявшееся хором, как правило, а капелла, по случаю торжественного праздника.
Песенки подблюдны — обрядовые песни, исполнявшиеся во время гадания, когда девушка бросала в блюдце личный предмет (кольцо, серёжку) в сопровождении специальной песни.
Налое – род столика для чтения, также используется в качестве подставки для икон.
Запона – белая ткань, часть одежды священника.
Архаизмы – устаревшие слова, заменённые более современными:
- Ярый — огненный
- Рьяны — усердные
- Уста — губы
- Зиждителя — основателя
- Фимиам — благовоние
- Вымолвить — сказать
- Тесовы – сделанные из тёса – специально обработанных тонких досок
- Благ – хорош
Значение баллады «Светлана» Жуковского
Баллада «Светлана» В. А. Жуковского оказала огромное влияние на русскую литературу и культуру. Ее значение простирается далеко за рамки простой любовной истории. Прежде чем появилась эта баллада, в русской литературе не было подобных захватывающих историй о любви. Она стала новаторским произведением, в котором соединились романтизм, мистика и глубокие философские смыслы.
Символизм имени Светлана в данной балладе имеет большое значение. Это имя стало не просто именем главной героини, но и символом светлой и чистой души, верящей в Бога и в силу добрых чувств. Появление имени Светлана в святцы исследователи связывают именно с этой балладой, что подчеркивает ее значимость для русской культуры.
Мне нравитсяНе нравится
Баллада «Светлана» отразила важные темы, такие как любовь, вера в Бога и борьба с суевериями. Она показала, что настоящая вера и чистое сердце могут преодолеть трудности и испытания. Героиня Светлана символизирует силу духа и способность оставаться верной своим принципам, несмотря на мистические обстоятельства.
Жанр и направление
Произведение написано в эпоху романтизма и несет в себе ярко выраженные черты данного направления. В «Светлане» четко вырисовываются основные особенности жанра баллады. Поэтому ошибочно из-за значительного объема считать произведение поэмой. Баллада относится к основным жанрам романтического стиля.
В лирическом произведении Жуковского присутствуют основные типичные признаки баллады. Это лиро-эпическое художественное произведение, описывающее необыкновенный драматический случай. Стихотворные строки «Светланы» обладают особой напевностью, а сюжет наполнен мистицизмом и таинственными событиями.
Автор активно использует средства художественной выразительности: метафоры, олицетворения, сравнения. Наблюдается неразрывная связь сюжета с фольклором русским и немецким. Для немецкого фольклора типичным является присутствие мертвого жениха, встающего из гроба. Русское народное творчество наделяет особым мистицизмом обряды святочных гаданий.
В балладе много символики, свойственной фольклору Руси. Вестником смерти служит ворон, таинственная ветхая избушка напоминает жилище сказочной Бабы-Яги, белый голубь относит читателя к воплощению библейского Святого Духа. И все страхи и мистические образы исчезают, как только раздается крик Петуха.
Другой характерный прием романтизма, присутствующий в стихотворении побуждение сном. Перед главной героиней встает главный вопрос: на чью сторону встать. Сохранить ли в сердце святую веру в Провидение или поддаться мистическим соблазнам?
Другие сочинения по этому произведению
Анализ Баллады «Светлана»Анализа баллады «Светлана»Герои и сюжет романтической баллады <nobr>В. А. Жуковского</nobr> «Светлана»Сюжетный анализ баллады «Светлана»Фантастика и реальность в балладе Жуковского «Светлана»Баллада В.А. Жуковского «Светлана»«Преданья старины глубокой!» (по балладе В. А. Жуковского «Светлана»)Герои и сюжеты баллады В.А.Жуковского «Светлана»Баллада В. А. Жуковского „Светлана“ (герои и сюжет)Сопоставительный анализ баллад В.А. Жуковского “Светлана” и “Людмила”Что сближает балладу В.А. Жуковского «Светлана» с произведениями русского фольклораХудожественный мир баллады В. А. Жуковского «Светлана»БалладаБаллады «Людмила» и «Светлана»Сюжет, герои и проблематика баллады В. А. Жуковского «Светлана»Герои и сюжеты баллады В.А. Жуковского «Светлана».Тема судьбы в одной из баллад В.А.Жуковского («Светлана»).Поэзия и жизнь в балладе «Светлана» В. А. ЖуковскогоСверхъестественный ход событий в балладе Жуковского «Светлана»Сентиментальный идеал верной любви в балладе «Светлана»Суханова Александра
Баллада Жуковского «Светлана» сочетает в себе элементы двух литературных направлений — сентиментализма и романтизма. Сентиментализм в произведении проявляется в том, что автор создаёт особую атмосферу чувственности, душевных переживаний с помощью образа героини. Это милая, кроткая, молчаливая и робкая девушка, мечтающая о своём женихе. Она религиозна, робка и застенчива. Так же в стиле сентиментализма Жуковский рисует образы подружек Светланы, обряды гадания и свадьбу. Для психологического романтизма, который присутствует в балладе, характерно утверждение, что зло заключается в греховной натуре человека, избавление от него возможно через самоанализ и самовоспитание. Грех Светланы в том, что она нарушает тайну загробного мира, пытаясь заглянуть в будущее и узнать свою судьбу. Это оборачивается страшным сном: за ней приезжает жених, который оказывается мертвецом. Эпизод сна, его элементы (похищение Светланы женихом, пейзаж, гроб в избушке, карканье ворона, одинокая церквушка) являются признаками романтического стиля, как и счастливая концовка произведения: всё страшное оказывается лишь сном и появляется настоящий жених. Конец произведения так же продиктован канонами романтизма: религиозность, страх перед мистическим началом, покорность Светланы судьбе и смирение оказываются сильнее искушений. С помощью молитвы девушка спасается от наваждения и соединяется со своим женихом — это вознаграждение за веру в Духа Господня и победа над собственными предрассудками.
- https://nauka.club/literatura/analiz-ballady-svetlana.html
- https://otvet.ws/questions/4672565-naiti-priznaki-romantizma-v-ballade-zhukovskogo-svetlana.html
- https://www.allsoch.ru/sochineniya/26453
- https://vashurok.ru/questions/vazhukovskiy-ballada-svetlana-cherti-romantizma-sentimentalizma-v-ballade
Баллада Жуковского Светлана – художественный анализ. Жуковский Василий Андреевич
Остановимся на балладе Жуковского «Светлана» (1811). Она представляет собой попытку поэта создать самостоятельную русскую народную балладу. Но народность в начале XIX века понималась поэтами, тесно связанными с сентиментализмом, с одной стороны, как приукрашенное изображение народного быта, а с другой, как мир сказок и легенд, созданный народной поэтической фантазией. Так понял народность и Жуковский.
Баллада начинается картиной святочного гадания русских девушек, написанной с приукрашиванием крестьянского быта. На фоне этой картины даётся образ Светланы. Он зарисован в духе сентиментальной поэзии: подчёркнуты молчаливость и грусть девушки, разлучённой с милым, её кроткая печаль и тихая скорбь. Она не ропщет, а ропщет облегчения своего горя в молитвах и слезах. За это её и награждает поэт: все ужасы она переживает во сне, а наяву её ждёт радость, данная ей «провидением» за её покорность и терпение, её жених возвращается к ней, и баллада оканчивается картиной весёлой свадьбы. Основную идею баллады Жуковский сам разъясняет в послесловии:
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье — лживый сон;
Идейное содержание баллады говорит о религиозности и консерватизме Жуковского. Жуковский старается показать кротость и религиозность Светланы как типические черты русского народа.
По своему стилю «Светлана» — произведение, включающее черты и сентиментализма и романтизма. Этот сентиментально-романтический стиль баллады находит своё выражение в образе В духе сентиментализма изображены подруги Светланы, её жених, картина гадания, свадьба. Преобладают характерные для писателя-сентименталиста существительные в ласкательных и уменьшительных фермах: вечерок, башмачок, подруженьки и т. д.; типична для сентиментализма и вопросительно-восклицательная интонация.
Но наряду с этой струёй идёт и другая — романтическая. С ней связаны образы страшного и ужасного: образ жениха-мертвеца, скачка на конях ночью, карканье ворона — предвестника несчастья, гроб в избушке, оживающий мертвец и т. п. Пейзаж этой части баллады — снежная мертвенная равнина, бледный свет луны, одинокая церковка, слабо освещенная, — типично романтический.
Композиция баллады отличается стройностью. Лёгкий, плавный стих выдержан в духе разговорной интонации. Строфа имеет 14 строк со своеобразной рифмовкой: первые восемь строк имеют перекрёстную рифму, девятая и десятая — смежную, последние четыре — охватывающую.
Если домашнее задание на тему: » Баллада Жуковского Светлана – художественный анализ. Жуковский Василий Андреевич оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.
Смысл сюжета
Началом произведения автор настраивает читателя на сказочный сюжет. Девушки начинают гадать, что было популярным развлечением на Руси. Описанные действия наделяют балладу Жуковского «Светлана» мистическим смыслом, раскрывающимся сном главной героини.
Основная идея баллады — победа света над тьмой, любви над смертью. Произведение начинается событиями, происходящими во тьме: гадания, мрачный сон с покойником и темными силами.
В балладе Жуковского в имени Светлана скрыт смысл слова «свет». Светлая, чистая душа девушки выстояла против темных сил, встретившихся во сне.
Смысл сна и гаданий в балладе Жуковского
Мистический сон подарил главной героине встречу с женихом. Эпизод стал кульминацией произведения. Узнать судьбу девушка хочет через гадания, напрямую ведущие к потусторонним темным силам. Вместо светлого видения девушка увидела жениха усопшим.
Реальность оказалась иной. Утром возлюбленный вернулся домой. Противопоставление сна реальности — главный смысл «Светланы» Жуковского. Отчаяние накрывает темнотой, вера дарит свет. Гадания в балладе «Светлана» наделяют смыслом темные силы. Это противоречит истинной вере.
Религиозный подтекст
В балладе Жуковского «Светлана» раскрывается религиозный смысл. Одержимость печалью толкает девушку обратиться к мистическим силам. Главная мораль баллады:
- нельзя поддаваться отчаянию;
- всегда нужно верить в светлое;
- за помощью нужно обращаться к Богу.
Популярные на Руси гадания уходят корнями в язычество. Суеверия противоречат вере.
Раскрытие темы и проблематика
- Любовь. Ее можно назвать движущей силой и основной идеей сюжета. Именно из-за любви глубоко верующая Светлана соглашается на гадание, строго порицаемое церковью. Любовь девушки и ее возлюбленного прошла длительные испытания, преодолела разлуку и стала лишь крепче. Впереди их ждет долгое счастье.
- Вера. Светлана искренне верит в Бога, она надеется, что ее молитвы спасут возлюбленного. Вера охраняет ее и спасает от страшного выходца с того света, чего не удалось избежать Леноре и Людмиле.
- Гадания. Как правило, во время крещенских гаданий, чтобы проникнуть в потусторонний мир, гадающий должен снять крест. Светлана молится и держит крест в руках. Таким образом, она нарушает правила этого мистического действия. Девушка не наблюдает видение в зеркалах: все происходящее оказывается лишь сном.