Сны в романе ф.м. достоевского «преступление и наказание» — значение и смысл

8 сочинений на тему роль снов в романе «преступление и наказание» для 10 класса

Образец 4

В своем социально-философском романе Достоевский очень хорошо показал, как соединяется реальность с подсознанием, используя различные художественные приемы. Как один из таких приемов, автор задействует сны Родиона Раскольникова. Описание сновидений героя дает нам возможность увидеть его подробный психологический портрет, его внутренние конфликты и душевные муки. Ведь именно во сне человек становится самим собой, говорит и думает без прикрас, действует так, как он хочет, в отличие от реальной жизни, где он скован социальными рамками и общественным мнением.

В течение всего романа Раскольников видит символические сны. В первом сне, еще до убийства старухи, он видит себя семилетним мальчиком, идущим с отцом за руку, мимо большого кабака. Это место и его шумные обитатели вызывали в нем отвращение и страх. Далее он видит, как пьяный мужик Миколка и другие усаживаются гурьбой в телегу, запряженную всего лишь одной тощей саврасой кобылкой. Бедное животное не может двинуться с места, а Миколка, обезумев от злости, начинает нещадно сыпать ударами по бокам кобылы. Остальные кричат и хохочут, а маленькому Родиону жалко кобылку до слез, и он смотрит на эти зверства в беспомощности.

Проснувшись, Раскольников испытывает ужас и омерзение от увиденного насилия, он рад, что это был всего лишь сон, но вместе с тем начинает задавать себе вопрос, как же он сам решится на жестокое убийство? Как сможет занести топор над головой живого человека, как будет скользить в теплой крови, грабить, а потом прятаться?

Накануне преступления, пребывая в болезненном состоянии, он видит еще один сон, в котором он будто находится в Египте, вокруг него золотой песок, голубая вода, красивые камни. Такая картина является полной противоположностью действительности, в которой он находится. Египетская пустыня символизировала собой новый мир Раскольникова, о котором он так мечтал и надеялся построить.

После совершения преступления он чувствует себя ужасно, впадает в беспамятство, и видит очередной кошмар: полицейский Илья Петрович почти до смерти избивает хозяйку квартиры, в которой живет Раскольников. Он слышит крики и вопли хозяйки, звуки ударов и хрипящий голос полицейского, выкрикивающий безобразные ругательства. От испуга его бьет дрожь, он понимает, что Илья Петрович придет и за ним, но ничего не может сделать, ни спрятаться, ни убежать, ни затворить дверь. Все его существо снова противится жестокости, тому, что сделал он со старухой, но разгоряченный мозг твердит о правильности его теории, что убийство-это естественное явление в жизни. Но этот кошмар показывает нам, насколько Раскольников боится быть пойманным, опозоренным, он понимает, что сотворил нечто страшное и необратимое.

В четвертом сновидении герой идет вслед за таинственным человеком, который подзывает его рукой. Он ведет его в квартиру процентщицы, а затем исчезает. Раскольников узнает это место, а затем видит и саму старуху, сидящую на стуле и прячущую лицо. Он хватает топор и начинает бить ее по голове, но удары не вредят ей, как бы сильно он не бил. Он заглядывает ей в лицо и видит, что она смеется, и люди в соседней комнате тоже начинают смеяться. Этот сон показывает, что его теория и попытки изменить мир смешны, что все было тщетно и бесполезно. Он убил людей просто так, ничего, кроме страданий он не получил, а только загубил свою жизнь.

Мы видим, как в самом начале подсознание главного героя пытается с ним говорить посредством первого сна, уберечь от ошибки. Но Раскольников игнорирует этот знак, охваченный идеей своеволия и принципом разделения людей на категории

Остальные сны тоже имеют важное значение, посредством их мы видим, что испытывает герой, как он мучается и борется с самим собой

Сны Свидригайлова

Свидригайлов — персонаж, которому также снятся символические сны, пронизанные глубоким смыслом. Аркадий Иванович  — пресытившийся жизнью человек. Он равно способен как на циничные и грязные поступки, так и на благородные. На его совести лежат несколько преступлений: убийство жены и самоубийства слуги и оскорбленной им девочки,которой было всего 14 лет. Но совесть его не тревожит, лишь сны передают скрытую, неизвестную самому герою сторону его души, именно благодаря своим сновидениям Аркадий Иванович начинает видеть всю свою подлость и ничтожество. Там он лицезреет себя или отражение своих качеств, которые ужасают его. Всего Свидригайлов видит три кошмара, причем грань между сном и явью настолько размыта, что порой трудно понять, видение это или реальность.

  • Мыши. В первом сне герою мерещатся мыши. Мышь считается олицетворением души человека,зверьком, который быстро и почти незаметно ускользает, как дух в момент смерти. В христианской Европе мышь была символом злой, разрушительной деятельности. Таким образом, можно прийти в выводу, что в сне Свидригайлова грызун является предвестником беды, неминуемой гибели героя.
  • О девочке — утопленнице. Аркадий Иванович видит девочку-самоубийцу. Она имела «ангельски чистую душу, вырвавшую последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в тёмную ночь…». Точно неизвестно, но о Свидригайлове ходили слухи, что он совратил четырнадцатилетнюю девочку. Этот сон будто описывает прошлое героя. Возможно, что именно после этого видения в нем просыпается совесть, и он  начинает осознавать всю низменность поступков, от которых раньше получал наслаждение.
  • О пятилетней девочке. В последнем, третьем сне, Свидригайлову снится маленькая девочка, которой он помогает без всякого злого умысла, но неожиданно ребенок преображается и начинает заигрывать с Аркадием Ивановичем. Она имеет ангельский лик, в котором постепенно вырисовывается сущность низменной  женщины. Она обладает обманчивой красотой, внешне прикрывающей душу человека. В этой пятилетней девочке отразилась вся похотливость Свидригайлова. Это больше всего его и испугало. В образе демонической красоты можно увидеть отражение двойственности характера героя, парадоксальное сочетание доброго и злого.

Проснувшись, Аркадий  Иванович ощущает свое полное духовное истощение и понимает: сил и желания жить дальше у него нет. Эти сны раскрывают полное нравственное банкротство героя. И, если второй сон отражает попытку воспротивиться року, то последний показывает все уродство души героя, от которого никуда не деться.

Значение снов в истории Раскольникова

Величие романа «Преступление и наказание» Федора Достоевского заключается не только в художественной ценности и глубине изображения внутреннего мира главного героя Родиона Раскольникова, но и в важности символического значения снов, которые пронизывают его сознание. Сны, которые посещают Раскольникова на протяжении всего романа, играют важную роль в развитии сюжета и отражают его внутренний мир

Они являются важным источником информации, который помогает читателю понять истинные мотивы и переживания главного героя

Сны, которые посещают Раскольникова на протяжении всего романа, играют важную роль в развитии сюжета и отражают его внутренний мир. Они являются важным источником информации, который помогает читателю понять истинные мотивы и переживания главного героя.

Сны Раскольникова символизируют его внутренний конфликт, страдания и постепенное осознание совершенного им преступления. Эти образы, запечатленные в его подсознании, являются проявлением его нервного расстройства, а также его внутренней борьбы между желанием оправдать свои действия и осознанием своей вины.

Сны Раскольникова также являются неотъемлемой частью его саморазоблачения и пробуждения совести. Они выступают в качестве предзнаменования его будущего раскаяния и постепенной трансформации его характера под влиянием последствий его преступления.

Одним из самых значимых снов Раскольникова является сон о лошади, который отражает его внутреннюю боль и жалость к живым существам, а также его осознание собственной подлости и жестокости. Этот сон становится поворотным моментом в развитии сюжета, ведь именно после него Раскольников понимает, что не может продолжать скрывать свою вину и должен ответить перед законом.

Таким образом, значение снов в истории Раскольникова несет глубокий символический смысл, отражая его внутренние переживания, раскрывая его нравственное разложение и последующую трансформацию. Они помогают читателю понять сложность его характера и внутренние душевные коллизии, что делает роман «Преступление и наказание» истинным литературным произведением и вызывает глубокое чувство сопереживания.

Символичность сновидения, скрытый смысл

Достоевский раскрывает в произведении животрепещущие темы нравственности и морали, подходя аккуратно к размышлениям героя. Последний сон Раскольникова открывает герою глаза на мир, раскрывает в полной мере его страхи, опасения. Данное сновидение главное действующее лицо видит в эпилоге произведения, когда находится на каторге. Конечно, в формировании иного мировоззрения немалую роль сыграла поддержка Сони Мармеладовой.

Достаточно настрадавшись, Родион, пребывая в тюрьме, размышляет о собственных страхах. Он по-прежнему уверен в правоте своих суждений. Разоблачение приходит в страшном сновидении. Всплывающие во третьем сне Раскольникова образы весьма символичны:

  • трихины, представляющие опасность для всего человечества, приводят мир к утрате всех норм;
  • моровая язва, лишающая людей всех привычных моральных, нравственных качеств;
  • возникшая эпидемия, делающая человека жестоким, что влечет за собой трагедию глобального масштаба;
  • трихины, символизирующие состояние души главного героя.

Вариант 8

Роман «Преступление и наказание» Федора Достоевского — это произведение, которое изучают в школе не только потому, что оно является классикой мировой литературы, но и потому, что оно затрагивает важные философские и этические вопросы

Одним из таких вопросов является тема снов, которые имеют важное значение в повествовании. Что же такое сны и какую роль они играют в романе?

Сны в «Преступлении и наказании» часто выступают как символические образы, которые помогают понять внутренний мир персонажей. Они являются способом показать, что происходит в душе главного героя Раскольникова. В своих снах Раскольников выражает свое бессознательное желание признания своей вины. Эти сны становятся для него мучительным пробуждением, которое не позволяет ему избежать сожаления и раскаяния.

Второй важной ролью снов в романе является то, что они помогают раскрыть характер и эмоциональное состояние других персонажей. Например, сны Сони, главной героини, показывают ее внутреннюю борьбу и страдания, вызванные ее профессией

Сны Мармеладова, бедного алкоголика, демонстрируют его душевное состояние и неспособность преодолеть свои проблемы.

Я считаю, что сны играют важную роль в романе, так как они помогают Достоевскому выразить сложные эмоциональные состояния персонажей, а также раскрыть глубину их души. Сны являются символами, которые помогают читателю лучше понять мир, созданный автором.

Например, в сцене, когда Раскольников готовится убить Алена Ивановича, автор описывает его сон, где он видит свое преступление и терзается угрызениями совести. Этот сон помогает читателю понять, что Раскольников находится в состоянии конфликта с самим собой и не может решиться на убийство без внутреннего конфликта и моральных коллизий. Так, в одном из снов Раскольников видит себя вместе с Соней на кладбище, где они общаются с мертвым Лизаветой. В этом сне Раскольников осознает всю трагичность своего положения и осознает, что ему необходимо идти на истинное покаяние и признать свою вину.

Еще одним примером роли снов в романе является сон Сони, в котором ей является мать. В этом сне Соня обращается к матери с просьбой о помощи, но матерь отвечает ей, что она не может помочь, так как сама совершила преступление. Этот сон символизирует не только бедность и безысходность ситуации Сони, но и отсылает к тому, что каждый человек несет ответственность за свои поступки и должен принимать последствия своих решений.

В целом, сны в романе «Преступление и наказание» играют важную роль в раскрытии характеров персонажей и передаче глубоких философских идей. Сны помогают читателю лучше понять мотивы героев, их внутренние борьбы и принятие сложных решений.

Мне нравится105Не нравится43

Рейтинг сочинений

447

182

112

94

62

59

44

29

Перессказ снов Раскольникова. Преступление и наказание

Роман Фёдора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” – одно из гениальных произведение русской литературы, которое оставило большой отпечаток в её истории

Довольно важное место в романе занимают сны Родиона Раскольникова, центрального героя произведения, который совершает преступление и на которого обрушивается наказание, составляющее основное содержание романа. Первый сон главного героя описывается почти в самом начале романа

Достоевский описывает кошмар, в котором Раскольников.

  • Как быстро сделать стену в майнкрафт пе

      

  • Как скачивать с симс ресурс

      

  • Полип в слепой кишке что это может быть

      

  • Первопроходец изгой black desert квест где мышь

      

  • Как зайти в тестовый забег геншин

Сон Мармеладова: отражение внутренней борьбы

Мармеладов, главный герой сна, предстает перед нами в виде фигуры воинствующего Бога, но вместо оружия он держит в руках пустую бутылку. Этот образ символизирует его тяжелую пьянство, его покорность перед изъянами своей жизни. Веревка, которую он держит в руках, представляет собой его личную борьбу с пагубными привычками и грехами.

Сон Мармеладова имеет также глубокий символический смысл. Он является отражением борьбы героя с самим собой и его стремлением к искуплению и спасению. Во сне сияющий глаз Мармеладова становится источником света, который расчищает темные углы комнаты и смывает все пагубное и бесполезное. Это символизирует его желание преодолеть свои грехи и найти спасение.

Сон Мармеладова также имеет большое эмоциональное воздействие на героя и читателя. Внутренние переживания Мармеладова, его страхи и сомнения, передаются читателю через образы сна. Этот сон вызывает чувство воспоминаний и сопереживания у читателя и способствует более глубокому пониманию внутреннего мира героя.

Таким образом, сон Мармеладова в романе «Преступление и наказание» является важным эпизодом, отражающим внутренние борьбы и моральные мучения героя. Он имеет глубокую символическую значимость и вызывает эмоциональное влияние на читателя.

Сон Раскольникова о конце света — текст, эпизод, фрагмент, отрывок

Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, — но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса.<o>

Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминаниях, что так долго не проходит впечатление этих горячешных грез. Шла уже вторая неделя после Святой; стояли теплые, ясные, весенние дни; в арестантской палате отворили окна (решетчатые, под которыми ходил часовой). Соня, во всё время болезни его, могла только два раза его навестить в палате; каждый раз надо было испрашивать разрешения, а это было трудно.***Это был текст эпизода «Сон Раскольникова о конце света» (отрывок, фрагмент) из романа «Преступление и наказание» Достоевского. Смотрите: 

В произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» отразилась не только эпоха: в нем автор поднимает глобальные вопросы о нравственности и морали, о законах человеческой жизни, о добре и зле. Преступление Раскольникова тем страшнее, что герой сомневается в том, нужно ли ему раскаиваться и уверен в правильности своего поступка даже уходя по этапу. Именно сон Раскольникова на каторге опровергает его страшную теорию.

Из каких частей состоит сон

Один цикл сна длится до 2 часов. Он состоит из медленной и быстрой фазы или стадии.

Быстрая фаза

По-другому называется быстроволновой или парадоксальной. В это время проводится работа с подсознанием. Мозг спящего человека перерабатывает полученную за день информацию. Вот, почему мы видим сны. Это помогает привыкнуть к меняющимся обстоятельствам.

«Сновидение – это королевская дорога в бессознательное». – Зигмунд Фрейд.

С каждым циклом сна парадоксальная фаза длится все больше. Ее можно определить по таким признакам:

  • понижение тонуса мышц;
  • быстрые движения глазных яблок под веками;
  • аритмия (дыхание, пульс).

Интересно, что именно на этом этапе человек видит наиболее впечатляющие сновидения.

Медленная фаза сна

По-другому называется ортодоксальной. Во время ее нормализуются протекающие в организме процессе, восстанавливаются силы и энергия.

Условно эту стадию делят на 4 части:

  1. Дремота. Переходная фаза между периодом бодрствования и сном. Человек плохо воспринимает реальность, видит первые сновидения.
  2. Поверхностная. Сознание отключается. Но при этом активизируется слух. Спящего легко разбудить громкими звуками.
  3. Для третьего этапа характерно повышение глубины сновидений.
  4. Дельта-сон. Снижение сенсорной активности. В эту фазу человека очень сложно разбудить.

Ортодоксальная стадия длится около полутора часов. После снова начинается парадоксальная или быстрый сон.

Цикличность

Один цикл сна выглядит примерно так:

  1. Человек ложится в постель, выключает свет, приглушает звуки. Начинается дремота – первая часть медленной фазы.
  2. Наступают 2 и 3 стадии.
  3. Если никто не нарушит покой во время 2, 3 этапа, мозг погрузится в дельта-сон.
  4. Ортодоксальная стадия идет в обратном направлении к 1 этапу.
  5. Наступает быстрый сон.

Удобная таблица по снам Раскольникова

Сны Раскольникова в романе занимают важное место. Каждый из них является знаковым для судьбы Раскольникова

Приходят они в особо ярких состояниях и имеют очень символичное значение. Наиболее удобно символику и значение снов героя отобразить таблица «Сны Раскольникова».

Сон

Значение

Символика

Сон о лошади

Далекое детство Родиона. Они с отцом направляются в церковь и проходят мимо кабака. Родя видит, как выпившие мужики жестоко избивают маленькую слабую лошадь, которая запряжена в очень большую, несоразмерную ей телегу. Родя хочет заступиться за животное, но на его глазах лошадь убивают, прибив до конца железным ломом.

Сон как бы подготавливает Раскольникова, остерегает его, говорит о том, что задуманное злодеяние противоречит чистой душе и положительным качествам героя.

Церковь и кабак как противопоставление жизненных позиций, но находятся они совсем рядом друг с другом. Кабак является олицетворением зла и жестокости, пьянства, которое приводит к негативным последствиям. Церковь же – олицетворение чистого и светлого начала в человеке, Бога.

Церковь и кабак не случайно находят недалеко друг от друга: это показывает, что каждый человек волен сам выбирать, по каким принципам ему жить, а от добра до зла может быть всего один шаг.

Сон об Африке

Египет, оазис, голубая вода и теплый песок.

Жажда души, стремление к чистому и прекрасному. Сон снится на кануне убийства, герой все еще может остановиться и выбрать путь чистой жизни.

Оазис, голубая вода, тепло – как чистота побуждений и образа жизни среди океана нищеты и разрата, грязных мыслей и злобных затей.

Сон об Илье Петровиче и хозяйке

Сон происходит как в бреду. во сне приходит полицейский Илья Петрович и Родион якобы слышит, как внизу он бьет хозяйку квартиры.

Страх Родиона быть разоблаченным, пойманным за свое преступление. Раскольников боится, что его арестуют и ничего не предпринимает для спасения хозяйки.

Сцена выступает как композиционный двойник убийства старухи и Лизаветы. Родион мог остановить себя, одуматься, но ничего не сделал.

Сон о смеющейся старухе

По зову какого-то человека, Раскольников приходит в квартиру процентщицы и видит ее сидящей в углу. Герой пытается расправиться со старухой, но у него не получается, он слышит только ее смех.

Раскольников сбегает и оказывается под взглядом множества людей, которые притаились и молча ждут, что он будет делать.

Сон символизирует внутреннее состояние героя. Не зря сон снится именно перед приходом Свидригайлова, который сознается, что все знает.

Сон означает полный провал эксперимента над собой.

Смех выступает как победа старухи – убил ее, но не выиграл, а проиграл ей, испытывая муки совести.

Сон о конце света

Все люди подвержены страшной болезни. Они должны погибнуть, заражены злобой и жестокостью, убивают друг друга и плодят ужас на Земле. Только некоторые избранные могут выжить с помощью того, что несут в мир свет и чистоту.

Сон снится Раскольникову, когда он находится на каторге, после всех перенесенных им мук. Рядом с ним – Соня, которая умеет сострадать и несет в себе всю боль человечества, очищение и страдание.

Каторга и Соня становятся для героя началом новом жизни и искупления своего страшного греха.

Сон как символ обновления души, ее очищения.

С помощью данной таблицы можно написать сочинение на тему «Сны Раскольникова», указать их значение и символический смысл.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Преступление и наказание»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Преступление и наказание»

для самых компанейских —

Главные герои «Преступление и наказание»

для самых любопытных —

Анализ «Преступление и наказание» Достоевский

для самых крутых —

Читать «Преступление и наказание» полностью

Тест по произведению

  1. /16

    Вопрос 1 из 16

Самые популярные материалы февраля для 10 класса:

Болконский и дуб

Краткое содержание «Собор Парижской Богоматери»

Краткое содержание «Севастопольские рассказы»

Характеристика Свидригайлова

Образ Ермилы Гирина в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Характеристика Платона Каратаева

Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Характеристика Николая Болконского

Портрет Андрея Болконского

Жанровое своеобразие романа «Война и мир»

Сон о секрете и убийстве

Один из аллегорических снов, снимаемых Раскольниковом в романе, носит название «Сон о секрете и убийстве». В этом сне главный герой испытывает жуткий кошмар, который символизирует его скрытые тайны и внутреннюю борьбу с собой.

Раскольников видит себя в заброшенной комнате, заполненной сумерками. В углу он обнаруживает маленькую сейфовую дверь, которая парализует его от страха и одновременно вызывает любопытство. Страх обладает героем, поскольку за дверью скрываются его мрачные тайны.

Знакомый и манящий запах жизни и смерти заполняет помещение, вызывая у Раскольникова двусмысленные эмоции. Он понимает, что эта комната символизирует его подсознание, где хранятся запретные действия и неприятные воспоминания.

Когда Раскольников решается открыть сейфовую дверь, он обнаруживает там тело своей жертвы. Этот момент сна является ярким отражением того, что герой понимает, что его деяние не останется безнаказанным и несет с собой непоправимые последствия.

Сон о секрете и убийстве говорит о внутренней борьбе Раскольникова и его стремлении к истине и освобождению от греха. Вместе с тем, это аллегория его подсознания и несбывшихся надежд.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про сон и сновидения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: